РекламаРекламодатель:
ИП Асташов Евгений Владимирович
ИНН 742200420473
erID: 2VtzqvYVT7j
Озерск, Челябинская область
29 Марта
пятница
РекламаРекламодатель:
ПАО «Челябинвестбанк»
ИНН 7421000200
erID: 2Vtzqx3QUb7
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
РекламаРекламодатель:
ООО «КВАНТ»
ИНН 7422019034
erID: 2VtzqvvJ5JV


Архив газеты Озерская Панорама
РекламаРекламодатель:
ИП Темникова Наталья Анатольевна
ИНН 742205645336
erID: 2Vtzqux4bG9


Архив опросов
РекламаРекламодатель:
ИП Мосеев Константин Владимирович
ИНН 742206401741
erID: 2VtzqxB6sbT


Работа в Озерске Резюме (14) Вакансии (614)
РекламаРекламодатель:
ИП Ковальчук Сергей Валентинович
ИНН 742200703979
erID: 2VtzqxMdmdE


АВТОзерск Продажа легковых автомобилей (1) Автокатастрофы
РекламаРекламодатель:
ИП Ожегова Татьяна Васильевна
ИНН 742201072236
erID: 2Vtzqvx3BFj


Недвижимость Продам (359) Сдам (37) Обмен (1)
Барахолка Форум Спорт Озёрска Наши конкурсы
РекламаРекламодатель:
ООО "ГРАНТ"
ИНН 7413027279
erID: 2VtzqxTcq2m


Новости за сегодня Городская жизнь Общество Экономика Наука и образование Происшествия Здоровье Спорт и отдых Автоновости Новые технологии Тусовка Событие Новости наших читателей
РекламаРекламодатель:
ООО «Биотест»
ИНН 7413017979
erID: 2VtzqxYuAJH


Интервью Мнение Гость редакции Фоторепортаж Спецпроекты История города Знай наших Маршрут выходного дня Мода и стиль Семья в саду

Архив за Март 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

полный архив

Несогласные декабристы

Общество, 24 февраля 2012 13:05, источник: pravoslavie.ru

Смена власти. Выборы. Недовольство результатами.

Первый раз что ли? Да нет. Не первый. И, наверное, не последний.

Всё повторяется.

Предлагаем вниманию читателей взгляд на похожие события. Взгляд, отличный от того, что давался в школах на уроках истории и литературы.

Тем и интересен…

***

kolmandecembristsgx5.jpg

14 (27 по новому стилю) декабря 1825 г. на Сенатской площади произошло восстание декабристов. События того дня изучены историками досконально, восстановлены (насколько позволяет состояние источников) буквально по минутам. О самих декабристах написано огромное количество литературы — научной, публицистической, художественной. И, тем не менее, по большому счету декабристы остаются неизвестными.

Не из-за того, что о них мало писали — наоборот, из-за того, что писали много. С ними получилась то, что часто случается в обыденной жизни. Давайте задумаемся – когда мы лучше всего узнаем человека, когда происходит настоящая встреча с ним? С большинством людей, с которыми мы встречались, мы так и не встретились. Они прошли мимо нас, а мы прошли мимо них. При изучении истории наш взгляд тоже чаще всего скользит по поверхности. Он видит «роль, которую сыграл человек», но не самого человека. Театральная маска не спадает с исторического деятеля, потому что мы смотрим на него через театральный бинокль. История воспринимается нами как зрелище, иногда забавное, иногда ужасающее, но всегда развлекающее, так как разыгрывается на сцене, а не в зрительном зале, где сидим мы.

Но на самом деле, не так. История – это не театральное представление, это, по словам протоиерея Георгия Флоровского, «творческая трагедия человеческой жизни», в которую включены и мы, и люди прошлого. И для того, чтобы встретиться с ними, нужно перестать скользить по поверхности. Чтобы встретиться с человеком, нужно знать не только как он живет, но и чем он живет, не только его быт, но и его бытие. Именно здесь, в точке устремления к абсолютному, в той духовной жажде, о которой говорит Пушкин в первой строке своего «Пророка», и находим мы человека, здесь и происходит встреча с ним. Такой подход позволяет увидеть с неожиданных точек зрения уже, казалось бы, известные и привычные исторические факты.

Возвращаясь к декабристам, можно вслед за одним из исследователей повторить: «мы хорошо знаем, что думали декабристы и к какому политическому строю стремились, но гораздо меньше знаем, каковы они были». Много раз и в либеральной, и в советской историографии декабристы становились жертвами мифологизации: то их изображали в роли благородных «несогласных», находящихся в не столько политической, сколько нравственной оппозиции «кровавому режиму» самодержавия, то на них надевали театральные одежды «дворянских революционеров», будящих Герцена. Но и сами они любили то кутаться в римские тоги, воображая себя Брутами и Катонами, то примерять сюртуки Робеспьеров и Наполеонов[1]

lotman.07.dekabristy.1.avi.image6.jpg

Они чувствовали себя вступающими на сцену истории. «Нам хотя бы страничку в истории заслужить, чем бы ни кончилось, а с нас этой странички довольно», — отвечал на указание о безрассудности будущего восстания Александр Одоевский. «Умрем, ах! как славно мы умрем!», — мечтал он.

Но когда началось само восстание, театральные подмостки зашатались. Глазам открылась не литературная, а реальная ситуация. Почему не пришел на Сенатскую площадь назначенный диктатором С.Н. Трубецкой? Струсил? Не имел уверенности в успехе дела? Или почувствовал его нравственную ложь? С.Н. Трубецкой был во время восстания в доме своей сестры. Вернувшись в этот день домой, она долго искала своего брата по комнатам и, наконец, нашла в молельной. Она «обнаружила его лежащим без сознания перед образами, никто не знал с какого времени. Его подняли, положили на диван, привели в чувство. На все вопросы отвечал он как-то сбивчиво; и вдруг, услышав отчетливый грохот пушки, схватился за голову и воскликнул: «О Боже! вся эта кровь падет на мою голову».

Известно, что во время допросов декабристы не запирались, охотно шли, по современному выражению, на сотрудничество со следствием. Что это? Недостаток выдержки? Неопытность? Дворянское чувство чести, не позволявшее лгать даже в такой ситуации? Или ощущение неправды своего дела и раскаяние в нем? Здесь они были уже не перед зрителями на подмостках истории, а перед следователями, среди которых — многие их знакомые, даже родственники, люди с которыми они многократно встречались в свете. Играть было не перед кем.

Для многих из декабристов период следствия стал временем внутренней перемены и обращения к религии[2]. Мы почти не знаем их с этой стороны. Для нас привычны фигура декабриста, витийствующего в великосветском салоне, стоящего на Сенатской площади или профили пяти казненных декабристов из «Полярной звезды» А.И. Герцена. Но давайте увидим их в другой обстановке.

Казематы Петропавловской крепости. Ночь на 26 июля 1826 г. Истекают последние ее часы, а вместе с тем – и последние часы земной жизни осужденных на смертную казнь. На рассвете приговор будет приведен в исполнение. Все приговоренные уже исповедовались и причастились. Тянутся минуты трудного, томительного ожидания. Около 16 номера раздается разговор, ведущийся из двух соседних камер – это С.И. Муравьев старается ободрить своего младшего друга М.П. Бестужева. По свидетельству надзирателя, они говорили «о Спасителе Иисусе Христе и о бессмертии души».

Скрипнула дверь: в каземат к К.Ф. Рылееву заходят плац-майор со сторожем, чтобы, надев на него оковы, вести к месту казни. Пока ножные кандалы надевают, Рылеев заканчивает предсмертное письмо жене, которое потом будет распространяться в десятках списков. «Бог и государь решили участь мою: я должен умереть, и умереть смертию позорную. Да будет Его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и Он утешит тебя. За душу мою молись Богу. Он услышит твои молитвы. Не ропщи ни на Него, ни на государя: это будет и безрассудно, и грешно. Нам ли постигнуть неисповедимые суды Непостижимого? Я ни разу не возроптал во все время моего заключения. И за то Дух Святой дивно утешал меня. Подивись, мой друг, и в сию самую минуту, когда я занят только тобою и нашею малюткою, я нахожусь в таком утешительном спокойствии, что не могу выразить тебе. О, милый друг, как спасительно быть христианином. Благодарю моего Создателя, что Он меня просветил и что я умираю во Христе. Это дивное спокойствие порукою, что Творец не оставит ни тебя, ни нашей малютки. Ради Бога, не предавайся отчаянию, ищи утешения в религии». Те же чувства Рылеев выразил и в последних своих стихотворениях, написанных там же, в каземате Петропавловской крепости:


Мне тошно здесь, как на чужбине.

