РекламаРекламодатель:
ИП Асташов Евгений Владимирович
ИНН 742200420473
erID: 2VtzqvYVT7j
Озерск, Челябинская область
12 Марта
вторник
РекламаРекламодатель:
ПАО «Челябинвестбанк»
ИНН 7421000200
erID: 2Vtzqx3QUb7
Загрузка
Загрузка
Загрузка
РекламаРекламодатель:
ООО «КВАНТ»
ИНН 7422019034
erID: 2VtzqvvJ5JV


Архив газеты Озерская Панорама
РекламаРекламодатель:
ИП Темникова Наталья Анатольевна
ИНН 742205645336
erID: 2Vtzqux4bG9


Архив опросов
РекламаРекламодатель:
ИП Мосеев Константин Владимирович
ИНН 742206401741
erID: 2VtzqxB6sbT


Работа в Озерске Резюме (20) Вакансии (579)


АВТОзерск Продажа легковых автомобилей (1) Автокатастрофы
РекламаРекламодатель:
ИП Ожегова Татьяна Васильевна
ИНН 742201072236
erID: 2Vtzqvx3BFj


Недвижимость Продам (354) Сдам (48) Обмен (0)
Барахолка Форум Спорт Озёрска Наши конкурсы
РекламаРекламодатель:
ООО "ГРАНТ"
ИНН 7413027279
erID: 2VtzqxTcq2m


Новости за сегодня Городская жизнь Общество Экономика Наука и образование Происшествия Здоровье Спорт и отдых Автоновости Новые технологии Тусовка Событие Новости наших читателей
РекламаРекламодатель:
ООО «Биотест»
ИНН 7413017979
erID: 2VtzqxYuAJH


Интервью Мнение Гость редакции Фоторепортаж Спецпроекты История города Знай наших Маршрут выходного дня Мода и стиль Семья в саду

Архив за Март 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

полный архив

Исторические зарисовки выходного дня (часть 6)

Общество, 27 марта 2016 09:30, источник: Собинформ

Мы продолжаем цикл публикаций известного в Озёрске правоведа, историка, общественного деятеля Андрея Олеговича Агапова. 

Предлагаемые материалы - небольшие лингвоисторические экскурсы в далёкое (и не очень) прошлое нашей страны. 


Предыдущие материалы этой рубрики см. 

Материал первый "О версте коломенской"

Часть №1 http://ozersk74.ru/news/politic/278104/

Часть №2 http://ozersk74.ru/news/politic/285417/

Часть №3 http://ozersk74.ru/news/politic/286899/

Часть №4 http://ozersk74.ru/news/politic/288357/

Часть №5 http://ozersk74.ru/news/politic/299234/


Как воды влияют на народы (новая тема)


Часть 1. Технические особенности речного движения

Забвение старых ремёсел дарит нам массу исторических ошибок, лишает нас понимания как, почему и что происходило. 

Весьма сомнительно, что весь путь «из варяг в греки» торговцы проходили на одном судне. Маршрут: пересечь Балтийское море, через реку Неву в Ладожское озеро, оттуда вверх по реке Волхов до Новгорода и далее сотни (!) километров по мелким речушкам и волокам до Днепра, из коего в море Чёрное, там курс на пролив Босфор и всего-то через 600 км будет Царьград-Византия.


990.jpg

Фото sevprostor.livejournal.com


Когда современные реконструкторы исторических событий вспоминают о великом пути «изваряг в греки», часть их действий можно понять, но не все. Бороду растят для исторической достоверности. Кожаный ремешок на чело необходим, дабы буйны кудрисо пролысиною глазы не застили. Да куды ж без ремешка-то? А то ведь сквозь власы правды-то и не разглядишь. Но вот зачем они волокают посуху туда и сюда морские суда, объяснению не поддаётся. Речное мелководное и морское судно небывают устроены одинаково.

Речная плоскодонка, т.е. классическая «коломенка» на морской волне будет так стучать днищем, что «всюдушу вышибет». И само от мощных ударов скоро развалится. На каждой волне станет рыскать, терять ход и курс. А если ветер дунет, то плоскодонку так с маршрута унесёт, что и обратного пути не сыщешь. Многие века люди морем ходили не по приборам, а в видимости берега по визуальным ориентирам. И если от берега далеко уносило, то не всегда удавалось вернуться. Нет, плоскодонка ежели «изваряг» выйдет, то «греки» о ней никогда не узнают.

