Как мы укрощали железных коней
Для любого подростка из Озерска (в прошлом – из «Сороковки») получить «взрослый» пропуск – означало обрести свободу. Правда, обретя эту самую свободу, ты зачастую не знал, как ей распорядиться. С замиранием сердца мальчишки, имеющие велосипед, выезжали за КПП. Первые поездки начинались с небольших расстояний, цели не было – нравился сам процесс выезда. Родители даже не догадывались о таких приключениях. Ездили в основном в загородные лагеря, «Орленок» и «Звездочку», к друзьям-подругам.
Предел мечтаний любого мальчишки - мотоцикл. Он снимал практически все ограничения по расстояниям и открывал почти бескрайние горизонты, в глазах девушек владельцы мотоциклов практически приравнивались к принцам на конях. Приобретение мотоцикла ставило тебя на ступеньку выше среди сверстников и гарантировала выход на новый уровень в игре под названием «жизнь».
Естественно, покупка мотоцикла в любой советской семье – это серьезное событие, стоил он недешево. Изворачивались по-разному. Кто-то начинал с мопедов – самые популярные были «Риги», выпускал их латышский завод. Приравнивались к мотоциклам, популярность «Риги-7» настолько была высока, что их даже воровали.
На приобретение серьезного железного коня деньги добывали по-разному – работали в трудовых лагерях, просили у родителей. Стоили мотоциклы тогда около тысячи рублей. Продавали их в магазине «Молодежный», в начале проспекта Победы. Обучение езде на мотоцикле проводилось исключительно через ДОСААФ. Обучение на водителя категории «А» стоило 16 рублей, права выдавали с 16 лет.
Мотоциклы оставлять на улице даже в спокойное «застойное» время было небезопасно. Старались ставить на стоянки и в гаражи, у кого они имелись.
Самыми популярными моделями мотоциклов долгое время оставались «Иж» - самый известный в разных модификациях, «Минск» (приравнивался к мопеду-«тарахтелке»), «Днепр» и «Урал». Элита – это, несомненно, чешская «Ява». «Харлеи» и «Ямахи» видели только в журналах. Кстати, существовал чешский журнал «Мотокросс» с шикарной цветной полиграфией. Его выписывали, вырезали фотографии из номеров журнала, потом обменивались картинками. На «Ижи» всегда можно купить запчасти, на «Яву» - почти невозможно. «Иж-Планета- Спорт-350» - самый популярный мотоцикл, первые партии выпускались с японским карбюратором. Расход топлива – 3,5 литра на 100 км пути.
У кого не было возможности приобрести мотоцикл – записывались в мотосекцию. Это давало возможность прикоснуться к «железному коню», хоть и не к своему.
В городе существовало содружество мотоциклистов. Ни о каких «рокерах» и байкерах еще и речи не шло. Но все мотоциклисты знали друг друга в лицо, присваивали прозвища. По вечерам съезжались на площадку у городского парка, там же сдавали на права. В народе это место называлось «восьмерка». На «восьмерку» привозили девушек – кто еще мог оценить блеск и красоту мотоцикла и его владельца? Были выезды на озеро Булдым , на Егозу, Сугомак и в Кыштым, но туда ездили исключительно мужской компанией.
Про то, как добывали «питье для железного коня» можно написать отдельную историю. Существовала целая система. Какие уж там «Лукойлы» с «Газпромами»! Сначала - купить талон. Талоны на бензин приобретались на 5, 10 или 20 литров, продавались в «Универмаге» и «Молодежном». Один талон – на залив топлива в пределах города. Другой талон – всесоюзного образца. В городе он не действовал. Талоны не были взаимозаменяемыми. Планируя поездку за город, нужно рассчитать количество талонов. Иначе можно было на середине пути остаться без бензина. Но взаимовыручка на дорогах существовала всегда – бензином делились, который к слову, стоил в те времена, как газировка.
На мотоциклах особо смелые и рискованные парни ездили и на большие расстояния. Такая поездка приравнивалась к подвигу. У одного из мотоциклистов в Ленинграде училась девушка. И он, влекомый силой любви, поехал к ней, преодолев три тысячи километров. Представьте – бесконечная дорога, слепящее солнце, ветер в лицо, дождь… На случай дождя находчивый юноша придумал хитрость – надевал прямо на одежду гидрокостюм, чтобы не промокнуть.
В советское время быть владельцем мотоцикла – это риск и трудности, восторг и ощущение свободы. Сейчас мотоцикл купить несложно, выбор огромен. Хоть чешский, хоть японский, хоть американский – только выбирай по кошельку!
