Убийцы, педофилы, взяточники – и прочий улов 2011 годаГородская жизнь, 24 января 2012 13:24, Александр Волынцев
Итак, как мы и обещали, сегодня продолжаем разговор об итогах 2011 года. О том как работалось в ушедшем году и каковы результаты работы следственного отдела мы беседуем с заместителем руководителя следственного отдела по ЗАТО г.Озёрск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области подполковником юстиции Андреем Николаевичем ЧИРКИНЫМ. - Андрей Николаевич, что можно уже сегодня сказать об итогах работы следственного отдела по ЗАТО г.Озерск в истекшем году? - За этот год принято к производству 72 уголовных дела. Для нашего довольно небольшого отдела - очень серьезное количество. Окончено производство и направлено в суд после утверждения прокурором обвинительного заключения 39 уголовных дел. - Какой направленности были эти дела? - Направленность различнейшая, категорий – масса. И это понятно: на следственный комитет теперь возложено гораздо больше задач по Уголовному кодексу – у нас с 1 января 2011 года значительно увеличилась подследственность. Налоговые преступления все стали расследоваться нами, затем в течение года на нас возложили расследование должностных и коммерческих преступлений, злоупотреблений должностными полномочиями в коммерческой организации. А с середины года – расследование по всем половым преступлениям (если раньше мы касались только изнасилований и иных действий сексуального характера, то теперь - всех). А у нас в Уголовном кодексе 5 статей, касающихся половых преступлений. С 1 января 2012 года в соответствии с изменениями в Уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации на следственные органы Следственного комитета РФ возложено расследование преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних и совершенных несовершеннолетними (тяжкие и особо тяжкие преступления). Это тоже достаточно большой пласт работы.
- А кто раньше занимался расследованием по ним? - Только сотрудники УВД, если это было не связано с убийствами или изнасилованиями. Потому что ответственность за них наступает с 14 лет по УК. А теперь огромный пласт - все имущественные, все насильственные преступления (грабеж, разбой, всё, что связано с причинением телесных повреждений и с похищением имущества) – это тоже все входит в компетенцию Следственного комитета РФ. Например, вырвали телефон на улице у малолетнего. Без ударов, но совершили это группой лиц – вот уже тяжкое преступление в отношении несовершеннолетнего. А уж вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, в административное правонарушение, - все это будет теперь расследоваться нами, а они всегда будут вместе, потому что, как правило, в группе действует один взрослый. Он вовлекает, он инструктирует, он способствует совершению преступления несовершеннолетними. Либо он сам совершает преступление в отношении несовершеннолетнего. То есть диапазон по Уголовному кодексу будет достаточно большой. И это все опять ляжет на плечи следственного отдела. Из того числа уголовных дел, производство которых окончено в 2011 году и которые направлены в суд, два уголовных дела были областной подсудности.
- В чем их отличие? - Сам процесс расследования более сложный, гораздо большая ответственность ложится на следователей в оформлении самих материалов, во внимательности при расследовании преступлений. И ответственность, которая лежит на следователе до конца, до рассмотрения дела в суде – гораздо большая. - Что это за уголовные дела? - Об этих делах мы подробно рассказывали – это преступление в Новогорном: избиение девочки с покушением на убийство. И дело по разбойному нападению на киоскера на пр. Карла Маркса, 10, с множественными ножевыми ранениями. Кроме того, там и потерпевших – и владелец киоска, поскольку его денежные средства были похищены, и сотрудник милиции, который при исполнении своих обязанностей подвергся нападению со стороны преступника… Оба эти дела не только были переданы в суд, но и рассмотрены. Все подсудимые получили соответствующие своим преступлениям сроки. Кроме того, в настоящее время в прокуратуре Челябинской области на утверждении находится уголовное дело об изнасиловании и разбойном нападении на девочку в доме по бульвару Луначарского, 19, в феврале 2011 года.
