Новости   |   Работа   |   АВТОзерск  |  Недвижимость  |  Погода   |   Справочник предприятий   |   Знакомства   |   Форум   |   Бюро находок   |   Барахолка
16+
Почётные граждане Озёрска   |   Показания водосчётчиков  |   Показания электросчетчиков  |   Оплатить объявления

Людмила Абраменко: Всю жизнь на передовой…

Наука и образование
22 января 2010 18:45
 
 Людмила Абраменко: Всю жизнь на передовой…  

Начавшийся 2010-й объявлен в стране Годом учителя. Не будем говорить банальности и повторять: как это важно, наконец-то или, наоборот, больше делать нечего, неужели сейчас для этого подходящее время… Дадим слово учителю.

Людмила Анатольевна АБРАМЕНКО, озерчанка, воспитанница двух школ, №34 и №24, выпускница Московского государственного педагогического института им. Ленина, учитель русского языка и литературы высшей категории, отличник народного просвещения России, основатель и руководитель общественной благотворительной организации «Фонд помощи бездомным животным».

Итак, как живётся учителю сегодня? Как он определяет свой статус-кво в современном обществе? Где черпает силы, чтобы сохранить принципы и идеалы?

Оговоримся сразу

«Уж говорить-то она умеет», - нередко слышит Людмила Абраменко от своих недоброжелателей. Подтвердим без всякой враждебности и зависти: да, умеет! «А как же иначе, - удивляется она, - филолог должен владеть словом. Современные дети, хорошо знающие свои права, но забывающие обязанности, признают только такого учителя, который отлично знает свой предмет, может и пошутить, и найти вовремя острое слово, и быть по-настоящему артистичным и убедительным…».

Живя всю жизнь в одном городе, работая почти три десятка лет в родной школе №24, Людмила Анатольевна не только любима, но и уважаема, авторитетна, известна многим поколениям учеников, их родителей и широкой общественности, далёкой от школьных проблем. Почему? Ответ прост: это личность, к которой как нельзя лучше приложимы слова Оскара Уайльда: «Каждая женщина - бунтарь по натуре…». О событиях и явлениях сегодняшней жизни Людмила Анатольевна говорит так эмоционально, что понимаешь: это касается её ЛИЧНО, это - как натянутая струна…

Трудные дети – у трудных родителей

- Родители прежних лет и их дети, которые давно выросли, - до сих пор для меня самые родные люди. Мы общаемся, созваниваемся, я храню целые мешки их благодарственных открыток и писем. Теперь порою бывает не так – возражают, обижаются, жалуются. Конечно, имеют право на свою точку зрения, защищая ребёнка. Но мудрые родители должны сохранять объективность, стараться быть справедливыми в оценке поведения своих детей. И как же бывает горько, когда некоторые из них пытаются оправдать любой, даже подлый поступок ребёнка, лишь бы выгородить его и самим жить спокойно.

Личности, одна мощнее другой

- Да, у меня ностальгия по значительным личностям, по тем учителям, у которых когда-то училась и с которыми посчастливилось работать. Мне повезло увидеть в расцвете жизненных и творческих сил многих и многих: Анну Николаевну Свиридову, Екатерину Фёдоровну Губанову, Любовь Григорьевну Кисельгоф, Галину Ивановну Хрусталёву, Киру Борисовну Цингери, Галину Ивановну Волегову, Николая Ивановича и Нину Михайловну Турлюн… Мне повело и с вузовскими преподавателями – знаменитыми учёными, авторами учебников. Боюсь перечислять, это займёт слишком много места.

Это были настоящие профессионалы, они мыслили масштабно, видели главное и прощали мелочи. Они никогда не смотрели на свою работу, как на ремесло, дающее возможность зарабатывать на жизнь. Их общение с детьми, родителями, коллегами можно назвать только одним словом - СЛУЖЕНИЕ.

