Новости   |   Работа   |   АВТОзерск  |  Недвижимость  |  Погода   |   Справочник предприятий   |   Знакомства   |   Форум   |   Бюро находок   |   Барахолка
16+
Почётные граждане Озёрска   |   Расписание автобусов (межгород)  |   Показания водосчётчиков  |   Показания электросчетчиков

Персональный спектакль закрытого города

Общество
25 апреля 2012 16:27
источник: expert.ru
 
Персональный спектакль закрытого города

B небольшой закрытый городок Озерск Челябинской области группа критиков из Свердловского отделения Союза театральных деятелей ехала с подспудными опасениями типа «в небольших городах и искусство небольшое». Скептиков ждало разочарование, а оптимистов — награда.


На сцене

Мы приехали в Озерск во время Недели премьер: каждый вечер в театре драмы и комедии «Наш дом» демонстрировались постановки из числа самых свежих. Хитом сезона стал спектакль, уже одно название которого вызывает в памяти шлейф ассоциаций, — «Ханума». Написанная в конце века XIX комедия «с грузинским акцентом» востребована до сего дня: посмеяться не впустую привлекательно казалось и тогда, и сейчас. Озерская версия сохранила канонический подход к материалу, но вместо полюбившейся мелодии Гия Канчели воспользовалась оригинальной музыкой уральского композитора Сергея Моисеева.

Создателей спектакля следует поблагодарить. Сначала за то, что они не сделали. Публику не старались рассмешить ужимками и кривлянием, что, по убеждению некоторых и даже многих современных режиссеров, является залогом успеха. Ее не тормошили подмигиванием и «толстыми» намеками на местные параллели. «Ханума» обошлась без пошлости, от начала до конца точно выдержав взятую ноту «естественной легкости разрешения сложных жизненных вопросов». Артисты не пытались переиграть или перепеть известных исполнителей. Режиссеру из Екатеринбурга Михаилу Пазникову удалось вырастить спектакль таким, что тот ни с кем не соревновался, уважал самого себя и чувствовал уверенность вне зависимости от контекста других постановок.

Теперь спасибо за то, что сделали. Получилось искрометно, динамично, нескучно: калейдоскоп бытовых и ярмарочных сцен сменяется любовно-лирическими сюжетами, конфликтами желаний и «конкурентной борьбой». Мощный жизнеутверждающий импульс исходит прежде всего не от молодых героев и артистов, а от людей опытных, узнавших жизнь и не уставших ей радоваться. Когда на сцене появляется Ханума в исполнении заслуженной артистки России Елены Шибакиной, ее встречают аплодисментами. Актер неизменно передает герою собственное мироощущение. Елена убедительна в роли сильной женщины, сохранившей позитивный взгляд, желание помогать влюбленным, да она и сама готова к любви! Ее соперница сваха Кабато (артистка Елена Лагодич) — современная карьеристка, обаятельная хваткой, готовая на многое ради победы, но умеющая и проигрывать. Центр притяжения спектакля — именно эти персонажи: они взяли на себя внимание зрителей. Противостояние двух главных мужских фигур (родового, но безденежного и богатого, но безродного) проявилось менее выпукло.

Состояние актерского куража заряжает энергетикой зал. Вихрь танцев и песен; все герои, в том числе непервостепенные, имеют собственный «сольный выход». Не каждый драматический артист обладает выдающимися вокальными и хореографическими данными, а в спектакле 31 (!) музыкальный номер. Был специально приглашен специалист по вокалу (Светлана Банных), одним из самых сложных явилась отработка пластических композиций (хореограф Андрей Иодловский). Артистов «мучили» по несколько часов в день, зато в результате они не мучили зрителей непрофессионализмом.

Спектакль «Ханума» вряд ли фестивальный, перед ним не ставились задачи поиска дополнительных смыслов и необычных выразительных средств. Кредо режиссера Михаила Пазникова — наивный театр: «Нет никаких вторых планов, есть только первый. Артист выходит к зрителю с открытыми глазами и открытым сердцем — и просто ведет свою роль». Но спектакль явно гастрольный, он будет прекрасно смотреться и на чужих сценах. Вот только его прокатная судьба зависит не только от качества постановки, но и от желания местных руководителей.


