Путешествие "Петушка". Село Кунашак
В 2021 году театр кукол "Золотой петушок" традиционно принимает участие в проведении губернаторских елок, а это значит рождественская сказка удивит детей соседних и отдаленных городов, поселков, сёл Челябинской области.
Первый на маршруте театрального путешествия - Кунашак.
Кунашакский район — богатая земля, которая хранит немало легенд и преданий о природных богатствах края. А что означает слово «Кунашак»? Об этом рассказывает легенда.
Шел караван по земле Уральской. Застала его ночь на берегу озера. Старый аксакал сказал: «Куначаг - быз! (Здесь переночуем!)».
Проснулся аксакал рано. Видит — в голубом тумане человек по воде идет. Бешмет голубой, сапоги голубые, шапка на голове голубая. Голубой камышинкой к берегу рыб подгоняет. «Доброго здоровья, сосед, — говорит человек, - прими от сердца рыбу из озера». Поблагодарил аксакал человека, вернулся к своему каравану, говорит: «Куначаг- быз! (Еще здесь переночуем!)»
Проснулся аксакал рано. Пошел в лес. Видит — из тумана зеленый человек выходит. В руках корзину ягод душистых несет. Бешмет на человеке зеленый, сапоги зеленые, шапка на голове зеленая. «Доброго здоровья, сосед, — говорит зеленый человек, — прими от сердца ягод из наших лесов». Поблагодарил аксакал зеленого человека, вернулся к своему каравану, говорит: «Куначаг-быз! (Еще здесь переночуем!)»
Проснулся аксакал рано. В поле пошел. Видит — из тумана золотой человек выходит. В руке золотые колосья несет. Бешмет на человеке золотой, сапоги золотые, на голове шапка золотая. «Доброго здоровья, сосед, — говорит золотой человек, — прими от сердца хлебные колосья золотые». Поблагодарил аксакал золотого человека, вернулся к своему каравану говорит: «Куначаг- быз! (Еще здесь переночуем!)» Зачем дальше идти? Места привольные и богатые, соседи добрые и приветливые. Вот и стали эту землю обживать, Кунашаком называть.
Кунашакская ребятня увидела спектакль "Вертеп" Павла Овсянникова, поставленный режиссером Дмитрием Ерохиным и художником Эльвирой Курмановой. Эта трогательная история рождения Иисуса Христа и волшебный рассказ о новогодней елочке.
Победители литературного конкурса "Рождественская сказка" получили заслуженные призы, а все дети - новогодние подарки.
Если вы стали очевидцем какого-либо события,
присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления
новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте».
Телефон редакции 5-94-14.
Отклики читателей
Гость, 17 января 2021 13:11
|
Интересная легенда. А караван из каких краев был и куда шёл?
|
Гость, 17 января 2021 15:24
|
13 11. Караван шёл из Средней Азии в сторону Белокаменной. Т.н."Шелковый путь"..
|
Гость, 17 января 2021 20:42
|
15:24 Извините, но вы ошибаетесь. Этот караван шёл из запада на восток, точнее с средней полосы (Поволжье) на Урал. В легенде, представленной в тексте статьи, под аксакалом имеется в виду мишаре, а под тремя людьми, которые приходили к аксакалу в трёх разных одеждах (голубой, зелёной, золотистой), имеется в виду башкиры. Кунашак был основан не позднее 1736 г. (предположительно в 1725—1735 гг.) как поселение на землях восточных башкир, пришлыми мишарами (мещеряками). То есть башкиры гостеприимно приютили новых гостей - мишар. И ещё про трёх людей в трёх разных одеждах - голубой, зелёной и золотистой. Эти цвета присутствуют как на старом флаге Башкирии, так и на новом. Золотистым цветом окрашен цветок курая на флаге. Голубой - символизирует уральские озёра и реки (а также горы), зелёный - уральские леса. По другой версии голубой символизирует принадлежность башкир к мусульманам, голубой - принадлежность башкир к тюркам, белый - цвет счастья и чистоты. Мишаре тоже мусульмане, мишаре тоже говорят на тюркоязычном языке. Сейчас мишарей называют татарами. Их принудительно в разных переписях населения разными правителями назвали татарами. Свидетельство тому данные по Кунашакскому району в год его образования — 1930 и переписи 1989 года. Перед войной здесь числилось 55801 человек, из них 17056 башкир, мишар — 28903, татар — 291, русских — 9482. Мишари-мещеряки еще здравствовали и составляли даже чуть больше половины. За полвека население района значительно сократилось, национальный состав совсем переиначен. Кунашакцев всего 35167, из них башкир — 16560, татар — 12315, русских — 5252. Мещеряки — мишари исчезли совсем, у башкир уменьшения почти никакого, татар же стало больше на 12 тысяч (!), в 40 раз (!!). Понятно, куда исчезли мишари. Они принудительно стали татарами.