Я обожаю старшее поколение. Вспомните Любовь Григорьевну Кисельгоф. О ней ходили легенды, её боготворили ученики и родители – и как прекрасного учителя-словесника, и как строгого, но мудрого и демократичного директора. При этом она сохраняла, несмотря на колоссальную занятость на работе и дома, удивительную женственность, поразительную широту интересов, чувство юмора, простоту.

Как первая любовь…

-Вернувшись в родную школу по окончании института, я с головой окунулась в свою любимую литературу. Первые годы работы в школе у меня были очень яркими и по-настоящему романтическими. Походы и поездки, литературные вечера и спектакли, радио и стенгазеты, стихотворные послания от учеников, признания в любви… С теми учениками мы до сих пор дружим и постоянно встречаемся.

Но главное, конечно, – преподавание. Меняла программу на свой страх и риск, читала на уроках самиздатовские сборники стихов Гумилёва и Цветаевой, старалась увлечь произведениями Булгакова, Платонова, рассказывала о трагических судьбах Солженицына и Гроссмана… Потом, когда произошла перестройка и в программе появилась та литература, которую уже успели узнать мои ученики, я была счастлива.

Выгораешь…

-Нынешние дети другие: более дерзкие, более раскованные. Работаешь на пределе эмоциональных возможностей. Каждый день испытываешь величайшее напряжение – нервное, психологическое, интеллектуальное. И, казалось бы, «в зените педагогической мудрости», имея большой опыт, чувствуешь себя опустошённым. Работа забирает всё, ты выгораешь…

Надо, чтобы все понимали: это – как на передовой.

Низвели профессию

-Такого количества бумаг, как сейчас, никогда не было. Как будто армия бюрократов пытается оправдать своё пребывание в кабинетах. Сегодня всё забюрокрачено дальше некуда: проверяющих полкИ, и озабочены они подсчётом клеточек в журнале. И кто диктует учителю, что можно, что нет? Сидящие в кабинетах люди, в своё время если и «понюхавшие» школу, то в ужасе убежавшие!

Ещё Василий Сухомлинский предупреждал: «Чем меньше у учителя свободного времени, чем больше загружен он всевозможными отчётами, заседаниями, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю нечего будет отдавать воспитанникам».

«Александр Петрович Пушкин»

-Говорить спокойно о чтении, вернее, о нечтении, никакой словесник не может. Беда в том, что многие родители не видят ничего страшного в том, что дети не читают. Но ведь это основа! Формируется поколение, которое даже не знает, как зовут нашего величайшего национального поэта или, как в популярной передаче, спрашивает: «Моцарт? А сколько дисков он продал?». Нечитающий человек лишён того воспитания, которое могут дать Бальзак, Жюль Верн, Чехов, Толстой…

Рассуждения родителей о том, что им самим читать некогда, необоснованны: и раньше много работали. Известнейший учёный Сергей Капица в недавнем интервью АиФ сказал о деградации нации, которая не читает книг.

Чтение должно быть первейшей духовной потребностью, в том числе и для учителя.

В общем, это такая боль! Словесники ощущают её, наверно, острее всех.

«Ненавижу фразу «Всем не поможешь»

-Почему ненавижу? Потому что так говорят обычно те, кто не помогает никому. Если бы каждый из нас помог хоть одному нуждающемуся в нашей поддержке, мир изменился бы.

Часто спрашивают, почему я помогаю именно животным. Они в нашем обществе самые бесправные, фактически не защищены законом, и милосердие к ним держится только на энтузиазме одиночек.

Фонд помощи бездомным животным был создан в городе для того, чтобы защитников животных услышала власть. Но, увы, воз и ныне там. Я много раз выступала в прессе, однако до сих пор можно прочитать в городской газете статью под заголовком «Четвероногие: друзья или враги?». В цивилизованной стране такой вопрос немыслим. В школе мы повторяем вслед за Есениным: «И зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове». А вне школы нужно до сих пор доказывать, что собака – друг человека. Результат – жестокость и равнодушие.

