Кто мы и откуда? Этногенез угров. Кореннее не бываетОбщество, 2 мая 2020 06:23, источник: Собинформ
Предложение продолжить серию статей относительно «коренных народов» Урала мною было воспринято положительно, чему доказательством этот краткий очерк. Начну с важного — претензии относительно термина «коренной» беспочвенны. Сам по себе термин общеупотребительный и никакой смысловой окраски нигде, кроме воображения критиков, не имеет. Напомню расхожее суждение — «ножом можно колбаски нарезать, а можно и человека убить». Так что коренной народ — он и есть коренной. Но раз уж воображение читателей разгулялось расскажем о народе, точнее группе народов, «кореннее» которых на Урале точно нет.
Шигирский идол
В нашей группе Вконтакте уже вышла пара статей относительно заявленной темы происхождения народов и о том, как к ней относиться. Там, в частности, затронута тема языкового родства. Существует целая группа языков, называющихся уральскими. К ним относятся финно-угорские (например, эстонский и венгерский) и самодийские (языки народов Сибири, например ненецкий или селькупский). При всей сложности истинной картины возникновения современных народов, история развития языков так или иначе отражает историю их носителей. Сам факт далёкого языкового единства указанных народов говорит об их общих предках. Когда они жили? Есть такая дисциплина - «глоттохронология». Она позволяет гипотетически определить время возникновения и расхождения различных языков, а если воспользоваться данными других дисциплин, например, археологии, то рисуемая картина будет довольно точно отражать факты. Теперь о фактах. Уральский праязык распался ок. 6–4-го тыс. до н. э. По наиболее поздней версии, место его локализации – по обеим сторонам сев. части Уральских гор. То есть это эпоха мезолита-неолита. Не буду утомлять перечислением археологических культур, локализованных в этих местах в этом хронологическом промежутке, отмечу только один красноречивый факт - есть у нас в Зауралье крайне любопытная категория археологических памятников - торфяные могильники. Особые условия позволили сохраниться там совершенно уникальным вещам из органичских материалов. И эти материалы, родом из мезолита, несут на себе явные черты культуры исторических угорских народов. Это, прежде всего, деревянная скульптура и мелкая пластика - совершенно роскошный Большой Шигирский идол и сосуды в виде уточек. И особенно - блюда в виде подношения как характерная деталь религиозного ритуала. Не поленитесь - зайдите на сайт Свердовского областного краеведческого музея! В практически любом современном языке представлены разные пласты заимствований из соседствующих языков. Несмотря на различия, почти во всех уральских языках есть есть старо-, средне- и новоиранские заимствования. В самодийских языках есть древний пласт тюркских заимствований; много тюркских заимствований в марийских, удмуртском, угорских языках; балтийских и германских – в прибалтийско-финских языках. В венгерском языке огромное количество славянских заимствований. И разумеется, во всех уральских языках на территории РФ много разных пластов заимствований из русского языка. Именно контакты с ираноязычным населением степных районов Южного Урала и Западной Сибири и стали важнейшим фактором выделения из уральской общности новой группы народов - угров. Термин «угорский» (нем. ugrisch, венг. ugor) вошёл в научный оборот в середине 19 в., отражает созвучие древне-русского названия венгров (угри, угърьскъ – от тюркского *on-ogur, оногуры — одно из древних тюркских племён) и Югра (из пермского *jȯgra>коми йöгра) – известного по русским источникам с 11 в. названия населения низовьев Оби, предшествовавшего обским уграм. Каким образом название тюркского племени перешло на название группы народов, не тюркских по происхождению? Дело в том, что средневековье в Европе началось со вторжения целого массива гуннских племён и угры были одними из самых многочисленных среди них. Наряду, естественно, с тюрками. Подобным образом, например, и имя восточномонгольского племени татар перешло на современные народы Поволжья, генетически не имеющих ничего общего с теми татарами. Угорский праязык выделился из финно-угорского праязыка во 2-й пол. 3-го тыс. до н. э. По-видимому, его носители обитали в южнотаёжной и лесостепной зонах на юге Западной Сибири и имели тесные контакты со степным населением – носителями эпохи бронзы, от которых праугры усвоили скотоводство, в частности коневодство, о чём свидетельствует общеугорская лексика. Именно превалирование этих южных культурных связей было, очевидно, основной причиной, приведшей к отделению угров от финно-пермской части финно-угорских народов, сосредоточенной в основном к западу от Урала. Сложение праугорской общности связано с формированием в сер. – 2-й пол. 2-го тыс. до н.э. пояса «андроноидных» культур (познакомиться с ними вы сможете в нашем городском музее на выствке «Аркаим», когда закончится карантин). Праугры обладали общим самоназванием *mańćз, которое реконструируется на основе самоназваний венгров (magyar) и манси, а также названия мифического народа монть/мось в хантыйском фольклоре и фратрии Мось у северных хантов и манси.