Морскому судну и не только парусному, даже гребному, необходим заглублённый киль, чтобы курс держать. Необходимы заострённые носовые обводы, чтоб в каждую волну не втыкаться. Именно такие дракары строили викинги (варяги) на севере. Зато судно килевое на мелководье речном килем в дно упирается и заваливается набок. Плоскодонка даже на сухом волоке стоит ровно, набок не падает.

Волока из большой или в большую речку не бывает. Поток тысячелетиями промывает русло, уходит всё ниже. Поэтому берега возвышаются. Чем сильнее река, тем выше берега. На больших реках процесс доходит до «Ленских столбов», скал высоченных.

Короткого волока не бывает. Если посуху приходится тащить судно 4 или 7 км, то это далеко не конец волочению.

Переволочься можно только с очень малой речки в такую же очень малую. И там не «семь футов под килем». Волочиться по речке придётся очень долго до сухого волока, потом столько же после. Просто по воде чуть легче. Плоскодонка речку подзапруживает и уровень приподнимает. Сама же на той воде подвсплывает и идёт много легче.

Килевое судно всю воду под собой бесполезно пропускает, давит на дно всей массой.

Длина участка движения в режиме волочения посуху и по мелководью на пути «изваряг в греки» составляет под две сотни километров. При этом для плоскодонки протяжённость участка с касанием дна будет в 2-3 раза меньше, чем для килевого судна. Уж пока киль в дно упираться перестанет …

Если килевой корабль с тяжёлым товаром начать летом волочить «в греки», то к зиме где-нибудь посреди Руси из снега останется торчать носовая фигура судна без днища. Дракар шили из мягкой лёгкой ёлки, плотность 0,48. Она на скрипки и рояли хороша.

Дракар шили из тонких лёгких досок. Доски в разные периоды скрепляли по-разному.Потом, с ростом богатства, крепили металлом, гвоздями и скобами, но начиналось с прошивки гибким сырым прутом вицей сквозь отверстия, как шнуром. Прут высыхал, становился жёстким. На глубокой воде такое скрепление служить будет пожизненно. Но если Вы выступающими петлями прутов станете тереть по камням на речках, по брёвнам на волоках, то жить драгоценному кораблю останется считанные километры. Корабль не гладит твердь земную нежно, он давит силой в сотни килограмм.

Если сегодня взять трековую гоночную машину и на буксире за трактором проволочить её по просёлкам, то всем понятно, что сие есть глупость и  погубление гоночной машины. А на дракарах сегодня мы не катаемся, потому не можем понять, что волочение дракара есть погубление дорогущей гоночной машины впустую без смысла и компенсации.

Чтобы днищем по волокам и мелям шоркаться, чтобы на глубине полметра уже товар везти, на Руси строили специальные весьма продуманные плоскодонные суда с толстым плоским днищем из твёрдого износостойкого дерева.

Уже в те незапамятные времена, когда о Рюрике и слуху не было, и перевозки, и корабли различали на купеческие и боевые. Купец везёт товар. Ему главное не скорость, а чтобы взять побольше и запереть покрепче. Требование к судну – вместительность, сохранность и надёжность. Экипаж минимальный. Где удобно идти на парусах и по течению по глубокой воде, лишние люди просто катаются. Кормить и оплачивать «пассажиров» придётся каждый день. Где трудности волока начнутся, людей всё равно не хватит. Да и местные, если своего за помощь не заработают, то в гадостях могут не постесняться. Школьная идеологема, будто купец сквозь страны и народы везёт достаточный обслуживающий персонал плюс охрану, не выдержит никакой критики. Если местное население не станет их беречь и охранять, то жить им при товарах  считанные минуты.

Другой случай. В набег идёт боевой корабль. Экипаж максимальный. Отягощений минимум. Требование к судну – лёгкий быстрый ход. Те воины теоретически могут поднять в воздух боевой корабль и пронести его аки Арго носили аргонавты через пустыню. Правда, русские леса и болота – не твёрдая ровная пустыня. По ним и без корабля на плечах не вдруг пройдёшь.

Плоскодонки тоже делали для боевых походов по мелким рекам и даже дальних. Уж что ушкуйники на них творили … Но они отличались от коммерческих плоскодонок так же, как морской боевой корабль от морского коммерческого. Как дракар от ганзейского кога.


