Новости   |   Работа   |   АВТОзерск  |  Недвижимость  |  Погода   |   Справочник предприятий   |   Знакомства   |   Форум   |   Бюро находок   |   Барахолка
16+
Почётные граждане Озёрска   |   Показания водосчётчиков  |   Показания электросчетчиков  |   Оплатить объявления

Деньги нужно вкладывать в повышение квалификации педагогов: интервью с министром образования Челябинской области

Наука и образование
25 февраля 2011 09:29
источник: regnum.ru
 
Деньги нужно вкладывать в повышение квалификации педагогов: интервью с министром образования Челябинской области

Школам нужно научиться грамотно расходовать деньги, педагогам - повышать квалификацию, для дошкольников открывать детские сады, а старшеклассникам создать комплексную систему профильного обучения. О сегодняшних приоритетах, задачах и планах в системе образования Челябинской области рассказал министр образования региона АЛЕКСАНДР КУЗНЕЦОВ.

Не подкосила ли в этом году эпидемия гриппа и ОРВИ образовательный процесс?

У нас, к сожалению, грипп и респираторные заболевания уже стали достаточно регулярным явлением, поэтому мы к ним готовы. В прошлом году из-за морозов и карантина вылетело гораздо больше учебного времени, чем в текущем. Сейчас школы каких-то особых проблем не испытывают. Кроме того, значительная часть школ оснащена средствами доступа к интернету, а ученики имеют доступ в сеть дома (по Челябинску эта цифра составляет около 75%). Поэтому возможно дистанционное обучение, когда учителя выкладывают домашние задания на сайтах школ или на других электронных ресурсах, а дети их выполняют. Это конечно эрзац замещения нормального обучения, но, тем не менее, это позволяет нам отставать не сильно от освоения учебной программы.

Будут ли в связи с эпидемией какие-то корректировки каникул у школьников региона или изменения в учебных программах?

Там, где отставание неизбежно, происходит корректировка учебных планов, потому что в них изначально заложены допуски в объеме примерно 5% времени на форс-мажорные обстоятельства. Этот допуск можно использовать, чтобы нагнать какие-либо темы. В этом году у нас к счастью нет таких ситуаций, когда потребуется увеличивать четверть или сокращать каникулы.

Общественность бурно обсуждает проект введения новых государственных образовательных стандартов для старшей школы. Какое мнение об изменениях в системе образования и обсуждаемом законопроекте сложилось у вас?

Нужно всем понимать, что процесс смены стандартов неизбежен. Во-первых, по формальным причинам, потому что в законе у нас прописана смена стандартов каждые десять лет. Во-вторых, жизнь меняется, и естественно те изменения, которые происходят в жизни, должны находить свое отражение и в образовательных стандартах. Бессмысленно сегодня учить детей тому, что было заложено в стандартах 10, 15, 20 лет назад.

Что касается качества стандартов, которые сейчас обсуждаются, то в целом его я оцениваю достаточно высоко. Но это качество, к сожалению, (и разработчики это признали) было изложено достаточно наукообразным языком, и, конечно же, для общественности многие вещи были непонятны. Я надеюсь, что сейчас после соответствующей доработки все-таки отношение к новым стандартам будет иное.

По сути дела, в новых стандартах старшей школы закрепляются те достижения, которые были продемонстрированы на протяжении последний четырех-пяти лет экспериментальными школами Российской Федерации (в том числе Челябинской области), которые отрабатывали вопросы профильного обучения. Мы сейчас уже привыкли к тому, что у нас в половине школ Челябинска есть так называемые профильные классы, и к этому все спокойно относятся. По сути дела, сейчас предлагается в законе закрепить, примерно, то же самое - то есть старшая школа должна стать профильной, и ребенок должен иметь возможность выбирать те дисциплины, к которым у него душа лежит. Поэтому, во-первых, разработчики стандартов опираются на экспериментальный опыт российских же школ. Во-вторых, они просто идут навстречу пожеланиям общественности.