|
Гость, 18 января 2021 08:28
|
наверняка татары и мишари внешне отличаются какой то обобщенной чертой
|
Гость, 18 января 2021 11:58
|
Гость 20:42. Вы здесь загнули про караван с запада на восток. Все караваны с востока на запад и обратно шли южнее. Зачем лезть в непреступные горы и непроходимую тайгу? Караваны шли по ровной степной и лесостепной зоне, где для лошадей и верблюдов был корм и где была вода.
|
Гость, 18 января 2021 12:08
|
Ну вот и коренной уралец 20:42, любитель народных сказок, подтянулся. Сказки сказывает, просто зачитаешься!
|
Гость, 18 января 2021 14:40
|
Почему именно башкиры? Голубой - водяной из озёр, зелёный - леший из тайги, золотистый - хозяйка Медной горы из золотых копий.
|
Гость, 18 января 2021 15:22
|
внешне отличаются какой то обобщенной чертой
Товарищи, бабло столице всё равно ближе, говорят )
|
Гость, 18 января 2021 17:22
|
20:42 Не ошибаясь скажу, что даже в наше время и летом, и зимой по перевалам по асфальтовой дороге тяжело через уральские горы перебраться, дорога несколько часов занимает. А в те времена по бездорожью, по тайге, через горы, без корма и еды надо было бы месяцы вести караван. Так что ты чего то не того нам сказываешь.
|
Гость, 18 января 2021 20:38
|
18 января 08:28 И татары, и мишари тюрки и мусульмане. Мишари говорят на близком к татарскому языку. Хотя когда мишаре все вместе ещё жили в Поволжье они не были мусульманами, а были в основном язычниками. Потом во время разных волнений и разных печальных исторических событий часть мишар не пошла на Урал, потом они стали православными. А те мишари, которые пришли на Урал, стали мусульманами и стали говорить на языке, близком к татарскому.
|
Гость, 18 января 2021 20:46
|
18 января 11:58 Вы уж извините, но я ничего не загибал, всё взято из исторических источников. Кунашак был основан в 18 веке, и его основали мишари. А мишари пришли не из Средней Азии и не с востока. Мишари до этого жили в Поволжье, то есть они пришли на Урал с запада. Поволжье находится западнее Урала. Напомню, речь идёт о 18 веке. В то время Урал уже был хорошо освоен и заселён, и Урал в 18 веке выходцы из Средней Азии и с востока уже не осваивали. Хотя мишаре на Урале стали жить ещё раньше 18 века, но именно Кунашак основали мишари. А вокруг Кунашака много башкирских сёл и деревень. И сейчас там так же много сёл и деревень.
|
Гость, 18 января 2021 20:49
|
Ну вот и некоренной уралец 12:08, любитель народных сказок, подтянулся. Сказки сказывает, просто зачитаешься!