888.jpg

Фото www.2do2go.ru


Реконструкторы почему-то таскают исключительно боевые морские дракары. Ни разу не слышал, чтобы кто-либо попытался воспроизвести хорошую речную плоскодонку. Может, это слишком банально?

Но дракар никогда не был кораблём торговым. На нём даже трюма, куда товар от воды и людей спрятать, и то не было. Главный северный товар – меха. В открытом дракаре они явно замокнут от дождя и морских брызг. Они быстро сопреют. Это если их не успеют «позаимствовать» и прогулять корабелы. Не с чем и незачем станет идти «в греки».

На дракарах никогда и ничего не возили в Византию. Дракары ходили в Англию, Францию, Испанию, даже Италию (я называю современные страны, территорию которых посещали викинги), оставляя после себя пепел и трупы.

Как на фуражке офицеров СС времён Великой Отечественной была эмблема череп и кости, чтобы просвещаемые тёмные народы не сомневались в сути просвещения, так на носу дракара была вырезана голова змея (дракона). Отсюда и название типа судна. Чтобы принимающая сторона не сомневалась: дракар идёт, на всех везёт. Спасайся, кто может.

Вряд ли торговец понесёт людям благо с черепом на фуражке. Много ли продаст? Вряд ли к кораблю с драконом сбегутся люди знакомиться и товар менять.

Когда реконструкторы пытаются таскать аналоги дракаров через подмосковные волоки, они невольно дают ответ на вопрос, какой же товар жестокие варяги так страстно мечтали предложить богатым грекам. Есть идея, что это не дракар, а мироносная русская ладья, поскольку морда на носу не вырезана. Вот ежели бы страшная морда была, а так это совсем другое судно. Правда, товарного трюма, речного днища и шансов пройти волоки так и не появилось.

Корабли-то таскаем по волокам «не те». Таскаем килевые нежные морские вместо плоскодонных жёстких речных.

Опять же, князь русский Олег Вещий на ладьях приходил в Царьград. Но товар привёз специфичный, свой щит на ворота города. И плату взял достойную, по 12 серебряных гривен на воина. В греческих источниках о походе Олега косвенной информации о судоходстве Руси предостаточно.

Русские суда греки звали «монокетоны», что можно перевести как «однодеревка» (судно из одного дерева). В русском языке аналога сначала не видно. В те времена была или речная долблёнка, или морская ладья.

Боевую долблёнку делали из ствола максимально большого и в длину она могла приближаться к 20 метрам. Корпус не просто долбили. Распорками аккуратно и постепенно разворачивали борта. Речная долблёнка из метрового ствола могла иметь высоту борта с один метр при развале бортов свыше полутора метров. Это было вполне серьёзное судно, способное взять на борт до сорока воинов с припасами и вооружением. Для рек более, чем достаточно.

Но как на ней выйти в море? Надо из долблёнки сделать ладью. Ладья – не от слова «лодка». Это от слова «ладить», т.е. присоединять. Если долблёнке надставить (приладить) высокие борта из колотой доски, то она станет морским судном. Она дойдёт до Царьграда и волной её не захлестнёт, не утопит. Что греки звали «монокетоном», то русы звали ладьёй.

Если к долблёнке приладить борта, образуется щель между нижним корпусом и бортом. Её надо законопатить волокнистым материалом (лён, лыко, конопля и т.п.) и залить смолой. Глагол «конопатить» намекает на коноплю, из которой издавна делали верёвки. Понятие «смолить лодку» до наших дней подразумевает совокупность всех операций по герметизации щелей.

Олег в 882 году шёл с Новгородских земель на Киев, объединяя русские земли и наращивая войско. Некоторое время стоял под Смоленском в землях кривичей и добирал людей. Кривичей правильнее было звать кравичами. То ли они чаще других обращались к богу Солнца Ра, то ли жили южнее (ближе к Ра) относительно новгородских земель и «к-равичи» можно расшифровать как «к-югу».

Вероятно, Олегу при увеличении войска пришлось делать недостающие суда.

Поскольку долблёнки делали из цельного дерева, до применения составного судна ладьи проблемы затыкать (смолить) щели между досками не было. Возможно, под Смоленском то ли Олег, то ли иные путники надставляли борта и смолили щели. Делали от наличия материала: колотой доски хвойных пород. Возможно, что южнее уже начинались проблемы с лесом и, если заблаговременно не подготовить суда к морскому плаванию, то потом это будет сложнее. Дальше по Днепру начинались земли полян (не древлян). Само название племени указывает на степную местность.Хвойных деревьев южнее Смоленска маловато и, соответственно, трудно найти не только доски, но и смолу. 