Академик Дмитрий Лихачёв говорил, что, поскольку животные бессловесны, за них говорить и даже судиться должен человек. Я говорю, и кричу, и, может быть, перегибаю палку. Но, думаю, «люди мне простят – от равнодушья, я им, равнодушным, не прощу…».

Муниципальная проблема – на плечах энтузиастов

-Мы живём в системе двойных стандартов: на словах одно, на деле – другое.

Способ спасения бездомных животных давно известен, не надо изобретать велосипед. Как показала мировая практика, это создание приютов и стерилизация. Но у нас на нужные дела нет денег. Муниципалитет переложил эту проблему на плечи неравнодушных, самоотверженных горожан, которые спасают животных, имея очень скромные возможности.

У нас нет средств, чтобы иметь свой счёт в банке, однако я хочу заверить всех, кто оказывает нам посильную помощь и не проходит мимо наших «благотворительных ящичков»: каждая копейка расходуется нами строго по назначению, мы благодарны за любую поддержку.

«Свободный микрофон» не предусмотрен?

-По-моему, любовь к победным реляциям характерна для сегодняшней жизни в целом. Не обошла эта «мода» и народное образование.

Типичный пример. Идёт городская учительская конференция. Заслушан основной доклад, выступления, указанные в повестке дня. Спрашиваю: где свободный микрофон, чтобы дать слово нам, учителям? Отвечают: не предусмотрен. Почему? Ведь здесь присутствуют все представители власти. Самое время поговорить о ПРОБЛЕМАХ. Да, было в докладе, но это не заменяет живое слово с места, как посланная в президиум записка не заменяет сам факт публичного выступления. В ответ слышу, что «кто-то хочет пиариться…». Но почему у нас собственное мнение не приветствуется? Почему горожане, даже учителя, молчат? Педагог не имеет на это право, иначе какую личность он сможет воспитать!

Это как средняя температура по больнице

-Тема учительских зарплат оскомину набила. Сейчас, при диком расслоении общества, учитель выглядит особенно униженным. Не буду приводить конкретных цифр, скажу одно: учитель высшей категории за ставку получает меньше технички в приличном офисе.

Когда говорят о средней учительской зарплате в городе, то забывают, что она складывается из зарплат за 1,5 - 2 ставки. Но где брать силы и время, чтобы выдерживать такие нагрузки? А ведь учителю надо много читать, много путешествовать, быть в курсе крупнейших событий культурной и общественной жизни. Иначе он неизбежно теряет авторитет среди учеников и родителей.

Официальные власти ссылаются на трудности в областном бюджете. Каково слышать это от людей, зарплаты которых в десятки раз выше учительских? Это и есть отношение общества к учителю.

У меня трудная, но любимая работа

- Я воспитана русской классической литературой, её уроки я усвоила хорошо. Быть счастливым для себя и нужным для других – в этом, по определению Л.Толстого, смысл жизни.

Я не являюсь человеком примерного поведения, но десять заповедей для меня существуют. Главное – не нарушать нравственных законов, быть честным, порядочным.

Я многое не принимаю в сегодняшней школе, но своё призвание я угадала. И никогда не пожалела о том, что стала учителем. У меня трудная, но любимая работа!

Подготовила Л.Давыдова

Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14.







Отклики читателей
По требованию российского законодательства комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Добавьте Ваше мнение:*
:) ;) :D 8-) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 


Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором.



Доставка еды на дом
Сообщи новость
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.



Погода в Озерске

5 июня 2020 - день

20oC, Ветер Южный 2 м/с, Ясно Без осадков

Подробнее







Последние вакансии в Озерске
кладовщик-комплектовщик
Грузчик
Грузчик


Дополнительно
Архив
Карта сайта
Редакция
Реклама


Опрос посетителей
  1. На чём сегодня экономим
архив опросов
К началу страницы    
На главную  
Новости за сегодня  
Архив  
Редакция  
Размещение рекламы