|
Гость, 18 января 2021 21:09
|
18 января 14:40 Почему именно башкиры? Потому что в то время и сейчас этот район является башкирским и заселён был преимущественно башкирами. Вокруг того места были много и есть сейчас разные башкирские деревни и сёла. Да и сам край башкирский. В то время ещё не было Челябинской области, но все знали, что эта земля башкирская. Про три цвета (голубой, зелёный и золотистый) - та легенда это просто отрывок или одна из серий какого-то автора сказок (не помню фамилию того писателя), который написал несколько сказок и легенд про разные народы Урала. Но, как известно, в каждой легенде или сказке всегда есть некая намёк на правду ии реальные события. Я читал разные сказки и легенды про башкир в детстве. Помню отчётливо, что в одной из сказок или легенд (но не в той легенде, которая указана в данной статье) речь тоже шла про синего, зелёного, золотистого и белого человека. В этой сказке синий цвет символизировал башкирских людей, живущих у озёр,рек и гор. А зелёный символизировал башкирских людей, живущих около лесов, лугов...А золотистый символизировал башкирских людей, занимающихся уборкой травы, заготовкой сена и играющих на курае. А есть ещё там и белый человек, который отличался добротой, светлостью, чистотой, приветливостью и т.д. Спустя несколько лет после прочтения этой башкирской сказки или легенды (точнее не я сам читал её, а мне её прочитали бабушки, дедушки, родители), я сам прочитал уже другую сказку (или легенду), в которой тоже говорится о этих цветах. А именно там говорится, что зелёный цвет символизирует принадлежность башкир к мусульманам, голубой цвет символизирует принадлежность башкир к тюркам, белый - чистоту, счастье, благополучие, золотистый - цветок курая. К сожалению, авторов тех сказок и легенд уже помню. Много лет прошло.
|
Гость, 18 января 2021 21:19
|
18 января 15:22 - Мишаре, наоборот, ушли подальше от Москвы, мишаре ушли на восток - на Урал. Хотя жили они в Поволжье. И ещё в дополнение к ответу для 18 января 08:28 - мишаре отличаются от татар тем, что мишаре чуть больше похожи на славян (голубоглазые, светловолосые, высокие), это связано с тем, что предки мишар не были мусульманами и жили рядом со славянами в Поволжье и имели тесные связи со славянами. Хотя мишари до того, как стать мусульманами, были язычниками. Предки мишар - это финно-угорский народ. А сегодня мишари мусульмане. Среди татар тоже есть люди славянской внешности (голубоглазые, светловолосые, высокие), но среди мишар процент таких людей больше. И язык мишар немного отличается от татарского.
|
Гость, 19 января 2021 11:08
|
Гость 21:09, зачем ник сменил, зачем зашифровался? Твои односторонние народные сказки никого не впечатляют. На дворе XXI век. То, что было когда-то, прошло. Своими сказками былого не вернёшь. Терпи!
|
Гость, 19 января 2021 19:50
|
То, что было когда-то, прошло.
Вы так, скорее всего, ошибаетесь.. Вид Гомо Сапиенс настолько примитивно развит, что размер полянки с граблями всего около 12 метров. Хотелось бы, конечно, обманываться...
|
Гость, 19 января 2021 20:19
|
Гость 11:08, зачем ты тоже ник (точнее несколько ников) сменил, зачем зашифровался? Твои односторонние народные сказки никого не впечатляют. А у меня не сказки, я лишь пересказал некоторые сказки и легенды, а также пересказал историческую информацию из официальных исторических источников. Я не сказочник и не писатель. Авторами тех сказок являюсь не я, а писатель Юрий Подкорытов, Акрям Курайчи и другие писатели. Юрий Подкорытов является автором серий сказок "Сказки из старинной шкатулки". Акрям Курайчи, если не ошибаюсь, является автором серий сказок "Рассказывал Акрям Курайчи". Есть и другие писатели, но их имена и фамилии я не могу вспомнить. А мой рассказ про сказки и легенды впечатляли и впечатляют многих людей, так как авторы тех сказок и их серии сказок и легенд были очень популярны в своё время на Урале, а может и сейчас до сих пор популярны. Их сказки очень любили и читали многие родители своим детям. У этих авторов и их сказок была хорошая популярность. А у меня не сказки, а пересказ информации с исторических источников. Есть у меня сказки и легенды, но я сразу предупреждаю перед тем, как писать, что это сказки и легенды. В основном всё, что я пишу, соответствует исторической правде и источникам. Если желаете, то можете сами найти информацию про мишар (и не только про мишар, но и про другие народы) в исторических источниках или у историков. Или обратиться к самим мишарам. То, что сейчас 21 век, я прекрасно знаю. То, что было, прошло, но мы историю не забываем и помним. И будем помнить. А что именно из былого якобы не вернуть? У нас всё есть. У нас всё на местах. У нас всё в порядке. И что нам нужно терпеть-то? У нас всё хорошо, всё у нас в норме. Мы свою историю знаем и не будем забывать. И сказки с легендами будем знать и не будем забывать. А историю надо знать и помнить. И нельзя историю искажать. Так что терпи!