За сценой

Напомню, в городском театре шла Неделя премьер. На «Хануме» зал на 500 мест был полон под завязку. Накануне на спектакле «Сирано де Бержерак» присутствовало 40 зрителей. Не потому что он получился слабым. Нет, он сложен, неоднозначен, многопланов. А вот «Сиротливый Запад» по пьесе модного сегодня ирландского драматурга Мартина Макдонаха и вовсе был откровенно заблокирован группой зрителей во главе с учительницами литературы.

Реальность такова. В Озерске есть высокопрофессиональный театр, живущий в прекрасном здании, отделанном мрамором и яшмой. Он работает на разные категории зрителей, удовлетворяет кассовый спрос и не забывает об альтернативном искусстве. Но есть и объективные условия закрытого города: зритель жестко ограничен количественно, а его вкусы в течение многих лет стабильны и неизменны.

В мировой театральной практике давно высчитано количество тех, кто посещает театр: от 3 до 5 процентов населения. В Озерске это примерно 3 тысячи человек. Гостей в закрытом городе почти нет. Здесь действует «правило семи премьер»: ровно столько показов собирает зал, но после того, как все театралы посмотрели новую постановку, кое-кто не по разу, спектакль впадает в состояние летаргического сна и в таком виде сохраняется в репертуаре. В результате здесь вынуждены создавать все новые и новые проекты: иногда одномоментно репетируется два-три спектакля для большой и малой сцен, да еще и авторские вещи.

Вынужденное состояние творческого подъема засчитаем-таки в плюс. Но финансовое напряжение от подобной ситуации пойдет явно в минус. Директор театра Владимир Кулик рассказывает: «В новогоднюю “кампанию” мы зарабатывали на постановку “Ханумы”. “Ханумой” сейчас зарабатываем на следующую постановку — “Птица Феникс возвращается домой” по пьесе Ярославы Пулинович». Станет ли произведение новой драматургии источником для продолжения финансовой цепочки? Уверенности, судя по господствующему зрительскому менталитету, нет.


Театр начинается с города

Звучное название появилось у Озерска не так давно, благодаря замечательному расположению между трех озер. В советские времена подобные города были безымянными, номерными. Но народ придумывал им прозвища: «плутониевые», «шоколадные» (в том смысле, что люди в период всеобщего дефицита существовали там как в шоколаде). А недавно мне довелось услышать, в том числе от озерцев: «замороженные». И закрытые территориальные образования продолжают жить особой жизнью, словно вне времени, о чем сами, кстати, постоянно приезжим напоминают.

Прошлое ощущается здесь осязаемо, в том числе лучшими, вызывающими ностальгию чертами. Оазис стабильности и неспешности в быстро меняющемся, скачущем мире. Здесь мало что происходит. Прогуливаясь по набережной, мы увидели снесенный поребрик, похоже, его сшибла машина. «Ну, теперь месяца два будет о чем говорить и писать…», — смеется жительница городка. Удивительно, но здесь почти нет интриг.

Закрытые города продолжают оставаться отрезанными от «большого мира». Это странно в эпоху всепроницаемости интернета и других средств связи. Вроде бы, включил ноутбук — и чувствуй себя гражданином Земли. Но, оказывается, реальная земля, по которой ходят реальные люди, влияет куда сильнее, чем виртуальные возможности безграничья. Границы остаются: вокруг городов и внутри людей. О психологии закрытого города время от времени пытаются рассуждать в Росатоме, так как признают и отрицательные стороны «отрешенности»: «В ЗАТО не допускают не только “чужаков”, новых людей, но и непривычные идеи».

Одним из каналов связи с миром и временем может стать культура, наиболее свободная, наименее зашоренная сфера жизни. Мир искусства по определению более пластичен, восприимчив к новому, чем другие слои общества.

В театре «Наш дом» имеются силы и присутствует желание устраивать фестивали, без которых современное культурное пространство невозможно представить. Здесь создается достойный продукт — спектакли, которые могут быть вывезены за пределы города и стать его знаком, меткой, средством знакомства.

