Новости   |   Работа   |   АВТОзерск  |  Недвижимость  |  Погода   |   Справочник предприятий   |   Знакомства   |   Форум   |   Бюро находок   |   Барахолка
16+
Почётные граждане Озёрска   |   Расписание автобусов (межгород)  |   Показания водосчётчиков  |   Показания электросчетчиков

Когда звонит звонарь…

Общество
18 апреля 2012 11:18
источник: pravmir.ru
 

«Как нежный звук любимых слов на языке полупонятном, твердит о счастье необъятном далекий звон колоколов», — писал Константин Бальмонт. Кого-то колокольный звон погружает в мысли о вечном, у другого вызывает щемящее чувство России. А о чем думаете вы, когда звонит звонарь?

Изображение 321.jpg

Промозглым и серым московским днем я поднимаюсь на колокольню в «Коломенском» вслед за Владимиром Марьяновичем Петровским.

Владимир Марьянович Петровский — обладатель звания «Лучший звонарь России», действительный член Ассоциации колокольного искусства России.

Родился в 1957 г. в г. Березники Пермского края. В 1981 г. окончил Архангельское музыкальное училище по классу ударных инструментов. В 1986-1992 гг. работал научным сотрудником и звонарем в музее «Малые Карелы» г. Архангельска. В 1992 г. в Соловецкой обители, в дни торжеств, посвященных обретению мощей преподобных Зосимы, Германа и Савватия, возродил звоны Соборной колокольни. Там имел встречу с Патриархом Алексием II, во время которой получил благословение на возрождение звонов в храмах Русской Православной Церкви.

Организатор колокольных фестивалей, создатель первой в России профессиональной школы звонарей на базе музея «Малые Карелы», автор нотных пособий и курсов лекций по колокольному звону.

В 2008 году награждён орденом прп. Сергия Радонежского.

Изображение 1303.jpg

В Озерске

Путь в храм через колокола

Звон стихает. Мы сходим по крутой лесенке вниз и ведем за горячим чаем неспешную беседу.

- Владимир Марьянович! Когда я поднималась на колокольню, настроение было, положа руку на сердце, тоскливое – небо серое, хлесткий ветер. А спускалась другим человеком, радостным, полным сил и вдохновения!

- А вот это и есть великая цена колокольного звона!

- Как вы пришли к занятию колокольным звоном?

- Господь привёл. Я музыкант-профессионал. Родился я в Архангельске, окончил музыкальное училище. Всю жизнь занимался ударными инструментами, играл эстрадную музыку, джаз, народную музыку. В 80-е годы, в 85-м-86-м, преподавал класс джазовой импровизации. Тогда же решил расширить кругозор и окончил курсы экскурсоводов при Этнографическом музее. В наш музей были свезены колокола со всей Архангельской области, и мне предложили: раз ты музыкант, займись ими.

- Сразу получилось?

- Да конечно нет! Я тогда еще не знал, что и как на службе происходит. Мой приход в Церковь произошел только в 90-е годы.

- Это вам помогло?

- Конечно! Господь всегда помогает. Ты сам не отказывайся и почувствуй Его помощь. Отодвинь гордыню и скажи: «Господи, Ты твори».

Первые годы это было «затворничество» на Фёдоровской часовенке (всего 6 колоколов: большой стокилограммовый, 3 «зазвончика», да две «срединочки»). Там я создал русский вариант того, что в Европе называют «современной колокольной музыкой». «Лесная сказка» – это первая моя картина-композиция.

- А разве музыкальное творчество допустимо в колокольном звоне?

- Да. Очень интересный пример: когда я впервые побывал на Соловках в конце 70-х годов, то получил колоссальное впечатление от природы, кремля, валунов, моря, озёр, Секирной горы, каналов, выложенных вручную монахами. Мне хотелось его передать через творчество.

Попробовал нарисовать – не получилось. Стал сочинять стихи – снова неудача. А спустя 10 лет, в 1989-м году, в Ростове Великом, на Успенской звоннице я впервые друзьям исполнил две композиции: «Сказание монаха» и «Наваждение». В «Сказании монаха» я, наконец, сумел воссоздать впечатление от того посещения Соловков. Мне представлялся умудрённый монах, повествующий молодому иноку о вере и жизни.

