Из истории озёрской мотосекцииГородская жизнь, 23 октября 2019 09:42
Все мы родом из детства, а наставники, встреченные в эту счастливую пору жизни, часто определяют нашу дальнейшую судьбу...
Имя Фирзана Багаутдиновича Замалетдинова, наверняка, знакомо многим озерчанам, которые, будучи подростками, в далёкое советское время бредили мотоспортом. Тренер мотосекции при спортивном клубе «Гранит» для мальчишек закрытого городка был непререкаемым авторитетом, а попасть в мир больших скоростей и гонок считалось огромным счастьем.
В 90-х годах секция прекратила своё существование, но повзрослевшие питомцы Фирзана, так любя, без отчества, но с большим уважением, называли его ребята, по-прежнему жили мотоспортом, кто-то в качестве болельщиков на соревнованиях по эндуро, а кто и продолжая участвовать в гонках. В этом году Фирзану Замалетдинову исполнилось бы 80 лет. В начале октября почти тридцать воспитанников мотосекции собрались вместе, чтобы вспомнить былые времена.
Мы пообщались с участниками этой исторической встречи и услышали много интересного о том далёком времени … Нина Фирзановна радуется при виде старых друзей, ведь дочь легендарного тренера практически выросла в мотосекции: «Сколько себя помню, папа брал меня на занятия. У него был лозунг: хочешь заниматься в секции, учись хорошо! Двойки, прогуливаешь школу? Значит, не будешь заниматься. Что интересно, мальчишки-двоечники были на удивление хорошими спортсменами. В итоге, тяга к спорту, к технике заставляла учиться. В 70-80-е годы была сильная команда, ездили на соревнования. Я сама не занималась, но попытки были - ребята меня немножечко учили ездить на мотоцикле. Папа был очень спортивным человеком с атлетической фигурой, даже в старости находился в хорошей физической форме».
Михаил Кулиш попал в секцию подростком: «Это было в 67-ом году. Окончил школу и из велосекции пришёл в мотосекцию. Почему долго не приходил? Потому что без прав не разрешали. У нас была отличная дружеская обстановка. Хотя да, на трассе боролись за победу по-натоящему, но в жизни всегда помогали. Так, например, у Николая Варагайкина, мастера спорта, что-нибудь сломается, он уйдет домой, так Александр Соколов, тоже мастер спорта, вечером ему все соберёт, отремонтирует. Николай утром приходит, а мотоцикл-то работает!»
Михаил некоторое время тоже тренировал: «Секция была одна в городе, а мотоспорт - очень популярный. Пока я был тренером, у меня было по сорок пацанов-хулиганов. Так бы сорок человек на улице бегало, а тут они сидят с мотоциклами, чинят, ладят. В субботу, воскресенье отъездили, что-нибудь сломалось, всю неделю потом ремонтируют». Александр Яковлев по прозвищу «Малёк» до сих пор не пропускает гонок эндуро. Кстати в мотосекции был ещё один Александр Яковлев, его все звали «Птахой». У Александра своя забавная история, как он очутился в секции: «Было мне по тем меркам много лет, двадцать три. Сразу после армии пришёл и, как говорится, засосало. Но Фирзан меня в секцию не брал. Я старый был. Помогла протекция Дмитрия Золина, которого я возил на соревнования по культуризму, вот он и смог договориться. Прозанимался я там недолго, года три-четыре. Ходил вместе с Пашей Пальчиком. Во время перестройки секция распалась, стали распродавать технику, тогда и я приобрёл свой личный мотоцикл. Отличное было время! У меня был Иж Планета спорт, естественно, хулиганили немного. Любимое занятие, «восьмёрка», и то, что ниже спины, отбито, но ничего, зато было весело!»
Ходили в секцию не только парни. Лариса пришла в секцию в 82-ом: «Была сильная конкуренция, мальчишки особо не церемонились. Да, я разбиралась в технике. Потом был картинг. Я и сейчас байкер, много путешествую по миру на мотоцикле. Фирзан был наш отец и бог. Было бы здорово, если бы и сейчас в городе была такая мотосекция, отличное занятие для молодёжи, не всё же в телефонах сидеть и в кафешках...»
