Научиться терпеть недостатки друг другаЭто является залогом и крепкой семьи, и крепкого народа — считает сегодняшний герой рубрики «Персона» архиепископ Челябинский и Златоустовский Феофан. Такой тип священнослужителей лично для меня непривычен. В первую очередь он отличен от устойчивого в моей голове образа тем, что по-настоящему современен. Владыка Феофан не боится рассуждать и на философские темы, и легко дает оценку экономическим реалиям. Он четко знает приоритеты и видит перспективы.
Высшая ценность — Владыка, не так давно, говоря о трагедиях этого лета — гибели теплохода «Булгария», крушениях самолетов, вы особо отмечали роль человеческого фактора в них. А как развести такие два понятия, как «человеческий фактор» и «Божья воля»? — Надо понять и запомнить самое главное, что касается Божьей воли — Бог есть любовь. То, что случилось на «Булгарии» — это трагедия, это кровь, это слезы, это гибель. Говорят, Бог кару посылает. Бог кары не посылает. Бог — не каратель. Бог дал самое главное достоинство для человека — это свобода выбора. Вот если бы человек был запрограммирован на добро, он не был бы свободной личностью. Но Бог дал человеку понятие и добра, и зла. Так вот, повторюсь, Бог — не каратель, но Бог может попускать. В Ветхом завете есть фраза: «Жизнь и смерть предложил я тебе, избери жизнь». А теперь о человеческом факторе. В руках была не одна, а сотни жизней и у того, кто подписывал акт на возможность или невозможность выхода теплохода в плавание, и в руках у капитана, который знал, что судно непригодно и в любой момент может утонуть, и в руках у судовладельца. Человеческий фактор здесь — это искаженность нравственного состояния этих людей. Но в истории есть примеры других человеческих факторов. Например, когда люди шли на смерть в Чернобыле. Там человеческий фактор — высокий нравственный порыв. Они шли туда, потому что знали, если не пойдут, погибнут миллионы. Этот же человеческий фактор я видел в Беслане, где бойцы «Альфы» погибали там, где вполне могли, применив свои навыки, остаться живыми, но… На моих глазах в спину был убит замечательный человек, профессионал лишь потому, что он не стрелял, а нес на руках ребенка, прикрывая его своим телом. А в случае с «Булгарией», многими другими рукотворными трагедиями, человеческий фактор говорит о деградации. И она, как коррозия, начинает проникать в различные слои общества. И она приводит к некой цепной реакции. Там самолет упадет из-за человеческого фактора, там поезда столкнутся, там автобус выедет на железнодорожный переезд… Откуда это непонятное отступление от норм технических, профессиональных? Все это является следствием отступления от норм человеческого, нравственного существа. — И есть рецепты, которые могут противостоять этой коррозии? — Есть, конечно. Ориентиры закладываются с детства. На каких ценностях мы воспитываем наших малышей, наших школьников, студентов, какие приоритеты мы перед ними ставим? Церковь является одним из инструментов оздоровления нравственного образа человека. Она поможет расставить приоритеты, понять, что высшей ценностью является — не навреди, возлюби ближнего своего, как самого себя.
Центр духовной жизни — Приехав в Челябинскую область, вы назвали одним из приоритетов строительство новых и восстановление разрушенных храмов. Уже проведена некая ревизия, стало понятно, где находятся наиболее болевые точки? — Наиболее болевая точка — это Челябинск. Здесь катастрофически недостаточно храмов. Простой пример: район Северо-Запада, где проживают более 200 тысяч населения, имеет один малюсенький храм. Недавно, общаясь с главой администрации Челябинска Сергеем Давыдовым, я выразил ему свою озабоченность этой проблемой. Я попросил руководителя города ускорить решение вопроса по выделению земель. Спрашивают: «Успеем ли освоить?». С Божьей помощью успеем! Считаю, что резервировать площадки под храмы в градостроительном плане города нужно обязательно, и необходимо делать это срочно. Конечно, кажется, куда выгоднее и легче продать эту землю под какой-нибудь развлекательный центр, чем сохранить ее под храм. Но временная выгода может обернуться большой бедой. Доразвлекаемся! В этом вопросе я достиг полного взаимопонимания с губернатором области Михаилом Юревичем. Но не со всеми представителями власти есть такое взаимопонимание. В одном из районов глава поселения, например, пытается отдать землю вокруг православного храма чуть ли не сектантам. В другом — селе Кузнецкое — местные власти выставляли на продажу сам храм. Люди на них за это чуть ли не с вилами пошли. Но вернусь снова к Северо-Западу. Там сейчас идет строительство храма, который теперь взят под личный контроль. Говорили: «Работы невозможно продолжать: закончились деньги». Нашел деньги. «Работать невозможно: нет крана». Взял и купил для епархии подъемный кран. Уже стоит и работает. Любую стройку можно одолеть, если ею заниматься. Что касается восстановления разрушенных храмов, то это, вообще, дело чести. Пока у нас будут стоять разрушенные храмы — это будет прямым свидетельством нашего варварства. В области столько великолепных храмов, которые сейчас находятся в запустении и руинах. А ведь они могли бы не только стать центрами веры, но и привлекать сотни, тысячи паломников с других регионов, а это уже полезно. И не надо мне говорить, что не найдем денег на восстановление. Смогли разрушить — давайте восстанавливать. Каждый должен внести свою лепту. Свои личные деньги я направил на восстановление храма в селе Большой Куяш. И это не болтовня. Поезжайте и посмотрите, там уже отштукатурены стены, начали делать крышу. — Кафедральный собор в Челябинске, о необходимости строительства которого вы начали говорить буквально с первых дней своего