РекламаРекламодатель:
ИП Асташов Евгений Владимирович
ИНН 742200420473
erID: 2VtzqvYVT7j
Озерск, Челябинская область
28 Марта
четверг
РекламаРекламодатель:
ПАО «Челябинвестбанк»
ИНН 7421000200
erID: 2Vtzqx3QUb7
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
РекламаРекламодатель:
ООО «КВАНТ»
ИНН 7422019034
erID: 2VtzqvvJ5JV


Архив газеты Озерская Панорама
РекламаРекламодатель:
ИП Темникова Наталья Анатольевна
ИНН 742205645336
erID: 2Vtzqux4bG9


Архив опросов
РекламаРекламодатель:
ИП Мосеев Константин Владимирович
ИНН 742206401741
erID: 2VtzqxB6sbT


Работа в Озерске Резюме (14) Вакансии (614)
РекламаРекламодатель:
ИП Ковальчук Сергей Валентинович
ИНН 742200703979
erID: 2VtzqxMdmdE


АВТОзерск Продажа легковых автомобилей (1) Автокатастрофы
РекламаРекламодатель:
ИП Ожегова Татьяна Васильевна
ИНН 742201072236
erID: 2Vtzqvx3BFj


Недвижимость Продам (364) Сдам (37) Обмен (1)
Барахолка Форум Спорт Озёрска Наши конкурсы
РекламаРекламодатель:
ООО "ГРАНТ"
ИНН 7413027279
erID: 2VtzqxTcq2m


Новости за сегодня Городская жизнь Общество Экономика Наука и образование Происшествия Здоровье Спорт и отдых Автоновости Новые технологии Тусовка Событие Новости наших читателей
РекламаРекламодатель:
ООО «Биотест»
ИНН 7413017979
erID: 2VtzqxYuAJH


Интервью Мнение Гость редакции Фоторепортаж Спецпроекты История города Знай наших Маршрут выходного дня Мода и стиль Семья в саду

Архив за Март 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

полный архив

Ария московского гостя

Общество, 11 ноября 2011 12:55, Александр Волынцев
Ария московского гостя

Горин Юрий Петрович

Родился 20 мая 1936 г.

В 1959г. окончил Ленинградскую военно-воздушную инженерную академию им. А.Ф. Можайского.

В 1974г. окончил режиссерский факультет ВТУ им. Б.В. Щукина.

Сотрудничал со Студенческим театром МГУ, Нижнетагильским театром, Театром сатиры, Театром Р. Виктюка.

Театральный режиссер.

Москвич.

В сезоне 2002-2003 г. был главным режиссером театра «Наш дом».

Поставил ряд спектаклей, среди которых «Женитьба», «Похождения бравого солдата Швейка» и «Иоанн Златоуст».

* * *

… Впрочем, гостем его можно назвать только с большой долей условности. Гость приходит приятно провести время, развлечься, отдохнуть, составить в чем-либо компанию хозяину…

Юрий Петрович Горин приехал в наш город для того, чтобы работать. И чтобы «хозяева» получали удовольствие от результатов его труда. Он приехал ставить спектакли в театре «Наш дом».

Мы встретились с московским режиссером накануне премьеры его спектакля по пьесе драматурга Константина Скворцова «Иоанн Златоуст». Поэтому и первый вопрос был связан именно с этой работой.

Волынцев А.Н.: - Юрий Петрович, выбор пьесы обусловлен симпатией к творчеству данного автора, или определенным отношением к каким-то христианским ценностям, или неким веянием времени?

Горин Ю.П.: - Интерес к христианской вере и вообще к религии у меня развивался по нарастающей. С раннего детства. Я рос и воспитывался в те времена, когда мы кричали: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!». Когда мы плакали на его похоронах. Когда мы его обожествляли.

