Новости   |   Работа   |   АВТОзерск  |  Недвижимость  |  Погода   |   Справочник предприятий   |   Знакомства   |   Форум   |   Бюро находок   |   Барахолка
16+
Почётные граждане Озёрска   |   Показания водосчётчиков  |   Показания электросчетчиков  |   Оплатить объявления

Любимый святой, или Чудеса святителя Николая Чудотворца

Общество
22 мая 2013 16:12
источник: pravmir.ru
 

Сегодня православные празднуют день памяти одного из самых любимых на Руси святых - святителя Николая.

Память святителя Николая Мирликийского празднуется в Русской Православной Церкви два раза в году: 22 мая - в память перенесения мощей святителя из Мир Ликийских в город Бари (Италия), и зимой, 19 декабря, день, в который святитель Николай отошел ко Господу.

Для Свято-Никольского храма (поселка №2 Озерского городского округа) это престольный праздник.


1.jpg

Свято-Никольский храм поселка №2 (Татыш)


Так сложилось (не по случаю, а по Промыслу), что о самых любимых святых мы меньше всего знаем. Речь идёт о Божьей Матери и о святом Николае. Смирение не ищет показать себя и прославиться. Смирению хорошо в тени, поэтому и «Благословенная между женами», и самый любимый на Руси святой прожили так, что известных фактов их земной жизни очень немного. Тем ценнее та слава, которую они приобрели после ухода из этого мира. Трудно найти христианский город на карте мира, где Матерь Божия не проявила бы Свою чудотворную любовь, исцеляя, защищая, вразумляя нуждающихся в помощи людей. Это касается и Мирликийского архиепископа.

Его помощь быстра и удивительна. Он и строг, и милостив одновременно. Из угла, где горит лампадка, он внимательно смотрит на простолюдина и на толстосума. В каждом храме есть его образ, и даже если мы больше никого из святых не знаем, то, увидев Николая, сразу чувствуем себя в храме как дома.

Одно чудо из тысяч мне хочется вспомнить и пересказать.

Этот случай описан у С. Нилуса в одной из его книг. Речь там шла о воре, который имел суеверную любовь к Угоднику, и всякий раз, идя на воровство, ставил святому свечку.

Не смейтесь над этим вором, братья. Это только со стороны кажется, что глупость очевидна. При взгляде изнутри зоркость теряется, и мы сами часто творим неизвестно что, не замечая нелепости своих поступков.

Так вот, вор ставил святому свечи и просил помощи в воровстве. Долго всё сходило ему с рук, и эту удачу он приписывал помощи Николая. Как вдруг однажды этот по особенному «набожный» вор был замечен людьми во время воровства. У простых людей разговоры недолгие. Грешника, пойманного на грехе, бьют, а то и убивают. Мужики погнались за несчастным. Смерть приблизилась к нему и стала дышать в затылок. Убегая от преследователей, он увидел за селом павшую лошадь. Труп давно лежал на земле, из лопнувшего брюха тёк гной, черви ползали по телу животного, и воздух вокруг был отравлен запахом гнили. Но смертный страх сильнее любой брезгливости. Вор забрался в гниющее чрево и там, среди смрадных внутренностей, затаился. Преследователям даже в голову не могло прийти, что убегавший способен спрятаться в трупе. Походив вокруг и поругавшись всласть, они ушли домой. А наш «джентльмен удачи», погибая от смрада, разрывался между страхом возмездия и желанием вдохнуть свежего воздуха.

И вот ему, едва живому от страха и вони, является Николай. «Как тебе здесь?» — спрашивает святитель. «Батюшка Николай, я едва жив от смрада!» — отвечает несчастный. На что святой ему отвечает: «Вот так мне смердят твои свечи».

Комментарии кажутся излишними. Мораль — на поверхности. Молитва грешника смердит, а не благоухает. Нужно не только молиться, но и жизнь исправлять, по мере сил. Так? Так. Но это выводы верхнего слоя. Есть здесь и более глубокий урок. И как говорил кто-то из литературных героев: «Так-то оно так, да не так».