пребывания на Южном Урале, имеет шанс стать не только архитектурным символом города… — Кафедральный собор станет центром духовной жизни. Например, кафедральный собор в Москве — Храм Христа Спасителя — сегодня является символом всей России. Челябинск тоже достоин духовного символа. Вокруг кафедрального собора будет концентрироваться духовная жизнь. Здесь появится хорошая воскресная школа, будет развиваться молодежный театр, формироваться певческая культура, возродятся традиционные ремесла. Это, по своей сути, «инкубатор» добра. — Как вы думаете, когда эта ваша идея воплотится в жизнь? — Думаю, зима уйдет на проработку документации и весной уже произойдет закладка фундамента будущего кафедрального собора в Челябинске. — Существует мнение, что строительство храмов должно происходить там, где уже существует община. Есть обратная точка зрения, что именно появление храма приводит к появлению общины… — Это из той же области, что появилось раньше — курица или яйцо. Нет храма — людям негде молиться. Не будет общины, то для кого этот храм? Юридически община — это десять человек, обратившихся в органы юстиции за регистрацией. Но для того, чтобы община жила, нужно нечто большее. Мы не сектанты, которые бегают по квартирам и хватают людей за рукав на улицах. Мы — у себя дома. У нас есть традиционная культура духовной жизни — это храм. Поэтому вместе с созданием общины нужно начинать и строительство храма. Моя стратегия такова. Мы не можем сразу большие храмы построить. Поэтому сначала возводится небольшой храм, он объединяет верующих людей, растет община, активизируется духовная жизнь. И потом рядом возводят уже большой храм.
Миссия для каждого — В дореволюционной России была традиция в выходной день обязательно ходить на службу в храм. Сегодня эта традиция возрождается, но не искусственно ли это возрождение? — Искусственно такую традицию не возродишь. Но, отвечая на ваш вопрос, можно говорить не только об опыте России. Я многие годы провел за рубежом, и видел, как большинство западных людей, особенно американцы, в выходные дни обязательно с семьей идут в храмы. Эта семейная традиция на просвещенном Западе является нормой. Она норма и в тех странах, которые были с нами в нашем лагерном прошлом — Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии… А мы… Мы настолько живем по инерции, что я, например, для себя заметил: даже верующие люди, постоянно посещающие храм, соблюдающие православные традиции, эти люди в обществе, на работе, на улице вдруг начинают стесняться выражать свое отношение к вере. Этот барьер достаточно сильно мешает возвращению к нашим духовным ценностям. Но воцерковление происходит в нужном русле. Приходите в наш кафедральный собор в воскресные дни, и вы увидите немало людей, которые приходят сюда с семьями. — В соседнем Екатеринбурге миссионерская деятельность поставлена очень неплохо. Телеканал, газеты, сайты — звенья четко выстроенной информационной политики. Как вы собираетесь развивать данное направление у нас? — Развитие этого направления заключено, в первую очередь, в необходимости выхода из стен храма. Для этого у нас существует миссионерский отдел. Но нести миссию нужно не только священникам. Будет хорошо, если прихожанин начнет делиться своим опытом веры, и так по цепочке до следующего человека. Миссионерская деятельность особенно важна среди молодежи. Какова ее основа? Наша история и наше духовно-культурное наследие — храмы, литература, искусство, наши святыни. Все то, на чем мы духовно выросли и окрепли. Нам надо донести до молодежи, почему все это так возвеличило Россию. Донести это можно, в том числе, и через введение в школах предмета «Основы православной культуры». Работать начинать нужно уже с детского сада. Встает кадровый вопрос. Сейчас я думаю над тем, чтобы провести съезд православных учителей. Нужно понять, сколько педагогов способны донести до подрастающего поколения столь необходимую информацию. — Люди, которые понесут миссию, столкнутся на Южном Урале не только с острыми проблемами наркомании, алкоголизма, сектантства. Им придется учитывать и некую характерную для нашего региона историческую данность — национальный и религиозный котел, издавна существующий здесь… — Не такой уж и большой здесь котел. Есть территории, где живут вместе куда больше национальностей с различными религиозными традициями. Вы не видели «котлов», я на Кавказе 8 лет прожил, вот там действительно «котел». На Южном Урале шире всего представлены две традиционные религии — православие и ислам. И в отношениях между нами нет проблем. — А как же старообрядцы? — А со старообрядцами проблем никаких нет и быть не может. У нас одна православная ветвь христианства. Нам нужно забыть те обиды, которые имели место в истории. У нас есть и желание, и необходимость сообща решать проблемы духовного возрождения. Вероисповедные различия между традиционными религиями, представленными в России, не должны являться яблоком раздора, а должны, наоборот, служить единой цели. Не нужно разделять на «мы и они». Мы вместе, и мы — это Россия. Это все равно, как в семье, нужно жить не с выдуманным образом, а с реальным человеком. Как сказано апостолом: «Носите тяготы друг друга». Нам нужно научиться носить немощи друг друга и прощать друг друга.
фото А.Лёшкина (Озёрск) Андрей Трушников Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на любой мессенджер (viber, whatsAppp, telegram) - +7 902 896 51 63 или почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость13 мая 2025 - ночь
9oC, Ветер Северо-восточный 0 м/с, Пасмурно Без осадков
подробнее• | машинист автобетононасоса |
• | Водитель С,D |
• | Газорезчик |
• | Охранник, Диспетчер, Контроллер КПП |
• | Водитель В,С |
• | электробезопасность |