Здесь еще такой момент очень важен. Думаю, никто из педагогов не будет спорить, что от множества предметов, которые преподаются по одному-два часа в неделю, никакого толка нет. Поэтому и ведется речь об укрупнении этих предметных областей. Ведь одна из главных задач школы, о которой мы забываем, не отбить у ребенка интерес к познанию. У нас немало примеров, когда мы, нагружая ребенка нужным и ненужным предметным материалом, просто отбиваем у него все желание учиться на последующие годы. Поэтому один из важных моментов, который достигается новыми стандартами, не отбивать у старшеклассника желание дальше учиться.

Представляет ли внедрение новых образовательных стандартов для старшей и младшей школы какие-либо трудности для региона?

Начальная школа в Челябинской области уже три года работает по новым стандартам. Другое дело, что это было в экспериментальном режиме: для всей страны в штатном режиме это будет только с 1 сентября 2011 года. Естественно, зная об этих сроках, мы предприняли соответствующие усилия по обеспечению образовательного процесса учебной литературой и подготовке и переподготовке учителей. И здесь мы особых проблем не испытываем, потому что уже три года совершенствуем квалификацию учителей.

Есть ли необходимость дополнительного финансирования школ при переходе на новые стандарты?

Есть вопрос, связанный с финансовым обеспечением, так называемой, внеурочной деятельности школьников, потому что одним из принципиальных моментов новых стандартов является создание школы продленного дня, когда помимо 20-36 часов учебной нагрузки предполагается еще и десятичасовая обязательная внеаудиторная нагрузка школьника. И очень важно, что и учебная, и внеучебная нагрузка ребенка объединяются таким общим понятием, как образовательная программа, включающая в себя учебный план (уроки) и эту внеучебную составляющую. Задача администраций образовательных учреждений так выстроить взаимоотношения между педагогами, которые занимаются учебной и внеучебной деятельностью, чтобы переход был плавным и согласованным.

По поводу финансирования дополнительных занятий государство, к сожалению, пока, на мой взгляд, заняло выжидательную позицию, немножко размытую. Мы, честно говоря, надеялись на то, что в федеральных требованиях к организации образовательного процесса по новым стандартам будет черным по белому написано, что ребенок должен столько-то часов заниматься вот этим, столько вот этим, что давало бы нам возможность обращаться к финансовым органам с просьбой об увеличении финансирования. Потому что там, где занятия с ребенком организуются на базе школы и силами педагогов школы, естественно потребуются дополнительные ассигнования. Вопрос такой поставлен и посчитан - нам потребуется на 2011 год около 180 млн рублей.

А какова ситуация в регионе с переходом на новую систему оплаты труда?

В целом ситуация развивается предсказуемо. Я изначально предполагал определенное недовольство со стороны ряда учителей и непедагогических сотрудников образовательных учреждений, потому что отраслевая система предполагает дифференциацию в оплате в зависимости от количественного и качественного вклада педагога в общее дело. Единая тарифная сетка, которая была введена в стране с 1992 года, позволяла унифицировать зарплату бюджетников. Сейчас же идет отход от своеобразной уравниловки, которая была в эпоху ЕТС. Это переживается болезненно. У кого-то зарплата выросла (таких немного), у большинства осталась на прежнем уровне, а у кого-то может даже и упала. Ситуацию усугубляет то, что на местах не очень грамотно порой сработали и специалисты органов управления образования, и директора образовательных учреждений, не обсудив новую систему оплаты труда с людьми. Министерство недаром инициировало съезд директоров школ Челябинской области. Я предполагал, что вопрос будет очень острым, потому что зарплата - всегда очень острый вопрос. Мы посчитали, что нужно это с людьми обсудить: обрисовать ситуацию, которая складывается в тех территориях, которые перешли на отраслевую систему, для того, чтобы те, кто только переходит, могли избежать ошибок.

По итогам предварительного мониторинга мы увидели, что есть территории, которые грамотно сработали, а есть территории, которые не очень хорошо себя показали, и усугубили ситуацию тем, что подняли зарплаты достаточно существенно администраторам. К счастью, таких немного, но они есть. Мы рассчитываем на поддержку муниципальных органов управления образования, которые должны более внимательно подходить к тому, что они утверждают и подписывают. Потому что когда мы слышим от педагогов, что у них зарплата не изменилась, а у директоров выросла в разы, это неправильно. Один из принципов отраслевой системы - зарплата руководителя зависит от зарплаты педагогов. Здесь надо внимательно действовать муниципалитетам, и не манкировать своим правом регулировать зарплату руководителей.