- А какова в целом нагрузка на следователя? - Если оперировать сухими цифрами, то на следователя приходится работа по 1,3 уголовному делу в месяц. Одно-два дела… Но какой труд за каждым стоит гигантский! Следователь же начинает с выезда на место происшествия, где уже начинает все пропускать через себя для того, чтобы успешно расследовать дело. Сколько перед ним проходит людей, которые делятся и проблемами своими, и бедами, и горестями... Конечно, в любом случае, как минимум, одна сторона остается недовольной. Всегда так было, есть и будет, наверное. - Помимо непосредственной работы, связанной с расследованием, чем приходится заниматься следователям? - Вот, например, по результатам расследований 38-ми уголовных дел следователи внесли различным должностным лицам и руководителям организаций, предприятий, учреждений представления об устранении условий, способствующих совершению преступлений. Эта обязанность также возложена на следователей по закону. И всегда по результатам расследования следователь обязан установить обстоятельства, которые привели к совершению преступления. Когда он их устанавливает, он выносит представления руководителю той организации или учреждения, которые, по мнению следователя, виновны в создании таких обстоятельств. Все представления были рассмотрены на местах, куда они направлялись, соответствующие меры приняты. Либо организационного характера, либо более серьезные, вплоть до увольнений виновных лиц. - И это, наверное, не всё? - Безусловно. Помимо расследования уголовных дел на следователей возложена обязанность по рассмотрению сообщений и заявлений о преступлениях в целом. С чего начинается возбуждение уголовного дела? Следователь рассматривает поступившее заявление, проверяет, насколько оно обоснованно, усматривается или не усматривается в нем состав преступления и возбуждает уголовное дело. Либо отказывает в его возбуждении, если состава преступления не имеется. Так вот таких сообщений о преступлениях в течение 2011 года было зарегистрировано у нас в следственном отделе – 776. Вот такая огромная цифра. Все эти сообщения были рассмотрены. По 566 из них вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Опять же, что такое – 566? По каждому сообщению проведена тщательнейшая проверка, опрошено большое количество людей, проведена масса исследований, осмотрены места происшествий. Огромное число документов исследовано, проверено, проанализировано следователями. Потому что принимается процессуальное решение, за которое следователь несет ответственность. И соответственно свое решение следователь должен обосновать и мотивировать. И все – в рамках закона, ни шагу в сторону.
- Нередко сталкиваешься со «среднестатистическим» отношением, что шесть секунд нужно чтобы дело открыть, шесть секунд, чтобы дело закрыть… - Конечно, это не так. По закону сроки рассмотрения любого сообщения, независимо от его тяжести, сложности, - 3-10 суток. В исключительных случаях срок проверки может быть продлен до 30 суток. Если необходимо проводить сложное документальное исследование, какую-то ревизию, либо установить местонахождение лица, провести исследование трупа и так далее. Бывает, что проверки завершаются пятью-шестью томами. Решение об отказе в возбуждении уголовного дела должно быть мотивировано настолько, что, если в дальнейшем наш отказ обжалуется в суде, было очевидна справедливость этого отказа. Нагрузка по рассмотренным материалам на каждого следователя составила 23,6 материала в месяц. Если выбросить выходные дни (которых практически не бывает) получается по материалу в день. А ведь эта цифра 776 – это помимо тех сообщений по фактам смерти, когда нет признаков криминальной составляющей смерти человека. Следователь, тем не менее, выезжает на каждый факт такой смерти, осматривает место происшествия. Таких за 2011 год было свыше 440. Это к тем 776, которые мы уже упомянули ранее. Почти полторы тысячи сообщений на наш небольшой отдел. Поэтому, наверное, обывателю очень трудно сориентироваться в объемах нашей работы.
- При отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению, с какой реакцией приходится сталкиваться чаще всего? - Бывает и так, что заявитель, придя к нам и ознакомившись с принятым процессуальным решением, заявляет: «Вы вынесли решение не такое, на какое я рассчитывал, следовательно, оно незаконно». То есть, по мнению некоторых граждан, законным бывает только то решение, которое в их пользу. Все остальное – незаконно. И неважно, какую мотивировку ты там изложил. Услышав только: «Отказано в возбуждении дела», - всё, тут же рождаются жалобы, уходят письма в различные инстанции. Тем не менее, отстаиваем свою правовую точку зрения и в судебных инстанциях, и в инстанциях вышестоящих. По сути, в таких случаях мы усматриваем, например, наличие чисто гражданско-правовых взаимоотношений, споров либо административный характер спора между гражданином и органом власти. Такие обстоятельства не могут регулироваться органами уголовного закона, что мы и мотивируем в своих решениях.