Николай всё же спас грешника! Молитва хоть и смердела, но до святого доходила, и в нужное время Николай о грешнике вспомнил. Пусть моя свеча ныне смердит, пусть она ещё долго смердеть будет (ведь не скоро запах выветривается), но я всё равно её ставить буду.

Молиться чисто и горячо, как свеча горит, в один год не выучишься. Молиться так, чтобы Богу это приятно было так, как нам ароматом кадила дышать, — это труд всей жизни. И радуюсь я, что Господь накажет, и Он же потом пожалеет. А святые в этом Богу подобны.


Или вот ещё случай. Дело было в Киеве при немецкой оккупации. В одной семье умирает мать. Остаются трое детей, мал мала меньше, а отец — на фронте. Дети кладут маму на стол. Что дальше делать — не знают. Родни никого, помочь некому. Знали дети, что по покойникам читать псалмы надо. Псалтири под руками нет, так они взяли акафист Николаю, стали рядышком у мамы в ногах и читают. «Радуйся, добродетелей великих вместилище. Радуйся, достойный Ангелов собеседниче. Радуйся, добрый человеком наставниче»…

Конечно, какая тут радость. Один страх и горе. Но читают они дальше и доходят до слов: «Радуйся, неповинных от уз разрешение. Радуйся, и мертвецов оживление…» И на этих словах — Свят! Свят! Свят! — мама открыла глаза и села. Пожалел Угодник. Приклонился на детские слёзы.


Образ Николая созвучен и понятен нашей душе. Святой по себе книг не оставил. И народ наш больше верит делу сделанному, чем слову сказанному. Николай нищих любит, а у нас почти вся история — сплошная история нищеты, простоты и убожества. Когда итальянцы тело святого украли и к себе увезли, появился праздник «летнего Николая». Греки его до сих пор не признают, а предки наши этот праздник по-особому осмыслили.

Деды дедам сказывали, что сошли как-то с небес Николай да Касьян по земле походить, помочь, может, кому. Глядь — а в глубокой луже мужик с телегой завяз. «Пойдём, — говорит Николай Касьяну, — подсобим мужичку». А Касьян говорит: «Неохота ризы райские пачкать». Ну, Никола, делать нечего, сам в грязь полез и телегу вытолкал. Умилился Господь на такое человеколюбие и дал Николе два праздника в год — летом и зимой. А Касьяну — раз в четыре года — 29 февраля. Вот так.


В общем, с Писанием мы до сих пор плохо знакомы, невежества и грубости у нас тоже хватает. Даже поделиться можем. Но если увидит наш человек икону Николы Угодника, сразу три пальца щепоткой сложит и перекрестится. Скажет: «Радуйся, Николае, великий чудотворче», — а Николай с небес ответит: «И ты не горюй, раб Божий. Прославляй Господа Вседержителя и словом, и делом».

Много святых на земле было, много ещё будет. Но мы так к Чудотворцу привязаны, будто живём не в нашей полуночной стране, а в Малой Азии, и не в эпоху интернета, а в IV веке, в эпоху Первого Вселенского Собора. И это даже до слёз замечательно.

Протоиерей Андрей Ткачев


Почему во всем мире любят святителя Николая Чудотворца? Как ему удается творить чудеса, и нужны ли они нам на самом деле? Размышляет священник Константин Камышанов.


image001.jpg

Расколотая мраморная гробница Святителя Николая в Мирах Ликийских


В XI веке турки опустошали владения Византии в Малой Азии, сопровождая свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

Чтобы не допустить поругания, в 1087 году купцы из Венеции и Бари отправились в Антиохию. Они собирались забрать мощи святителя Николая и привезти их в Италию.

Под видом купцов итальянцы отправились к берегам Турции, чтобы похитить святыню в виду турецкого завоевания. Столкновение с турками не входило в их планы, да и турки вряд ли бы их помиловали за подобное безобразие. А спасать мощи надо было обязательно. Мусульмане обычно не церемонились с иконами и мощами.