- Ваше отношение к Церкви было доброжелательным уже тогда, в 70-е годы?

- Доброжелательным – да, но не было церковного опыта. Крестили меня сызмальства. Бабушка всегда в нижнее бельё мне крестики зашивала. Носить открыто запрещалось, а путешествовал я много ещё мальчиком в связи с занятиями спортом. И вот в 1991-м году батюшка Василий пригласил меня в храм Всех Святых в Архангельске. Там была моя первая Пасха, первая общая трапеза, там я звонил свой первый пасхальный звон.

- Выходит, что по-настоящему именно колокольный звон привёл вас в Церковь?

- Господь звал через всё возможное к Себе – через творчество, через искусство, через звон. Но я видел многих людей, которых в храм привел именно звон.

Изображение 1344.jpg

"Дегустация" передвижной звонницы для крестных ходов

- Ваш звон не похож на звон других мастеров. Как создавался такой звон?

- Основа русского православного звона – это характер, то есть духовная составляющая, и это ритм. В православном русском звоне никогда не было чётко выраженной мелодии, как, например, в музыкальном произведении. Но русские колокола, их подбор, их звукоряд в умелых руках звонаря передавали всю гармонию внутреннего состояния звонаря.

- Наверное, это и дар Божий.

- Конечно! Но при этом существует устав колокольного звона, который необходимо соблюдать каждому звонарю. Возьмем «Благовест». Это «благая весть» о начале богослужения. Его звонят за 15 минут, а в монастырях за 30 минут до службы. Начинают с трех ударов во имя Святой Троицы в большой колокол. Если звон будничный, он всегда спокойный, размеренный, если праздничный – торжественный. Если погребальный перебор или перезвон – скорбный. Встречный звон – радостный, на крестном ходу – степенный. Выразить это – дело звонаря.

- А есть минорно и мажорно настроенные колокола?

- Понятия минора и мажора в русском колокольном звоне нет. Каждый колокол имеет свой тон, свою ноту, но это не фортепиано. Фортепиано оно и в Африке фортепиано, а колокола все разные, и звонарь вкладывает в звон свои впечатления, чувства, воцерковленность.

- Важно звонарю быть церковным человеком или достаточно чувствовать ритм?

- Да. Степень воцерковления звонаря можно услышать по его звону. Я всегда крайности говорю: ну ведь не пристало мусульманину звонить в храме, да? Так как же допускают звонить человека невоцерковлённого? Ведь храм благословенен!

- Да и невоцерковленному человеку трудно понять ту радость или скорбь, которую переживает Церковь…

- Совершенно верно, именно скорбь и именно радость – две составляющие православной культуры и жизни. Мы никогда не можем познать радость, не имея опыта горя, и наоборот. Духовная культура приобретается со временем. И то, что рождает звонарь, не может быть безликим. Звон должен цеплять, брать за душу человека.

- Существуют какие-либо ограничения в творчестве звонаря?

- Нужно искать золотую середину. Звон не может быть чрезмерно красивым и изысканным, но и не должен быть брякающим, тусклым и механическим. В звон приходят разные люди: из науки, из музыки разных направлений, стараются привнести что-то свое. Поэтому необходим разумный предел в формировании православной красоты.

- А может просто физик или филолог, а не музыкант, стать хорошим звонарем?

- А почему бы нет? Всё от него зависит!

- Значит, у музыкантов тут приоритета нет?

- Абсолютно точно. Люди говорят: ой, мне не дано, какие-то там «медведи», какие-то там «уши». Я всегда могу определить, можешь ты стать звонарём или нет. Кстати, Александра, давайте сейчас проведем элементарный тест. Кладите руку на столик и повторяйте за мной.

(Я повторяю за Владимиром Марьяновичем нехитрый ритм, как в детстве при поступлении в музыкальную школу).

- Верно! Вот это и есть основа русского звона – ритм. А характер вы уже привнесёте через своё понимание православного мира. И всегда важна молитвенность.

Изображение 289.jpg

Изображение 354.jpg

Колокольный концерт в Озерске

- А вы молитесь, когда звоните звон?