|
Гость, 19 января 2021 20:43
|
То, что Кунашак был основан в 18 веке именно мишарями, а не представителями из Средней Азии и востока, я доказал. Да и к тому же об этом есть доказательства в открытых исторических источниках. Теперь хочется прочитать от моих коллег-оппонентов (или коллеги-оппонента, так как есть ощущение, что от имени нескольких моих оппонентов пишет один человек) факты и доказательства того, что Кунашак был основан якобы некими выходцами из Средней Азии и с востока. Если таких фактов и доказательств мои коллеги-оппоненты (или коллега-оппонент) не привели, то значит их версия ошибочна. Значит мои коллеги-оппоненты не правы (или мой коллега-оппонент не прав). Пока что от моих коллег-оппонентов (коллеги-оппонента) фактов и доказательств их версии нет. Если нет от них фактов, значит они сочиняют что ли? Ну и кто тут сказочки любит рассказывать-то, ну и кто тут сказочник-то?
|
Гость, 19 января 2021 21:03
|
11:08 Вы бы сами за своими сказками бы следили! Ваши сказочки не только никого не впечатляют, но и не соответствуют исторической правде. Я то хоть не скрываю, что я пересказал сказки известных авторов и писателей, я не говорю, что пересказанные мною сказки это мои якобы личные сказки. И ещё те сказки и легенды, которые я пересказал, в своё время пользовались хорошей популярностью и были достаточно известны. а может они с сейчас популярны и известны. А вот ваши сказки явно никого не впечатлили. Особенно те сказки, в которых говорится, что башкиры якобы не являются коренным народом на Южном Урале , а также якобы русские стали жить на Южном Урале примерно в одно время с башкирами , а ещё что земля в Челябинской области якобы не башкирская и не казахская. Помним, помним эти ваши сказочки! Ну кто тут сказочник-то? На дворе 21 век. Своими сказками не исказишь историю и исторические факты. Терпи!
|
Гость, 20 января 2021 11:09
|
Гость 21:03. Отстань! Надоел, как назойливая муха. Зри в корень, не оборачивайся назад.
|
Гость, 20 января 2021 14:27
|
Что такое "Историческая правда"?
