Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Роскомнадзор заблокировал возможность голосовых звонков в Telegram и WhatsAppПроисшествия, 14 августа 2025 08:47, источник: rbc.ru
Роскомнадзор (РКН) объявил о частичном ограничении работы голосовых вызовов (VoIP) в мессенджерах Telegram и WhatsApp (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России). Решение, по заявлению ведомства, вызвано их использованием мошенниками и «отказом соблюдать требования российского законодательства». Как пояснила служба, блокируется только функция звонков: чаты, пересылка файлов, «статусы» остаются доступными.
Минцифры, в свою очередь, считает, что ограничение звонков положительно повлияет на снижение количества мошеннических вызовов. Министерство отметило, что Telegram и WhatsApp, несмотря на неоднократные предупреждения со стороны властей, отказываются соблюдать требования российского законодательства. В частности, компании не предоставляют информацию по запросам правоохранительных органов по массовым случаям мошенничества и фактам планирования и совершения террористических актов в России. «При этом все требования о предоставлении такой информации по запросу зарубежных спецслужб оперативно выполняются», — говорят в министерстве. Там уточнили, что восстановление функции звонков возможно только при выполнении мессенджерами требований российского законодательства. По итогам 2024 года, как сообщал РБК представитель Роскомнадзора, Telegram по требованию ведомства удалил 95 тыс. интернет-страниц с запрещенными материалами, в январе—феврале 2025-го — еще 16 тыс. (против 13,6 тыс. в аналогичный период прошлого года). Представитель Telegram сообщил РБК, что мессенджер активно борется с вредоносным использованием своей платформы, включая призывы к саботажу, насилию и мошенничеству. Модераторы с помощью нейросетей и машинного обучения мониторят публичные части платформы и принимают жалобы, чтобы ежедневно удалять миллионы единиц вредоносного контента. Как технически организована блокировка Для ограничения голосовых звонков в мессенджерах используются технические средства противодействия угрозам (ТСПУ, предназначены для фильтрации трафика и блокировки запрещенных ресурсов с помощью технологии DPI — глубокой фильтрации трафика по содержимому пакетов), объясняет директор по инфраструктуре облачного провайдера «EdgeЦентр» Алексей Учакин. ТСПУ по требованию законодательства ставится ФСБ на сетях операторов связи и провайдеров. Учакин пояснил, что голосовой трафик можно отделить от остального, так как он имеет определенные паттерны и использует конкретные протоколы — например SIP (протокол установления сеанса). «Заблокировав определенные пакеты по известным сигнатурам, мы можем выключить конкретную функцию в мессенджере. В целом в условиях установки ТСПУ у всех операторов заблокировать трафик какого-либо приложения не составляет большого труда. Да, местами не очень аккуратно, но цель будет достигнута», — добавил эксперт. Определение и блокировка звонков через мессенджеры в сетях российских операторов происходит в первую очередь с использованием инфраструктуры ТСПУ, выполняющей требования Роскомнадзора, говорит директор по развитию и эксплуатации услуг связи IT-интегратора «Телеком биржа» Анастасия Биджелова. Без ТСПУ, по ее словам, оператор не смог бы эффективно выполнять эти законодательные требования. Она пояснила, что звонки в приложениях вроде WhatsApp или Telegram работают через Wi-Fi или мобильный интернет, а не через обычную телефонную сеть. «Голос преобразуется в цифровой сигнал, который передается через интернет в виде пакетов данных на серверы приложения. Затем сервер маршрутизирует их и передает вашему собеседнику. Операторы связи или регуляторы, например Роскомнадзор, могут определять такие звонки, анализируя интернет-трафик. Они видят, что связь идет с известными серверами именно этих мессенджеров. Чтобы заблокировать такие звонки, они прерывают связь устройства с этими серверами, в результате чего звонок не может начаться или обрывается», — рассказала Биджелова. У операторов широкополосного доступа в интернет стоят специальные устройства для фильтра трафика (DPI), объясняет