Хождение озерчан за два моря. Часть 2. БакуСпорт и отдых, 21 июня 2019 11:03, источник: Собинформ
Часть 1 - ссылка
Посетив Казань по следам Афанасия Никитина, добрались мы до первого моря – Каспийского. Каспий - вовсе и не море, конечно, а очень большое озеро, но Афанасий сказал – море, значит – море. Лоукостер «Buta» доставил нас в аэропорт им.Гейдара Алиева. Красоту и необычность интерьеров международного терминала бакинской воздушной гавани мы уже показывали в прошлогодних выпусках, сейчас у нас задача – разобраться с местным общественным транспортом. В Баку мы прилетели почти ночью. В аэропорту поменяли немного денег. Напомним курс: 1 манат=38 рублей. Разменные монеты - копейки. 1 манат=100 копеек. Соответственно 10 азербайджанских копеек=3,8 российских рубля. На выходе из аэропорта нас естественно атаковали таксисты. Из аэропорта в город вас увезут либо дорого, либо безумно дорого. Мы понимаем, людям хочется заработать. Но у нас-то интерес немножко другой: мы тратить не хотим. Не лучшего качества фотка, но здесь видно указатель остановки аэроэкспресса. Это точно напротив выхода из международного терминала, в пяти метрах от двери. Совсем не потеряетесь, правда-правда.
По бокам от дверей здания терминала стоят два автомата продажи транспортных карточек.
Когда таксисты убедились, что мы с ними не поедем, что нам отлично известно про круглосуточный аэроэкспресс в город и транспортные карты, то от нас отстали, а один дядечка – злодей форменный – хотел нам купить карты в терминале – мол, вы ж по-азербайджански ни бум-бум, не сумеете, болезные, даже карточку из автомата добыть. Товарищ! Мы ж почти настоящие блогеры, нам надо самостоятельно по кнопочкам пальцами потыкать и дойти до всего без посторонней помощи. Интерфейс на азербайджанском и английском языках. Мы разобрались по-азербайджански, потому что кнопку переключения на английский не заметили!!! Подробную инструкцию мы сняли позднее при свете дня, в метро. Охранник с нас глаз не спускал – какие-то странные типы фотографируют экран терминала. Карты есть двух видов – одноразовые бумажные и пополняемые пластиковые. Бумажная карта называется одноразовой, потому что ее невозможно пополнить, но на самом деле на нее сразу при покупке можно положить денег на четыре поездки по городу. Экран сенсорный, тычем пальцем прямо по картинкам на экране. Слева в верхнем углу – кнопка переключения на английский. Разберемся на азербайджанском. Видим изображение двух карточек. Первая (слева) – пластиковая пополняемая; вторая (справа) – бумажная не пополняемая. Картинки разные. Мелкий текст на второй видите?
Нажимаем на первую карту. Появляется следующее изображение. Надпись 2,00 AZN означает, что этак карточка стоит 2 маната. Жмем на зеленую кнопку с «галочкой».
Открывается следующее изображение. Стоимость карты 2,00 маната. Во втором синем прямоугольнике будет отображаться, сколько денег вы кладете при покупке карты. Автомат принимает монеты и купюры достоинством, указанным в строке ниже на экране. Можно купить пустую карту, тогда кладете ровно 2 маната.
Теперь разберемся с бумажной картой. На первоначальном экране выбираем изображение второй карты. Откроется следующая картинка. 0,20 AZN (20 копеек) стоит сама карта. Затем выбираете, сколько поездок хотите оплатить, нажимая соответствующую кнопку.
Для примера мы выбрали 3 поездки (или одна поездка для троих человек, одной картой можно оплачивать за всех). На экране все понятно отобразилось: 20 копеек стоит карта, 90 копеек – 3 поездки. Итого – 1,10 маната. Кладете деньги в монето- и купюроприемник, пополнение отобразится во втором синем прямоугольнике.
Из аэропорта по бумажной карте не уехать, т.к. проезд по городу стоит 30 копеек (11 рублей), а из аэропорта – 1,3 маната (49 рублей). Таким образом, на бумажную карту можно положить при покупке только 1,2 маната, этого не хватит на поездку из аэропорта в город. Покупайте пластиковую пополняемую карту, она не раз пригодится, тем более что можно купить одну карту на всех, если едете компанией! Помните алматинские транспортные карточки? По одной карте в алматинском общественном транспорте нельзя провести несколько оплат за одну поездку, каждому приходится иметь свою карту. В Баку по одной карте можно оплачивать проезд за нескольких пассажиров. По этим картам можно оплачивать и автобусы, и метро. Автоматы продажи карт имеются на автобусных остановках, в метро, на вокзалах. Через эти автоматы пополнить карту нельзя – только купить с одновременным внесением некоторой суммы денег при необходимости. Пополняется баланс через обычные терминалы, в которых совершаются самые разные платежи. Платежные терминалы - на каждом углу. Пример платежного терминала на следующем фото.