Остались ли претензии у снежинских учителей?

Наверняка какие-то возмущения остались, хотя там очень грамотный руководитель муниципального управления образования, и ему удалось добиться той ситуации, что зарплата педагогов Снежинска сейчас примерно сопоставима со средней зарплатой по области - около 17 тысяч рублей. Волнения были вызваны тем, что на градообразующем предприятии достаточно серьезно подняли зарплату работникам. И мало ли, что у бюджетников в запретках зарплата существенно выше, чем в соседнем муниципалитете - плохо, что она ниже, чем на градообразующем заводе. Вообще Снежинск и Озерск у нас сейчас самые высокооплачиваемые территории в системе образования области.

Кстати для повышения зарплаты педагогам некоторые территории, в том числе Магнитогорск, провели очень грамотные оптимизационные мероприятия. У нас в системе образования много работников, а когда сюда еще добавляется армия технических сотрудников, которая съедает половину фонда оплаты труда, без оптимизации не обойтись. Оптимизация - это не только сокращение кадров, что в последнюю очередь нужно делать, оптимизация - это, скажем, аутсорсинг. Например, в Магнитогрске все учреждения в централизованной бухгалтерии, и фонд оплаты труда, который поступает в школу, на бухгалтеров не тратится, а тратится на педагогов. А Челябинск сейчас апробирует систему аутсорсинга по обслуживанию инженерных сетей зданий школ и детсадов. Там произошло сокращение совместителей от ЖЭКов, функции которых были переданы управляющим компаниям. Это тоже высвобождает фонд оплаты труда учреждения, и способствует тому, чтобы зарплата педагогов росла.

Как идет работа по оснащению школ новым оборудованием и современными системами обучения?

По оборудованию работа ведется в плановом режиме. Каких-то сумасшедших вливаний, которые были в рамках нацпроекта "Образование", уже не будет. Наверное, это и не страшно, потому что я всегда был убежденным сторонником того, что в первую очередь деньги надо вкладывать не в парты, стулья, компьютеры и так далее, а в повышение квалификации педагогов. И вот здесь нам конечно нужны деньги, и достаточно много, это один из приоритетов, которые мы перед собой ставим в ближайшей перспективе. У нас никогда не будет качественных сдвигов в системе образования, если мы не будем тратиться на повышение квалификации. Оборудование, конечно, важно тоже, но его обновление будет делаться в плановом режиме. Все-таки мы будем акцентировать ресурсы на повышение квалификации педагогов, потому что и новая система аттестации педкадров нас тоже к этому стимулирует.

Как сейчас обстоит ситуация с переходом на новые операционные системы? Насколько мы знаем, регион отказывается от операционной системы Windows и переходит на Linux?

Microsoft вышел с инициативой взимать с лицензии программного обеспечения каждого компьютера по 8 долларов в год, а у нас в области около 30 тысяч машин. Сумма не критическая, но не надо подсаживаться на эту иглу: в этом году 8 долларов, но в 2012 году может быть 18 долларов, поэтому мы должны переходить на свободно распространяемое программное обеспечение. Это конечно вызовет определенные организационные трудности, потому что ряд продуктов совместимы только с Windows, но большинство вполне нормально работает и под Linux. И у нас была задача в этом году иметь около 30% школ, в которых половина машин уже на Linux, мы с этой задачей справились, и каких-то особых проблем по дальнейшему переходу не видим. Выбрасывать на это деньги, когда у нас есть проблемы с зарплатами и повышением квалификации педагогов, было бы неправильно.

Вызывает ли у педагогов какие-либо трудности переход на Linux?

В области в 2005 году была создана сеть межшкольных методических центров (ММЦ) и региональный координационный центр (РКЦ). Мы тогда вошли в проект информатизации системы образования. Эта сеть нам достаточно дорого тогда обошлась, и мы считаем своим достижением, что ее удалось сохранить, когда федеральное и коммерческое финансирование прекратилось. Там происходит обучение педагогов новым информационным технологиям. Все технические новинки, которые появляются в системе образования, появляется у нас в ММЦ, и мы обучаем педагогов.