Появились разные классы мотоциклов – на любой вкус. Кто-то покупает спортивные кроссовые модели типа эндуро и участвует в соревнованиях, кто-то выбирает другой тип мотоциклов. Существует мнение, что езда на мотоцикле – удел юнцов. Это совсем не так. Солидные взрослые люди не гнушаются поездками на двухколесном коне. И владение мотоциклом до сих пор сохраняет налет романтики, полета, кайфа от езды, удовольствия от общения с себе подобными.
Угадайте, кто запечатлен на этом фото (ниже)?
Фотографии из личного архива А. Лешкина и с просторов Интернета
Н. Колянова, А. Лешкин
Если вы стали очевидцем какого-либо события,
присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления
новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте».
Телефон редакции 5-94-14.
Отклики читателей
Гость, 22 сентября 2015 09:26
|
Хорошая статья. Спасибо -нахлынули воспоминания. Была Рига-7 в детстве, Урал.
|
SAV, 22 сентября 2015 09:40
|
Не было нормальной мототехники в СССР. В 1997-2000 гг. довелось поездить на "Урале" с коляской, родители купили. Качество изготовления не выдерживало вообще никакой критики. Сдираешь знак "У" - скотч отклеивается с кусками краски, под краской - ржавчина, такое впечатление, что он стоял неокрашенный под дождем года 2. Спицы постоянно отстреливало на поворотах с заднего колеса - пришлось вварить профиля вместо них. 90 км\ч на нем - это просто экстрим был, реально боялся что он развалится. Зато отлично по грязи ползал в лесах, поставил злючую резину. Велосипеды в совке - тоже отстой были, за минусом "Чайки" и "Десны", "Туриста". На педали вставать нельзя было - иначе опять клинья приходилось подбивать. Еще отменным отстоем был "Вайрас" - вылет передней вилки никакущий был - велосипед при столкновении с незначительным препятствием переворачивался вперед. Но были и симпатичные вещи - мотороллер "Тула", "Минимокик", внедорожный мотас "ЗиД" на широченных пневматиках. Но, один хрен, все ломалось, орало и чадило. Воровали в совке технику беспощадно, почти у половина одноклассников мотоциклов и мопедов лишилась. Угоняли в основном из сараек и гаражей за старой азс и горсвалкой. Велосипед обычно просили посторожить кого-то у магазина. Сейчас столько отличной техники. Скутеры, максискутеры, трайки. Нравится сейчас велики на электротяге, тут товарищ купил такой. 45 км\ч на дольность в 50 км с полным приводом. В совке единственное жаль - бенз был дешевый.
|
BadVad, 22 сентября 2015 09:54
|
Отличная статья. Спасибо. У моего отца была Ява, жаль продали давно.
|
вова, 22 сентября 2015 10:13
|
.... Как мы укрощали железных коней.......да вот как
|
Виктор, 22 сентября 2015 10:55
|
SAV, 22 Сентября 2015 09:40 ___________________________________________________ Уважаемый ,а что же в Вашем понимании нормальная техника.Вы - комнатные растения, пережившие гибель огромной великой страны, держась за спинки детских кроваток или не родившиеся вовсе.с пренебрежением называющие её совком Как Вы можете судить о стране, созданной на стыке эпох людьми, которые знают поболее вас, выросших в плоском мире и потому не понимающих трехмерный юмор, считающих психологов друзьями, а родителей - врагами и потому не подписывающихся собственными именами. Вы - говорящие, что "Ну, погоди" - это дрянь, а саус парк и Шрек - круто. Вы, смолящие сигаретки за углом, прячась от окружающих, убивающиеся наркотой в ночных клубах и кричащие потом громче всех о вреде курения и наркомании. Что вы сами дадите своим детям, если можете только осуждать, но создавать не научитесь никогда. Вы сами разрушите мир, данный вам предками, а построить новый не сможете. Жаль Вас. P.S. Извините за демагогию. На спор не вызывайте - отвечать не буду. Это был монолог.
|
Гость, 22 сентября 2015 10:59
|
Спасибо за воспоминания. Про бензин помню, целая эпопея - сходить , взять. Но вроде в продуктовых тоже можно было купить талоны на бензин?
|
анирам, 22 сентября 2015 11:38
|
С любовью написана статья.
|
Гость, 22 сентября 2015 11:49
|
Угадайте, кто запечатлен на этом фото (ниже)? =========== Кто, кто??? Хрустик очередной
|
Гость, 22 сентября 2015 12:09
|
Гость, 22 Сентября 2015 11:49 Угадайте, кто запечатлен на этом фото (ниже)? =========== Кто, кто??? Хрустик очередной
А я, кажется, знаю! 8)
|
Гость, 22 сентября 2015 13:41
|
Наташа, спасибо, очень интересно!