Озерский театр — ровесник комбината «Маяк», градообразующего предприятия: первый реактор запустили одновременно с первой премьерой. Театр возник, когда во вновь созданном населенном пункте еще не существовало ни одной школы. Рассказывают, сам Курчатов часто посещал спектакли, которые служили для него источником вдохновения, и если для озарения ученому требовалось общение с искусством, срочно собирали труппу и играли персонально для него… Но сегодня собственные начинания театра не встречают глубокого понимания у местной администрации. Фестиваль, который несколько лет проводили озерцы, сошел на нет из-за «финансовой недостаточности», как будто это было их внутреннее, личное дело. Все сложнее приглашать режиссеров на постановки, а ведь «режиссерская антреприза» — великолепное средство расширения зрительского сознания. Город не использует потенциальные возможности театра «Наш дом» идентифицировать его в большом открытом мире.



Отклики читателей
Гость, 25 Апреля 2012 18:27
Мне нравится0
согласна, что "вкусы в течение многих лет стабильны..". нравятся хорошие пьесы и их постановки. А администрация почти вся не местная. удачи и достатка. "неизменный"Ваш зритель.
Гость, 25 Апреля 2012 19:46
Мне нравится0
А я считаю, в театр ходило бы больше людей, если бы было больше рекламы и билеты разносили по организациям, как раньше, в былые времена. Просто вечером нет времени бежать до касс театра за билетами, а тут принесли билет, еще и компанию организовал
Гость, 25 Апреля 2012 20:07
Мне нравится0
А иногда хочется чего-то новенького, острого, чтобы не "как всегда". Но понимаю, что здесь это никому не надо наверное кроме меня.
Гостья, 25 Апреля 2012 21:49
Мне нравится0
Театр, может, и ровесник Маяка. Только он был музыкально-драматический. Оперетту там ставили. Певцы те потом в музыкальный театр в Томск-7 уехали. Приезжали к нам на гастроли летом с музыкальными спектаклями. Курчатов театр посещал, конечно. Куда ж ему было деваться? Здесь и симфонические концерты проводили. У меня родители как-то раз пошли на такой концерт (начало 50-х), собралось полтора землекопа (человека 3-4). Отменили уже, а тут Курчатов пришёл. И концерт состоялся, благодаря его приходу. Вот такая история вспомнилась.
Гость, 26 Апреля 2012 09:13
Мне нравится0
В театре драмы не только оперетты, там и "Три сестры" ставили, и Островского, и много чего еще. И ходили! И театр тогда работал не по три дня в неделю, а все кроме понедельника. А сейчас "Чайку", похоже, театру списывать придется... думающих-то не осталось.
Гость, 26 Апреля 2012 09:16
Мне нравится0
Закоснелось никогда не стоит принимать за любовь к прекрасному. Прекрасное не обязательно должно быть привычным. Редко хожу в театр, но мне кажется, что они правильно делают, что ставят необычное, раздвигают рамки нашего замкнутого гетто.
Гость, 26 Апреля 2012 09:19
Мне нравится0
Правильная статья. Автор-то кто? И не только о театре. В нашем городе любые свежие идеи натыкаются на стену. В Озерске будто время остановилось, живем тут как в могиле, сами же стонем от затхлости, а чуть свеженьким повеет, так сразу форточку захлопываем и кричим: Фи!    Отравление свежим воздухом только с непривычки происходит, поверьте.
А театру спасибо за усилия, может быть, соглашусь с высказыванием Кулика, и тщетные.
Чуть жёстко, но честно., 26 Апреля 2012 11:42
Мне нравится0
Нашему  театру  прежде всего стоит  немного  перестать метаться от формы к форме.   Экспериментальные  площадки  уместно развивать в крупных городах, а тут всё таки  во главе угла не амбиции, а зритель.  Так что придётся или  художественно заламывать руки или оставаться классическим  театром вот  в этом гетто, в этом городе  с закрытыми  форточками.    Это  просто Озёрск.   И нужно быть проще, к зрителю лицом, а не считать его за  переставших думать людей. Высокомерность зашкаливает. Извините , постановки  ваши где гусей берут?  В  Екатеринбурге, Москве или всё же Шадринске?

Как можно осуждать   зрителя за косность  и ограниченность?  Только потому что не приняли  вариации страсти?  Да это нормальная мировая практика  - провальные   спектакли.  Сколько их   проваливалось у Дюма. Но ему в голову не приходило  переходить на  оскорбления Зрителя. Зритель он такой какой он есть и другого не будет, сколько вы его не  унижайте. И не надо брать пример с администарции   города, считающей, что  народ ей достался не правильны, а так то работа  идёт полным ходом. Значит не в том направлении поиски пошли, без   мониторинга.   Увы, мониторить пристрастия   нынче приходитс. Сняли с  учреждений культуры воспитательные функции.  
Зритель -натура тонкая. Ему хоть  20 раз на дню зачитывай  восторженные  отзывы  критиков , он вот как раз именно стал думающим.  Он  сам ориентируется  без идеологического  диктата. И если  ему стал ближе Гоголь , а не Чехов, это его выбор.
Сколько спектаклей поставлено   по социальному заказу  , а сколько по своему уразумению?   Какие рекомендации в репертуаре выдаёт управление культуры с  опрой на мониторинг, каких авторов читают в  городской библиотеке?   Насколько  ресурсы театра в  СМИ и сети Интернет   выявляют    пожелания Зрителя?  
Ничего этого нет?
Так что ж тут за слёзы то крокодиловы ручьём?
Гость, 26 Апреля 2012 12:47
Мне нравится0
Чуть жёстко, но честно.

Спасибо, что так честно высказали мнение многих людей. Вы все правильно сказали. Поддерживаю Вас полностью.
Мягонький, 26 Апреля 2012 12:53
Мне нравится0
Прочитал жесткого товарища и не понял о чем он толкует... Когда это театр кого-то оскорблял? Только и слышу: то на Клуб приходите, то в группу вступайте, то анкеты вон всякие в театре всучивают - мнение мое спрашивают. Значит интересуются. А раз интересуются - значит учитывают. И "Ханума" недавно прошла вполне классическая. Ох, и развелось в нашем городе ценителей прекрасного - сами их провоцируете формами вашими новыми!  :D  :D И правильно, новые формы нужны ,и старые нужны. Хорошо, что театр делает и то, и другое. Воздух нужен, не все же одно и тоже, да одно и то же.
Убежденный театрал, 26 Апреля 2012 13:04
Мне нравится0
Звезды рождаются не воимя, а вопреки. Так что держитесь, ребята. Клевету злопыхателей не слушайте. Зрители ваши сами разберутся где тут правда, а где ложь.
Гость, 26 Апреля 2012 13:11
Мне нравится0
Театр вызывает споры - это классно! Вот если бы никто не спорил - значит точно в театре нет ничего интересного. А так... Жизнь кипит.  ;)
Гость, 26 Апреля 2012 13:13
Мне нравится0
Не нравятся новые формы - ходите на классику. Театр предоставляет такой выбор. И оперетту, кстати, привозит, и Московские антрепризы, и разные другие театры приезжают. И своих спектаклей, мне кажется на любой вкус и фломастеры. Разные мнения учитывают - вот что хорошо.
Гость, 26 Апреля 2012 13:19
Мне нравится0
То, администрации города наплевать на культуру и она не использует ее безграничных возможностей для развития города - это истинная правда. А не использует, потому что на город наплевать. ОДни слова только о развитии да благоустройстве.
Работник учреждения культуры, 26 Апреля 2012 13:42
Мне нравится0
Регулярно читаю все новости от учреждений культуры и просто поражают бесконечные и бессмысленные, порой даже абсурдные нападки! Да мелочи все такие: то афиша у Строителя не та, то выставку не ту в ДК привезли, то в театре им опять что-то не так... Ведь явно пишут те, кому наплевать на самом деле. Потому что по существу претензии крайне редко, все больше от скуки. Когда реально по делу, так сразу видна и заинтересованность, и смысл, и доброжелательное отношение.
Люди, вы что сами не понимаете что творите?? Город и так погряз в грязи и хамстве и дело тут не только в плохой администрации, но и ваше участие в этом тоже есть и это не плохо бы кое-кому уже осознать.
Юлия Клепикова, 26 Апреля 2012 13:58
Мне нравится0
Автор статьи - Марина Романова, журналист из Екатеринбурга, представитель журнала "Эксперт-Урал".

