Сентябрь в Семиречье. Часть 1Спорт и отдых, 5 октября 2018 09:37, источник: Собинформ
В Алма-Ату мы, по точному выражению одной подруги, «завербовали» очередную группу товарищей. Зимой товарищи начали ловить билеты, да так заразительно, что я не устояла, выклянчила у начальства часть отпуска вне графика, отпросила ребенка в обеих школах (от пропуска занятий в начале сентября в «двоечники» еще никто не скатывался) и подключилась к поиску билетов. Папанечку с работы не отпустили, ему пришлось остаться дома управляющим в зоопарке. На этот раз мы решили испытать новый, еще более экономичный, путь до Алматы. В феврале мы купили билеты на самолет авиакомпании Scat. Именно в феврале в казахстанских авиакомпаниях начинаются продажи по низким ценам на летний период, к которому относится и сентябрь. Прямой перелет Костанай – Алматы туда-обратно обошелся нам в 5,5 тысяч рублей с человека. От Челябинска до Костаная мы доехали на специальном такси – менее 2 тысяч рублей туда-обратно за одно посадочное место. Итого: дорога Челябинск – Алматы – Челябинск = 7,5 тысяч рублей (причем практически все расстояние преодолевается на самолете!). До Челябинска ехали с товарищами на их машине, машину оставляли на платной парковке на Копейском шоссе (50 рублей/сутки). До Костаная мы оплачивали проезд в рублях – 1000 руб. с человека, обратно – в тенге (5000 тенге = 940 рублей), а могло быть и еще дешевле, т.к. к нашему отъезду из Казахстана курс тенге по отношению к рублю стал слабее. В целом, курс тенге в этом году был стабилен, чуть лучше для нас, чем в 2016 году, но похуже, чем в прошлом: от 5,32 тенге за 1 рубль до 5,48 тенге. Поскольку мы ездили на короткий период времени с маленькой суммой денег, то на этих колебаниях мы ничего не потеряли. По дороге туда расплатиться за такси в тенге тоже можно! На границе курс нормальный (гораздо лучше, чем в аэропорту, как мы позднее выяснили), обменник есть в приграничной зоне, где таксист делает остановку, там можно поменять деньги для оплаты проезда (расчет за такси производится по прибытии). Костанайский перевозчик работает по принципу такси, т.е. забирает с указанного места и доставляет, куда скажете. Нас забрали прямо со стоянки, где мы оставили свою машину, и доставил в аэропорт. Обратно – то же самое: от аэропорта до стоянки. Костанайское такси – это автомобиль, вмещающий 8 пассажиров, курсирующий ежедневно между Костанаем и Челябинском. Очень популярный, как оказалось, вид транспорта между Челябинском и Казахстаном. Контор по пассажироперевозкам работает на этом маршруте много, обо всех есть информация в интернете, с челябинскими телефонными номерами. Дорога до Костаная с учетом перехода границы через КПП неподалеку от Троицка занимает около 4,5 – 5 часов. Главное, на границе не оказаться за рейсовым автобусом или в час пик под выходные, когда на границе образуется очередь личного автотранспорта. Нам повезло, на переход границы мы потратили не более часа как по дороге туда, так и обратно. Такси идет через Южноуральск и Троицк.
Покупать билеты на самолет и переходить границу можно по российским паспортам – проверено. Никакие отметки никуда не проставляются, только заполняется обычная миграционная карточка, как и при пересечении границы в аэропорту. Свидетельство о рождении детей, которым 15-16 лет, при выезде с территории РФ не потребовалось, но тут раз на раз не приходится: в аэропорту тоже никогда не спрашивали, а в прошлом году так спросили, что чуть не завернули домой, потому что именно в тот раз мы его и не взяли, понадеявшись на возраст и паспорта. Так что мы свидетельство возим с собой, несмотря на то, что у ребенка есть свой паспорт, и возраст уже почти совершеннолетний. Разрешение от второго родителя на выезд ребенка за границу не требуется (этой темой специально интересовались, т.к. впервые ребенок поехал с одним из родителей, а не с обоими). На погранпереходе все просто и понятно, таксист подскажет, что и в какой последовательности проходить; контроль необходимо проходить в составе своей группы следом за своим водителем. Неподалеку от погранперехода на казахстанской территории делается санитарная остановка на заправке. В зданиях КПП туалеты тоже есть. Костанайский аэропорт совсем крошечный, обслуживает несколько местных рейсов и пару международных – до Москвы. Мы летели в Алматы внутренней казахстанской авиакомпанией Scat, билеты покупали прямо на сайте перевозчика. Продолжительность полета – 2,5 часа.
Проездом через Костанай.
В аэропорту Костаная упаковку багажа в пленку можно оплатить рублями – 200 руб., но мы всегда упаковываемся дома самостоятельно: 120-литровый мусорный мешок и скотч – почти даром, надежно и отлично от других (совет на случай утери багажа: перед вылетом сфотографируйте свою сумку; если, не дай Бог, потеряется, розыск произведут скорее по изображению, чем по словесному описанию). В состав бортового питания Scat входят сэндвичи (добавку мы естественно попросили, и нам ее дали), вода, соки, чай, кофе. Термос нам тоже наполнили без вопросов (на обратном пути нам же после перелета предстояло ехать еще на машине, а в ручную кладь допускают только пустой термос). Фрукты и печеньки в ручную кладь нам пропустили. На обратном пути мы в ручной клади совершенно легально везли еще и две дыни, а вот с багажом нарвались на досмотр. Как стать «контрабандистом». Инструкция.
Мы в Алма-Ате закупаемся художественными товарами. Художников в Алма-Ате больше, чем кого бы то ни было, соответственно, и художественных магазинов - пруд пруди. Товары российского производства стоят дешевле, чем у нас, выбор огромный, всегда есть в наличии то, что у нас считается дефицитом (да, мы еще сталкиваемся в своей жизни с таким явлением). В Алматы столь высока конкуренция на рынке художественной продукции, что торговцы просто не могут устанавливать большие наценки. В этот раз мы, помимо обычной необходимой художнику мелочевки, купили бутыль белой гуаши. Только мы выдохнули после регистрации: багаж по весу вписался ювелирно (мы электронный безмен с собой возим), дыни в салон пустили. Все отлично. И тут по громкой связи слышу свою фамилию и вызов на досмотр багажа. Меня и еще одну страшно подозрительную личность отвели в багажное отделение (там так интересно!). Спросили, что в бутылке, попросили показать. Пришлось вскрывать намертво запечатанный в пленку багаж, чтоб доказать, что жидкость не ядовита и находится в заводской упаковке. Потом выдали рулон скотча запечататься обратно. А у моего товарища по досмотру выбросили банку домашнего варенья – нет заводской упаковки. Надо смотреть правила в каждой авиакомпании. Когда мы летали в Иорданию, то возили друзьям в подарок в багаже банку меда со своей пасеки. Без проблем. А Scat бы не пропустил. Короче говоря, наша гуашь благополучно приехала домой. И дыни, кстати, тоже. У нас такие сорта не продают. Особенно нам понравились зеленые полосатые дыни с оранжевой мякотью – очень сладкие.
Авиабилеты компании Scat стоят дешево, и при этом без дополнительной платы можно провозить ручную кладь без ограничения веса и багаж весом 20 кг! Флот компании вполне приличный – «Боинг» и другие похожие по габаритам марки; не «кукурузники» и не «этажерки», не переживайте)) Правда, кое-кто из пилотов, видимо, из полка истребителей на пассажироперевозки перешел. Ух!
Еще пара организационных моментов для удобства. По прилету в Алматы в здании аэропорта можно поменять деньги. Курс естественно хуже, чем в городе, меняйте только на проезд и еду на первое время (в гостиницу вас заселят и без предоплаты, обменяете деньги и расплатитесь). А если едете по нашему маршруту - на машине через сухопутную границу, то лучше поменяйте немного денег в приграничных обменниках, там курс лучше, чем в аэропорту. В Алма-Ате обменников полно, в т.ч. и круглосуточных. Курс смотрите в интернете, есть сайты со сводными данными по всем обменным пунктам. В отеле доступ к интернету предоставляется бесплатно, в аэропорту тоже, но в аэропорту требуется местный телефонный номер для получения пароля. Казахстанский номер пригодится и для связи с диспетчером костанайского такси на обратном пути. Советуем купить местную симку, но делать это надо в городе, конечно, а не в аэропорту. У нас была неиспользованная симка, которую нам еще в прошлом году подарили в отеле. Спрашивайте в гостиницах, это нормальная практика, вполне могут быть у дежурного завалявшиеся никому не нужные карточки с минимальным тарифом. О том, как добраться в город из аэропорта, мы уже рассказывали в прошлых отчетах. Ничего нового. Избегать таксистов – наипервейший принцип бюджетного путешествия. В Алматы из аэропорта в город ходят два автобусных рейса: 92 (дневной) и 3 (ночной). Автобусная остановка прямо у двери терминала, на тележке подкатываете свои чемоданы и спокойно садитесь в автобус. Оплата в общественном транспорте Алматы производится либо наличкой водителю – 150 тенге (27 рублей), либо по карте Онай – 80 тенге (14 рублей). Даже если вы едете на короткий период времени в Алматы, есть смысл купить транспортную карту. Они продаются в газетных киосках, есть такой и в аэропорту (обменник, киоски и терминалы оплаты находятся на первом этаже аэропорта, вход от автобусной остановки). Карта Онай подорожала, но все равно стоит дешево – 500 тенге, включая стоимость одной поездки. Пополняется карта в терминалах, которые встречаются на каждом шагу (почти все терминалы принимают не только купюры, но и монеты). У нас карты остались с прошлой поездки, нам даже пополнять в аэропорту не пришлось – оставались прошлогодние деньги. Мы в аэропорту поменяли только 200 рублей на поход в столовую (прилетели вечером в пятницу, обменники в городе с хорошим курсом были закрыты, оставались только круглосуточные).