Когда я сброшу жизнь мою?

Кто даст криле мне голубине,

Да полечу и почию.

Весь мир как смрадная могила!

Душа из тела рвется вон.

Творец! Ты мне прибежище и сила,

Вонми мой вопль, услышь мой стон.

Приникни на мое моленье,

Вонми смирению души,

Пошли друзьям моим спасенье,

А мне даруй грехов прощенье

И дух от тела разреши....

Ты прав: Христос – Спаситель нам один,

И мир, и истина, и благо наше.

Блажен в ком дух над плотью властелин,

Кто твердо шествует к Христовой чаше.

Прямой мудрец! Он жребий свой вознес,

Он предпочел небесное земному,

И, как Петра, ведет его Христос

По треволнению мирскому.

Душою чист и сердцем прав

Перед кончиною, подвижник постоянный,

Как Моисей с горы Навав,

Узрит он край обетованный.


Как видим, значительную часть декабристов не надо было убеждать в неправоте их дела. О ней лучше всяких слов свидетельствовала кровь сотен людей, в том числе совершенно посторонних, попавших под три залпа картечью, выпущенных по восставшим войскам; сломанные судьбы сосланных на каторгу и отправленных «сквозь строй» участников выступления, многие из которых даже не знали, в чем они приняли участие: как известно, декабристы вывели солдат под предлогом защиты прав на престол великого князя Константина.

Во всех этих трагических последствиях в советской историографии было принято винить императора Николая. Но мог ли он поступить по-другому, отстаивая свою (заметим: законную) власть и даже жизнь[3]? Возможно, отстаивая их, молодой император допустил ряд чрезмерно жестких действий, без которых бы можно было обойтись, но и это утверждение весьма сомнительно. Несмотря на уговоры окружения, Николай долго отказывался применять пушки, три раза предпринимал попытки уговорить восставших мирно сложить оружие, посылал к ним для уговоров сначала генерала М.А. Милорадовича, потом (уже зная, что Милорадович ранен!) своего брата великого князя Михаила Павловича, потом — митрополита Санкт-Петербургского Серафима. И лишь когда опускавшаяся вечерняя мгла создала опасность того, что восстание распространится на город, Николай согласился с необходимостью применения артиллерии. Что касается приговоров, то даже глубоко симпатизирующий декабристам М.О. Цетлин пишет: «Нельзя сказать, что царь проявил в мерах наказания своих врагов, оставшихся его кошмаром на всю жизнь (ему всюду мерещились ses amis de quatorze), очень большую жестокость. Законы требовали наказаний более строгих». Конечно, казнь пяти повешенных на кронверке Петропавловской крепости, шокировала отвыкшее от подобных сцен русское общество. Шокировала она и врача английского посольства, который с удивлением записал в своем дневнике, что по делу о заговоре такого масштаба в Англии было бы казнено не пять человек, а три тысячи.

Если бы восставшим удалось победить, то крови в России пролилось не меньше, а больше, и можно только предполагать, к каким катастрофическим последствиям, к какой смуте привела бы их победа, недаром М.И. Муравьев-Апостол перед смертью признался, что «всегда благодарил Бога за неудачу 14 декабря». Другой декабрист, А.П. Беляев, спустя годы после восстания, писал, как бы произнося приговор над делом своей молодости: «я и теперь сознаю в душе, что если б можно было одной своею жертвою совершить дело обновления отечества, то такая жертва была бы высока и свята, но та беда, что революционеры вместе с собой приносят преимущественно в жертву людей, вероятно, большею частью довольных своей судьбой и вовсе не желающих и даже не понимающих тех благодеяний, которые им хотят навязать против их убеждений, верований и желаний... Я вполне убежден, что только с каменным сердцем и духом зла, ослепленным умом можно делать революции и смотреть хладнокровно на падающие невинные жертвы». «14 декабря нельзя ни чествовать, ни праздновать; в этот день надо плакать и молиться», - говорили вернувшиеся из ссылки декабристы.

1520-1.jpg

Возникает вопрос: что же привело декабристов к участию в тех событиях, о которых большая часть из них будет вспоминать с болью и сожалением? Среди декабристов не было, или почти не было, людей того типа, который станет преобладать в русском революционном движении к. XIX — н. XX вв. Среди них не было тех, кто вместе с Петрушей Верховенским мог бы сказать про себя «я не декабрист, я мошенник». Среди них не было тех, кто был бы одержим ненавистью к России, как Троцкий или Свердлов. Среди них не было тех, кто был бы готов на все ради захвата и удержания власти, как Ленин. И даже П.И. Пестель со всеми его диктаторскими замашками, и даже П.Г. Каховский и А.И. Якубович со всей экзальтированной, а потому несерьезной, готовностью к цареубийству, не могут идти ни в какое сравнение с «бесами», расплясавшимися по России в эпоху революционных смут.

Декабризм представлял собой довольно пестрое и слабо организованное движение, объединявшее внутри себя людей самых разных, подчас диаметрально противоположных взглядов. Здесь мы видим националистов, склонных к авторитаризму. Таков, например, М.А. Дмитриев-Мамонов, призывавший к «конечному падению а, если возможно, смерти иноземцев, государственные посты занимающих», к уничтожению Польши, присоединению Норвегии, войне с Турцией и т. д. Русским националистом, несмотря на свои немецкие корни, был и П.И. Пестель, призывавший к созданию унитарной республики, полной русификации всех народов России и изгнанию из нее евреев в незаселенные районы Малой Азии в специально созданное для них государство. Но среди декабристов мы видим и либералов вполне западного образца — например, Н.И. Тургенева или Н.М. Муравьева. В движении декабристов были люди, имевшие серьезный опыт государственной или военной службы (С.П. Трубецкой, С.Г. Волконский), но были и литераторы, никакого опыта административной деятельности не имеющие, зато восполняющие его недостаток безудержной экзальтацией (К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер). «Это явление, - писала о декабризме В.М. Бокова в 1995 г. - можно без особой натяжки уподобить недавнему диссидентству. Это было типичное объединение «против», но не «за»». Спустя 15 лет можно сказать, что это явление можно уподобить и сегодняшним «несогласным».

Декабристы тоже были «несогласны» — не согласны с реальными недостатками тогдашней социально-политической системы России: крепостным правом, коррупцией, ущемлением прав русского народа, недостаточной социальной мобильностью, отставанием в техническом процессе и т. д. Все эти недостатки, действительно, были, и декабристы, действительно, честно хотели, чтобы стало лучше. Они не хотели «кроволюции». Хотели лишь безкровного переворота, «передачи власти». Да и об этом всерьез не думали, а больше разговаривали, обсуждали, только собирались не на интернет форумах, а -

Сбирались члены сей семьи

У беспокойного Никиты,

У осторожного Ильи.

Однако пробужденный их словами ход событий вдруг стал необратимым, и неожиданно для самих себя они оказались, на Сенатской площади, став, по выражению П.Н. Милюкова, «случайными революционерами». И все, что было то ли театральной, то ли литературной игрой вдруг превратилось в реальность — со свистящей картечью и гибнущими из-за них и за них людьми.

Декабристы чувствовали себя борцами за правду, думали, что они несут «подвиг честного человека». Но это чувство сыграло с ними злую шутку. Оказалось, что правда, даже если она правдива, но лишена настоящей трезвости, настоящего смирения, и настоящей любви, которая, по слову апостола Павла, «не ищет своего», становится страшной разрушительной силой. Недавно патриарх Кирилл говорил об этом в своей проповеди в день памяти великомученицы Варвары: «Вся человеческая история исполнена борьбы за правду. В новейшие времена этих правд ровно столько, сколько человеческих голов. У каждого своя правда <...> Но мы знаем, в какую кровавую баню, в какое кровавое месиво было превращено бытие наших предков в XX веке, когда в борьбе за эти маленькие человеческие правды отец восстал на детей и дети на отца; когда разрушены были дружба и любовь; когда кровь лилась рекой, а обезумевшие от этой крови люди стремились всеми силами, несмотря ни на что, утвердить свою маленькую, человеческую, скажем прямо, ничтожную правду!»