партнер Exectica Capital Алексей Замесов. В них используется так называемый глубокий анализ пакета. «Технически «поведение» WhatsApp или Telegram понятно по специфическим сигнатурам, и оператор может определить, что тот или иной трафик — это голосовой вызов, — объясняет Замесов. — Оператор видит, что соединение из точки А в точку Б похоже на звонок. И он это соединение начинает портить. В итоге звонка не то чтобы нет вообще, он просто плохого качества». Какой сейчас статус у мессенджеров в России Ни WhatsApp, ни Telegram не имеют представительств в России, как это предписано законом о «приземлении» IT-гигантов, который вступил в силу в январе 2022 года. Документ обязывает зарубежные IT-компании с суточной аудиторией более чем 500 тыс. пользователей открыть в России филиал, уполномоченное юрлицо или представительство. Дуров в середине июня заявлял, что планов по открытию офиса в стране «нет и быть не может по многим причинам». Оба мессенджера при этом внесены в реестр организаторов распространения информации, такие компании обязаны хранить информацию о пользователях и переписках и предоставлять ее по просьбе ФСБ и других уполномоченных госорганов. Telegram был включен в реестр в 2017 году, а WhatsApp — только в 2024 году. Оба сервиса с 2023 года также включены Роскомнадзором в перечень мессенджеров, запрещенных для передачи платежных документов и персональных данных россиян. Как это повлияет на сотовых операторов Накануне блокировки, Forbes со ссылкой на источник сообщил, что «большая четверка» операторов связи (МТС, «МегаФон», «Билайн» и Tele2) обратилась с просьбой запретить звонки через иностранные мессенджеры. Просьба бизнеса была связана с уменьшением использования обычных телефонных звонков, из-за чего компании теряют средства для поддержания инфраструктуры, которая, в свою очередь, дорожает «с точки зрения обеспечения бесперебойного сигнала», рассказывал РБК первый замглавы комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Ткачев. Но ограничение звонков в мессенджерах вряд ли приведет к значительному росту доходов мобильных операторов, сомневается Алексей Учакин из «EdgeЦентр». «Современное поколение мало общается голосом, предпочитая текст. Для тех, кому нужен голос, в пакетах операторов есть минуты, которые сейчас практически никто не использует и не выговаривает. Поэтому голос уйдет в сети мобильных операторов, но платежи в их сторону не вырастут — люди будут выбирать минуты из пакета», — считает эксперт. С ним согласна Анастасия Биджелова, по мнению которой, более логичная реакция пользователей — переход на другие доступные интернет-сервисы, где звонки бесплатны. Руководитель проектов компании «Интеллектуальная аналитика» Тимофей Воронин также считает, что после блокировки звонков в мессенджерах стоит ожидать роста интереса россиян к другим сервисам, позволяющим осуществлять звонки, включая соцсети и мессенджеры. Одним из последствий запрета, по его мнению, станет увеличение трафика операторов. «Здесь важно понимать, что увеличение трафика приведет не только к росту доходов операторов, но и к увеличению нагрузки на их инфраструктуру, что может привести и к расходам на ее поддержание», — добавил эксперт. Объем голосовых услуг у сотовых операторов уже демонстрирует рост на 10–20% в зависимости от региона, отметил глава информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. Часть пользователей голосовых звонков, по словам Замесова, перейдут в альтернативные мессенджеры, например FaceTime от Apple. Часть будут пользоваться обычной связью сотовых операторов. «При этом мы понимаем, что международная связь останется в интернете, — утверждает Замесов. — Потому что использовать для этих целей обычную связь попросту дорого. Пользователи будут искать альтернативные мессенджеры». На момент публикации «большая четверка» операторов не комментировала решение службы.
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на любой мессенджер (viber, whatsAppp, telegram) - +7 902 896 51 63 или почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | ГРУЗЧИК |
• | УБОРЩИЦА |
• | Работник в прачечную |
• | Рассмотрю варианты |
• | Водитель В,С |
• | Охрана |