И уже тогда вопросы веры нас интересовали. Мы, конечно же, сравнивали генералиссимуса с Богом, и для нас он был, действительно, богом. Но. К 53-му году (примерно) мы начали понимать то, что его деятельность была связана с ущербностью понимания им вопроса руководства людьми. Он руководил людьми с сатанинским, дьявольским, гнусным началом. (Когда жен сажал в лагеря, чтобы мужья были покорны, и так далее. Это чисто восточные дела.)

Тогда эта вера разрушалась. Постепенно я начал интересоваться, крещен ли я. По-видимому, крестили. Тем более что отец у меня был сыном служителя культа, а мать была раскулачена из-за того, что их семья имела двух лошадей. То есть семья пострадала от репрессий, и я понимал, что непростая затея была, видимо, с моим крещением.

Дальше наступили времена, когда наш народ начали возвращать к религии и это стало модным. Но. Судьба сложилась так, что в определенном возрасте (это было примерно лет сорок назад, мне тогда было двадцать три года) я познакомился с отцом Николаем, который был мужем учительницы по вокалу шатровской театральной студии, где я учился. Он был другом Владимира Яковлевича Ворошилова, который «Что? Где? Когда?» вел. Тот по первому образованию был театральным художником, по второму – режиссером (кончал высшие режиссерские курсы). И он дружил вот с этим отцом Николаем (который, кстати, до того, как стать служителем культа, был каким-то научным работником, и, как он говорил, «на него снизошло»).

И первое мое ощущение от людей, подверженных религии, я испытал, когда случайно, по разрешению его жены, залез на антресоли, где был его кабинет. Комната в коммунальной квартире, довольно большая и высокая, там были сделаны антресоли, на которых он работал.

И когда я залез наверх, я о-бал-дел от того, что эти антресоли были на высоту человеческого роста заполнены летописями, между которыми были очень узкие проходы. Я понял, что все летописи держать не читая – глупо. В его положении. Кроме того, когда с ним доводилось разговаривать, то было ощущение, что он понимает что-то такое, слышит что-то такое, видит что-то такое и ощущает что-то такое, что нам недоступно.

На меня это тогда произвело ошеломляющее впечатление. Больше того. В то время, когда было преследование служителей культа, большинство из них ходило по миру с одухотворенными лицами. Такого человека спросить: «Который час?» – было неловко, потому что у него на лице отражалась колоссальная сосредоточенность по поводу того, чем он живет.

Потом я слышал несколько выступлений по телевидению отца Александра Меня. Это опять навело на мысль, что эти люди – какого-то особого склада.

А когда я слушал по радио Пасхальную службу Алексия I (не Алексия II, теперешнего, а еще Алексия I), то, когда он произносил слова «Христо-ос Воскре-е-есе!», он говорил так, что не поверить в это было невозможно!

И последнее время я все больше и больше убеждаюсь, что любое таинство церковное подвластно только очень одухотворенным людям. И когда приходишь в церковь, то очень видно, какой священник соответствует своей должности, а какой – не очень. Какому хочется верить, какому не хочется. Это естественно, конечно, разные есть служители церкви, но мне кажется, что с тех пор, как церковь перестала быть гонимой, кадровая политика ее и состав служителей культа несколько понизились. Такое мое субъективное ощущение. Это первая часть ответа на ваш вопрос.

Вторая часть состоит из того, что последнее время мы знаем множество произведений искусства, нацеленных на соединение с верой. Но все забывают, что самым мощным на этот счет произведением является пьеса Горького «На дне». Там есть Лука, который занимается тем, что собирает различные способы культовых обрядов, разных вероисповеданий. И пытается, соединив это, воздействовать на людей. И, кстати, достигает в этом колоссальных результатов. Застарелого алкоголика Актера он уговаривает три дня не пить. То есть это почти гипнотическое воздействие. Анне он помогает принять смерть. И так далее. Больше того, он борется со злом непротивлением. И это совпадает с позицией Горького, который примыкал к фракции богостроителей, возглавляемой Луначарским. То есть они пытались соединить коммунистическую идею с христианской. Это бесперспективное занятие, потому что вера христианская не предполагает наказаний, расстрелов и так далее. То есть разные вещи.