Какова ситуация с обеспеченностью дошкольников местами в детских садах? Успевает ли регион за рождаемостью?

За рождаемостью не успеваем к сожалению. Сейчас у нас мест в системе дошкольного образования достаточно, но проблема в том, что места есть там, где нет детей, а дети там, где нет мест. Потому что у нас сейчас набирают силу внутри областные и внутрирегиональные миграционные процессы, и у нас очень много муниципалитетов, где с одной стороны охват дошкольным образованием не очень высокий, и при этом укомплектованность местами меньше 100%. Сельский муниципалитет - это райцентр с дефицитом мест и окружающие деревни, где детские сады стоят, а детей нет.

Тем не менее, нам удалось в 2010 году план перевыполнить. Планировалось ввести 1300 мест, плюс был долг с 2009 года в 1500 мест. Но в итоге ввели 3200 мест, план перевыполнили, причем без каких либо существенных вливаний из областного бюджета, в основном за счет организационных мероприятий и распространения новых форм развития дошкольных образований. Например, дошкольные отделения при школах. За счет этих мер нам удалось ситуацию отчасти сдержать. И мы планировали падение процента охвата дошкольным образованием в области до 76%, но нам все-таки удалось удержать на уровне 77,6%.

Была замечательная идея строительства переносных модульных детсадов, она будет реализована?

Я почему с этого года начал поднимать тему модульных детсадов, потому что они позволяют мобильный дошкольный комплекс снять и перенести в другое место. Помимо этого, одно дошкольное место в таком детском саду стоит дешевле - около 300 тысяч рублей. С местом для строительства в регионе такого детсада мы определились, и уже готова проектно-сметная документация. Модульный детский садик мы поставим в одном из поселков под Миассом.

Как еще планируется улучшать ситуацию с местами в детских садах?

Сейчас мы активно работаем с правительством по выделению дополнительных ассигнований, и я надеюсь, что нам удастся в ближайшие месяц-полтора около четверти миллиарда рублей найти для того, чтобы профинансировать хотя бы те объекты, которые были начаты в предшествующий период, но не окончены. Механизмы мы видим, дело за относительно небольшими деньгами.

Но нельзя допускать ситуации, когда у нас будут простаивать основные фонды. Потому строить надо, но осмотрительно, и не вкладывать лишние деньги. Сейчас желательно изыскивать такие проекты, которые позволяли бы получить дошкольное место за 300 тысяч рублей.

Перечень объектов, в которые мы вкладываемся, уже готов. То есть это незавершенные объекты, есть объекты капитального строительства, и есть так называемые малозатратные формы: переоборудование школьных помещений, использование, где это возможно, зданий бывших детских садов.


Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14.







Отклики читателей
Гость, 25 февраля 2011 11:11
Ситуация с зарплатами стала чудовищно несправедливой: директор получает по 60-70 тысяч,  простой учитель - 15 тысяч, это в лучшем случае.
Гость, 25 февраля 2011 17:46
15 тысяч - это хорошо! А если 10000?! Как жить, одеваться, содержать студента в крупном городе. Пусть Кузнецов сам работает в образовании, а освободившиеся работники УВД ( по словам губернатора) пусть охраняют школы. Успехов им в деле образования!
Гость, 25 февраля 2011 21:52
Не забудьте добавить, что 10000 - это вместе с классным руководством, замещением или в одной из "продвинутых" школ (на 15-20%выше). А в обычной начальной школе - 8000+1000(за классное руководство). Получается, что снова сложили зарплаты директоров, разных завучей, учителей на 1,5-2 ставки в старшей школе и зарплату учителя начальных классов (которая и без того ниже, так ещё и подработать негде), разделили на количество человек, вот и получились гигантские деньги - аж 17000!        
Хоть бы раз в этом году такую зарплату увидеть!      
Вся страна слышит про повышение зарплаты учителей то на 10%, то ещё на сколько-нибудь, а где оно реальное-то?    
И смех, как говорится, и грех!!!  
Одна радость - скоро пенсия! ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ!!!    И, школа, прощай!  Вот только кто останется?   Кто внуков учить будет при такой-то зарплате?            
P.S.: Обратите внимание. что "вообще Снежинск и Озерск у нас сейчас самые высокооплачиваемые территории в системе образования области."   Это сколько же тогда учителя на "большой замле-то" реально получают? (7000-8000, точно знаю!) Нуи где эти  17000?
Гость, 25 февраля 2011 23:25
Я, конечно, люблю детей и преподавать -это мое, но своего ребенка я люблю больше!!! Не хотим мы жить на такую зп. И не живем!!!!
я, 26 февраля 2011 02:38
насколько я понимаю, не только меня расстраивают эти яйцеголовые.. откуда цифры-то такие берутся??? 17 тысяч - средняя зарплата по области?????? а главное, ОЗЁРСК И СНЕЖИНСК - самые высокооплачиваемые??? да и простой учитель в среднем десятку имеет - не больше! александр кузнецов, похоже, попал в информационную блокаду :-( слишком далеки они от народа...
Гость, 26 февраля 2011 09:59
Работникам образования давно пора устроить забастовку. Может, после этого прислушиваться будут к педагогам?! Иначе скоро педагоги вымрут как класс.
Гость, 27 февраля 2011 09:42
Если сложить 90 тысяч директора, 60 тысяч у замов и 10 тысяч у простых учителей, то получается оооочень хорошая зарплата учителя и бодрые рапорты чиновников! До каких пор будут учителя терпеть это!
Гость, 28 февраля 2011 13:45
Учителей уже в городе нет. Знаю многих, кто уходит после окончания учебного года... Что творится с точными науками.... Докатились. Кто будет учить? Что ж, Касли и Кыштым недалеко... Будут учителя к нам ездить (у нас жк огромная зарплата по словам Кузнецова). Мир перевернулся.
Гость, 28 февраля 2011 15:09
Сколько можно писать неправду. Либо действительно, министр не в курсе, либо не хочет смотреть правде "в глаза". Я ничем не могу помочь своей дочери (в этом году надо поступать в университет). Повернитесь, господин министр, к своим работникам (пока есть ещё в образовании творческие, инициативные, умные учителя). Сберегите то, что ещё осталось!!! :idea:
Гость, 28 февраля 2011 18:40
Спасибо заинтересованным родителям! С учителями в городе, действительно, катастрофа.
Гость, 28 февраля 2011 20:11
а повышать  квалификацию вскоре будет некому!
педагоги предпенсионного возраста  "дорабатывают", молодые педагоги в школу не спешат, а если и оказываются у доски, так только в ожидании "нормальной" работы.
кто станет наших  детей учить?
Гость, 3 марта 2011 23:03
Аплодирую  каждому учителю нашедшему себя за стенами школы! Искренне рада за каждого, потому что унизительная зарплата, чиновничий беспредел и бумаготворчество достали. У нас за полгода уволилось из школы 7 человек!!! Комментарии  излишни. А очереди в центре занятости не наблюдается. Мечтаю дожить до того дня, когда учить будет некому!
    Хотя дети не виноваты, и работа мне нравится.
Гость, 31 марта 2011 19:07
Господин, Министр !
Работаю в школе с 1991 г. (прослужив в армии 20 лет) и такого преступного равнодушия со стороны власти (всех уровней, особенно школьной администрации) с введением НСОТ ожидал. Страшная пропасть в зарплатах учителей и администрации школы. Директор не афиширует зарплату свою и своих замов, боясь возмущения учителей.
Перейти к обсуждению на форуме >>
По требованию российского законодательства комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Добавьте Ваше мнение:*
:) ;) :D 8-) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 


Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором.



Доставка еды на дом
Сообщи новость
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.



Погода в Озерске

15 августа 2020 - вечер

15oC, Ветер Северо-восточный 3 м/с, Малооблачно Без осадков

Подробнее







Последние резюме в Озерске
РАССМОТРЮ ЛЮБЫЕ ВАРИАНТЫ
Водитель B,C
Любая


Дополнительно
Архив
Карта сайта
Редакция
Реклама
К началу страницы    
На главную  
Новости за сегодня  
Архив  
Редакция  
Размещение рекламы