РекламаРекламодатель:
ИП Асташов Евгений Владимирович
ИНН 742200420473
erID: 2VtzqvYVT7j
Озерск, Челябинская область
27 Марта
среда
РекламаРекламодатель:
ПАО «Челябинвестбанк»
ИНН 7421000200
erID: 2Vtzqx3QUb7
Загрузка
Загрузка
Загрузка
РекламаРекламодатель:
ООО «КВАНТ»
ИНН 7422019034
erID: 2VtzqvvJ5JV


Архив газеты Озерская Панорама
РекламаРекламодатель:
ИП Темникова Наталья Анатольевна
ИНН 742205645336
erID: 2Vtzqux4bG9


Архив опросов
РекламаРекламодатель:
ИП Мосеев Константин Владимирович
ИНН 742206401741
erID: 2VtzqxB6sbT


Работа в Озерске Резюме (14) Вакансии (635)
РекламаРекламодатель:
ИП Ковальчук Сергей Валентинович
ИНН 742200703979
erID: 2VtzqxMdmdE


АВТОзерск Продажа легковых автомобилей (1) Автокатастрофы
РекламаРекламодатель:
ИП Ожегова Татьяна Васильевна
ИНН 742201072236
erID: 2Vtzqvx3BFj


Недвижимость Продам (379) Сдам (37) Обмен (1)
Барахолка Форум Спорт Озёрска Наши конкурсы
РекламаРекламодатель:
ООО "ГРАНТ"
ИНН 7413027279
erID: 2VtzqxTcq2m


Новости за сегодня Городская жизнь Общество Экономика Наука и образование Происшествия Здоровье Спорт и отдых Автоновости Новые технологии Тусовка Событие Новости наших читателей
РекламаРекламодатель:
ООО «Биотест»
ИНН 7413017979
erID: 2VtzqxYuAJH


Интервью Мнение Гость редакции Фоторепортаж Спецпроекты История города Знай наших Маршрут выходного дня Мода и стиль Семья в саду

Архив за Март 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

полный архив

Кто мы и откуда? Этногенез угров. Кореннее не бывает

Общество, 2 мая 2020 06:23, источник: Собинформ

Предложение продолжить серию статей относительно «коренных народов» Урала мною было воспринято положительно, чему доказательством этот краткий очерк. 

Начну с важного — претензии относительно термина «коренной» беспочвенны. Сам по себе термин общеупотребительный и никакой смысловой окраски нигде, кроме воображения критиков, не имеет. Напомню расхожее суждение — «ножом можно колбаски нарезать, а можно и человека убить». Так что коренной народ — он и есть коренной. Но раз уж воображение читателей разгулялось расскажем о народе, точнее группе народов, «кореннее» которых на Урале точно нет.


шигирский идол.jpg

Шигирский идол


В нашей группе Вконтакте уже вышла пара статей относительно заявленной темы происхождения народов и о том, как к ней относиться. Там, в частности, затронута тема языкового родства. Существует целая группа языков, называющихся уральскими. К ним относятся финно-угорские (например, эстонский и венгерский) и самодийские (языки народов Сибири, например ненецкий или селькупский). При всей сложности истинной картины возникновения современных народов, история развития языков так или иначе отражает историю их носителей. Сам факт далёкого языкового единства указанных народов говорит об их общих предках. Когда они жили? Есть такая дисциплина - «глоттохронология». Она позволяет гипотетически определить время возникновения и расхождения различных языков, а если воспользоваться данными других дисциплин, например, археологии, то рисуемая картина будет довольно точно отражать факты.

Теперь о фактах. Ураль­ский праязык рас­пал­ся ок. 6–4-го тыс. до н. э. По наи­бо­лее позд­ней вер­сии, ме­сто его ло­ка­ли­за­ции – по обе­им сто­ро­нам сев. час­ти Ураль­ских гор. То есть это эпоха мезолита-неолита. Не буду утомлять перечислением археологических культур, локализованных в этих местах в этом хронологическом промежутке, отмечу только один красноречивый факт - есть у нас в Зауралье крайне  любопытная категория археологических памятников - торфяные могильники. Особые условия позволили сохраниться там совершенно уникальным вещам из органичских материалов. И эти материалы, родом из мезолита, несут на себе явные черты культуры исторических угорских народов. Это, прежде всего, деревянная скульптура и мелкая пластика - совершенно роскошный Большой Шигирский идол и сосуды в виде уточек. И особенно - блюда в виде подношения как характерная деталь религиозного ритуала.  Не поленитесь - зайдите на сайт Свердовского областного краеведческого музея!