Уже были целенаправленные попытки арабов уничтожить именно место захоронения Николая Чудотвроца. В 792 году калиф Гарун Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая, но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя.

Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря, и почти все суда были разбиты. А мощи святителя Саввы Сербского турки просто сожгли.

Десант из города Бари высадился первым. С трудом нашли место захоронения среди множества уже разрушенных храмов.

Не имея возможности поднять крышку саркофага, в котором покоились мощи святителя Николая, молодой итальянский матрос по имени Матфей взял молот и разбил ее сильным ударом. Потом стоя в нем по колено в мире, он вылавливал руками найденные останки и передавал товарищам. Напуганные моряки с почтением принимали мощи святого и очень торопились.

Когда корабль с ценным грузом уже отчаливал от берега, то не было попутного ветра. Собравшиеся местные жители со слезами умоляли вернуть им мощи. Они заходили в море и протягивали руки, как вдруг налетел попутный ветер и неожиданно понес католиков прочь. В этом порыве греки увидели Промысл…


image002.jpg


Понять греков нетрудно. Русская история и фольклор полны историй про то, как святитель Николай ходил под видом старичка-странника по всей Руси.

Ходил он и при СССР. Одна пожилая женщина рассказывала мне, что однажды, во время войны она пошла из села Солотча в село Полково Рязанской области проведать больного младенца-крестника. А гостинца нет. Голодно было. Вот идет она по столетнему сосновому лесу, плачет и молится, как вдруг навстречу старичок. Она сразу узнала его. Он дал необыкновенной красоты нездешнее огромное яблочко:

— Предай крестнику. Только не пробуй.

И пропал. Только не пробуй.

Она несла-несла и перед самой деревней откусила. И сразу пропал аромат, и яблоко, до того, светившееся изнутри, как бы потухло.


Совсем недавно под Касимовым появилась маленькая часовня, поставленная шофером. Под Новый год в метель и мороз его угодило вместе с КАМазом съехать под откос. Высокий откос. КАМАЗ зарылся в снег. Скоро полночь, и на трассе никого. Опять подходит дедушка:

— Садись, мил человек, за руль. Ты газуй, а я толкать буду. Давай пробовать.

Шофер как во сне сел и поехал в гору ЗАДНИМ ХОДОМ. И выехал. А старика, как водится, нет.

Приезжает домой, а мать в слезах стоит на коленях перед иконой Угодника, чуть не обмерла на радостях. Ее сердце почуяло беду, и она не вставала с колен перед иконой Святителя. А шофер, до этого - безбожник, узнал в нем своего старика.

Шофер на свои кровные рабочие деньги и своим усердием поставил маленькую часовню. Все, кто едет в Касимов, могут видеть ее на повороте на Гусь-Железный.


image003.jpg


И мне в лапландских горах чудом помог дивный Николай. Я думаю, что нет такого русского верующего человека, который хотя бы однажды не ощутил сердцем близость этого угодника.

Было принято называть таких угодниками и чудотворцами. Но сами угодники это строго запрещали. Так, например, преподобный Сергий Радонежский пенял братии, что она его хвалила при открытии источника воды: «Разве это возможно человеку?»

Точно так же огорчался Александр Свирский, когда по его молитвам остановился буйный поток воды, разрушавший плотину. Оба праведника относили чудеса на счет Бога.

Если Бог бы делегировал часть своих чудотворных полномочий кому-то еще, то мы имели бы уже не Единого Бога, а некий повтор греческого Олимпа. В эту ересь то и дело впадают люди, печатающие «Советы православным садоводам» и книжки типа «Исцели себя сам» с указанием, какому святому надо молиться при какой болезни. Это прямое кощунство и язычество.

Мы — монотеисты. То есть Бог един и один. Эта истина с таким трудом была добыта человечеством и с еще не меньшими трудами была сохранена вовсе не для того, чтобы так вот ее бездарно разменять ее на посадку огурцов и пломбы в зубах.