|
Гость, 22 сентября 2015 13:50
|
Начинал с Рига-5, потом отцовский М-72 с коляской (в статье он на фото №11, но без коляски), была Ява-350. Помню "восьмёрку". Спасибо.
|
шумахер, 22 сентября 2015 16:32
|
Ностальгия. Была рига7. А мотоциклы были у друзей. Автору респект!
|
Гость, 22 сентября 2015 16:44
|
Эххххх, молодость моя Белоруссия.. Спасибо, прослезился.
|
Александр, 22 сентября 2015 16:48
|
Приехал служить в Челябинск 65 в 1988г. Замаялся стоять на остановках и для поездок в часть купил велосипед. Велик пользовался в "Третьей общаге" огромной популярностью- просили съездить к девушке в Касли и на рынок в Кыштым и вообще, пока был на службе переходил из рук в руки по друзьям и соседям по комнатам. Немного подкопив купил за 700 рублей Яву 634-2 с коляской." Вишнёвочка" с большими никелированными боковинами бака и спидометром в фаре это как первая девушка - всю облизал и заполировал, поменял все резинки - не потому, что надо, а потому что нравилось возиться с техникой.Коляску отцепил. У сослуживца была Ява 638 новая. Это по тем временам приравнивалось к владению "Феррари" по нынешним. Для покупки машины нужно было копить лет 5-7, стоили по 6100 - "Жучки" и 5750 "Москвичи". В молодые годы это не реально, но мы с товарищем и уже с жёнами ездили на мотиках за КПП по грибы, купаться на о.Светленькое и много по каким лесным дорожкам с шашлыками да и что греха таить - иногда и с вермутом "Панония" (кстати был и такой румынский мотоцикл) к костерку, картошечки попечь.Где то на лесных ночёвках и были состряпаны наши дети. Через пять лет мотоцикл угнала группа подростков.Старшему - 13 лет. Мотик разобрали и продали на запчасти. Их поймали приплюсовали 14 эпизодов, но взять с них нечего (все из неблагополучных семей) и от компенсации отказался. Отслужив Родине 27 лет и выйдя на пенсию ощутил, что как пацан домой из армии вернулся и нахлынули воспоминания вылившиеся в мечту - снова купить себе Яву, такую же старенькую. Пробил - запчастей на них почти нет,а то что есть - аксессуары а не расходники. Купил ИЖ - 5Ю 1991 года с пробегом 6632 км с снова, как в молодости менял, красил, доставал, смазывал - получил комплекс счастья и жизненных сил. Мне сейчас 49 лет, но гоняя на ИЖе, словно на машине времени, переношусь в свою молодость пахнущую неповторимо жжёным А-76 с автолом, запахом ветра, силы и свободы!!! Мотоцикл - это серьёзный инструмент через который можно по другому смотреть на нынешний суматошный пресноватый мир и получать удовольствие не расслабляясь! Мужики! Слезайте с джипов и в седло! Не пожалеете!
|
Гость, 22 сентября 2015 17:01
|
А ещё была секция. Наставником там был фирзан(могу ошибаться). Из мотоциклов-уралы ,чзет и вроде КТМ были
|
SAV, 22 сентября 2015 17:27
|
Виктор, 22 Сентября 2015 09:55 Вы сами разрушите мир, данный вам предками, а построить новый не сможете. Жаль Вас. ========================================= Это аж удивительно. Поколение 80-х не разрушало СССР, его угробило поколение 60-х, именно тогда появился новый разряд коммунистов-еретиков, которые лезли в партию ради власти как таковой, им хотелось благ и ширпотреба. Они и сейчас воруют, только от имени другой партии. Парторга, секретаря партийного - только могила исправит, это патологические лжецы и подлецы. Сам лично знаком с такими. Новый мир не можем построить как раз-то из-за реакционной ваты времен СССР. Ватники очень ностальгируют по СССР, им нравится когда за них все решают. Да что там! В стране целая индустрия работает на них - ТВ! Нормальный человек бы задумался: вроде как большинство населения работает добросовестно - но почему в стране все хуже и хуже дела идут, об экономическом чуде никто и не говорит, хотя 15 лет прошедшие - это срок достаточный для этого. Вате главно надо вручить бутылку водки (или шампанского дешевого) и показать танк с автоматом АК - все они вспоминают СССР и бегут голосовать за воров. Сколько сейчас классного - "Ямахи", "Кан-ам"ы, "Хонды", "Русские механики", электрические мопеды, велики на любой вкус и цвет.