После Смоленска Днепр становится более полноводным, способным нести более тяжёлые корабли. Не исключено, что город на великом пути от того и носит имя Смоленск, что там делали важную операцию с судами: надставляли борта под морское плавание и смолили образовавшиеся щели.

Многое указывает на то, что Олега не зря назвали «Вещим». Он умел разведывать, предвидеть и планировать.

Олег подошёл к Византии нежданно. Он сумел выбрать момент, когда греческий флот и часть армии бились с арабами на Родосе. Надо заметить, что в те времена греческий флот доминировал на море безраздельно и однозначно. Причиной тому было оружие «греческий огонь». Вероятно, это была смесь сырой нефти с другими горючими компонентами. Огонь сжигал корабли и горел на поверхности воды: спрятаться некуда. Другой русский князь Святослав Игоревич отведал этого в полной мере и был вынужден уйти из-под Константинополя «не солоно хлебавши».

Когда греки обольщали Олега, им было достаточно затянуть время. А там вернётся огненесущий флот и сожжёт всех варваров на воде.

Олег вывел свои «монокетоны» на берег и на колёсах пустил их в сторону стен Царьграда. Чего греки испугались, зачем пошли на соглашения?

Корабли не заберутся на городские каменные стены. Корабли не проломят укрепления. Но стало понятно, что «греческий огонь» не истребит нашествия. Стало понятно, что битва будет трудной и длинной, что флот русов не исчезнет от приближения флота греческого, что окрестности Царьграда будут разрушены и разорены, что торговля самого богатого города мира будет остановлена на непредсказуемый срок.

Лучшие сельскохозяйственные угодья всегда располагались вблизи городов, т.е. рынков сбыта. Сколько ни вырасти – всё продашь, причём по лучшей цене. И везти недалеко, и товар довезёшь свежим. Естественно, ближние поместья принадлежали людям не бедным и влиятельным. А варвары могут всё это съесть и выжечь, разрушить дворцы.

Тут уже разумнее заключить соглашения, тем более, что в торговле греки сильнее. Всё равно они спустя малое время отыграют и дань, что Олегу уплатили, и сверх того. Отыграют без риска и кровопролития. Якобы русских судов было до двух тысяч, до восьмидесяти тысяч воинов. Многовато будет. Зачастую свидетельства историков надо делить на восемь или на десять. Но … всё может статься.

Откуда Олег взял колёса? Это не принадлежность морского судна. На глубине сотни и тысячи метров колёса не нужны. А вот колёса. Ну, не греки же скинули их русам ночью со стен. Не русы их сделали 8 тысяч за одну ночь (и материал-то не вдруг найдёшь). Значит, привезли с собою. А это самый явный признак судна речного мелководного.

Из текста Повести временных лет не явствует, что привезли. Но даже если некоторые были сделаны на месте, то, значит, хорошо знали какие колёса, как и из чего делать. Это же не просто так, что сделал в первый раз абы какое колесо и оно не сломалось, а корабль пошёл посуху под парусом. И приказ такой можно отдать только тем воинам, что колёсами умеют пользоваться. В противном случае врага не устрашишь, а насмешишь.

Боевые долблёнки и ладьи таскали через суши на колёсах. Экипаж 40, а то и всего 20 здоровенных дружинников, вполне могли это обеспечить. Причём я, как речник, вполне уверен, что они шли на колёсах не только по суху, но и по мелям тоже. При этом экономили силы и время, сохраняли покрытие (просмолку) днища, от чего долблёнки меньше гнили и ходили дольше.

Речной корабль был изделием дорогим и трудоёмким. Если колёса продлевали его жизнь хотя бы на пару навигаций, это уже имело большой смысл. Огромная выгода.


778.jpg

Фото ru.warriors.wikia.com


Получается, по волокам боевые русские корабли ездили на колёсах. И какой смысл таскать реконструкторам дракары волоком? Этого никогда не было и быть не могло. А долблёнки русские они и по конструкции были другие, гораздо пожёстче, и по волокам ходили на приспособлениях.