А.Лёшкин в секцию не ходил, но тоже увлекался мотоциклами, общался с ребятами из мотосекции, с которыми жил в одном дворе или учился в школе: «У Фирзана была любимая присказка про одного мотогонщика, который поздно пришел в спорт, в 25 лет, и сразу на первых соревнованиях через год стал чемпионом мира. Поэтому Фирзан всегда посчитывал запас возможностей именно до 26 лет. Например, приходил парень 18-ти лет, и тренер говорил, что, да, у него ещё есть время, чтобы добиться хороших результатов». Юрий Климов «заболел» мотоспортом глядя на Анатолия Дьячкова, мастера спорта: «В нашем дворе он был для нас большим авторитетом. В то время мотоспорт был очень популярен, а попасть в секцию была большущая проблема. Хорошо, попал, но сразу кататься не дают. Ты фактически становишься разнорабочим. Принеси, подай, помой, убери, подмети. Очень много приходило ребят, но некоторые не выдерживали. Через полгода тебя подводят к куче разобранных мотоциклов . И ты из старого железа собираешь себе свой первый мотоцикл. Вот у кого было огромное желание заниматься мотоспортом, тот выдерживал и оставался». Это при том, что с запчастями в то время была огромная проблема: «Да, собирали хлам, начинали кататься. Если получалось, делал успехи, то тогда Фирзан Багаутдинович давал другой мотоцикл, получше. В итоге, все, кто прошли такую школу, знали слесарное дело и разбирались в мотоциклах - от и до».
Энтузиасты сами шили амуницию - сапоги, куртки, штаны: «Да, раньше такого не было, как сейчас – пошёл и купил. Например, мотоботы – обычные кирзовые сапоги, на которые нашивались ремни, делалась алюминиевая накладка, чтобы не повредить ногу». «Фирзан – очень интересный человек, сам докатался до первого разряда, себя проявил как тренер. У него был большой организаторский талант. Его уважали в администрации города. Сильный, крепкий профессионал своего дела, очень требовательный. Все ему благодарны, он нас вывел в жизнь, дал толчок».
По словам Юрия, стало легче, когда секция переехала в новое помещение у тира: «Пошло другое финансирование, появилось больше мотоциклов. Лучшим спортсменам Фирзан старался дать лучшую технику. В итоге, клуб показывал хорошие результаты на соревнованиях, которых было много. В первую очередь, конечно, областные. Для нас самыми важными соревнованиями считался ЦС – «Центральный совет», чемпионат закрытых городов. Вообще, ездили по всей стране, даже в Жёлтые Воды на Украину». Сам Юрий всю жизнь посвятил мотоспорту: «Когда сняли бронь, я попал в мотороту в Питере, спортивный клуб ЦСКА, так что в армии занимался любимым делом. У меня и дети занимались мотоспортом».
Когда Юрий вернулся в родной город в 90-е, то переквалифицировался на автогонки, где был штурманом, механиком. Сейчас Юрий в гонках не участвует, зато он всегда с огромным азартом следит за соревнованиями, помогает вытаскивать мотоциклы, попавшие на трассе в каверзные ловушки: «С 2002-го года у меня как второе дыхание открылось, и я теперь весь в мотоспорте. У многих наших ребят огромная ностальгия по тем временам, было бы здорово возродить мотосекцию, но это очень затратное мероприятие». Сейчас Юрий занимается реставрацией настоящих раритетов. Смотрите, какой красавец - ИЖ-49! Полная реставрация длилась два года. Сейчас мотоцикл с коляской на ходу. Перед этим восстанавливали немецкий трофейный мотоцикл 39-го года! Еще один заслуженный «старичок» - мотоцикл «Минск-105». В гараже также ждёт лечения знаменитая машинка, в простонародье «моргуновка».
Кстати, Сергей Шумков, который часами может рассказывать про жизнь мотосекции, так сказал о своей любви к мотоспорту, думаем, что многие его друзья присоединятся к словам увлечённого человека: «У меня словно было две жизни. Одна – обычная, работа, семья. Другая – мотогонки, секция. Я засыпал и просыпался в мыслях о мотоциклах. Они мне снились, снились соревнования, это была настоящая страсть». Мы благодарим всех наших собеседников за общение, за фотографии, на которых улыбаются энергичные молодые люди, тренер Фирзан. Славное время, когда катались, дружили. Когда вся жизнь была впереди… Андрей Лёшкин, Дина Рябова (в материале использованы фотографии из личных архивов участников мотосекции)
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость23 апреля 2024 - вечер
7oC, Ветер Северо-восточный 3 м/с, Ясно Без осадков
подробнее• | мерчендайзер |
• | грузчик |
• | Продавец-кассир,продавец-подработчик. |
• | водитель |
• | Специалист технической поддержки,системный администратор |
• | Рассмотрю варианты |