Так как же тогда срабатывают наши молитвы? Ведь Бог и без Его угодников отлично видит, кто в чем нуждается. А тут как бы выстраивается такая схема: нуждающийся теребит молитвами святого, святой — Бога, Бог, так и быть, дает по молитвам просимое. Как будто Бог глухой и не вполне добрый, раз Его надо упрашивать совершить чудо. Не Бог, а директор советского завода, принимающий и рассматривающий заявки трудящихся.

Чудо — вещь чрезмерная и в чем-то избыточная для земной жизни. Как писал преподобный Антоний Великий:

— Не имею чудес и не желаю.

Он так сказал, потому что в выпрошенном чуде происходит разбалансировка взаимной любви. Бог дает еще больше, а человеку увеличить свой вклад нечем. Чудо, даваемое Богом — это как выезд Скорой помощи. Для этого человек должен был так запороть свою жизнь или жизнь ближнего, что становится необходимым вмешательство Бога. Более того, плоды чуда даются для того, чтобы они дали возможность страждущему стать счастливым и приблизили к Богу — и ни для чего иного.

Зачем Богу творить чудо и отменять законы природы, если человек и не собирается двигаться к Богу? При наших храмах можно часто видеть людей, больных алкоголизмом. Никакие деньги им не помогут. Дай миллион или десять миллионов, они все равно их промотают или даже, хуже того, это будет причиной их быстрой смерти. Так сказать, милостыня, несовместимая с жизнью.

То место в жизни, в котором мы сегодня оказались — наилучшее для нас. Мы, по большому счету, его выбрали сами. Сами себя закопали или сами себя подняли на гору. По Сеньке шапка. Мы можем просить Бога дать нам шанс исправить наши собственные ошибки, послужить Ему на другом месте. Мы можем просить Бога дать нам шанс изменить нашу жизнь.

Наши слезы и молитвы в горе надрывают сердце и святому, которому мы молимся, и Божией Матери, и Самому Богу. И вот святой как бы говорит Христу:

— Я прекрасно знаю о Твоем неисследимом милосердии и бесконечно доверяю Твоему промыслу. Моя забота об этом плачущем ничто по сравнению с Твоим милосердием. Но не могу слышать плач матери этого шофера на КАМАзе. Да, он безбожник, а Твоя рука держит его жизнь разумной милостью. Но мы ведь собраны здесь любовью. Давай рискнем и дадим им чудо ради любви. Ты ведь Сам поставил некогда Адама хозяином Рая. Дай и мне по любви, по мере моего разума Твое доверие. Разреши и мне, может быть, не правому, быть подобным Тебе и в сверхмилости, Любимый!


5 (3).jpg

Икона Святителя Николая (фото сделано в Свято-Стефановском храме г. Великий Устюг)


Апостол Павел написал: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…» В этой фразе для нас важно то, что Бог и преподобный чудотворец все покрывают, всему верят и всего надеются о молящемся с чистым сердцем и с этой надеждой подают.

Чудо — это аванс Божественной любви. А чудотворцы — почтальоны Бога.

И Бог дает угоднику. Как дает Отец сыну немного порулить автомобилем или починить часы. Часы могут окончательно сломаться, но любовь и доверие дороже часов.

Пред Богом нет ни чудотворцев, ни чудотворных икон или чего-то чудотворного или волшебного из мира материи. Любое приписывание чуда кому-то или чему-то кроме Бога — язычество. Господь — один источник чудес. Как поется на Великом повечерии:

— Ты еси Бог, творяй чудеса.

Он может ПО МОЛИТВАМ угодников сотворить чудо. Он может дать чудо молящимся перед иконой или мощами. Он и только Он. Как говорит священник на исповеди:

…властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих во имя Отца и Сына и Святого Духа… и далее: «Аз же точию свидетель есмь…» при таинстве. То есть сила Божия и чудеса не являются свойством природы человека. Он может лишь только быть проводником чуда и просителем во имя любви. Как это?