Для того, чтобы пополнить карту, ее нужно просто положить на бесконтактную панель, а на экране выбрать кнопку BakiKart. Дальше все обычным порядком.
Посадка в автобус осуществляется через переднюю дверь; около водителя есть терминал, к которому прикладываете карту для списания платы за проезд. Если надо с одной карты заплатить за двоих – прикладываете карту дважды и т.д.
На автобусных остановках есть и обычные стенды, и электронные табло, на которых отображены номера маршрутов и все промежуточные остановки. Автобусный парк обновляется, есть и старые автобусы, и самые современные. Интервал движения автобусов 4-7 минут.
В метро терминалы оплаты установлены на входных турникетах. Если вы катаетесь компанией по одной карте, то один стоит на турнике «пробивает» всех по очереди, потом сам проходит. Все очень удобно, не нужно каждому покупать свою карточку.
Цены на такси (на всякий случай): по городу 2-3 маната (5 манат – это максимум, на расстояние от автовокзала до центра!), до аэропорта – 20 манат. Но это только при условии вызова такси по телефону или через интернет (есть такси Uber). Если будете просто ловить на улице, то цену заломят в несколько раз больше: за 10 манат по центру города могут прокатить иностранца, который в местных ценах не ориентируется. В Баку есть очень симпатичное «английское» такси – «баклажан». Это самое дорогое фирменное такси. Мы в Баку воспользовались такси всего пару раз, машину вызывали по телефону (один раз – из отеля, другой раз – из музея). Местную телефонную карту не покупали ни в Азербайджане, ни в Иране. Как-то прожили месяц без связи. На телефон только фотографировали и в гостиницах по вечерам к бесплатному wi-fi подключались - домой сообщить, что мы еще живы, да пару фоток в доказательство послать близким, чтоб не волновались. Месяц без телефона, новостей и соцсетей – сказка!
Но вернемся на аэроэкспресс. Автобус курсирует между аэропортом (остановка прямо у выхода из здания терминала) и железнодорожным вокзалом. Ж/д вокзал в Баку находится в самом центре города, на той же площади - станция метро «28 Мая». Аэроэкспресс по городу делает только одну промежуточную остановку – на ст.метро «Кёроглу». Автобус ходит в дневное время каждые 30 минут, ночью (с 21-00 до 6-00) – раз в час на 00 минут. В пути – минут тридцать. Попутно кратенько про автовокзал. Мы, возвращаясь из Ирана, из азербайджанской Астары с границы приехали в Баку на автобусе. В здании автовокзала не были, расскажем только про месторасположение. Автовокзал в Баку находится на северо-западной окраине, очень далеко от центра, но там тоже есть метро. Дешево и быстро. Если тяжело нести сумки до метро (станция - около вокзала, но территория автовокзала очень большая), можно поехать в центр на такси прямо с перрона – 5 манат. Не верьте, если просят 10 или 15, нет там расстояния для 15 манат. На приезжих таксисты стараются заработать побольше при любой возможности. Железнодорожный вокзал, как мы уже сказали, находится в центре города на площади 28 Мая и соседствует со станцией метро. Городских автобусов курсирует много. Площадь им.28 Мая.
Станция метро «28 Мая». Это центральный, но не единственный выход. Есть выходы из метро из-под зданий, окружающих площадь, поэтому, если вы посмотрите любую карту Баку, то увидите странную вещь – как будто бы одна и та же станция «28 Мая» нарисована в разных местах.
На следующем снимке слева видим часть крыши станции метро, прямо перед нами – здание ж/д вокзала. А справа через дорогу, точно напротив торца здания вокзала и находится остановка аэроэкспресса. Там есть указатель.
Внутри ж/д вокзал имеет самый современный вид. Кассы, табло и туалеты (платные, 30 копеек) – на первом этаже, зал ожидания, камера хранения, пункт обмена валюты – на втором. Выход на перрон тоже со второго этажа. И в кассах, и в обменнике – электронная очередь, надо взять талончик или в автомате, или у сотрудников за стойкой в зале. Дежурные в этом всегда помогут.
Железнодорожная сеть представлена на фото ниже. Цены приятные. Посмотрите по карте расстояние Баку-Астара. Поезд идет 8 часов. Билет стоит 220-420 рублей (в зависимости от комфортабельности вагона и места: купе-плацкарт-верх-низ).
Часы на башне на площади им.28 Мая.
С транспортом на этом закругляемся и переходим к вопросу ночлега. Поскольку мы приехали из аэропорта в город очень поздно, метро к тому времени уже не работало, то мы заранее определились с жильем. Выбрали хостел в пешей доступности от ж/д вокзала и метро «28 Мая», чтоб не кататься ночью по городу на такси. Хостел нас устроил во всех отношениях, кроме цены (мы ж привыкли в путешествиях жить почти даром), но все-таки мы в нем остались на все последующие дни и на обратном пути из Ирана вернулись сюда же. Под хостел переоборудована большая квартира в старом доме с 4-метровыми потолками и просторными помещениями. Есть несколько комнат с 2-хярусными кроватями и два семейных номера. Мы пожили в обеих семейных комнатах - по пути в Иран и на обратной дороге. Всего провели в Баку пять «чистых» дней, плюс шестой – день отъезда в Казань (вылет был в 16-00, т.е. на 13-00 мы уже должны были сесть в автобус в аэропорт; утром в день отъезда было не до музеев, вещи собрали да поесть сходили). Жилье в Баку дорогое. Есть, конечно, и дешевые хостелы, но либо условия совсем уж некомфортные (проходные общие комнаты и санузел на другом этаже), либо удаленность от центра и остановок общественного транспорта. Мы приехали на короткий период, нам важно было избежать потери времени на разъезды между достопримечательностями. Район железнодорожного вокзала очень удобен – можно и пешком пройтись до каких-то объектов, и просто погулять по центру, и метро рядом. В хостеле работает очень ответственный и доброжелательный персонал. Чистота повсюду – как в операционной. Гостинице очень повезло с сотрудницей, занимающейся уборкой помещений, это необычайно чистоплотная и трудолюбивая женщина. В гостинице есть просторная полностью оборудованная кухня, стиральная машина (плата за стирку – 3 маната), две душевых и два туалета (в семейных номерах санузлов нет). Минус в зимний период – нет центрального отопления. В комнатах установлены кондиционеры, так что комнату всегда можно быстро нагреть до комфортной температуры, но в больших по площади общих помещениях холодно. Красивые газовые камины эксплуатировать запрещено пожарной службой. Проспект Азадлыг (Свободы). Справа – дом, в котором находится хостел, слева – дом, в котором располагается кафе (угол, подвал). В том кафе всегда есть вкусный борщ.
Дверь справа – официальный, всегда закрытый на кодовый замок, общий вход в подъезд. Кроме хостела, там есть и обычные жилые квартиры. Дверь слева – черный ход, через который мы попадаем во внутренний двор и по металлической ажурной лестнице поднимаемся прямо в хостел. Либо звоните в хостел по телефону, вас встретят внизу, либо идите черной лестницей.
Общие помещения.
Вид с общего балкона.
Кусочек одного из семейных номеров. Есть кровати, диван, стулья, стол, шкаф, тумбочки, зеркало, кондиционер.
Один из общих номеров.
В прошлом году в гостиницу пустили перезимовать кошку на сносях. Кошка раньше была ничья, дворовая, сотрудники ее просто подкармливали. Кошка родила котят. Котята выросли немножко. И все благополучно разъехались по новым теплым домам. А кошка так и осталась жить в гостинице. Ее все очень любят, холят и лелеют. Спит она или у дежурных на ручках, или на шикарной овечьей шкуре в гостиной. Кошка была первой, кого мы полечили в нашем путешествии. Дело было так…Кошке прописали пройти сезонную глистогонку. У ребят дома кошек ни у кого нет, никто не представляет, как можно уговорить кошку съесть таблетку. И так с ней, и этак. Все три смены дежурных по очереди только что не сплясали перед ней – не жрёт. Пришлось брать дело в свои руки. Навык-то есть. Кто ж их уговаривает! Быстрым движением таблетка запихивается кошке в пасть – и все дела. Ребята такого никогда не видели, немножко испугались. Кошка от неожиданности сначала слегка обалдела, потом обиделась, потом нагадила в цветок на балконе. Но все сотрудники этому обрадовались, потому что наконец-то удалось скормить таблетку бедной кошке. Надеюсь, осенью к ним приедут еще какие-нибудь «кошатники». Мы не можем себе позволить в Баку летать Муську по графику глистогонить.