Автобусы №92 и №3 идут в центр на пр.Абая, если придется дальше делать пересадку, учтите это сразу в стоимости проезда при обмене денег. На всех остановках дежурят контролеры Онай, проверить оплату могут в любой момент. Остерегайтесь контролеров-нелегалов, они снимают повторную оплату с карт через свои терминалы под предлогом проверки. У настоящих контролеров есть документы и форменная жилетка ярко-желтого цвета или серого с зелеными вставками. В интернете наберите в поиске и посмотрите картинки, чтоб не ошибиться. Сомнительным личностям смело отказывайте и не давайте карту в руки. За наличный расчет водитель обязан вам выдать билет, на котором с оборотной стороны пропечатана полная информация о времени покупке, стоимости и т.д., как в чеке. Некоторые водители выдают «липовые» билеты (с пустым оборотом) или не дают билеты вообще и кладут деньги себе в карман в обход кассы. Требуйте билет. Контролеров очень много, вас же и оштрафуют за безбилетный проезд. Но такие незаконные вещи со стороны недобросовестных водителей происходят теперь редко, потому что весь транспорт оборудован видеокамерами. В час пик в транспорте будьте внимательны – карманники. Правда, мы с ними ни в одной поездке ни разу не столкнулись, к счастью. Вообще в Алма-Ате очень спокойная и безопасная обстановка. Но ЧП может случиться в любом городе. И в Алматы этим летом тоже произошел трагический случай, когда среди белого дня в самом центре города убили известного фигуриста Дениса Тена.
Денис стал свидетелем попытки кражи зеркала со своего дорогого автомобиля и погнался за ворами, завязалась потасовка, в ходе которой один из хулиганов начал размахивать ножиком и нанес несколько ран Денису, задев артерию. Денис умер в больнице от кровопотери прямо во время операции. После этого вопиющего случая всю алматинскую полицию подняли в ружье, в городе прошли беспрецедентные операции по охране правопорядка в целом, в том числе и по борьбе с автоворами и скупщиками краденого. Увеличено количество пеших и автомобильных полицейских патрулей. И эти меры носят не временный характер, а приняты на постоянной основе. Но вернемся от вопросов безопасности к нашей основной тематике. Хотелось бы выразить общее впечатление о комбинированном, автомобильно-авиационном, пути в Алматы. По направлению в Алматы дорога прошла легко: утром выехали из дома, со свежими силами доехали до Костаная, передохнули в аэропорту и улетели в Алма-Ату. Но на обратном пути дорога оказалась тяжелее по той простой причине, что автомобильным переездом она не начиналась, а заканчивалась. Несколько часов в машине после авиаперелета переносятся хуже, чем до него. Имейте это в виду, если у вас есть проблемы с позвоночником, например, или с ногами. Машина такси – это не автобус, спинку кресла не откинешь, ноги не вытянешь. В случае, если, такой путь для вас неприемлем по состоянию здоровья, то лучше доплатить 2 тысячи рублей и купить билет на самолет из Екатеринбурга со стыковкой в Астане, как мы летали ранее (по времени такой перелет длится 2+1,5 часа и 2 часа стыковка). Но билеты по наименьшей цене (9,5 т.р.) нужно ловить в январе-феврале на текущий год. Не-акционные цены на перелет Екб-Алматы-Екб держатся в течение года на уровне 12-13 тыс.руб. Напомним также, что до Алматы можно добраться поездом. Самый дешевый вариант: Челябинск-Петропавловск-Алматы, билеты надо покупать на сайте Казахстанских железных дорог, тогда стоимость проезда туда-обратно обойдется всего в 3,5 тысячи рублей ((800+900)*2), в пути – почти двое суток с учетом пересадки в Петропавловске. Есть прямой поезд Екатеринбург-Алматы, но значительно дороже. В Алма-Ате мы снова поселились в той же гостинице, что и во время предыдущих поездок. Нас там всегда ждут с радостью милые душевные люди.
