Цой и ОзерскОбщество, 15 августа 2011 11:27, Александр Волынцев
Когда умер академик Лихачев, пресса писала: «Умер последний российский интеллигент…» Когда скончался писатель Солженицын, пресса изрекла: «Умерла совесть России…» Когда разбился Цой… Когда разбился Цой, 15 августа 1990 года, советские средства массовой информации соревновались в демократичности и гласности. И в ущерб достоверности, перевирая аргументы и факты, спешили сообщить главную новость дня. Вернее, не так: ее назначили главной новостью. Еще бы, ведь это так романтично, необычно и непривычно… И даже очень официальная, почти государственная, самая почетная и тогда еще профессиональная программа «Время» не отказала себе в удовольствии упомянуть эту новость, глядя немигающим диктором с вечно серого экрана… 15 августа 1990 года в автомобильной катастрофе погиб Виктор Цой.
* * * Прошло больше двадцати лет. Но на стенах питерских парадных все еще появляются надписи: «Кино». Или: «Витя, мы вместе!». Или просто: «В.Цой». В этих «пионерских» признаниях в любви есть нечто загадочное: «авторы» этих надписей наверняка познакомились с группой «Кино» уже только по магнитофонным записям своих старших братьев и сестер, «живьем» Цоя не видели и не слышали, но тем не менее… Можно сколько угодно разглагольствовать об особенностях русского рока как музыкального направления, но вся эта околоискусствоведческая болтовня не затрагивает самого главного: в песнях русских рок-групп первичен текст. Для них всегда самым важным было что сказать, а не как сказать. И в этом одно из главных отличий рока 80-90-х годов от той «раскрученной» стерильно-дебильной преснятины, которой забиты сегодняшние дискотеки, радио- и телеэфир.
* * * В те, еще не такие и далекие времена, когда гитарой на хлеб заработать практически не «дозволялось», было принято писать песни на стихи. На стихи, а не «на тексты», как это делается в современном шоу-бизнесе. И Цой писал стихи. Очень разные. Разные получались и песни. Из этих песен складывались непохожие друг на друга альбомы. Что-то получалось более удачно, что-то – менее. И это нормально, потому что группа «Кино» была живым организмом и развивалась, торопясь поспеть за своим лидером, который стремительно шагал к своей Звезде по имени Солнце…
* * * Выход на экраны фильма С.Соловьева «Асса» стал переворотом, маленькой молодежной революцией. «Дети» вдруг осознали свое существование отдельно от идеологии «отцов», почувствовали свою сплоченность и готовность начать собственный путь. Цой появлялся в этом фильме в самом конце. Играя, фактически, самого себя, он пел: «Перемен!» Требуют наши сердца. «Перемен!» Требуют наши глаза. В нашем смехе, и в наших слезах, И в пульсации вен: «Перемен!» Мы ждем перемен. Не вслушивающиеся в слова критикологи тут же окрестили песню новым «Гимном демократической молодежи». Не заметив контрреволюционного слова «ждём». Но тем не менее, этот фильм многим показался первым глотком воздуха. Но он же оказался и последним. Очень скоро выяснилось, что наступили перемены совсем не те, которых ждали. Цой был, пожалуй, последним поющим романтиком, и его уход поразительным образом совпал со стремительным окончанием короткой эпохи «человек человеку человек» и наступлением эпохи «человек человеку рубль». «Оттепель» закончилась. Дышать стало нечем. Шагать – некуда и незачем. Поэзия осталась единственным заповедником, где можно не корчить рожи, а быть тем, что ты есть…
* * * Что успел Виктор Цой за свои 28 лет? Создать группу «Кино». Записать несколько альбомов. Сыграть пару-тройку ролей в фильмах. И пройти путь от иронически-романтического: Белая гадость лежит под окном. Я ношу шапку и шерстяные носки. Мне везде неуютно. И пиво пить – в лом. Как мне избавиться от этой тоски
По вам, Солнечные Дни?.. –
к удивительно глубокому философскому прозрению: А Жизнь – только слово. Есть лишь Любовь и есть Смерть. Эй! А кто будет петь, Если все будут спать? Смерть Стоит того, чтобы жить. А Любовь Стоит того, чтобы ждать…
* * * Поэзия – это особый путь познания Абсолютной Истины, возможность заглянуть за горизонт, по ту сторону холста, именуемого «бытием»… Получилось ли у него это? Утешительно думать, что получилось. Но странная связь прослеживается между балансирующими на этой грани бытия, где поэзия сливается с горизонтом… Александр Башлачев сказал в одной из своих песен («На жизнь поэтов»): Шатаясь от слез и от счастья смеясь под сурдинку, Свой вечный допрос они снова выводят к кольцу. В быту тяжелы. Но, однако, легки на поминках. Вот тогда и поймем, что цветы им, конечно, к лицу…
А уже в 1989 году Виктор Цой пел на концерте, посвященном памяти Башлачева. Когда в 1991 году появился «Черный альбом» группы «Кино», сведенный уже после гибели Виктора из записанных ранее песен, на некоторых кассетах в качестве «дописки» звучала песня Игоря Талькова, заканчивающаяся словами: А может быть, сегодня или завтра Уйду и я таинственным гонцом Туда, куда ушел, ушел от нас внезапноПоэт и композитор Виктор Цой.
Вскоре пуля, выпущенная в Талькова в кулуарах концертного зала, подтвердила справедливость этих строк… Случайность? Как вам угодно. Но, как известно, случайность – это пока не познанная закономерность. Поэзия – штука опасная. Пространство поэзии – пространство вечной войны.
* * * А 16 августа 1990 года у здания питерского рок-клуба толпилось множество людей. Говорят, у некоего смышленого товарища хватило ума принести туда на продажу не то значки, не то футболки с портретом Цоя. Не привыкший к подобным вывихам коммерции народ чуть было не растер незадачливую «акулу шоу-бизнеса» по асфальту улицы Рубинштейна… Ю.Айзеншпис, продюсер группы «Кино», занялся «раскруткой» группы «Технология», а ребята из «Кино», которые могли бы еще минимум год гастролировать по России, «стричь купоны» и «почивать на лаврах», распевая песни хотя бы из последнего альбома, не стали этого делать, показав «взрослым дядям», гордо именующим себя «профессионалами», что далеко не всё можно делать за деньги и далеко не все будут делать за деньги всё, что прикажут…
* * * Причем тут Озерск? Да, конечно, ни при чем. Мы ведь живем на другой планете, дышим другим воздухом, пьем другую воду и поем другие песни. Мы же никак не включены в пространство культуры России. Нам же глубоко наплевать на всё в мире, что не касается нашего городка. Мы хвалим только своё болото и едим только своих лягушек. Мы развешиваем на фонарных столбах приглашение на вечеринку с «симпатичным» названием «Добровольная деградация» и зовем туда молодняк оторваться по-полной… Когда умер академик Лихачев, пресса писала: «Умер последний российский интеллигент…» Когда скончался писатель Солженицын, пресса изрекла: «Умерла совесть России…» Когда разбился Цой, пресса всхлипнула: «Умер последний российский романтик…» Вот так и живем: без интеллигенции, без совести и без романтиков. Деградируем потихоньку. Зато – вполне добровольно… Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на любой мессенджер (viber, whatsAppp, telegram) - +7 902 896 51 63 или почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | Оператор линии упаковки |
• | Продавец |
• | Менеджер маркетплэйса |
• | Водитель В,С |
• | электробезопасность |
• | охранник |