При этом разумно будет предположить, что на постоянно работающих волоках колёса и катки вместе с тягловой силой (лошади и быки) держали на месте волока. Причём катки идут легче, поскольку катятся по лагам. Катки много дешевле колёс, поскольку это всего лишь обрубок ровного круглого ствола. Колесо же может проваливаться в мягкий грунт (волоки – зоны верховых болот) и увеличивать сопротивление движению. Зато колесо хорошо идёт по каменному речному дну на мелях.

Наверное, на волоках оборудованием (лаги, катки, быки) и зарабатывали. Если некоторые волоки дали названия населённым пунктам, то, вероятно, это был градообразующий бизнес. Колёса с собой возили те суда, что предполагали непредсказуемый маршрут с возможными мелями и необорудованными волоками, т.е. боевые.

Известно, что в бурю на море русские ладьи связывали брёвнами по двое против переворота, делали катамараны. Вероятно, что использовали брёвна - оси колёс, которые везли с собой. Вероятно, приём потому и был изобретён, что брёвна-оси лежали перед носом и сами подсказывали способ спасения.

Получается, что сегодня волоки разорены, оборудования нет, умельцы перевелись. Что там можно «реконструировать»? Способ волочения «не тот». Наши предки не были настолько не сообразительными, чтобы таскать корабли волоком. Возили на колёсах либо катили на катках.

Волоки и речки нуждаются в постоянном обслуживании. Каждую весну после ледохода и половодья в русле лезут новые камни. Суда нельзя ломать днищем о камни. Камни необходимо двигать, сбивать, засыпать. От обстоятельств, от возможностей.

Каждую весну речки моют берега. В русло падают большие и малые деревья. Чтобы купцы и дружины успели пройти в навигацию, русла надо почистить.

Сегодня при сплаве по малым рекам видим всё те же вечные проблемы: камни в русле и павшие деревья сверху. Сплав теперь не коммерческий грузовой. Сплав теперь туристический развлекательный. Суда много мельче и легче, а проблемы те же.

Если речка в одних местах берег моет, то в других местах она грунт откладывает. Что и видим наглядно даже на средних и крупных реках. Поток расширяется. Посреди русла начинает расти мель, затем выпирает остров. Русло дробится и мельчает. Когда в позапрошлом веке поддерживали интенсивное речное движение, русла правили ежегодно. Углубляли фарватеры, глушили паразитные лишние протоки. Скажем, при впадении реки Ай (не маленькой) в реку Караидель (Уфу) лежат два остова речных пароходов. Ниже  в урочище Янбай у стены лесной избушки стоял адмиралтейский (это тип, конструкция) якорь с веретеном метр. Сегодня там на перекатах глубина 20-30 см при расширении реки до сотен метров. Кто не понимает, ни за что не поверит, будто по ней ходили пароходы. Но это факт. А весной по ней летели барки железных караванов с осадкой метр. И если бы реке тогда позволяли расшириться до сотен метров, днища железных барок срезало бы как ножом.

Я лично там таскал на буксире катер «Прогресс» с подвесным мотором, который налетел на камни и проломил корпус редуктора. Реку забросили и теперь там имеет проблемы даже малый катер. А у Нижнего Суяна, где близок подпор Павловского водохранилища, там и вовсе намыло грунта до глубины 15 см.

Обстоятельство, что речнику надо не только лодкой править, но и русло чистить, меняет картину перевозок. Вот пойдёт иной купец «гоголем» да с куражом. Мне, мол, от местных помощи не надо, свой корабль есть и команда. А русло ему, выходит, задарма люди чистили. Тут мысли могут возникнуть не совсем хорошие. А вот если местные лодки и кормщиков наймёт, то это другое дело. Это по совести и будет ему круговая порука: дойдёт как надо.

Если сегодня забросить любую автомобильную магистраль, не факт, что через 200 лет по ней сможет пройти танк. Будут глубокие промоины, провалы и толстые деревья. И кто поверит, что по ней носились лёгкие автомобили со скоростью 100 км\ч и более?

Подмосковные речки и волоки брошены несколько столетий назад. Что там сегодня можно рассмотреть и доказать? Многие люди трудились над чисткой русел, оборудованием волоков, волочением судов и обслуживанием купцов, но ничего не сохранилось.

При надлежащем обслуживании волоков пути работали нормально. В смысле, обеспечивали продвижение купцов с приличной скоростью и нормативными затратами. Сегодня при попытках реконструкции получается историческая бессмыслица. Мы волокаем не просто непригодные суда по запущенным волокам не тем способом. Не только лодки «не те», речки, и то «не те». Что и кому хотим доказать?