Кошка пусть пока спит, а мы пойдем искать обед и думать, что будем есть на завтрак на следующий день. В городе, кстати, кошек тьма.
Каждое уважающее себя заведение имеет прикормленную кошку.
Иногда это не просто кошки, а настоящие сторожевые коты.
Прежде чем в кафе отобедать, надо местной валютой разжиться. Деньги в Баку меняют в банках (не забывайте про выходные и праздничные дни, чтоб не остаться совсем без денег), есть обменные пункты в здании аэропорта и ж/д вокзала. На ж/д вокзале курс оказался самым хорошим. Гостиницу мы оплатили не при заселении, а на следующий день, когда деньги поменяли. Можно оплатить с карты, можно наличными. При оплате с карты на конвертации рублей в манаты потери нет (большая комиссия берется только при обналчивании), можно расплачиваться везде картой, но у нас главная цель поездки – Иран, там международные карты не работают, поэтому мы почти все деньги везли наличностью в долларах и евро, из них небольшую часть и поменяли в Баку. Некоторую сумму в манатах оставили еще и на обратную дорогу, чтоб по возвращении из Ирана переходить границу уже с местной азербайджанской валютой. С карточки в Баку где-то в магазинах пару раз расплачивались.
С едой все обстояло очень просто. Через дорогу в подвальчике – обед. Чуть дальше по соседней улице – супермаркет.
Большинство товаров в магазинах – российского производства. Продукты питания, бытовая химия, косметика, предметы гигиены – много российских марок. В бакалейном отделе наша «Увелка» широко представлена. Местные жители говорят, что свою продукцию вообще редко покупают, т.к. российские товары выше по качеству. Могу сравнить молочную продукцию. Обычная «молочка» - молоко, сметана, творог, кефир и т.п. - действительно наша лучше, но есть же еще и необычная! Местные национальные кисломолочные напитки точно вне конкуренции. И фрукты. Особенно гранаты! Цены на некоторые продукты из супермаркета приведем в комментариях. Импортный чай, подсолнечное масло и рыбные консервы дороже, чем у нас.
А бакинская пахлава! А есть еще шекинская пахлава. Вах! Ребята, то, что у нас продается под названием «бакинская пахлава» - это вообще не пахлава. Поезжайте в Баку кушать бакинскую пахлаву.
А чай! Где вы видели у нас настоящий ленкоранский чай?! Продаются у нас азербайджанские марки чая, но дело в том, что производство, как правило, находится в Краснодарском крае, о чем всегда честно написано на коробочке. Но ведь краснодарские чайные плантации и лянкаранские чайные плантации - это, мягко говоря, не совсем одно и то же. Чай на самом деле очень сильно отличается по вкусовым качествам. В бакинских суперах ассортимент именно азербайджанского чая большой. Импортного чая тоже масса.
Кафе и донерных очень много. Уровень цен представлен на снимках ниже.
Азербайджанская долма внесена в список нематериального наследия ЮНЕСКО.
Павильончик, в котором пекут вкусные блины с начинкой и стряпают кутабы с зеленью и мясом. Блины огромные как хорошая шаварма, цена: 2-3,5 манат за штуку, кутабы – 50-80 копеек за штуку.
С транспортом и деньгами разобрались, крыша над головой есть, голодный обморок не грозит. Пора к хозяину! А кто в Баку хозяин? С давних времен хозяином, покровителем, Баку почитается святой апостол Варфоломей. На пятидесятый день по Пасхе празднуется Троица, день Сошествия Святого духа на апостолов. После этого евангельского события ученики Христа оправились проповедовать христианство по всему миру. Апостолам Варфоломею и Филиппу выпал жребий направить свои стопы в Сирию и Малую Азию. Оба этих святых подвижника особо почитаются христианами тех земель, по которым проходил путь Афанасия Никитина, и наш вслед за ним – в Азербайджане и Персии. Апостол Варфоломей принял мученическую смерть от рук язычников в городе Альбане. А это и есть нынешний Баку. Мощи святого были впоследствии перенесены в Рим, где и пребывают по сей день, но некоторые православные храмы хранят у себя иконы с маленькими частицами мощей св.ап.Варфоромея. Есть такая икона в Кыштыме в соборе Рождества Христова: старинная икона Успения Пресвятой Богородицы с частицами мощей нескольких святых, среди которых и апостол Варфоломей! А в Баку мы отправились к святому покровителю города в кафедральный собор святых Жен-Мироносиц. По карте было совершенно непонятно, что это за местность такая – район бывших казарм, и довольно далеко от центра. Выяснили, какой номер автобуса туда идет. Оказалось, все очень просто, когда увидели все уже на местности своими глазами. От здания Центробанка прокатились через полгорода на автобусе по очень живописным старым районам. Кварталы, прилегающие к собору, кажется, застыли в прошлом. Центр Баку - богатый, шикарный, помпезный, современный. А здесь... Вьющийся повсюду плющ. Бельевые веревки, протянутые от балкона к балкону между домами. Старые качельки. Деревянные подъездные двери без кодовых замков. Столики во дворах… Центробанк – остановка, с которой мы поехали в собор.