В практически любом современном язы­ке пред­став­ле­ны раз­ные пла­сты за­им­ст­во­ва­ний из со­сед­ст­вую­щих язы­ков. Несмотря на различия, почти во всех уральских языках есть есть ста­ро-, сред­не- и но­во­иран­ские за­им­ст­во­ва­ния. В са­мо­дий­ских язы­ках есть древ­ний пласт тюркских за­им­ст­во­ва­ний; мно­го тюркских за­им­ст­во­ва­ний в ма­рий­ских, уд­мурт­ском, угорских языках; бал­тий­ских и гер­ман­ских – в при­бал­тий­ско-фин­ских язы­ках. В венгерском языке ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во славянских за­им­ст­во­ва­ний. И разумеется, во всех уральских языках на тер­ри­то­рии РФ мно­го раз­ных пла­стов за­им­ст­во­ва­ний из русского язы­ка.

Именно контакты с ираноязычным населением степных районов Южного Урала и Западной Сибири и стали важнейшим фактором выделения из уральской общности новой группы народов - угров. Тер­мин «угор­ский» (нем. ugrisch, венг. ugor) во­шёл в на­учный обо­рот в середине 19 в., от­ра­жа­ет со­зву­чие древне-русского названия венг­ров (уг­ри, угъ­рьскъ – от тюркского *on-ogur, оно­гу­ры — одно из древних тюркских племён) и Юг­ра (из перм­ско­го *jȯgra>коми йöгра) – из­вест­но­го по русским ис­точ­ни­кам с 11 в. названия на­се­ле­ния ни­зовь­ев Оби, пред­ше­ст­во­вав­ше­го об­ским уг­рам.

Каким образом название тюркского племени перешло на название группы народов, не тюркских по происхождению? Дело в том, что средневековье в Европе началось со вторжения целого массива гуннских племён и угры были одними из самых многочисленных среди них. Наряду, естественно, с тюрками. Подобным образом, например, и имя восточномонгольского племени татар перешло на современные народы Поволжья, генетически не имеющих ничего общего с теми татарами. 

Угор­ский пра­язык вы­де­лил­ся из фин­но-угор­ско­го пра­язы­ка во 2-й пол. 3-го тыс. до н. э. По-ви­ди­мо­му, его но­си­те­ли оби­та­ли в юж­но­таёж­ной и ле­со­степ­ной зо­нах на юге Западной Си­би­ри и име­ли тес­ные кон­так­ты со степ­ным на­се­ле­ни­ем – но­си­те­ля­ми эпохи бронзы, от ко­то­рых пра­уг­ры ус­вои­ли ско­то­вод­ст­во, в ча­ст­но­сти ко­не­вод­ст­во, о чём сви­де­тель­ст­ву­ет об­ще­угор­ская лек­си­ка. Имен­но пре­ва­ли­ро­ва­ние этих южных куль­тур­ных свя­зей бы­ло, оче­вид­но, основной при­чи­ной, при­вед­шей к от­де­ле­нию угров от фин­но-перм­ской час­ти фин­но-угор­ских на­ро­дов, со­сре­до­то­чен­ной в основном к за­па­ду от Ура­ла. Сло­же­ние пра­угор­ской общ­но­сти свя­за­но с фор­ми­ро­ва­ни­ем в сер. – 2-й пол. 2-го тыс. до н.э. поя­са «ан­дро­но­ид­ных» куль­тур (познакомиться с ними вы сможете в нашем городском музее на выствке «Аркаим», когда закончится карантин). Пра­уг­ры об­ла­да­ли об­щим са­мо­на­зва­ни­ем *mańćз, ко­то­рое ре­кон­ст­руи­ру­ет­ся на ос­но­ве са­мо­на­зва­ний венг­ров (magyar) и ман­си, а так­же названия ми­фического на­ро­да монть/мось в хан­тый­ском фольк­ло­ре и фра­трии Мось у северных хан­тов и ман­си.