- За прошедший год много было таких обжалований? - За 2011 год поступило 68 обращений и жалоб граждан. По нашей линии ни одной удовлетворенной жалобы не было. То есть решения наших следователей отменены не были. В суд граждане жаловались на решения следователей (это помимо прокурора, помимо вышестоящего следственного органа люди обращаются в суд в порядке УПК). Таких жалоб было 11 в течение года. В 10 случаях суд признал решение следователя законным и обоснованным, по одиннадцатому решение суда в силу еще не вступило, поскольку прокурор занял позицию сходную с нашей и обжаловал в вышестоящую судебную инстанцию. Несмотря на то, что подследственность у нас изменилась, и с этого года все преступления, совершенные в отношении несовершеннолетних и совершенные несовершеннолетними (тяжкие и особо тяжкие преступления) будут теперь расследоваться нами, тем не менее, начиная с времени существования следственного комитета многие преступления, совершенные в отношении несовершеннолетних, уже находились в нашем производстве. Это те тяжкие и особо тяжкие (покушение на жизнь, совершение изнасилования, совершение иных насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних) – уже были в нашем производстве. Те пять дел, которые мы завершили за 2011 год, в городе были на слуху. Это изнасилование и разбойное нападение на девочку в доме по бульвару Луначарского, 19, в феврале 2011 года. Дело завершено, направлено прокурору Челябинской области для утверждения обвинительного заключения, не сегодня-завтра оно будет утверждено и направлено в суд. Второе дело – по преступлению в Новогорном (покушение на убийство ребенка). Уже рассмотрено в суде. Третье дело расследовалось летом – вступление в половые сношения взрослого мужчины с несовершеннолетней девушкой. Хотя тут трудно судить, если молодые люди живут друг с другом по взаимному согласию, но, тем не менее, девушка не достигла 16-летнего возраста. А по закону, все действия сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних (даже в добровольном порядке) являются преступлением. Да, дело направлено в суд. Четвертое уголовное дело – это дело педофила, которое поступило по подследственности к нам в июне 2011 года из следственного управления при УВД. Расследование близится к завершению, но еще продолжается. В общей сложности «всплыло» 19 эпизодов только «иных действий сексуального характера», а ведь к ним еще присоединяются вовлечение малолетних несовершеннолетних в административные правонарушения и в преступления. Это отдельные статьи. Плюс распространение порнографических материалов с изображением несовершеннолетних. Дело очень непростое в расследовании, в сборе доказательств, в их оценке. Преступления специфические, далеко не все дети охотно готовы рассказывать о том, что происходило… И в декабре возбуждено дело по убийству несовершеннолетней на Октябрьской, 30. Сейчас все экспертизы назначены, в том числе, стационарная психолого-психиатрическая экспертиза самого обвиняемого. Предстоит получить заключения, провести их анализ и дать правовую квалификацию деянию. Мало преступление раскрыть. Это преступление раскрыто в первые же сутки. В первые часы. Нужно еще собрать безукоризненную доказательную базу, которую примет суд. Следователь начинает с самого начала. С места происшествия, с первых объяснений, с первых допросов, с назначения экспертиз, с оценки тех заключений, которые эксперты дадут, с осмотра вещественных доказательств, с признания их таковыми, с вычленения из них тех, которые относятся к преступлению. И вот следователь должен всё это оценить во всей совокупности и предоставить в суд. За 2011 год ни одно дело не было прекращено, ни одно дело не приостановлено. Это тоже говорит о высоком качестве работы следователей. Раскрываемость по убийствам – 100 %, раскрываемость по преступлениям, предусмотренных статьей 111 ч.4 («причинение опасного для жизни тяжкого вреда здоровью потерпевшего, повлекшего по неосторожности смерть») тоже 100 %.