|
Гость, 22 сентября 2015 18:46
|
на фото YAMAXA драг стар 1100 а управляет ЩЕРБАКОВ Е Ю
|
SAV, 22 сентября 2015 18:48
|
Гость, 22 Сентября 2015 16:01 А ещё была секция. Наставником там был фирзан(могу ошибаться). Из мотоциклов-уралы ,чзет и вроде КТМ были ================================== Я в дестве там дни проводил наблюдая за их тренировками. :) :) :) На пустыре за техстанцией. Потом все развалили и тир сгорел. :( :( :(
|
А.Г., 22 сентября 2015 19:49
|
Раньше, помню гоняли с Калмыковым Димкой на " Ригах-7" наперегонки. Сейчас у него "Yamaha 1900 " , у меня - " BMW "
|
Гость, 22 сентября 2015 19:59
|
Щербаков на мотоцикле! Брутальненько!
|
скутерист, 22 сентября 2015 20:24
|
Юрьевич молодец без мании величия ближе к парням
|
Гость, 22 сентября 2015 20:35
|
Новый мир не можем построить как раз-то из-за реакционной ваты времен СССР.
Явлинский-new, блин. :D
|
михалычъ, 22 сентября 2015 20:46
|
мотоцикл значит Ферзан!.Ферзан значит мотоцикл! Это аксиома! Лично был знаком и горжусь этому!
|
Гость, 22 сентября 2015 20:49
|
SAV, 22 Сентября 2015 17:27
а ведь Виктор прав. со временем поймёшь...
|
Гость, 22 сентября 2015 20:54
|
Гость, 22 Сентября 2015 19:59 Щербаков на мотоцикле! Брутальненько!
На то он и А.Лёшкин! Что бы Щербаков не дремал!!!
|
Гость, 22 сентября 2015 20:56
|
Мой муж в 80-е годы поехал в Москву на поезде, а обратно вернулся " своим ходом" на "Яве". Ехал на мотоцикле, ночевал в полях, в деревнях. Приехал довооооооооооольный!! Потом этот мотоцикл стоял долгое время в сарайке, никому не нужный, мешался всем. Потом какому-то пацаненку продали за 2 копейки. Пусть катается. Мотоцикл хороший, качественный.
|
Гость, 22 сентября 2015 21:06
|
SAV забыл написать некоторые подробности. Он пишет, что в СССР не было нормальной мототехники и что в 1997-2000 годах он ездил на ,, Урале", купленном его родителями. Вопросы к SAV. 1.Помнит ли он годы существования СССР? (1922-1991). 2.помнит ли он год выпуска своего,, урала"? скорее всего не знает, а то бы написал.скорее всего мотоцикл был без документов и с содранной табличкой, которая должна быть под фарой на рулевой колонке. Насчет качества выпускаемой мототехники в СССР. Мотоциклы, как и автомобили, собирают на конвейере по-разному.Вроде бы с виду одинаковые, а по качеству изготовления разные.Мой отец работал стрелком ВОХР на 11-м водоеме, в 1976 году вместе с коллегами по службе купил мотоцикл,, Днепр МТ-10"темно-вишневого цвета.Помню, как мотоциклы привезли в село, где мы жили.Привезли 3,, Днепра"на грузовой машине, наш мотоцикл по доскам аккуратно спустили на землю, потом грузовик повез 2 других ,, Днепра" коллегам моего отца. ,, Днепр" служил нашему семейству исправно-с наступлением весны и до выпадения снега.Ничего у него не ломалось, только спицы, которые, надо признать, у ,, Днепра" слабоватые.Сколько всего на нем было перевезено! А вот коллега моего отца со своим ,, Днепром" замучился, из-за плохой заводки-вот плохо он у него заводился, и все тут! Хотя и свечи с нормальными зазорами, и искра поступает, и карбюраторы отрегулированы, и 76-й в баке нормальный вроде бы... :D Куда он его потом дел, не помню, вроде бы продал.У 3-го коллеги моего отца,, Днепр"тоже попался без скрытых косяков, он на нем тоже ездил без проблем. В 1995году наш ,, Днепр" заклинил при выезде со двора.Вскрытие показало-треснул коленвал.Самая вероятная причина -засоренные масляные каналы в коленвале.Причина? Плохое качество масла и засоренная масляная центрифуга, поэтому получилось масляное голодание и поломка.В общем, приехали...А кто виноват-масло? Да нет, мы сами.Надо было всего-то почистить масляную центрифугу и заодно свои мозги, залитые самогоном. :D Ладно, надо жить дальше.В Челябинске в мотомагазине на Искре купили новую цилиндро-поршневую группу.Коленвалов в продаже не было, заказали моей сестре , жившей тогда в Белоруссии и собиравшейся на ПМЖ в Россию.Она приехала и привезла коленвал.