Рас­пад прау­гор­ской общ­но­сти да­ти­ру­ет­ся по дан­ным глот­то­хро­но­ло­гии 14–15 вв. до н. э. Часть южных угров, на­хо­див­шая­ся в бо­лее тес­ных свя­зях с восточно-иранским на­се­ле­ни­ем сте­пей, а за­тем с тюрками, пе­ре­шла к об­ра­зу жиз­ни степ­ных ско­то­во­дов. Археологически эти события отражены в формировании саргатской и гороховской археологических культур. А в 1-м тыс. н. э. угры при­ня­ли уча­стие в миг­ра­ци­ях по степ­ной и ле­со­степ­ной зо­не на за­пад от Ура­ла, что от­ра­же­но в сло­же­нии кушнаренковской и караякуповской культур на территории Башкирии. Часть их, затем про­дви­нув­шись на юг Восточной Ев­ро­пы, при­ня­ла уча­стие в эт­но­ге­не­зе венг­ров, соз­дав­ших го­су­дар­ст­во в Среднем По­ду­на­вье, другая часть бы­ла ас­си­ми­ли­ро­ва­на на­ро­да­ми Волжско-Камской Булгарии. Угры, ос­тав­шие­ся в Си­би­ри, по-ви­ди­мо­му, сдви­га­ют­ся в тай­гу на се­вер, ас­си­ми­ли­руя та­ёж­ных або­ри­ге­нов (го­во­рив­ших, ве­ро­ят­но, на самодийских языках), что при­ве­ло к сло­же­нию хан­тов (ни­зо­вья То­бо­ла и то­боль­ское и ниж­нее При­ир­ты­шье) и ман­си (За­ура­лье).
Именно последние и могут называться самыми коренными народами Урала. Пред­ки хантов и манси и у венг­ров общ­ие и чтобы отличать их в сер. 20 в. был введён в упот­реб­ле­ние термин «обские угры». Пред­ки обских угров при­шли с юга, из ле­со­степ­ной и степ­ной зо­ны, по­сле от­де­ле­ния от них пред­ков венг­ров, что свя­за­но с рас­па­дом сар­гат­ской куль­ту­ры в 3–5 вв. н.э. В ходе переселения угры взаи­мо­дейст­вовали с або­ри­ген­ным на­се­ле­ни­ем Зап. Си­би­ри, ми­гри­ро­вав­ши­м с се­ве­ра по Ир­ты­шу. Это к­ при­ве­ло к фор­ми­ро­ва­нию пред­ко­вых куль­тур обских угров - ка­шин­ской, юдинской куль­ту­р, петрогром­ско­го и мол­ча­нов­ско­го ти­пов па­мят­ни­ков в Зау­ра­лье, потваш­ской куль­ту­ры­­ и усть-ишим­ской куль­ту­ры на Ир­ты­ше.