Среднерусская возвышенность – это перекрёсток нескольких больших и очень больших речных систем. Есть путь на юго-запад, через Днепр в Чёрное море и Царьград. Есть путь на юго-восток, через Волгу и Каспий к персам. Афанасия Никитина, купца новгородского, на сём направлении до Индии занесло. Есть на восток, по Каме на Урал. Есть путь на северо-запад, через Новгород на Балтику. Есть путь на север, по Северной Двине через Архангельск к богатствам Белого и Баренцева морей. И неизмеримые доступные по водным путям земли между этими «лучами». Всего один лишь приток Северной Двины река Вычегда позволил Руси расти в условиях татаро-монгольского ига, что есть отдельная история.

Естественно, что речное движение через Русь осуществлялось не только «из варяг в греки». Да и единственный товар, что стоило везти «в греки», был меха. (Турки нам до сих пор долг шубами возвращают). Возить могли купцы новгородские. Чем ещё можно было удивить Царьград? Если ходили купцы Ганзейского союза, то что везли? Скорее всего, ганзейцы отоваривались в Новгороде и дальше не лезли.

Как сегодня на автомобильных магистралях при приближении к любому крупному городу наблюдаем многократное усиление дорожного движения, так и во времена старые речные перевозки местного значения неизбежно многократно превышали перевозки дальние транзитные. Торговать с заграницей полезно и интересно, но кушать надо подвозить в города «Золотого кольца» ежедневно. Для местных мелководных перевозок плоскодонки необходимы, а килевые морские суда бесполезны.Явно с незапамятных времён было налажено массовое производство речных судов. Многочисленные речные лодки легко могли обеспечить переброску транзитных товаров через мели и волоки.

Идущие через волоки нуждаются в помощи.Приближающиеся к волокам нуждаются в помощи.Тащить на правильных речных судах или перегрузить товар на лодкипомельче, волочить дальше.

На волоках и даже на мелких речках вблизи них наверняка работали тягловые животные. Ну не купца же за гуж запрягать. Причём быки предпочтительнее лошадей, поскольку развивают упор много выше. А скорость не потребна.

Откуда мне это известно? Нет описаний в летописях. Монахи не записывали технологии. Это видели все ежедневно, эта очевидная истина мозолила глаза. Однако, пахари догадались запрячь в ярмо не жену свою, но скотину ещё в те времена, когда за сошником для сохи обращались к сохатому. Было бы очень странно, если бы специалисты по речным волокам таскали тяжёлые суда «на своём горбе».

Также сегодня, если деревенскому мужику без академического образования потребно перетащить большую тяжесть, он действует по старой проверенной схеме. Стелет лаги, на них ставит катки и прёт тонны. Воспроизводит технологию сухого волока.


555.jpg


Есть знаменитая картина «Бурлаки на Волге». Вот символ подневольного рабского труда. Но автор ещё не знал труда коммунистического истребляющего. А почему по глубоким водам суда таскали бурлаки, не животные?

Первый ответ многие не поймут. Потому, что это было легко. Сначала надо сдвинуть многотонное судно с места. Не надо могучим рывком, достаточно посильным давлением. А дальше просто. Иди себе шагом. Гидросопротивление очень умеренное. Если бы усилие приближалось к усилию распашки земли, то бурлаков вытеснили бы животные. А чего скот не применяли?

Река всегда виляет. С одной внутренней стороны всегда есть песчаный бечевик для хода бурлаков, а с другой всегда есть обрыв, который моет. И скорость течения там выше, сопротивление проводки больше при увеличенном пути.

При подъёме барки против течения бурлаки многократно меняли берег. Садились на судно, пересекали реку. Лошади при таком манёвре очень опасны. Они беспокоятся, лягаются, прыгают в воду. Эта одна из причин, почему бурлаки вытеснили лошадей. Однако, с быками не так. Если бы бурлаки не смогли поднимать суда против течения больших рек, их заменили бы быки.

Но на мелях и сушах не так. По суху бурлаки судно волочить не смогут, силёнок не хватит.

Бытует мнение, будто на волоках валили деревья верхушками навстречу друг другу и по верхушкам таскали суда. Странное мнение. Таким способом пропёр немеряной военной силой два малых морских корабля шлюпа царь Пётр с Ладоги на Балтику. Но этот неистовый пример нерационального применения военной силы никак нельзя принимать как руководство к организации коммерческих волоков. Пропёр-то он совсем малые суда немеряной ценою.

Наверное, волоки менялись вместе с изменениями судов. Были долблёнки, сначала малые промысловые (на охоту ездить, туши-мясо в поселения привозить), потом большие боевые и торговые. Предел размерам определял материал, величина ствола. Потом долблёнкам приладили борта, они стали ладьями и вышли в море.

Деревянные суда ходили по 8, редко по 10 навигаций, потом подгнивали и разваливались. Делали всё новые и новые. Прямые прямослойные стволы диаметром метр-полтора вблизи рек извели.

Кто научился ладить и смолить одну доску на борт, тот сумеет соединить и уплотнить много досок. Морская ладья приблизилась по конструкции к дракару и теперь её можно было делать из деревьев потоньше.

Кстати, а почему дракарыизначально делали с килем и из достаточно узкой доски? На Северах таких деревьев, чтобы развернуть хорошую долблёнку, практически не было. А вот прямых высоких ёлок, из которых можно наколоть доски длинной и гибкой, - сколько угодно.

Кто научился делать борт, тот научился делать и плоское днище речного корабля. Появились коломенки. И понеслось. Из доски научились собирать самые разные суда под разные цели. Струги – доска не просто сколота и подтёсана топором, доска остругана рубанком. Судно становится легче и быстроходнее.

С широким применением доски суда окончательно разделились на морские и речные. Морские никогда не ходили на волоки, речные никогда не выходили в море. Зато плоскодонки стали максимально хороши для волоков.

Вероятно, когда речные плоскодонные коломенки вставали на катки волоков, купцам даже не было нужды сходить с кораблей на берег. Так и ехали гордо на кораблях посуху. Разница в массе не существенная, безопасность абсолютная, зато красиво и для куражу купеческогоприятно.

Если бы наши умелые и сообразительные предки каким-либо образом смогли посмотреть на современных «образованных» реконструкторов, то, наверное, померли бы со смеху. Это ж надо, какими дикарями они видят старых речников. Это ж надо, насколько реконструкторы сами не ориентируются в речном деле.

Перевозки в целом, включая волоки, это очень хороший устойчивый бизнес. Странно было бы, если на самом трудном мелком месте, на перекрёстке столь великих путей со времён незапамятных, ещё до формирования Российской государственности, не возникли многочисленные поселения, обеспечивающие транспортную инфраструктуру. От продовольствия и тягловой силы на волоках до производства плоскодонных судов. Наверняка ещё и на обочине … Ой! На бережку услуги предлагали.Нравы-то были весьма свободные. До нашествия монголов отношения полов не носили характера постыдного мерзкого изнасилования. Что и отражено в знаменитой работе Энгельса «Происхождение частной собственности, семьи и брака». А путникам завсегда и в баньке омыться надобно, и кое-что другое.

Опять же, при неожиданностях купца (болезнь, смерть, финансовые трудности) открывались возможности выгодных сделок. При транспортно-торговом бизнесе возникли поселения Вышний Волочек, Волоколамск, Тверь, Москва, многие другие.Москву-то не спроста так разнесло: место стратегическое. И Тверь она не зря подавила, тверской путь по Волге был лучше.

По причинам вышеизложенным на маршруте «из варяг в греки» купцы наверняка неоднократно меняли судно. Просто перегружали товары (а там не перетрудишься, лёгкие меха) на другие суда, оплачивали провоз и шли дальше. Правда, о варяжских купцах История много не упоминает. А чем они могли торговать, если сами мёрли от голода? Что богатым умелым грекам могли предложить?

Если свирепые варяги мечтали погибнуть в битве с мечом в руке, то это не от широкого выбора. Не было у них возможности жить сытно и пьяно. Еды длинными зимами совсем не хватало. Детей уносили в лес и там бросали. Весь выбор лежал между «в битве с мечом в руке» и «долго, мучительно от холода и голода». От суровости жизни отвага варягов. Впрочем, как и у других народов.

Наверное, по торговому пути чаще ходили купцы новгородские. Купцы-товарищи возили товар совместно. В любых вариантах: в долю, в складчину, на одном судне, группой судов и т.д. Так не только дешевле, так много удобнее. Легче решать любые проблемы, от бытовых до боевых. А если приходилось менять суда, то надо же их в любых сочетаниях нормально загрузить, чтобы не шли порожняком. Товарищ – тот, кто совместно везёт общий товар. Обстоятельство, что купец не волочёт за собой слабой командой собственное судно, к кораблю не привязан, повышает его шансы на успех от безнадёжности до реальных, до достаточных для коммерции. Вот от рода отношений и слово специальное возникло, - товарищ. И в товарищи можно было брать только людей абсолютно честных и надёжных. Таких, что трудов и битвы не убоятся, а в случае смерти купца его вдове долю сполна отдадут. Но если российские коммунисты слово то для обозначения соратников использовали, то это опять же от недоразумения. Если бы смысл знали, постеснялись использовать.

Речное движение – это не плоскодонка плюс река. Это огромная система производственных и социальных отношений. Это огромный совместный согласованный труд. Это сочетания финансового, производственного, торгового капитала, сочетания производства судов и обеспечения судоходства, плюс система доверия и кредитования. И вот ведь парадокс! Серебро на Русь ввозили с Европы где-то с 10 века. При зарождении речных путей монеты не было, роль капитала играло слово (обещание) и доверие. Работали за честное обещание. Только так и никак иначе. Иначе речки людей и товары либо не пропустят, либо задержат до конца навигации и лишат торговые перевозки смысла. И ведь цивилизация наша поднялась … Работало!

А вот не было бы речных путей через Русь. Что соединило бы народ? Ведь жили бы каждый своим селением, своим урожаем и сытостью, о других не ведали, обмена не вели.

Речное движение своими техническими требованиями, особенностями ковало уникальную цивилизацию совместного труда, честности и доверия. Потому мы и живы.


Продолжение следует ...

Фото с просторов интернета

Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14.





Отклики читателей

Гость, 27 марта 2016 10:54
Википедия: вообще, кривичи- или близкие по крови, "кровные", или живущие в "кривой, т.е., неровной, холмистой местности. Ассоциируя то и это, по-современному - "лесные братья"!  И не  надо придумывать в стиле а-ля Задорнов происхождение слов! Что-то в исторических описаниях вряд ли кто из читающих слышал, что лодки перетаскивали на колесах! Волок , он и есть волок, а не вОзок1
Гость, 28 марта 2016 07:54
Автору надо бы почитать Л. Гумилева. И о торговых путях можно узнать, и о Несторе много любопытного.
Гость, 28 марта 2016 14:45
"Антикапитал" Агапова.
Гость, 28 марта 2016 14:50
"с другой всегда есть обрыв, который моет. И скорость течения там выше".
Гидродинамика говорит наоборот - скорость выше там, где граница выпуклая.
Гость, 28 марта 2016 14:53
"Но если российские коммунисты слово то для обозначения соратников использовали, то это опять же от недоразумения. Если бы смысл знали, постеснялись использовать. "

Вообще-то, Ленин в период НЭПа призывал коммунистов учиться торговать.
Гость, 29 марта 2016 09:42
Гость, 28 Марта 2016 14:50
"Гидродинамика говорит наоборот - скорость выше там, где граница выпуклая."
Видимо, течение рек струйное - отрывное.
Перейти к обсуждению на форуме >>
По требованию российского законодательства комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Добавьте Ваше мнение:*
:) ;) :D 8-) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 


Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором.

Сообщи новость

Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.

Добавить новость

РекламаРекламодатель:
ИП Асташов Евгений Владимирович
ИНН 742200420473
erID: 2VtzqvNvuGq



Погода в Озерске

12 марта 2024 - вечер

-9oC, Ветер Северный 0 м/с, Пасмурно Без осадков

подробнее


РекламаРекламодатель:
ПАО «Челиндбанк»
ИНН: 74530021
erID: 2VtzqvEMhNm


Самые читаемые новости


РекламаРекламодатель:
ИП Караваев Дмитрий Андреевич
ИНН 742200490819
erID: 2VtzqvaxYVb


Самые обсуждаемые новости


РекламаРекламодатель:
Фатеев Егор Сергеевич
ИНН 742209026094
erID: 2VtzqxBJBRb


Последние вакансии в Озерске

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Слесарь по ремонту промышленного оборудования, 4-5 разряда.
Стропальщик

Последние резюме в Озерске

Сторож , Вахтер
Сторож , Вахтер
Водитель В,С

Дополнительно

Архив Карта сайта Редакция Размещение рекламы на сайте Ozersk74.RU