- Какими иными преступлениями был «богат» прошлый год? - За 2011 год у нас в производстве было 4 должностных преступления, которые у нас относятся к коррупционным, два из них мы направили в суд. Это по сотруднику ОБЭП в марте было возбуждено дело, второе по снежинскому инспектору Ростехнадзора. Дела рассмотрены, виновные понесли наказание: в первом случае условное осуждение и во втором случае – штраф 200 тысяч рублей. Еще два дела находятся в производстве и в ближайшее время будут завершены и также направлены в суд. - С какими сложностями помимо уже перечисленных вами приходится сталкиваться в работе? - Сложность в уголовных делах – длительность сроков расследования. За 2011 год был ряд дел, которые расследовались свыше установленного законом срока. По закону на расследование отводится два месяца, а в исключительных, предусмотренных законом случаях, мы можем продлевать сроки расследования до того периода, который нам понадобится для завершения расследования. - В чем причина продления сроков? - Как правило, причина кроется в таких случаях, когда лицо скрывается от следствия, либо в тех случаях, когда назначается огромное количество важных и нужных экспертиз по уголовному делу, а экспертизы эти из числа требующих длительной работы. Без заключения эксперта невозможно принять какое-то решение, а заключение эксперта мы ожидаем длительное время. И, как правило, бывает, что начало проведения одной экспертизы зависит от окончания предыдущей, их заключения друг с другом связаны, экспертов и экспертиз много, а предмет один. Вот и приходится варьировать куда направить: куда важней, куда в первую очередь… Такие экспертизы как психиатрические, биологические, экономические, религиоведческие, лингвистические… Порой, и специалистов-то необходимого профиля найти непросто.
- Кстати, о специалистах. Что касается профессиональной подготовки следователей: каким образом удается поддерживать ее «в тонусе»? - Для того, чтобы расследовать уголовные дела, проводить доследственные проверки, наши следователи проходили необходимое повышение квалификации (и не по разу). В Екатеринбургском филиале института повышения квалификации следственного комитета Российской Федерации. Кроме того, и здесь, на месте, мы постоянно проводим учебные тематические мероприятия по заранее разработанному плану. И почти еженедельно проводятся такие учебные мероприятия. Изучаются новые постановления пленума Верховного суда, методические указания, рекомендации, которые нам идут сверху для повышения профессионального мастерства, и та юридическая литература, которую мы выписываем (новинки законодательства либо раздаются для самостоятельного изучения, либо по этим материалам читаются лекции). Все следователи у нас с достаточно большим стажем работы и стоять на месте, конечно, нельзя, необходимо постоянно расти, тем более, что законодательство меняется постоянно и чтобы за этими изменениями успеть и правильно квалифицировать те или иные преступные деяния, которые есть в уголовных делах, необходимо заниматься самообразованием. Что мы и делаем. Каждому следователю приходится работать по всем категориям и видам преступлений, которые относятся к нашей подследственности. Начиная от убийства, заканчивая незаконным сбытом спирта. Всё должен следователь уметь расследовать. За 2011 год 32 тематических учебных мероприятия прошло. Это помимо того, что следователи постоянно ездят на повышение квалификации и достойно защищаются на экзаменационных проверках, которые проходят по окончании этих учебных мероприятий. «Четверки», «пятерки». Ни одной низкой оценки у наших следователей не было никогда. Очередной год прошел. Есть над чем работать, есть что улучшать (это всегда есть, в каждой работе, нет предела совершенству), но тем не менее, ту работу, что на нас возложена, я считаю, выполняем с честью. Несмотря на то, что сложность растет из года в год… - Растет профессионализм ваших «оппонентов»… - Да, в том числе. Но, тем не менее, следователи работают. Будем стараться и дальше: и учиться, и работать. И улучшать результаты. А улучшать всегда есть что… Без работы не останемся – это точно. *** Судя по «весело» начавшемуся 2012 году, безработица нашим следователям не грозит. Некоторые наши горожане об этом позаботятся… Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на любой мессенджер (viber, whatsAppp, telegram) - +7 902 896 51 63 или почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | Продавец-консультант |
• | Грузчик |
• | Работник в прачечную |
• | Охранник, Диспетчер, Контроллер КПП |
• | Водитель В,С |
• | электробезопасность |