Ан­тро­по­ло­гический тип обских угров отражает их исторические контакты и со­че­та­ет чер­ты уральской ра­сы­ (боль­ше у ман­си) и североази­атской ра­сы (боль­ше у хан­тов). Тра­диционная куль­ту­ра в це­лом ти­пич­на для на­ро­дов Зап. Си­би­ри, ос­но­ва­на на ры­бо­лов­ст­ве (осо­бен­но у хан­тов и северных ман­си), охо­те (осо­бен­но у ман­си Северного При­ура­лья, Ура­ла и За­ура­лья) и оле­не­вод­ст­ве. При этом чер­ты па­лео­си­бир­ской северной про­мы­сло­вой куль­ту­ры со­че­та­ют­ся у обских угров с эле­мен­та­ми южной ко­не­вод­че­ской куль­ту­ры, сви­де­тель­ст­вую­щи­ми в поль­зу южного про­ис­хо­ж­де­ния их пред­ков. У обских угров со­хра­ня­лись культ ко­ня (пред­поч­те­ние ло­ша­ди в ка­че­ст­ве жерт­вы бо­гам и ду­хам, по­чи­та­ние Мир-сус­нэ-ху­ма в ви­де кон­но­го всад­ни­ка с чер­та­ми мит­раи­ст­ско­го куль­та и др.), упо­треб­ле­ние в пи­щу ко­ни­ны, ко­но­вязь, ха­рак­тер­ные для ко­чев­ни­ков-ко­не­во­дов рас­паш­ная оде­ж­да и обувь с ко­сым сре­зом го­ле­ни­ща, за­пле­та­ние кос у муж­чин, но­ше­ние жен­щи­на­ми плат­ка-по­кры­ва­ла, ко­то­рым за­кры­ва­ли ли­цо при со­блю­де­нии обы­чая из­бе­га­ния, вы­шив­ка шер­стью, гео­мет­рич. ор­на­мен­ты ан­д­ро­но­ид­но­го об­ли­ка, эле­мен­ты зве­ри­но­го сти­ля в ис­кус­ст­ве, ис­поль­зо­ва­ние са­бель и ме­чей в ри­ту­аль­ных тан­цах, ар­фы («жу­равль», «ле­бедь»), боль­шая роль ме­тал­ла, осо­бен­но се­реб­ра и зо­ло­та, в об­ря­дах и ве­ро­ва­ни­ях (культ «Зо­ло­той ба­бы»), ми­фо­ло­гических пред­став­ле­ния о южной стра­не Мор­тим-маа и ле­таю­щей ту­да пти­це Карс, упо­ми­на­ние в фольк­ло­ре вой­лоч­ных юрт и обы­чая скаль­пи­ро­ва­ния вра­га и др. Об­щим для обских угров  бы­ло де­ле­ние на фрат­рии Пор и Мось. В ми­фо­ло­гии рас­про­стра­не­ны сю­же­ты о со­тво­ре­нии зем­ли га­га­рой, ныр­нув­шей на дно океа­на и до­став­шей от­ту­да ку­со­чек ила (об­ще­ураль­ский мо­тив); о не­бес­ном бо­же­ст­ве и де­ми­ур­ге Ну­ми-То­ру­ме (То­ру­ме); его от­це Корс-То­ру­ме (Ко­сяр-То­ру­ме); бра­те – злом ду­хе Куль-оты­ре (Кынь-лун­ге); се­ст­ре-же­не Ну­ми-То­ру­ма – ма­те­ри-зем­ле Кал­тащ-эк­ва (Кал­тась-эк­ва, Йо­ли-то­рум-шань); их до­че­ри – по­да­тель­ни­це де­тей Пу­гос (Пу­гос-ан­ки); их се­ми сы­новь­ях, из ко­то­рых млад­ший – по­кро­ви­тель лю­дей и куль­тур­ный ге­рой Мир-сус­нэ-хум; бо­ги­не солн­ца Хо­тал-эк­ва, бо­ге лу­ны Эт­пос-ой­ки, бо­ге гро­ма Ся­хыл-То­ру­ме, бо­ги­не ог­ня Най-эк­ва (Най-сянь или Най-ан­ки), до­б­рых (мис, миш) и злых (менкв) ду­хах, ду­хах-хо­зяе­вах жи­вот­ных и др. Раз­вит ге­ро­ический эпос о ду­хах-пред­ках тер­ри­то­ри­аль­ных групп, куль­тур­ных ге­ро­ях и бо­га­ты­рях. Ха­рак­тер­ны пред­став­ле­ния о мно­же­ст­вен­но­сти душ у че­ло­ве­ка и жи­вот­ных (5 – у муж­чи­ны, 4 – у жен­щи­ны) и их ре­ин­кар­на­ции; фи­гур­ки – вме­сти­ли­ща душ умерших (ит­тар­ма, ит­тер­ма). Осо­бая часть ве­ро­ва­ний обских угров свя­за­на с куль­том мед­ве­дя – пред­ка фрат­рии Пор (см. статью А. Наумова на сайте музея). 

В рассказе мы ушли довольно далеко от родного Прииртяшья. А что можно сказать о наших местах? Северо-Восток Челябинской области как раз был частью той территории, на которой формировалась угорская этнокультурная общность, хотя ни ханты, ни манси на берегах Иртяша не жили. Однако местные археологические памятники - Иртяшские городища, безусловно, оставлены людьми, являвшимися частью большого угорского комплекса племён.

Ближайшие предки современнных хантов и манси довольно активно участвовали в военных конфликтах и самостоятельно и на стороне воинственных соседей — Сибирского ханства и России, решительно двигавшейся на восток. Краткий героический период средневековой истории обских угров крайне ярок. Но, к сожалению, он дорого обошёлся их потомкам. Сейчас ханты и, особенно, манси относятся к малочисленным народам Севера. К примеру, общая численность манси составляет всего 12,5 тыс. человек, а общее число говорящих на мансийском языке, согласно переписи 2010 года всего 938 человек! И это, напоминаю, представители народа, который имеет ярчайшую историю и самобытную уникальную культуру. Так что, вынужден констатировать, что вымирают не только красивые звери, вымирают и народы. 

Грустно заканчивать на такой ноте, но возможно, мы будем с большим вниманием относиться к культуре. Без нас её нет. Надеюсь, любопытные читатели после знакомства с этими краткими обзорами этнической истории уральских народов обратятся к другим источникам информации. Культура — это мы, помните. 

А.Н. Теличко, методист МКУ “Городской музей»




Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14.





Отклики читателей

Гость, 2 мая 2020 10:24
Культура — это мы
======================
Я отмечу существование разных смыслов слова "культура". Оказывается, культура у историка отличается от культуры у работника искусств. А есть ещё культура у работников сельского хозяйства.
Гость, 2 мая 2020 10:32
Интересно, спасибо!
Гость, 2 мая 2020 12:37
Культура — это мы, помните.