Большинство декабристов, основываясь на собственном горьком опыте, смогли понять истину, выраженную в этих словах. Вопрос в том, в состоянии ли понять ее мы, основываясь на горьком опыте русской истории. Или же нам предстоит в очередной раз подтвердить правоту знаменитого афоризма В.О. Ключевского: «История не учительница, а надзирательница, magistra vitae: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Священник Димитрий Долгушин

[1] Их поступки «определялись сюжетами литературных произведений, типовыми литературными ситуациями», — указывал Ю.М. Лотман.

[2] А.А. Лебедев говорит о «феномене чуть не поголовного обращения декабристов к религиозному утешению в период следствия, вернее будет сказать, начавшемуся в период следствия».

[3] Зная о вероятности восстания, накануне он написал в письме: «завтра я император, или без дыхания». И правда, по планам заговорщиков Николай должен был быть убит П.Г. Каховским или А.И. Якубовичем. 

Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14.





Отклики читателей

Гость, 24 февраля 2012 13:47
А резюме? Противление власти есмь неблагочестиво, лживо, небогоугодно!  По крайней мере декабристы были наиболее образованной частью русского общества того времени, можно сказать европейски образованными людьми, знали на что идут, и не испугались. Благодаря им, их принесению себя в жертву идеям свободы человеческой личности, Россия стала последним государством в Европе, где так запоздало было отменено рабовладение (крепостничество). Но кому то нет покоя до сих пор, все хочется повернуть вспять колесо истории, стать снова императором Российской империи, друзей приближенных своих поместьями с рабами наделить. Если не удалось в истории свое место найти, так добро пожаловать на свалку истории, там место всем неудачникам нынешним, пытающимся вписать себя в историю Государства российского жалкими попытками поставить свои никчемные фигурки в один ряд с великими.
Комитет 17, 24 февраля 2012 14:15
Жаль, что декабристы тогда не победили. Жаль. Правовое, научное и общественное развитие началось бы примерно в одно время  с Европой. Но произошло худшее. Не победили декабристы- всё равно в 1917-м победили большевики. Но уже всё пошло гораздо хуже для России. В ней началась настоящая гражданская война на радость Антанте. Пришлось в нищете и горе восстанавливать всё в тридцатые, потом и кровью, а затем еще и после войны кровью и потом. Что бы всю экономику приватизировали затем господа , такие как Прохоров, которому всё кажется что русские работать не умеют, а этот антихасид научит.
Гость, 24 февраля 2012 14:49
Декабристы тоже были «несогласны» — не согласны с реальными недостатками тогдашней социально-политической системы России: крепостным правом, коррупцией, ущемлением прав русского народа, недостаточной социальной мобильностью, отставанием в техническом процессе и т. д. Все эти недостатки, действительно, были, и декабристы, действительно, честно хотели, чтобы стало лучше. Они не хотели «кроволюции». Хотели лишь безкровного переворота, «передачи власти».
--
Никакой передачи власти они не хотели. Против зуботычин в армии были, против крепостного невежества и самодержавного придурства , при котором  расцветала коррупция, на самом деле.А в общем -то  деградация и регресс, которые вылились в кровавый Октябрь.
Я вот чё придумал, 24 февраля 2012 15:42
Как страшно далеки они были от народа!  :(
Гость, 24 февраля 2012 16:22
Уже увидев источник: pravoslavie.ru, можно было сделать вывод, что объективности от заметки ждать не следует.
ехидна, 24 февраля 2012 16:43
Похоже статья заказная.В акурат перед выборами.нечего власти перечить.а то вдруг потомки не так поймут.
Гость, 24 февраля 2012 17:04
Читаю о Несогласных декабристах, вроде правдиво написано с толком, но тревожат яркие приведенные выборочно эпизоды. То, что светские декабристы рядились в тоги, думаю допустимо, по тем привитым античным меркам римской морали, заложенной с детства культурой. Но не ясно другое из приведенной выборки, а именно: почему декабристы не сообщили Трубецкому о начале восстания, которое началось без его участия? И почему ""трус" "Трубецкой так нравственно переживал, что даже потерял сознание, неужели от трусости? - не похоже, с трусом может произойти физиологический опус, но на нравственные переживания он не способен. Так что же в ответственный момент разделило декабристов с Трубецким, это Важно, в этом суть скоротечного провала этого обреченного восстания.  Кто может осветить пробел, буду очень признателен.
Гость, 24 февраля 2012 17:06
ОЧЕНЬ ЖАЛЬ ЧТО АВТОР НЕ УЧЕЛ ТОЛЬКО     ==ЧТО НАРОД СИЛЬНО ПОУМНЕЛ! !!!!!
Гость, 24 февраля 2012 20:54
Известие о неожиданной смерти Александра I 19 ноября 1825 г. в далеком Таганроге открыло острейший династический кризис 1825 года. Враждебные отношения Екатерины II с сыном Павлом были всем хорошо известны. Имнератрица понимала, что Павел имеет больше прав на престол, чем она. С рождением сыновей у Павла - Александра и Константина династия упрочена, но Екатерина сразу же отбирает внуков у родителя, воспитывает их сама, подготавливая передачу престола Александру, минуя Павла. Константина же она намеревалась возвести на трон Греческой Восточной империи после завоевания Турции (проект разработал Потемкин). В свои планы Екатерина посвятила Александра, но тот их раскрыл отцу. Смерть Екатерины помешала этим планам. Узнав о тяжелой болезни матери, Павел примчался из Гатчины и сжег завещание.
Наиболее значительным актом в царстование Петра был акт о престолонаследии. Порядок произвольного назначения наследника , установленный Петром в 1722 году , принес горькие плоды в 18 веке и самым тяжелым образом отразился на Павле. Акт опрестолонаследии 1797 года установил неизменный порядок перехода престола по прямой нисходящей линии от отца к старшему сыну, т.е. восстанавливал и узаконивал старый допетровский обычай перехода власти. Но уже в 1801 г. стали распространяться слухи о том, что отношения Павла с супругой и его старшими сыновьями испортились и он предпринимает шаги по устранению Александра в престолонаследии. 11марта 1801 г. царь Павел был убит заговорщиками. По слухам, Александр тоже был участником заговора.
"Сфинкс, неразгаданный до гроба" - так называл императора Александра Вяземский П.А. Внутренний мир царя был наглухо закрыт для посторонних. Во многом это объяснялось сложным положением, в котором он находился с детства: с одной стороны, исключительно расположенная к нему бабка, с другой - ревнивый отец, видевший в нем соперника. "Властитель слабый и лукавый" - назвал его А.С.Пушкин. Мемуаристы давали нередко негативную оценку Александру, отмечая его двуличие, робость, пассивность. Современные исследователи более снисходительны:" Реальная жизнь показываетнам совсем иное- натуру целеустремленную, властную, исключительно живую, ..,ум ясный, прозорливый и осторожный, человека гибкого, способного к самоограничению, к мимикрии, учитывающего, с какого рода людьми в высших эшелонах российской власти приходиться иметь дело".(А,Сахаров). В последнее дясятилетие Александром все более овладевал мистицизм, он все чаще передавал административную деятельность графу Аракчееву, сам за это время проехал более 200 тыс. верст, объездив север и юг России, посещает европейские столицы.
Царю, будучи бездетным, все чаще приходиться задумываться о престолонаследнике. Цесаревич Константин, по праву считавшимся наследником, дикими выходками и грубостью очень напоминает отца. Из-за его грубости жена великая княгиня Анна Федоровна (саксен-кобургская принцесса Юлиана Генриетта в дев.) в 1801г. навсегда покидает Россию. В 1818г. у великого князя Николая Павловича родился сын Александр, царь решает передать престол брату, минуя Константина. В 1819г. Александр дает Константину разрешение на развод с женой и морганатический брак с польской графиней при условии передачи своих прав на престол Николаю. В 1820 г. был опубликован манифест, согласно которому, член императорской фамилии при вступлении в брак с лицом, не принадлежащим к владетельному дому, не мог передать детям права на наследование престола.
В 1823 г. манифест о передаче прав на престол Николаю был составлен и помещен на хранение в Успенский собор, а три копии - в Синод, Сенат и Государственный совет. Тайну завещания знали только Александр, императрица, князь А.Н.Голицын, граф А.А.Аракчеев и московский архиепископ Филарет.
Николай Павлович при двух старших братьях не мог рассчитывать на престол, поэтому его с детства готовили к военной службе. Но в гвардии великого князя не любили, считали злым, мстительным, несправедливым, придирчивым. Получив утром 27 ноября 1825 г. известие о смерти Александра, Николай присягнул Константину и привел к присяге гениралитет, гвардию, Государственный совет и Сенат. Затем началось выяснение отношенй между братьями. Константин, находясь в Варшаве, присягнул Николаю и привел к присяге Царство Польское. 12 декабря Николай получает личное письмо от Ростовцева, предупреждавшего о "возмущении", которое вспыхнет при новой присяге.
В такой напряженной обстановке новая присяга была назначена на понедельник 14 декабря. Судьба династии Романовых висела на волоске. Рано утром перед гвардейскими генералами и полковыми командирами Николай зачитал манифест о своем восшествии на престол, завещание Александра и отречение Константина. Только после после неудачных атак и переговоров, когда уже начало смеркаться, он принял решение применить крайнее средство против восставших - картечь.
Итоги царствования Николая Павловича были плачевны. Как писала А.Ф. Тютчева, фрейлина двора, " в результате он лишь нагромоздил вокруг своей бесконтрольной власти груду колоссальных злоупотреблений, тем более пагубных, что извне они прикрывались официальной законностью и что ни общественное мнение, ни частная инициатива не имели ни права на них указывать, ни возможности с ними бороться". По словам острого на язык генерала Ермолова, Николая отличал особый талант всегда определять на ту или иную должность"самого неспособного". Ему нужны были исполнители, и для этой цели пригодны были нессельроде и бенкендорфы.
Краха своей системы Николай не перенес, отличавшийся железным здоровьем, 13 февраля получив известие из Крыма о неудаче русских войск под Евпаторией, 18 февраля от легкой простуды скончался. По Петербургу поплзли слухи о самоубийстве царя от яда. Многие историки считают, что самоубийство психологически допустимо.
На смерть самодержца Ф.Тютчев откликнулся горькими словами:
      Не Богу ты служил и не России,
       Служил лишь суете своей,
      И все дела твои, и добрые, и злые -
      Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
        Ты был не царь, а лицедей.
Гость, 24 февраля 2012 22:41
Все слова,слова,слова...., а жаль. Вы можете утонуть в словах, но от этого история немного отстанет, но затем быстро найдет свое прежнее место.
Гость, 24 февраля 2012 23:08
Спите, декабристы, спокойно! И никого больше не будите! Хватит! :D
Комитет 17, 25 февраля 2012 00:59
РЕВОЛЮЦИЯ 1905−2012 гг. Опыт сравнительной истории
Журнал МЕДВЕДЬ
http://www.medved-magazine.ru/articles/article_523.html
Очень хороший материал на эту тему
misanthrope, 25 февраля 2012 05:00
Мне этими декабристами,ещё в школе всю плешь проели.. :evil:
Помню только,что их Пушкин,науськивал,а сам не приехал - сукин сын! :D
Krokus, 25 февраля 2012 12:58
Декабристы тоже были «несогласны» — не согласны с реальными недостатками тогдашней социально-политической системы России: крепостным правом, коррупцией, ущемлением прав русского народа, недостаточной социальной мобильностью, отставанием в техническом процессе и т. д.
Это не недостатки, а реальные тормоза в развитии страны. А декабристы это те люди, которые "не могли молчать!", если пользоваться восклицанием Л.Н. Толстого.
1640-1653 г.г. - английская буржуазная революция привела сначала к провозглашению республики, а затем постепенному переходу к конституционной монархии (правда, казнив в 1649 г. Карла I).
1773-1775 г.г. - война за независимость США, результатом которой стало провозглашение "Декларации о независимости" (4 июля 1776 г.), в в 1787 г. принята КУонституция США, которая провозгласила разделение властей (исполнительная - президент, законодательная-Конгресс, судебная-Верховный Суд),  плюс приняли "Билль о правах", где были провозглашены свободы граждан, в том числе свободу религиозных убеждений.
1789-1794 г.г. - Великая Французская буржуазная революция, результатом которой было провозглашение республики (опять же казнив в 1793 г.  короля Людовика XV) принятие "Декларации прав человека и гражданина" со всеми вытекающими отсюда.
А в России... В 1811 г. Карамзин Н.М. в "Записке о древней и новой России" писал, пытаясь отвлечь своего подопечного Александра I от либеральных идей: " Не довольно дать России хороших губернаторов, надобно дать хороших священников; без прочего обойдёмся и не будем никому завидовать в Европе".
Митрополит Филарет в 1836 г., обращается к пастве: " Повинуйтеся всякому начальству человечу, всякой законной и особенно верховной власти. Господа ради, повинуйтесь полным бесприкословным  повиновением ради Господа всемогущего и правосудного, который не может попустить ненаказанного противления своему повелению".
А чего хотели декабристы: ограничения самодержавия, отмены крепостного права, провозглашения свобод.  Современники считали, что"кровь декабристов навсегда разделила в России интеллигенцию и Россию". В истории они остались как герои, а вот с Николаем I - совсем другая история.
Гость, 25 февраля 2012 16:01
Петр Великий увидел в Европе
искусных ученых и инженеров, но не увидел СВОБОДНЫХ ЛЮДЕЙ, которые и становились теми специалистами, которых он мечтал иметь в России.
И даже Петровское дворянство оставалось бесправным еще 80 лет ( до Екатерины 2).
А в Революцию 1905 года Россия вошла с людьми, которые еще помнили, как ими торговали.
И Советская власть тоже не поняла , что построить что-либо стоящее могут только свободные люди, а "крепостные " построили то, что развалилось в 1991 году.
И снова мы , наверное, проголосуем за прошлое вместо будущего.