Кстати, напомню, что "Лучшую мужскую роль" Андрей Иодловский за исполнение роли Фредерика Клегга в спектакле "Вариации страсти" по результатам конкурса "Территория культуры" (Санкт-Петербург). А "жесткому" - благодарность за дополнительный повод вспомнить лишний раз об этом потрясающем спектакле.  ;)

Театр идет навстречу пожеланиям зрителей и стремится к открытому диалогу, делает все возможное, чтобы наполнить репертуар самыми разными постановками, способными удовлетворить спрос каждой категории зрителей.
В ближайшие выходные - 29 и 30 апреля в 11:00 - в театре драмы снова премьера! На этот раз для детей от 10 лет. Неожиданная возрастная планка? Да. В репертуаре театра спектаклей на этот возраст на данный момент действительно нет. Спектакль очень современный и для нашего города может показаться неожиданным, это просто другая система координат, может быть, непривычный для восприятия язык. Ставит питерская команда, и такой выбор постановщиков не случаен. Молодой режиссер Екатерина Гороховская умеет разговаривать с детьми на их языке и при это оставаться честной, взрослой, вести их в нужном направлении. Подробности в ближайшем анонсе на выходные.  :)
Гость, 27 Апреля 2012 11:13
Мне нравится0
Театр не дает городу жить спокойно - эт. хорошо  :D  :D
Гость, 27 Апреля 2012 20:13
Мне нравится0
Кто-то думает, что основное предназначение театра не давать людям жить спокойно?
Хорошо, если это так думают не сами работники театра.
И хорошо если не работники всех учреждений культуры, которые считают мнение горожан нападками. Они явно выбрали не ту специальность.
Гость, 28 Апреля 2012 09:39
Мне нравится0
Я понял, что говорилось об общем упадке культуры в городе. Действительно достали уже грубость и пошлость в каждой теме ....
Гость, 28 Апреля 2012 10:07
Мне нравится0
Театр во все века своего существования не давал обществу жить спокойно, высмеивая пороки и обличая недостатки. А вы не знали?  ;)
Гость, 28 Апреля 2012 11:10
Мне нравится0
"Художники существуют только потому, что мир несовершенен"

Андрей Арсеньевич Тарковский
алла, 28 Апреля 2012 21:26
Мне нравится0
Наш театр  - замечательный коллектив! Спектакли на любой вкус! Я смотрю почти все. Есть и то, о чем бы поспорила...Например, второе действие "Чайки"...оригинально...но и только. Посмотрев первое, хотелось увидеть и классическую постановку второго. Тем не менее, спектакль мне понравился. Я не бросилась критиковать и изобличать. Режиссер имеет право на воплощение своей идеи в пьесе классика. А актерское исполнение было на высоте (как всегда). "Ханума" и "Сирано де Бержерак" - для меня лучшие спектакли этого сезона. Первый  -искрометный и веселый, второй - как глоток свежей воды. Удачи и успехов всем работникам нашего театра!
Перейти к обсуждению на форуме >>
По требованию российского законодательства комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Добавьте Ваше мнение:*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 


Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором.

Сообщи новость
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.



Погода в Озерске

21 августа 2018 - ночь

13oC, Ветер Западный 3 м/с, Малооблачно Без осадков

Подробнее









Последние вакансии в Озерске
Повар
Парикмахер
автослесарь


Последние резюме в Озерске
ВОДИТЕЛЬ
Любая
Любая


Дополнительно
Архив
Карта сайта
Редакция
Реклама








Опрос посетителей
  1. Как проведёшь отпущенное тебе время, если апокалипсис случится в 2021 году?
архив опросов
К началу страницы    
На главную  
Новости за сегодня  
Архив  
Редакция  
Размещение рекламы