Мы - это выборные, и не очень, органы разных уровней. И последствия этого ;)
Гость, 2 мая 2020 22:50
Спасибо за интересную информацию. Как много мы не знаем. Кто мы, откуда, кто наши предки.
Башкир - коренной уралец, 2 мая 2020 22:51
Спасибо Вам ещё раз за очередную интересную и познавательную статью, А.Н. Теличко!  :) Благодаря Вашим статьям этот сайт стал ещё интереснее. Ваши статьи украшают наш сайт, они (статьи), так сказать, разбавляют и освежают информационный поток новостей сайта. Пишите ещё! Буду очень рад прочитать и про другие народы Урала и что-то ещё интересное, касающееся Урала. Пишите! Будем ждать Ваши статьи. И спасибо ещё раз! :)
Гость, 3 мая 2020 21:39
Спасибо за публикацию. Сейчас читаю книгу Аркадия Захарова "Вслед за Великой богиней". Тема затронутая Вами перекликается с тем о чем пишет автор книги.
Гость, 4 мая 2020 10:43
Спасибо за проделанную Вами работу. Лучше обсуждать информацию о  древних народах, чем откровения из личной жизни наших уважаемых сограждан. Шигирский идол особенно впечатлил.
Гость, 4 мая 2020 17:16
Спасибо за очень интересную статью.
Гость, 4 мая 2020 18:35
Лучше обсуждать информацию о  древних народах, чем откровения из личной жизни наших уважаемых сограждан.

Думаете, в этом случае потери меньше? :)
Гость, 4 мая 2020 22:30
Ну вот, наконец-то. Я не знаю кем себя считать. Башкиры  меня обскакали - это однозначно. Но! Куяш - Покровское, основано Турчаниновым, Турчанинов вывез холопов из своих Пензенских и Тамбовских деревень. Это было в конце 18 века. А в середине 50-х - начале 60-х  20 века народ из бывших Турчаниновских деревень потёк сюда же, только теперь на химкомбинат
Гость, 4 мая 2020 22:47
http://atlasch.narod.ru/works/dnevnik.htm  - дневник священника Карпинского хр св Екатерины в Катериненбурге  на рубеже 18-19 веков
Викториус, 4 мая 2020 23:42
Спасибо за интересный материал!!
Очень занимательно!!
Серега Василевский, 6 мая 2020 09:07
Народы всю свою жизнь перемещались. ДНК-генеалогия в помощь археологам. Основные группы, живущие на Урале и Сибири - это R1a, R1b..... русы, башкиры, булгары (казанские татары). Ханты, Манси - действительно наидревнейшие народы Урала. Накопали, что и фины тут жили несколько тысяч лет назад, а потом всем племенем ушли туда, где сейчас обитают (данные Клёсова). Подножье Урала - киргизы - подгруппа кыпчаков (казахи). А самое интересное, почему никто не говорит, что весь Урал до начала новой эры и веков 5 новой был покрыт ледниками, как и вся Сибирь!!! Которые простояли тут 2-3 тысячи лет. Оттого и народы ушли отсюда, как фины, русы. Евреи с о. Сахалин бежали (данные Жарниковой) и всем племенем попали в рабство. А почему не пускают никого в Китай на могильники знатных воинов - полководцев и князей? Весело от того, что там покоятся русы с гаплогруппой R1a! Аналог этому - Брахманы в Индии, даже сам Тутанхамон.....
Перейти к обсуждению на форуме >>
По требованию российского законодательства комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Добавьте Ваше мнение:*
:) ;) :D 8-) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 


Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором.

Сообщи новость

Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.

Добавить новость

РекламаРекламодатель:
ИП Асташов Евгений Владимирович
ИНН 742200420473
erID: 2VtzqvNvuGq



Погода в Озерске

27 марта 2024 - вечер

3oC, Ветер Юго-восточный 1 м/с, Пасмурно Снег

подробнее


РекламаРекламодатель:
ПАО «Челиндбанк»
ИНН: 74530021
erID: 2VtzqvEMhNm


Самые читаемые новости


РекламаРекламодатель:
ИП Караваев Дмитрий Андреевич
ИНН 742200490819
erID: 2VtzqvaxYVb


Самые обсуждаемые новости




Последние вакансии в Озерске

грузчик
химик-аналитик
инженер-химик

Последние резюме в Озерске

Продавец, оператор, уборщица
Сварщик
Любая

Дополнительно

Архив Карта сайта Редакция Размещение рекламы на сайте Ozersk74.RU