Спесивцев в Москве (есть такой режиссер) попытался просто поставить Библию. Это не получилось. Есть православный театр «Глас» на Пятницкой улице, который тоже в общем… Есть володинская пьеса «Мать Иисуса». Неплохая. Есть английская пьеса о воскрешении Лазаря. И так далее, где впрямую библейские тексты перекладываются на язык искусства. И как показывает жизнь, это совершенно бесперспективное занятие.

Театр воздействует своей магией на всех людей, которые находятся в зрительном зале. И в театре возможна революция в зале, как это было во времена Свободного театра Антуана во Франции, когда одна половина зала была согласна с тем, что звучит со сцены, другая половина зала – не согласна. И они дрались между собой.

В церкви это невозможно. Да и не нужно. Церковь воздействует через то, что называется верой. То есть в церковь приходят в большинстве своем верующие люди, и поэтому они готовы, организмы их подготовлены к тому, что на них воздействует. Это, конечно, сильно облегчает работу (будем так говорить) служителей культа… И, кстати, мы видим сегодня, что очень многие актеры уходят из мира в Церковь: Екатерина Васильева, мой друг Олег Севастьянов, Иван Охлобыстин и другие.

О чем это говорит? Что сродни понимание озарения у церковников и у людей искусства. К чему это я говорю? Это вторая часть ответа на ваш вопрос.

Третья часть. Оказывается, есть драматург Скворцов, который пишет в стихах на церковную тему, не перекладывая в драматургические тексты Библию или Евангелие, а беря за основу жития святых. Задуматься о том, чем святой отличается от не-святого и заставляют произведения драматурга Скворцова.

И если задать себе провокационный вопрос: почему в театрах широко не идут его пьесы? Я отвечу: потому что над ними нужно так думать и так глубоко проникать в то, что там происходит, что не всем это досуг. Не у всех до этого доходят руки. «Скорее! Скорее! Скорее!» Мы живем в потоке, в производстве. Не до этого.

Я полгода дозревал до того, чтобы понять, о чем там речь. И не потому, что я дурак и мне это недоступно, а потому, что я вынужден был пропустить это все через себя. Пропустил и понял, что дело это – богоугодное. Что дело это достаточно благородное, с моей точки зрения, чтоб я на это тратил силы и умение. Вот три ответа на ваш вопрос.

Волынцев А.Н.: - Тогда из предыдущего вопроса возникает следующий. На ваш взгляд, театр все-таки должен вернуться к некоему просветительскому началу, какому-то духовному строительству или оставаться тем, чем он в большинстве случаев является сегодня? То есть тем театром, который больше выполняет функцию развлечения, заполнения досуга зрителя.

Горин Ю.П.: - Дело в том, что мы вынуждены в сегодняшнее время сидеть одной попой на двух стульях. Потому что, с одной стороны, жить театру на те средства, которые отпускаются бюджетом, невозможно. И театр не может существовать при пустых залах. Делать дорогими билеты театр не может. Зарабатывать театр легально и честно может только сдачей помещений в аренду другим каким-то мероприятиям, которые посещаются, короче говоря, сделать театр самоокупаемым не-воз-мож-но.

Никакая цена на билеты не может соответствовать тем затратам, которые производятся на изготовление декораций, на обеспечение электричеством, теплом и всеми другими делами. То есть театр изначально – предприятие некоммерческое. И сравнивать театр сегодня с тем, что было до перестройки, нельзя. Потому что не было такого количества видеопродукции, не было такого засилья информационного разнообразия, как сегодня.

Короче говоря, люди пользовались театром как способом подышать воздухом свободы. Потому что иносказание тогда было единственным способом почувствовать себя честным человеком. Ни в кухне, ни на улице, ни на работе честно сказать, что советская власть – это порочная система управления человеком, было нельзя. За это можно было поплатиться свободой. Поэтому люди пользовались театром как отдушиной.

Когда стало все можно говорить и обо всем можно думать (больше того, открыто делать что угодно), то эта функция театра отпала. И любимовский Театр на Таганке, несмотря на то, что мастер жив, мастер работает, интереса уже не вызывает.

Это к тому, что сегодняшний театр только в очень редких случаях, в исключительных, скажем, случаях, решается на цели просветительства, духовного воздействия и углубленного понимания того, ради чего мы живем.

Короче говоря, очень немногие люди по чисто душевному порыву решаются на то, чтобы воздействовать не только на смехотворно-развлекательные центры зрителей, но и на… Ведь сейчас стало уже системой, когда говорят: «Мы в жизни устали от всего этого! Мы приходим в театр, чтоб отдохнуть, чтоб отвлечься, чтоб развлечься…»

Так в том-то и дело, что вы в жизни устали от этого по телевизору. А в жизни вы проходите мимо мертвого человека, не взглянув на него. А искусство заставляет вас об этом задуматься. И то, что мы говорим: «Ах, мы в жизни устали…» Не устали мы в жизни.

Если б мы в жизни от этого устали, то мы бы читали не Маринину, а Достоевского, если бы мы в жизни устали, то мы бы не ходили на Петросяна. А раз мы в жизни мимо этого проходим, то как раз сегодня и важно, чтоб искусство нацеливало нас на то, чтобы мы в жизни именно уставали от этого, именно тратились, чтоб мы заботились о людях. Горят дети сегодня. Причем горят по разгильдяйству...

Волынцев А.Н.: - Вы имеете в виду пожары в школах?

Горин Ю.П.: - Конечно. И удивительная вещь: детей сгорело шестьдесят человек, учителя не сгорело ни одного. Это значит, что учителя убегали, спасались, оставив детей на произвол судьбы. Это однозначно. Вот цена той усталости, которой люди «устали» от того, что они якобы видят вокруг себя.

Я не верю в воспитание театром, но искусство воздействует на уровне подсознания, на эмоциональном уровне. Так вот, все-таки миссионерская функция того, чем мы сейчас занимаемся, меня утешает как-то. В общем, удовлетворяет, и если мы это делаем умело, если мы это делаем заботливо, если мы это делаем квалифицированно и от чистого сердца, с душой, то это и надо.

Вон мне директор дал статью Швыдкого в «Российской газете», большая статья, где написано, что русская, отечественная, российская литература пропитана святостью. И святой отличается от обычного человека, как лик на иконе от лица. Там совсем нет порочных страстей. Там совсем нет (на лике) того, что называется претензиями, амбициями и так далее.

Святым быть трудно. Но… Они же были. И есть. Наверное. В сегодняшней жизни мы их не замечаем. Так же, как счастье. Мы его ощущаем либо когда оно уже было, либо когда мы его предвкушаем. Короче говоря, я убежден, что мы все-таки должны заниматься тем, что воздействует на людей, на подсознательном уровне, но с духовной направленностью.

Я не знаю, как это сказать… Ну, то есть нравственное начало того, что состоит, что есть в театральном произведении, оно должно быть. Конечно, бывают такие произведения, которые не сразу разглядишь, которые сначала кажутся чернухой, их тоже можно поставить светло. И в них иногда христианства содержится больше, чем в прямых христианских произведениях, так тоже бывает… Но во всяком случае хотеть это делать, мне кажется, нужно и важно.

Волынцев А.Н.: - На какую аудиторию, на какого зрителя рассчитан спектакль «Иоанн Златоуст»?

Горин Ю.П.: - На всякую. Потому что вообще возрастная направленность, направленность на подготовленного эстетически, направленность на подготовленного интеллектуально зрителя, мне кажется, не правомерна. В том смысле, что должно быть всем сестрам по серьгам.

И если это искусство, то его должен понять и одноклеточный быдл-класс, и интеллектуально подготовленный, и высоконравственный человек, и бандит. Вот. То есть направленность нашего дела должна западать в душу всех возрастов и всех уровней нравственного начала людей. Без адреса. Широким спектром воздействия на людей. Как нам кажется, это должно быть понятно всем.

Волынцев А.Н.: - Когда появился кинематограф, уже говорили, что дни театра сочтены. Когда появилось телевидение, говорили, что литература не сегодня-завтра умрет. Сегодня есть и телевидение, и литература, появился интернет. Но в то же время идет экспансия всевозможных видов псевдоискусства, которое наносит массированный удар и завладевает основными массами. Именно потому, что не надо трудиться душой и так далее. Вот выживет театр в подобной ситуации?

Горин Ю.П.: - Обязательно. Театр выживет. Дело в том, что мы прекрасно понимаем, что любой труд начинает приносить удовольствие, когда появляются результаты. А они появляются не сразу. Поэтому, даже если сегодня один человек в зале содрогнется, что-то поймет, почувствует, это уже хорошо. Завтра – два. Послезавтра – три. Вот и все.

А рассчитывать на то, что это вдруг сразу все станет воспринимаемым, глупо. Поэтому – потихонечку, постепенно, шаг за шагом все это и должно происходить. И есть закон, есть магия театра. Это так же, как гипноз, так же, как массовое воздействие: если это бесовское дело (как занимался Кашпировский на стадионах), то это дело гнусное, дело, разрушающее духовное начало, а если это слезы счастья на лице у человека...

Ведь фокус в том, что театральное искусство имеет двойное дно: в том смысле, что когда человек страдает по выдуманному поводу и страдает так, что заставляет страдать другого (я имею в виду страдания артиста, который заражает страданием зрителя), и если зритель осознает, что он страдает по выдуманному поводу, – это страдание приносит ему удовольствие. В отличие от жизни.

Театральное искусство заменить ничем нельзя. Так же, как музыку, так же, как живопись… Ведь чем живопись отличается от фотографии? Тем, что оттуда смотрит лицо, пропущенное через талант того, кто его писал. Поэтому воздействие театра неоспоримо, и если это искусство, а не поделка, то оно воздействует на подсознательном уровне и сразу.

Так что театральное искусство не умрет никогда, оно зародилось Бог весть когда, и, кстати, первыми театральными представлениями были мистерии. То есть оно фактически вышло из Церкви. Только я еще раз повторю, что в Церкви мы имеем дело с людьми верующими, подготовленными, а здесь надо воздействовать на всякого. Но театральное искусство не умрет никогда. Оно будет разным, но его воздействие не заменишь ничем. И тяга людей к театральному искусству будет такой же, как к музыке, к литературе, к живописи и так далее...


image003.jpg

Рисунок Алексея Женина

* * *

Спектаклем Юрия Петровича Горина «Иоанн Златоуст» открывался IV театральный фестиваль «Золотой Конёк», проходивший в Тюмени в конце апреля 2004 г.

Некоторые фильмы, в которых снимался Ю.П.Горин

«Закон и порядок. Преступный умысел-4»

серия "Последний уик-энд" (2011)

«Шериф» (2010)

«Зоя» (2010)

«Путейцы» 2 (2010)

«Адвокат-6» (2009)

роль: Федор Степанович

10 серия "Горячие улики"

«Огни большого города» (2009)

«Вернуть на доследование» (2008)

«Галина» (2008)

«Агентство "Мечта"» (2008)

«Лучшее время года» (2008)

«Срочно в номер» (2007)

роль: Иван Полозов

«Паутина» (2007)

«Тупой жирный заяц» (2007)

вахтер театра

«Карамболь» (2006)

«Роман ужасов» (2006)

частник

«Горыныч и Виктория – исключение из правил» (2005)

«Принцесса и нищий» (2005)

«Неуправляемый занос» (2005)

роль: Бобков

«Удаленный доступ» (2004)

роль: Юрий

«На углу, у Патриарших-2» (2001)

«Мусорщик» (2001)

«Риск без контракта» (1992)

«Менялы» (1992)

эпизодическая роль

нищий

«Случайный вальс» (1989)

«Жизнь по лимиту» (1989)

«Скорый поезд» (1988)

«Шура и Просвирняк» (1987)

сотрудник министерства

«Одинокий автобус под дождем» (1987)

роль: "Вул"

рецидивист

«Попутчик» (1986)

эпизодическая роль

«История кавалера де Грие и Манон Леско» (1980)

Впервые опубликовано:

“Сороковские” портреты. - М.: МАКС Пресс.

Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14.





Отклики читателей

Гость, 11 ноября 2011 13:34
Интересно? А в связи с чем статья? Горин возвращается?
Живу я тут, 11 ноября 2011 17:15
Гость, 11 Ноября 2011 13:34
Он же снялся в фильме "Елена",который получил приз на международном фестивале! Играл одну из главных ролей. Я его тоже помню,когда он был в Озерске. Однажды он к нам на работу заходил. Нужно было, чтобы наше предприятие оказало ему услугу. Интересный дядька.С юмором.Больше всего мне запомнился по фильму "Менялы". Теперь же вот его звездная роль в фильме "Елена".
ХХХ, 11 ноября 2011 22:45
Живу я тут, 11 Ноября 2011 17:15
А ничего, что "звездную" роль в фильме "Елена" сыграл актер,чье фамилие немножко Смирнов? ;)  :D  ;)
Гость, 11 ноября 2011 23:16
зачем Горин здесь? Ведь все его работы в нашем театре потерпели мягко говоря ФИАСКО!
Живу я тут, 12 ноября 2011 09:09
ХХХ, 11 Ноября 2011 22:45
Ой! Пардон! А так похож...На первый взгляд!
Гость, 12 ноября 2011 11:00
Ну уж.  Иоанн Златоуст -коньюкрурщина. Зачем?
Гость, 12 ноября 2011 14:34
Скворцова только Воложанин и мог поставить достойно.
Гость, 12 ноября 2011 15:33
Петрович едет ставить три спектакля в новом сезоне. По договору с министерством... ;)
Гость, 12 ноября 2011 23:02
Это хорошо, что будут новые спектакли!!! Но какие? Вот в  чём вопрос.
И что это за практика - Росатом  договаривается, какой режиссёр будет что-то ставить в муниципальном театре?
Это вообще нормальная практика?
Гость, 13 ноября 2011 13:55
А кто что-то сказал про Росатом? :D  :D  :D
Перейти к обсуждению на форуме >>
По требованию российского законодательства комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Добавьте Ваше мнение:*
:) ;) :D 8-) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 


Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором.

Сообщи новость

Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.

Добавить новость

РекламаРекламодатель:
ИП Асташов Евгений Владимирович
ИНН 742200420473
erID: 2VtzqvNvuGq



Погода в Озерске

28 марта 2024 - вечер

4oC, Ветер Северный 0 м/с, Пасмурно Без осадков

подробнее


РекламаРекламодатель:
ПАО «Челиндбанк»
ИНН: 74530021
erID: 2VtzqvEMhNm


Самые читаемые новости


РекламаРекламодатель:
ИП Караваев Дмитрий Андреевич
ИНН 742200490819
erID: 2VtzqvaxYVb


Самые обсуждаемые новости




Последние вакансии в Озерске

мерчендайзер
разнорабочий
слесарь по сборке металлозделий

Последние резюме в Озерске

Продавец, оператор, уборщица
Сварщик
Любая

Дополнительно

Архив Карта сайта Редакция Размещение рекламы на сайте Ozersk74.RU