Слава Декабристам, они давали России надежду на Свободу, когда же она придет?
Гость, 26 февраля 2012 11:58
ГОСТЮ 16   01       СВОБОДА ПРИДЕТ ТОГДА КОГДА НАРОД В ЦЕЛОМ  ДОРАСТЕТ ДО НЕЕ    ПОУМНЕЕТ И БУДЕТ ИМЕТЬ СОВЕСТЬ    !!!!!!
Гость, 26 февраля 2012 19:00
Так что же в ответственный момент разделило декабристов с Трубецким, это Важно, в этом суть скоротечного провала этого обреченного восстания. Кто может осветить пробел, буду очень признателен.
Гость, 27 февраля 2012 18:07
РОССИЯ И КАПИТАЛИЗМ ==НЕСОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ   !!!!
Перейти к обсуждению на форуме >>
По требованию российского законодательства комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Добавьте Ваше мнение:*
:) ;) :D 8-) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 


Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором.

Сообщи новость

Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.

Добавить новость

РекламаРекламодатель:
ИП Асташов Евгений Владимирович
ИНН 742200420473
erID: 2VtzqvNvuGq



Погода в Озерске

29 марта 2024 - день

-2oC, Ветер Северо-западный 5 м/с, Ясно Без осадков

подробнее


РекламаРекламодатель:
ПАО «Челиндбанк»
ИНН: 74530021
erID: 2VtzqvEMhNm


Самые читаемые новости


РекламаРекламодатель:
ИП Караваев Дмитрий Андреевич
ИНН 742200490819
erID: 2VtzqvaxYVb


Самые обсуждаемые новости




Последние вакансии в Озерске

Продавец
Повар в мясной цех
Технолог общественного питания

Последние резюме в Озерске

Продавец, оператор, уборщица
Сварщик
Любая

Дополнительно

Архив Карта сайта Редакция Размещение рекламы на сайте Ozersk74.RU