Распад праугорской общности датируется по данным глоттохронологии 14–15 вв. до н. э. Часть южных угров, находившаяся в более тесных связях с восточно-иранским населением степей, а затем с тюрками, перешла к образу жизни степных скотоводов. Археологически эти события отражены в формировании саргатской и гороховской археологических культур. А в 1-м тыс. н. э. угры приняли участие в миграциях по степной и лесостепной зоне на запад от Урала, что отражено в сложении кушнаренковской и караякуповской культур на территории Башкирии. Часть их, затем продвинувшись на юг Восточной Европы, приняла участие в этногенезе венгров, создавших государство в Среднем Подунавье, другая часть была ассимилирована народами Волжско-Камской Булгарии. Угры, оставшиеся в Сибири, по-видимому, сдвигаются в тайгу на север, ассимилируя таёжных аборигенов (говоривших, вероятно, на самодийских языках), что привело к сложению хантов (низовья Тобола и тобольское и нижнее Прииртышье) и манси (Зауралье). Антропологический тип обских угров отражает их исторические контакты и сочетает черты уральской расы (больше у манси) и североазиатской расы (больше у хантов). Традиционная культура в целом типична для народов Зап. Сибири, основана на рыболовстве (особенно у хантов и северных манси), охоте (особенно у манси Северного Приуралья, Урала и Зауралья) и оленеводстве. При этом черты палеосибирской северной промысловой культуры сочетаются у обских угров с элементами южной коневодческой культуры, свидетельствующими в пользу южного происхождения их предков. У обских угров сохранялись культ коня (предпочтение лошади в качестве жертвы богам и духам, почитание Мир-суснэ-хума в виде конного всадника с чертами митраистского культа и др.), употребление в пищу конины, коновязь, характерные для кочевников-коневодов распашная одежда и обувь с косым срезом голенища, заплетание кос у мужчин, ношение женщинами платка-покрывала, которым закрывали лицо при соблюдении обычая избегания, вышивка шерстью, геометрич. орнаменты андроноидного облика, элементы звериного стиля в искусстве, использование сабель и мечей в ритуальных танцах, арфы («журавль», «лебедь»), большая роль металла, особенно серебра и золота, в обрядах и верованиях (культ «Золотой бабы»), мифологических представления о южной стране Мортим-маа и летающей туда птице Карс, упоминание в фольклоре войлочных юрт и обычая скальпирования врага и др. Общим для обских угров было деление на фратрии Пор и Мось. В мифологии распространены сюжеты о сотворении земли гагарой, нырнувшей на дно океана и доставшей оттуда кусочек ила (общеуральский мотив); о небесном божестве и демиурге Нуми-Торуме (Торуме); его отце Корс-Торуме (Косяр-Торуме); брате – злом духе Куль-отыре (Кынь-лунге); сестре-жене Нуми-Торума – матери-земле Калтащ-эква (Калтась-эква, Йоли-торум-шань); их дочери – подательнице детей Пугос (Пугос-анки); их семи сыновьях, из которых младший – покровитель людей и культурный герой Мир-суснэ-хум; богине солнца Хотал-эква, боге луны Этпос-ойки, боге грома Сяхыл-Торуме, богине огня Най-эква (Най-сянь или Най-анки), добрых (мис, миш) и злых (менкв) духах, духах-хозяевах животных и др. Развит героический эпос о духах-предках территориальных групп, культурных героях и богатырях. Характерны представления о множественности душ у человека и животных (5 – у мужчины, 4 – у женщины) и их реинкарнации; фигурки – вместилища душ умерших (иттарма, иттерма). Особая часть верований обских угров связана с культом медведя – предка фратрии Пор (см. статью А. Наумова на сайте музея). В рассказе мы ушли довольно далеко от родного Прииртяшья. А что можно сказать о наших местах? Северо-Восток Челябинской области как раз был частью той территории, на которой формировалась угорская этнокультурная общность, хотя ни ханты, ни манси на берегах Иртяша не жили. Однако местные археологические памятники - Иртяшские городища, безусловно, оставлены людьми, являвшимися частью большого угорского комплекса племён. Ближайшие предки современнных хантов и манси довольно активно участвовали в военных конфликтах и самостоятельно и на стороне воинственных соседей — Сибирского ханства и России, решительно двигавшейся на восток. Краткий героический период средневековой истории обских угров крайне ярок. Но, к сожалению, он дорого обошёлся их потомкам. Сейчас ханты и, особенно, манси относятся к малочисленным народам Севера. К примеру, общая численность манси составляет всего 12,5 тыс. человек, а общее число говорящих на мансийском языке, согласно переписи 2010 года всего 938 человек! И это, напоминаю, представители народа, который имеет ярчайшую историю и самобытную уникальную культуру. Так что, вынужден констатировать, что вымирают не только красивые звери, вымирают и народы. Грустно заканчивать на такой ноте, но возможно, мы будем с большим вниманием относиться к культуре. Без нас её нет. Надеюсь, любопытные читатели после знакомства с этими краткими обзорами этнической истории уральских народов обратятся к другим источникам информации. Культура — это мы, помните. А.Н. Теличко, методист МКУ “Городской музей»
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | грузчик |
• | химик-аналитик |
• | инженер-химик |
• | Продавец, оператор, уборщица |
• | Сварщик |
• | Любая |