В этот раз у нас в гостинице было особенно весело и интересно. В этом году технический университет набрал большое число первокурсников, в связи с чем многим старшекурсникам не хватило мест в общежитиях (первокурсников обеспечивают жильем всех в первую очередь, да еще так совпало, что несколько общежитий именно сейчас поставили на ремонт). Студентам пришлось временно решать проблему с жильем самостоятельно и расселяться по квартирам и хостелам. Так что нам было с кем пообщаться: в нашем отеле всегда много иностранцев, а тут еще и студенты со всей страны собрались, и в гостинице, как мы уже рассказывали, работает и живет одна большая семья из Киргизии, которая относится к нам как к своим родственникам. А еще мы познакомились с Маркусом Шорном – путешественником и блогером из Германии. Маркус объехал на своем автомобиле в компании Везувия уже почти весь мир, в том числе и Россию, и даже бывал в Челябинске. Везувия он подобрал на улице в Италии. У Везувия есть своя страница в соцсетях, страницы Маркуса вы тоже найдете без труда. Везувий ходит за Маркусом по пятам, но никогда не заходит на общую кухню, послушно ждет на крылечке. В общем, они оба отличные парни.
Алма-Ата – город студентов.
Алма-Ата хорошеет и благоустраивается, приезжать сюда все приятнее. Радует еще и стабильность цен. Ценники в магазинах, столовых и на рынках с прошлого года не переписывались. Количество столовых не уменьшилось, размер порций - тоже. Студенческие столовые по-прежнему доступны для всех желающих. Мы освоили также столовые, в которых обедают строительные бригады. Супер!
Очень понравилась вот эта столовая в подвальчике на ул.Пушкина, в районе Зеленого базара.
Туристическая инфраструктура города непрерывно улучшается. Погода в городе в сентябре жаркая (один раз дождик был), в горах, конечно, холодно. Горы стоят, «Рахат» пышет ароматами, розы благоухают, сотни фонтанов журчат и играют красками, орехи и фрукты поспели. Что еще надо? Кстати, напоминаем, что на «Зеленом базаре» закупаться фруктами и орехами следует в нижнем павильоне, что напротив «Рахата», а не с центрального входа, через который водят группы иностранных туристов на экскурсии. Цены в том «секретном» павильоне для местных в два раза ниже, а выбор и качество товара даже лучше, чем наверху. Самые низкие цены – в воскресенье после обеда. Из новшеств на туристических объектах: в военном музее в парке Панфиловцев один выходной перенесли с субботы на понедельник, второй выходной – воскресенье; на территории Или-Алатауского нацпарка (а Бутаковские водопады тоже к нему относятся) введена плата за профессиональную фото- и видеосъемку. Как дежурный на КПП отличает профессионального фотографа от непрофессионального, и производится ли по этому поводу какой-то досмотр, мне не известно. Если на шее открыто не висит камера с огромным объективом, то придраться сложно, мне кажется. Мы снова много гуляли по городу, бродили по нижним улочкам, где еще сохранились островки старого Верного, любовались розами, каштанами, множеством фонтанов. Уютные алматинские аллеи так притягательны! Красивые здания создают неповторимый алматинский стиль.
В этом старинном особняке располагается русский ресторан «Гости».
Здание Союза писателей.
Главпочтамт, выстроенный в стиле конструктивизма.
Знакомый всем, кто бывал в Алма-Ате, фонтан «Неделька», что около театра оперы и балеты.
Фонтан на «Тулебайке».
По улице Тулебаева, названной в честь известного казахского композитора, мы еще прогуляемся в следующий раз - нас там ждет сюрприз. «Тулебайка» - культовое место творческих личностей и всевозможных неформалов советского периода.
Яндекс-такси в Алма-Ате популярно.
Вы помните, что в Алма-Ате свыше 200 фонтанов? В это лето их стало еще больше: по программе благоустройства за три летних месяца построено ВОСЕМЬ новых фонтанов. В прошлом году мы застали начало строительства двух новых фонтанов на территории главного университета, КазНУ. В этот раз мы смогли увидеть их в действии.
Каштаны тронула сентябрьская позолота.
Мы так влюблены в Алма-Ату, что можем бесконечно просто гулять по городу.
На сегодня пока остановимся и продолжим в следующий раз рассказом о том, как Алма-Ата похорошела за год, как тамошний аким (мэр) контролирует процесс благоустройства, как мы проводили время и как едва не повстречались с президентом Назарбаевым. Очередной горный перевал тоже будет непременно. И «Звезда по имени Солнце»… До встречи. Сальма.
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость29 марта 2024 - вечер
-2oC, Ветер Северо-западный 1 м/с, Ясно Без осадков
подробнее• | Повар и Продавец-кассир |
• | Охранник |
• | продавец-кассир |
• | Продавец, оператор, уборщица |
• | Сварщик |
• | Любая |