- Отличный вопрос! Все говорят, что молятся. Я не знаю, как «Отче наш» читать, если есть некая ритмическая составляющая, я не могу в своём сознании включить две программы одновременно. Я прочитал молитву, создал духовный настрой, и я живу. Так рождается мой звон.

- Ваш звон — творческий и свободный. При этом в нем царит церковный дух. Наверное, именно это сочетание делает звон живым.

- Совершенно верно. И не просто живым, а православным.

- Если вы идете звонить, а на душе уныло, в жизни – неприятности?

- Какое бы ни было настроение, я знаю: люди пришли слышать звон. Первый-второй такт звучания – и всё, я нахожусь в совершенно ином мире.

- Я смотрела вниз с колокольни, когда вы звонили, и видела, как гулявшие в «Коломенском» останавливались и зачарованно слушали.

- Это моя задача – остановить человека. Они останавливались не оттого, что их задержала ритмическая структура. Но потому, что их что-то заставило погрузиться в себя, в размышления. Человек не может не мыслить, и я ему помогаю: остановись и подумай.

- Вам за пределами России приходилось работать?

- В Марбурге в Германии и в Швеции. Вот были художники-передвижники. А я звонарь – передвижник.

Изображение 1463.jpg

Перед концертом на День равноапостольных Кирилла и Мефодия в Озерске

- Вы упомянули о «петровском» развесе колоколов. Что это такое?

- Это особое расположение и настройка колоколов, подвеска языков, натяжка струн, расположение звонаря, педалей. У нас никогда не было централизованной школы звонарей. Почему существующие сегодня центры обучения колокольному звону я считаю не очень правильными? Почему я езжу по России и сам всё делаю? Потому что заниматься нужно на месте: и развес колоколов осуществлять, и учеников обучать. На всех моих колокольнях развесы немного разные, соответственно и звоны на них разные и обучать звонарей нужно по-разному.

- Есть такие звоны, которые вы звонили и помните по сей день?

- Каждый звон. Но особенно звон на освящении Софии Новгородской в 1991-м году. Это первый большой храм, который Святейший Патриарх Алексий освящал.

- Сравним ли выход звонаря на колокольню с выходом музыканта-исполнителя на сцену? Вы волнуетесь, когда идете звонить?

- Раньше смущался. А сейчас для меня звон — это радость творчества. Конечно, степень профессионализма определяет степень смелости: если ты всё знаешь и всё чувствуешь, то звонишь уже не с боязнью, а с желанием творить. Вот и сегодня я поднимался с желанием, чтобы люди порадовались, открыли для себя новое, интересное и доброе.

- Есть звоны других звонарей, которые вы слушаете с интересом?

- Очень редко! Мало взять рисунок и исполнять его в течение 5-10 минут. Для меня важно духовно-музыкальное мышление, которое образно передает смысл действа, настраивает прихожан на службу. Православие насыщено символами. Когда я преподаю, то всегда говорю – звон должен быть содержательным. А из чего берется содержание? Из твоего внутреннего мира, из образов, которые живут в твоей памяти и в твоих чувствах. Сегодня прозвучал встречный звон. Всегда, когда я его звоню, то перед глазами встает картина встречи Святейшего Патриарха на Соловках. Это был 1991-1992 годы, перенос мощей преподобных Зосимы, Германа и Савватия в претерпевшую в годы лихолетья обитель. Море, поздняя осень, Преображенский храм, очень много людей, звонит колокол, входит Святейший Патриарх. Бам-бам-бам… – этот благовест я звонил два часа.

Изображение 190.jpg

Изображение 168.jpg

Изображение 192.jpg

Изображение 200.jpg

Изображение 339.jpg

Установка колоколов на звоннице Свято-Покровского храма в Озерске

- Если у начинающего звонаря звон не получается, что ему делать?

- Работать. Знаете, как бывает иногда? Да в принципе всегда. Мешает леность человеческая. И я ей порой подвержен. Приходят ко мне на лекцию: «Владимир Марьянович, понимаете, не было времени…» Я говорю: «Ну не может быть! А ночь?» Да, ты где-то не поспи, не поешь, а сделай, потому что нужно. Так в любом деле. Если ты чтец, надо всё время читать, следить за интонацией, за правильным выговором. Я знаю людей, которые два года читали Псалтирь, а потом полгода отмаливали, что неправильно читали ее. Колокольный звон – то же самое. Мне говорят: «Владимир Марьянович, ты так высоко планку поднимаешь!» Ну а как иначе-то? Пусть ты к этой планке не сегодня придёшь, но главное: иди.

- Что главное в деле звонаря?

- Профессионализм. У меня натура такая, что я люблю: если уж делать дело – так очень хорошо. А посредственность рождает посредственность. Если ты не можешь, не уверен, отойди, в мире очень много вещей, которыми ты мог бы заняться. Очень часто бывает, что на приходы приезжают люди, у которых звон не получается, и возникает некоторое внутреннее смущение. На что я всегда говорю: вы не переживайте, ведь в Церкви можно много разных послушаний нести, Господи, помилуй. Но главное, что вы с этим соприкоснулись, и это дорогого стоит. Ещё я всегда говорю об ответственности звонарей. На лекциях сравниваю приход в звонарское дело с монашеским постригом.

- Как это?

- Пришёл в звон – это навсегда. Часто 10 человек приходит в группу, полтора остаётся, принимают этот «постриг колокольный», и они будут с ним всю оставшуюся жизнь жить, передавать это искусство другим.

Профессионализм всегда и везде должен доминировать. Тогда действо обретает истинный и цельный вид. Нельзя икону чуть-чуть пописать, она должна быть полностью написана. Храм не может строиться чуть-чуть. Так же и с колокольным звоном. Если людей звон не берёт за душу, смысл теряется. И когда подходят люди со слезами на глазах и говорят: «Я никогда такого не слышал, Господи, как здорово!» — то понимаешь, что настоящий колокольный звон несет в себе миссионерство.

Изображение 416.jpg

Интервью озерскому телевидению после концерта

- Какими качествами должен обладать идеальный звонарь?

- Идеального звонаря нет, но всегда есть, к чему стремиться.

- К чему же?

- Прежде всего, к самому себе, к подлинному внутреннему миру, искренности и честности. Уж если человек работает, он должен работать. Если он любит дело, так он должен любить его. Нельзя спастись, любя вполсилы. У меня есть такая песня, где я говорю: «Нельзя спасти себя, любя вполсилы». Господа нельзя любить чуть-чуть. Господа можно любить или не любить. Так же и колокольный звон.

IMG_3992.JPG

Озерские ученики Петровского со своим преподавателем после экзамена

***

В одной из своих песен Владимир Марьянович поет: «Над Россией вновь заря, добродетель, яркий свет, радость Божья нам дана… С колокольни добрый глас, как в былые времена, к покаянью зовет нас звонарь, звоня в колокола».

IMG_4221.JPG

На концерте в ДК "Строитель" (г.Озерск)

Мы идем не спеша к метро «Коломенское». И все говорим, говорим о колокольном звоне. «Это непросто, но очень интересно, здорово, наполняет жизнь. Вот мне очень хотелось сегодня для вас устроить настоящий праздник… и показать вам мир православных звуков…».

Александра Никифорова

Биография В.М. Петровского – с сайта petrovskij.com

Фото Александра Волынцева с встреч с В.М.Петровским в Озерске Челябинской области 

Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14.







Отклики читателей
Гостья, 20 Апреля 2012 00:47
Мне нравится0
Огромное спасибо за статью!
Перейти к обсуждению на форуме >>
По требованию российского законодательства комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Добавьте Ваше мнение:*
:) ;) :D 8-) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 


Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором.
Доставка еды на дом
Сообщи новость
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.



Погода в Озерске

8 апреля 2020 - утро

-7oC, Ветер Западный 5 м/с, Малооблачно Без осадков

Подробнее







Последние вакансии в Озерске
Cпециалист по выдаче займов
Продавец-кассир
грузчик


Последние резюме в Озерске
бухгалтер
Грузчик, разнорабочий
Водитель С,Е
Дополнительно
Архив
Карта сайта
Редакция
Реклама


Опрос посетителей
  1. Как ваше настроение?
архив опросов
К началу страницы    
На главную  
Новости за сегодня  
Архив  
Редакция  
Размещение рекламы