|
Гость, 20 января 2021 19:05
|
11:09 Надоел? Сначала сами написали неверно утверждение (про неких выходцев из Средней Азии и востока), потом сами безосновательно обвинили своего оппонента в распространении сказок, потом не смогли аргументировать свою позицию (про тех же неких выходцев из Средней Азии и востока), а сейчас говорите "Отстань!" П - последовательность. Прикольно! Приятно иметь дело с "последовательными и честными" собеседниками. Тут мне вспомнился анекдот, точнее не анекдот, а мем или народная молва. В народе раньше гулял и сейчас иногда гуляет молва, которая гласит, что, например, когда девушки спорят с мужчиной о чём-либо, то если в споре девушка проигрывает или у неё закончились аргументы, то она вместо того, чтобы признаться в своём поражении в споре, говорит фразу "Ой, всё!" Уважаемый мой собеседник и коллега-оппонент, вы, конечно, на меня не обижайтесь, но я вам одну умную вещь скажу. точнее не одну, а несколько. Я, конечно, понимаю, что вам не очень приятно осознавать, что вы оказались не правы в споре, а также я понимаю, что вам не хочется открыто сказать, что вы были не правы, но вы тоже зрите в корень и не оборачивайтесь назад, а ещё внимательнее изучайте историю, а также географию. Ну и вспомните, где находится запад, а где восток. Ах да, чуть не забыл, если в споре вдруг проиграете, то обычно все воспитанные люди находят в себе смелость признать своё поражение. В этом нет ничего страшного. Воспитанные и сильные люди находят в себе силы признать свои ошибки и признают их. Все когда-то ошибаются. На ошибках учатся. Как говорил один великий человек - "Учиться, учиться и ещё раз учиться!". Ну и ещё напоследок - воспитанные и уважаемые люди с незнакомыми людьми общаются на "вы". Я с вами вот на "вы" общаюсь, а вы почему-то со мной на "ты".
|
Гость, 20 января 2021 19:23
|
14:27 Раз уж вы задаёте такие вопросы, то вы, скорее всего, ещё в школе учитесь? Если мои догадки не верны, то приношу вас свои извинения! Просто у меня племянник раньше часто в детстве задавал такие вопросы. Вы уж извините меня! Если вдруг это так, то обратитесь к родителям или к учителям, ну или к историкам и учёным (только к настоящим ). Ну если вдруг у вас будет такое желание, то вы можете прийти в озёрский городской музей (он находится на пр. Победы 2, в здании бывшей аптеки). Там есть очень уважаемые люди, которые очень хорошо разбираются во многих вопросах истории (и не только истории) и которые смогут дать вам ответ на ваш вопрос. Кстати, там сейчас идут разнообразные интересные выставки на разную тематику и разные мастер-классы. С одной стороны получите необходимые ответы на ваши вопросы, с другой - проведёте время с пользой и интересом. Приходите туда, если, конечно, у вас будет такое желание. Так что вам самим решать. (P.S. Говорят, что если собеседник начинает задавать глупые вопросы или вопросы на совсем другие темы, ну или вопросы на темы, отличающиеся от основной тематики спора, то это означает, что у него кончились аргументы и он проиграл спор. )
|
Гость, 21 января 2021 10:41
|
Гость 19:05. Тема ушла на другую страницу сайта, так что твоя "историческая правда" стала неактуальной.
|
Гость, 21 января 2021 21:11
|
10:41 Тема никуда не уходила, и данная статья про Кунашак (а также пример про легенду в данной статье) тому пример. К тому же подобные темы периодически появляются на этом сайте, за что спасибо редакции и авторам статей. Так что эти темы актуальны всегда. И наша историческая правда тоже всегда актуальна. Читатели сайта всегда с интересом читают статьи, связанные с историей, например, статьи от самой редакции, статьи от автора Прокастинатора (прошу прощения, если вдруг неправильно написал его псевдоним), статьи сотрудников озёрского музея, статьи читателя сайта Устюжанина и других уважаемых читателей сайта. Всем им большое спасибо! История, правда, исторические события всегда интересны для читателей. Поэтому наша историческая правда всегда актуальна для читателей. Я так понял, что признать своё поражение в споре мой коллега-оппонент не хочет. Ладно, это его личное дело. Раз уж так и нет от него аргументов и признания поражения в споре, то значит этот спор закончен моей победой. Когда от оппонента не поступает аргументов и фактов его версии и когда он не хочет признать своего поражения, то дальше дискутировать с ним не имеет смысла. Ладно, уважаемый мой коллега-оппонент, интересно было с вами дискутировать, до свидания! Хоть вы и общаетесь со мной на "ты" и хоть вы безосновательно называете меня сказочником, и хоть вы так и не признали своего поражения в споре, всё равно я с вами общаюсь на "вы" и желаю вам всего доброго и благодарю вас!
|
Перейти к обсуждению на форуме >>
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |