Шигирский призракСпорт и отдых, 17 мая 2017 09:15, источник: Читатель
Мы давно мечтали посетить место, окутанное легендами и различными историями своего происхождения. А именно Азяш-Уфимский завод. И вот в эти выходные задуманное осуществилось. Но обо всем по порядку. В инете нашли объявление группы «Компас Урала» из Кыштыма. Приглашались все желающие «помесить грязь» на своих внедорожниках по пути на Азяш-Уфимский завод. Внедорожной техникой мы не располагали, но личное обаяние моего коллеги по совместным путешествиям и огромное желание поехать сделали своё дело: нас взяли в качестве пассажиров. Всего собралось 14! экипажей. 3 авто из Снежинска, 4 из Челябинска, остальные из Кыштыма и Маука. Зрелище старта было впечатляющим: караван из авто выстроился в одну колону и двинулся в путь. У каждого экипажа был свой интерес. Кто-то хотел повысить своё мастерство в экстремальных условиях бездорожья, кто-то найти тайники Геокешинга, а кто-то, как мы, прикоснуться к тайнам прошлого.
Забегая вперёд скажу, все, абсолютно все (!) получили незабываемые положительные эмоции от путешествия и от новых знакомств. Только представьте себе – 14 экипажей – это почти 50(!) человек, включая малолетних детей. Команда была как единый организм, взаимовыручка и помощь без какой-либо просьбы. Советы более опытных и подготовленных – закон! Во второй половине дня мы добрались к намеченной цели. Дружным застольем (в хорошем смысле этого слова) отметили это событие… Ну а дальше каждый занимался тем, чем хотел и зачем приехал. Я же теперь расскажу вам совсем немного об этом заводе-призраке. Где-то своими словами, где-то из интернета… История завода начинается в 1759 году, когда крупный уральский промышленник Никита Демидов получил разрешение на строительство нового чугуноплавильного и железоделательного завода. На тот момент Демидов уже владел несколькими заводами. Интересно, что в архивных документах завод значится как Азяш-Уфимский (Азяш — приток Уфы). И этот факт вызывает у исследователей вопросы. Заводы в то время было принято называть по рекам, на которых они построены. Поэтому этот завод логичнее было бы назвать Шигирским или Шигир-Уфимским, поскольку он построен близ устья реки Шигир. По одной версии, в документы вкралась банальная неточность. По другой, завод действительно собирались строить на Азяше и зарегистрировали именно это местоположение, но затем было выбрано более подходящее место. Есть также версия, что путаница с названием умышленная, якобы это связано с налоговыми махинациями Демидова. Судьба же завода трагична. Он просуществовал не более 14-ти лет. Здесь выплавляли чугун и железо, которые использовали для изготовления пушек. В 1774 году башкиры, принявшие сторону Пугачёва, сожгли завод. Есть другая версия. Но завод так и не восстановили. До нашего времени дошла территория, сильно заросшая деревьями и кустарником, однако разглядеть останки завода можно. Лучше всего сохранилась заводская плотина. Она представляет собой земляной вал высотой около девяти метров. В дамбе есть три прореза, через которые вода подавалась в напружные каналы. Кроме плотины, можно увидеть деревянную клеть фундамента здания (здания заводов тогда строились на бревенчатом фундаменте). Сам же завод природа спрятала. Его территория - не иначе как заболоченный лес, украшенный зарослями папоротника и занавесями хмеля. Из природы завод вышел, в нее же и ушел. Есть и останки доменных печей, но они расположены на противоположном берегу реки. В этот раз нам не удалось туда попасть, к сожалению.
Уникальность Азяш-Уфимского завода в том, что это единственное демидовское предприятие восемнадцатого столетия, остатки которого дошли до нас в первозданном виде. В середине 90-х годов прошлого века археологи АНЦ по подсказке местного жителя открыли развалины Азяш-Уфимского завода в шигирской тайге. После завершения археологических работ в сентябре 2002года на Азяш-Уфимском железоделательном заводе были установлены две таблички, извещающие, что объект является памятником истории и архитектуры и находится под защитой государства (в лице Министерства культуры). С уважением, озерчанин
Сбор участников перед поездкой
Почти весь караван в сборе
С такой резиной ничего не страшно
Мощь российского авто
Застрял...
Экипаж спешит на помощь
Без взаимовыручки никуда
Грязи здесь - Вам по пояс будет
Улыбайтесь, Вас снимает скрытая камера
Я и без буксира его вытолкаю
Красавец
Такому ничего вообще не страшно
И такие крохи тоже принимали участие
Одна из двух Шигирских сопок
Основной (слева) и запасной пилоты СУПЕР-БОЛИДА
Слева - Алла Алфёрова, организатор пробега. Справа - семейный экипаж головного авто
Пикник после долгой и трудной дороги
На этом месте раньше была деревенька при заводе
Уже история
Первый и второй разрезы на дамбе
Третий разрез на дамбе
Деревянная клеть фундамента
Этой клети почти 250 лет
Все, что осталось от плавильных печей
И это тоже развалины плавильных печей
Этот железный брус нам не удалось найти
Заводской кирпич того времени
Второй пилот за рулём
С этим экипажем нет ничего непреодолимого
Фото на память
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость18 апреля 2024 - утро
15oC, Ветер Юго-западный 4 м/с, Малооблачно Без осадков
подробнее• | Продавец-Консультант |
• | Повар |
• | продавец-кассир |
• | Юрист, Юрисконсульт, помощник |
• | Рассмотрю варианты |
• | Рассмотрю Варианты |