Картинки проездом.
Район Сальянских казарм. «Старосоветский» Баку.
Сияющий крест видно с дороги, так что найти собор совсем нетрудно. В Баку несколько православных храмов; прихожане, по большей части, азербайджанцы по национальности, а не только русские, живущие в Баку. Кафедральный собор располагается по соседству с бывшим военным городком, который существовал здесь еще с 19 века. В Баку дислоцировался 206-й пехотный Сальянский полк Русской императорской армии. Основан храм был, как нетрудно догадаться, Военным министерством Российской империи. В этом году собор отмечает 110-летний юбилей. Собор пережил за эти годы многое. В 1920 году храм закрыли и в советское время использовали как склад и спортивный зал. Храм сильно пострадал во время боев в дни январских событий 1990 года. Наиболее кровопролитные столкновения произошли именно здесь – в районе Сальянских казарм. Собор был возвращен Русской Православной церкви в 1991 году, и к 2003 году полностью восстановлен.
Витражи в храме.
Действующее печное отопление.
Православный религиозно-культурный центр Бакинско-Азербайджанской епархии.
Что ж, пора возвращаться к обычным туристическим будням. Программу по достопримечательностям надо успеть выполнить, но этот тихий квартал так и манил еще погулять по улочкам. Не удержались, зашли в лавку зеленщика. Вообще-то, исключительно с туристической целью – поглазеть, пофоткать что-нибудь интересное. Например, закатанные в банки виноградные листья.
В итоге, купили редиски и травы-не-помню-как-называется, эту траву подают к мясу и кладут почти во все салаты. Очень вкусная трава.
И, конечно, пообщались с хозяином лавки и оказавшимися там покупателями. «Разговоры разговаривать» с местными – это у нас обязательный пункт любого путешествия! В беготне по достопримечательностям не узнаешь столько интересного о жизни в той стране, в которую приехал. В Азербайджане поговорить народ любит, к русским отношение очень хорошее, языковой барьер отсутствует. Отчего же не поговорить. Хозяин лавки много лет жил в России, но поддавшись ностальгии, вернулся в Баку. Теперь очень жалеет. Хотя и хорошо на родине, но в России его жизнь была более устроена. Многие бакинцы уехали в Россию после 1990 года, кто-то возвращается домой, кто-то нет. У многих в России живут родственники. Простые люди хотят укрепления добрососедских связей между Россией и Азербайджаном. В Азербайджане многие говорят по-русски. Может показаться, что вообще все в Баку знают русский язык, но это, конечно, не так. Нам встречались в кафе и магазинах молодые сотрудники, не говорящие по-русски, но кто-то из них русский немного понимал, а кто-то просто звал на помощь русскоязычных товарищей. С языком проблемы не было совсем. Однажды в парке познакомились с пожилым мужчиной, который во времена Советского Союза служил в армии в Копейске! Он так обрадовался! Можно сказать, земляков встретил)) В хостеле, где мы останавливались, работает парень, у которого смешанная семья, связи с Россией очень тесные. Суверенитет суверенитетом, но нам показалось, что многие тоскуют по нашей некогда общей истории, жизни, стране, в том числе и молодежь. Нам тосковать сейчас некогда – дел полно. Базу контрабандистов найти надо и с резидентурой связаться. Явочные квартиры, по имеющимся у нас сведениям, находятся где-то в Старом городе. Продолжение следует. Сальма
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | продавец-консультант |
• | кассир |
• | Повар |
• | Любая |
• | Гл. бухгалтер, бухгалтер. |
• | Сторож , Вахтер |