Весь секрет в том, что никто не выходит из храма таким, каким зашел. Изменяется и тот, кто молится. Молитва тихо и неприметно меняет существо человека. В чистой молитве, полной любви и сострадания к ближнему, очищается сердце, и оно становится готово принять больше любви Бога, больше Его жизни. Постепенно очищающееся сердце вводит человека в права наследника Рая. А с этим приходит и право на самостоятельность.

Самостоятельность Адама заключается в его труде беречь и ухаживать за Раем. Последнее — очень важная вещь. Беречь — это просто сохранять. А ухаживать — это уже приобщение к Божиему творчеству и промыслу. Люди, наиболее уподобившиеся Богу — это не олимпионики, а дети в дома Отца Своего. Им Отец дает все ключи от всех дверей.

Одним из таких самых совершенных людей и райских жителей стал Николай, епископ Мир Ликийских, восхитвший сердца людей от Бразилии до России. Сегодня мы радуемся, что мощи святителя были спасены от магометан и остались в лоне христианского мира. И мы чтим их.

Жаль, что в Турции, в Мирах Ликийских ему поставили карикатурный памятник наподобие надувных дед-морозов при супермаркетах. Там два приметных памятника. Один Санта-Клаусу, а другой… помидору!

Отличились и мы. Недавно в России был затеян «надувной» конкурс проектов переоформления надгробия святители в Италии. И как-то опять… Объявление о конкурсе я прочел в газете «Комсомольская правда», что само по себе примечательно. Очевидно, спонсоры не знали или как-то с пренебрежением отнеслись к тому, что это надгробие-престол сооружено из могильных плит моряков того знаменитого десанта.

Итальянцы, конечно, разрешили на некоторое время поставить на гроб святителя крест из уральского камня такого вида, что покраснеть за Россию будет мало. Про такой дизайн говорят: «тюрьма-работа». А конкурс как-то сам собой заглох.


image006.jpg


Мне часовня шофера милее конкурсных работ от уральских олигархов, а жертва этого простого работяги дорога. И часовня вышла красивая. Наверное, потому что ее дизайн родился в чистом сердце.

Зато до революции Россия была украшена огромным числом Никольских церквей. Были написаны прекраснейшие иконы и сооружены даже деревянные фигуры святого. Этим самым наши предки как бы приглашали к себе в гости любимого святого. И он приходил в самом деле.

История перенесения мощей не кончается. Частицы мощей святителя Николая разошлись по всей Руси. Всего в ста метрах от меня в храме есть такая. Так что праздновать можно круглый год. Спасибо смелому Матфею. Спасибо сэру Роджеру, владетелю города Бари, устроившему крипту и собор над мощами Угодника. Спасибо всем тем, кто неведомым образом принес святые мощи к нам на Русь.

Перенесение мощей не закончилось. Оно продолжается. Бог и его угодники приходят к нам по зову чистого сердца, очищенного молитвой.


Священник Константин Камышанов

Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14.







Отклики читателей
Ирина, 22 мая 2013 16:43
молодцы, надо просвещать население, а то идет полная деградация.А у меня сегодня реальное чудо случилось со здоровьем, о чем просила, то и получила именно сегодня!
Гость, 22 мая 2013 17:48
Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
Спасибо за статью!
Гостья, 23 мая 2013 02:07
Да поможет нам Святитель наш великий Николай!
Благодарим за материал.
Гость, 23 мая 2013 11:48
такой большой текст и так много откликов :D
наверное все уже и так просвященные :D
Перейти к обсуждению на форуме >>
По требованию российского законодательства комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Добавьте Ваше мнение:*
:) ;) :D 8-) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 


Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором.



Доставка еды на дом
Сообщи новость
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.



Погода в Озерске

4 августа 2020 - утро

21oC, Ветер Северо-восточный 3 м/с, Ясно Без осадков

Подробнее







Последние резюме в Озерске
Подработка после 17
Подработка после 17
Любая


Дополнительно
Архив
Карта сайта
Редакция
Реклама
К началу страницы    
На главную  
Новости за сегодня  
Архив  
Редакция  
Размещение рекламы