Мотоцикл собрали, попутно поменяли стершиеся щетки в генераторе и еще ездили 10 лет без проблем. В 2005 году прогорел выпускной клапан,в продаже их не было, ураловский не подходил из-за меньшего размера.На Искре нам говорили, что легче найти ,, Днепр"целиком, чем выпускной клапан к нему.В итоге мотоцикл простоял в гараже 2 года и был продан односельчанину,имевшему в своем хозяйстве ,, Днепр 11"черного цвета. P.S.О ,, Днепре"только самые теплые воспоминания.Особенно езда без коляски! Кто ездил на тяжелых оппозитах без коляски, тот знает.При всем :D :D моем уважении к ирбитским мотоциклам на их фоне украинский ,, Днепр" выглядит как иномарка.И еще насчет качества советских мотоциклов. Кому попадал качественный мотоцикл (моему отцу), кому-не очень, кому-откровенный ,, ремок".Так это же дело случая.Кому-булка с маком, кому-без мака.Кому-сдобная булочка, кому-сухая корка.Кому-бублик, кому-дырка от бублика. :D :D :D
|
пенсионерЪ, 22 сентября 2015 21:12
|
Была в Озёрске мотосекция и вёл её Замалетдинов Фирзан Багаутдинович.
|
Гость, 22 сентября 2015 21:31
|
Александр 16.48. Осмелюсь Вас поправить.,, Паннония"-не румынский, а венгерский мотоцикл.
|
Гарик 174, 22 сентября 2015 21:47
|
Привет всем мотолюбителям из той эпохи! Здоровья Вам всем и как говорится "Чтоб всегда колеса крутились!"
|
Гость, 22 сентября 2015 22:06
|
а потом в спорт комитет пришли реформаторы ФИРЗАНА уволили а в помещении мото секции стали ставить свои личные иномарки а ребята лишились любимого увлечения
|
SAV, 22 сентября 2015 23:57
|
Гость, 22 Сентября 2015 20:06 SAV забыл написать некоторые подробности. Он пишет, что в СССР не было нормальной мототехники и что в 1997-2000 годах он ездил на ,, Урале", купленном его родителями. Вопросы к SAV. 1.Помнит ли он годы существования СССР? (1922-1991). 2.помнит ли он год выпуска своего,, урала"? скорее всего не знает, а то бы написал.скорее всего мотоцикл был без документов и с содранной табличкой, которая должна быть под фарой на рулевой колонке. ====================================== Нет, все официально, с регистрацией в ГИБДД, г\н 74 94 НК 74 RUS был, табличка была под болтом затяжным (усилия поворота руля), за фарой на головной трубе рамы, крепилась на двух клепках (модель имз 8.103-10, изделие, двигатель, рабочий объем 650, год выпуска 1996, раб. объем 650, сделано в россии). Был куплен в Ирбите, на ул. Советской в мае 1997 и привезен на автоприцепе. На фото выше, где хрустики в парке - полная копия, такой же щиток. Продан в 2001 - пересел на авто.
Совок отлично помню, был в Северске, Омске, Томске. В совке нравилось - правопорядок, чистота, ухоженность города, большая доброжелательность людей. И все! Но это не повод для реинкарнации СССР! Все это возможно и сейчас! Что нельзя организовать работу дворников? У нас проблема - вата, которая голосует за воров, которые им имитацию возврата в СССР устроили. Если в 90-е годы мы могли обменять цистерну нефти на ящик колготок, то в 2000-х мы цистерну нефти могли поменять на вагон плазм или айфонов - это и назвали Стабильностью, именно на этом режим и удержался, сейчас она исчезла - опять ящик колготок будет. А свое мы не умеем выпускать - не создали для утого условий. Все реформы провалены за 15 лет. В совке был дефицит всего, сейчас - только кошелек готовь, все есть. Мы так и не определились, капитализм или совок, От совка у нас государственная экономика - треть россиян работает в госсекторе, авторитарный режим, монопартийность реальная, цензура, дикая пропаганда, почти тотальный контроль государства над СМИ. Для капитализма - нет дешевых кредитов, поддержки предпринимателей, антимонопольной работы, фискальной политики, бюджетного федерализма, свободы слова. Кучка олигархов вату в узде держат богатея. :cry: :cry: :cry:
|
Гость, 23 сентября 2015 22:34
|
закусились два поколения.каждый прав по своему.
|
Перейти к обсуждению на форуме >>
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |