А вы знаете, вот имеется информация с сайта Озёрскнго горсуда: оказывается наше чудесному "УКСиБ" администрации Озерского городско округа, горсудом Озёрска вынесено РЕШЕНИЕ: (см.ниже) ДЕЛО № 2-877/2022 ~ М-570/2022 СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) Вид лица, участвующего в деле Фамилия / наименование ИНН КПП ОГРН ОГРНИП ТРЕТЬЕ ЛИЦО Администрация ОГО г. Озерска ИСТЕЦ Прокурор ЗАТО г. Озерск ОТВЕТЧИК Управление капитального строительства и благоустройства администрации ОГО Дело № 2-877/2022 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09 августа 2022 года Озерский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Селиной Н.Л. при секретаре Степановой Е.А., с участием помощника прокурора Шумихиной Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора ЗАТО г. Озёрск Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Озерского городского округа Челябинской области, Управлению капитального строительства и благоустройства администрации Озерского городского округа Челябинской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор ЗАТО г. Озёрск обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Озерского городского округа Челябинской области (администрация ОГО), Управлению капитального строительства и благоустройства администрации Озерского городского округа Челябинской области(УКСиБ ОГО) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности. В обоснование иска указал, что в ходе проверки установлено не соблюдение требований СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемиологических (профилактических» мероприятий», а так же ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» при содержании мест захоронений - кладбищ по адресам: <адрес> Просит суд: возложить обязанность на администрацию ОГО, УКСиБ ОГО в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать контейнерные площадки, произвести обваловку территории, оборудовать системой водоотведения при использовании баков с водой на кладбищах по адресам: <адрес> в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемиологических (профилактических» мероприятий». В последствии исковые требования уточнил(л.д. 230, т.1), просил суд: признать незаконными бездействия ответчиков, выразившееся в несоблюдении санитарно- эпидемиологических требований, установленных пунктами 3,17,53,64 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемиологических (профилактических» мероприятий» в части не оборудования контейнерной площадки на кладбище по <адрес>, уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, не произведении обваловки территории кладбищ по <адрес>, не ликвидации не санкционированных свалок твердых бытовых отходов на кладбищах по <адрес>, не оборудовании системой водоотведения баков с водой расположенных на кладбищах по <адрес>, не оборудовании системой водоснабжения и водоотведения кладбища в <адрес>, не обеспечением электроснабжением кладбищ, по <адрес> в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно. Возложить на ответчиков обязанность в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда в соответствии с требованиями, установленными СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемеологичесчких требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемиологических (профилактических» мероприятий», оборудовать контейнерную площадку на кладбище, расположенном по адресу: <адрес>, уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод; произвести обваловку территорий кладбищ, расположенных по адресам: <адрес>; ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, находящиеся на территории кладбищ, расположенных по адресам: <адрес>; оборудовать системой водоотведения баки с водой, расположенные на кладбищах по адресам: <адрес>; оборудовать системой водоснабжения и водоотведения кладбище, расположенное по адресу: <адрес>; обеспечить электроснабжение кладбищ, расположенных по адресам: <адрес>. В судебном заседании помощник прокурора Шумихина Н.О. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала по изложенным в нем доводам. Дополнила, что незаконным следует признать не только бездействия УКСиБ ОГО, но и администрации ОГО, поскольку в силу п. 2.6. Постановления администрации ОГО от 11.09.2013г. № 2771, при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию кладбища, администрация ОГО обязана приостановить или прекратить деятельность на кладбище и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятных воздействий кладбища на окружающую среду. Так же полагала, что возложить обязанность по устранению допущенных нарушений следует как на УКСиБ ОГО, так и на администрацию ОГО. В судебном заседании представитель УКСиБ администрации ОГО Букреева И.Б. (доверенность л.д.65, т.1) пояснила, согласно отзыву(л.д.77-79, т.2), указала, что требования частично обоснованы, действительно имеют место указанные нарушения, однако учитывая, что изменения в СанПиН были внесены не так давно, было недостаточно времени привести все в соответствие, так же указала, что необходимо дополнительное финансирование. Так же отметила, что срок, указанный в иске – один месяц, является не реальным, поскольку обваловка должна быть произведена в теплое время года, т.к. подразумевает под собой земляные работы. Полагала реальным срок для исполнения решения суда – 12 месяцев. В судебном заседании представитель администрации ОГО Мартюшова А.Н.(доверенность л.д.64, т.1) пояснила согласно доводам, изложенным в отзыве(л.д.66-67, т.1), указав, что требования, заявленные к администрации ОГО не обоснованны, поскольку обеспечение реализации полномочий по содержанию мест захоронений отнесено к основным задачам деятельности отраслевого органа администрации ОГО – УКСиБ администрации ОГО. При этом, УКСиБ является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, имущество. Кроме того, наделено полномочиями муниципального заказчика, является получателем бюджетных средств для содержания мест захоронений. Поскольку выполнение требований истца возможно только в результате заключения УКСиБом соответствующих муниципальных контрактов на выполнение определенных видов работ, полагала, что администрация ОГО является ненадлежащим ответчиком. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет заявленные исковые требования частично. В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образование. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Установлено, что 16.04.2021г. Прокуратурой ЗАТО г. Озерск Челябинской области совместно с ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии № 71 ФМБА России проведена проверка в отношении кладбищ на территории <адрес> В ходе проверки установлено нарушения требований СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий». Выявленные нарушения отражены в Экспертном заключении ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии № 71 ФМБА России от 20.04.2021г. № 48 (л.д.49-50, т.1), в частности отсутствие уклонов для отведения талых и дождевых сточных вод от мест сбора ТКО, что не соответствует требованиям п. 3 СанПиН 2.1.3684-21, отсутствуют мусоросборники, что не соответствует п. 6 СанПиН 2.1.3684-21, отсутствует система водоснабжения и водоотведения в нарушение п. 53, 64 СанПиН 2.1.3684-21. 27.04.2021г. Прокурором ЗАТО г. Озерск Челябинской области в адрес Главы администрации ОГО направлено Представление об устранении нарушений федерального законодательства(л.д.12-13, т.1). О принятых и принимаемых мерах по устранению нарушений в адрес Прокурора сообщено письмом от 28.05.2021г.(л.д.14-16, т.1). Прокурором ЗАТО г. Озерск неоднократно направлялись требований о предоставления доказательств полного устранения нарушений(л.д. 17-18, 26, 31, 35, т.1) и получены ответы о ходе исполнения представления (л.д.19-22, 27-28,32-34, 36-37, т.1). 04.03.2022г. проведено обследование мест захоронений совместно со специалистами ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии № 71 ФМБА России, в ходе которого установлено, что контейнерные площадки на кладбище по <адрес> оборудованы с нарушением п. 3 СанПиН 2.1.3684-21, отсутствует обваловка кладбищ в нарушение п. 63 СанПиН 2.1.3684-21, на кладбище в <адрес> не оборудованы контейнерные площадки для ТКО(л.д.47-48, т.1). Из экспертного заключения ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии № 71 ФМБА России от 07.07.2022г. № 105 следует, что нарушения СанПиН 2.1.3684-21 при содержании кладбищ не устранены (л.д.241-245, т.1). Частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суд исходит из следующего. В силу пункта 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Деятельность администрации Озерского городского округа Челябинской области регламентируется Положением об администрации, утвержденным решением Собрания депутатов ОГО от 31.07.2017г. № 152(л.д.85-104, т.1). В силу указанного Положения, полномочия по решению вопросов местного значения, администрация ОГО осуществляет, в том числе через отраслевые (функциональные) органы администрации, являющиеся самостоятельными юридическими лицами(п.29). Как следует из абзаца 3 подпункта 1 пункта 23 гл 2 Положения об Управлении капитального строительства и благоустройства администрации ОГО, утвержденного решением Собранием депутатов ОГО от 19.10.2011г. № 165(л.д.72-83, т.1), именно на данный отраслевой (функциональный) орган администрации ОГО возложены полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений. Из Положения следует, что УКСиБ имеет статус юридического лица, обладает всеми его правами, имеет самостоятельный баланс(п.9 гл. 1). Таким образом, именно на данном отраслевом органе администрации ОГО лежит обязанность по содержанию мест захоронений в Озерском городском круге в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» и Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения». Учитывая изложенное, суд полагает не обоснованными требования истца о признании незаконным бездействия администрации ОГО по несоблюдению пунктов 3,17,53 и 64 СанПиН 2.1.3684-21 и по возложению на администрацию ОГО обязанности по приведению мест захоронение в соответствии с требованиями указанного СанПиН, поскольку данная функция возложена на иной самостоятельный орган – УКСиБ администрации ОГО. Помимо этого, суд учитывает, что устранение допущенных нарушений в содержании мест захоронений возможно только путем заключения муниципальных контрактов на выполнение соответствующих видов работ. Полномочия муниципального заказчика переданы УКСиБ(п. 18 Положения об УКСиБ), полномочий заключать муниципальные контракты на выполнение работ по содержанию мест захоронений администрация ОГО не имеет. На основании изложенного, в удовлетворении требований Прокурора ЗАТО г. Озерск к администрации ОГО суд отказывает. Доводы представителя истца о том, что в обязанность администрации ОГО входит обязанность приостановить или прекратить деятельность кладбищ и принять меры по устранению допущенных нарушений, в силу п. 2.6. постановления администрации ОГО от 11.09.2013г. № 2771 основание для удовлетворения иска в данной части не являются. В силу части 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Уточненные исковые требования содержат просьбу, адресованную суду о признании незаконными бездействий ответчиков по не соблюдению пунктов 3,17,53,64 СанПиН 2.1.3684-21. Требований о признании незаконным бездействий администрации ОГО по не исполнению п. 2.6. постановления администрации ОГО от 11.09.2013г. № 2771 не заявлялось, как и требований о возложении на администрацию ОГО обязанности приостановить или прекратить деятельность кладбищ. Разрешая исковые требования Прокурора, заявленные к УКСиБ, суд признает их обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены и введены в действие с 01.03.2021г. санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". На кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил(п.65). В силу п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Согласно п. 17 СанПиН 2.1.3684-21 вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен. Обваловка территории кладбища предусмотрена п. 53 СанПиН 2.1.3684-21. На кладбище и других объектах похоронного назначения их владельцем должна быть оборудована система водоснабжения и водоотведения для нужд данных объектов(п. 64 СанПиН 2.1.3684-21). Установлено, что УКСиБ проводится работа для устранения выявленных нарушений, в частности заключены договора на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении кладбищ по <адрес>(л.д. 145-160, 163-173, т.1). Заключен договор на выполнение работ по организации электроснабжения кладбища по <адрес>, на выполнение работ по организации водоотведения от баков воды, работ по водоснабжению и водоотведению на кладбище <адрес> (л.д.46-60, 61-68, 69-76 т. 2). Вместе с тем, в судебном заседании установлено и представителем УКСиБ не оспаривалось, что нарушения, выявленные в ходе проверки соответствия содержания кладбищ, требованиям санитарно-эпидемиологическим нормам норм устранены не в полном объеме. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела(л.д.215-216, 239-240, л.д.241-245, т.1). В частности установлено и материалами дела подтверждается наличие нарушений СанПиН 2.1.3684-21, для устранения которых необходимо: - оборудовать контейнерную площадку на кладбище, расположенном по адресу: <адрес>, уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод; - оборудовать системой водоотведения баки с водой, расположенные на кладбищах по адресам: <адрес>, - оборудовать системой водоснабжения и водоотведения кладбище, расположенное по адресу: <адрес>; - ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, находящиеся на территории кладбищ, обеспечить электроснабжение кладбищ, произвести обваловку кладбищ, расположенных по адресам: <адрес> Таким образом, требования Прокурора о признании незаконным бездействия ответчика, выразившееся в несоблюдении пунктов 3,17,53,64 СанПиН 2.1.3684-21 являются обоснованными и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, суд возлагает обязанность на УКСиБ администрации ОГО устранить нарушения, выполнив вышеуказанные работы. Определяя срок, в течение которого следует произвести необходимые работы, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела, ответчиком определены исполнители ряда работ, в частности по оборудованию водоснабжения и водоотведения, электроснабжению, оборудованию контейнерных площадок уклонами. Из представленных договоров следует, что сроки выполнения работ от 10 до 30 дней. В связи с чем, требование Прокурора об установлении срока для данных видов работ в один месяц являются обоснованными и реальными. Именно такой срок суд устанавливает для выполнения работ по оборудованию контейнерной площадки на кладбище, по <адрес>, уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод; ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, на территории кладбищ, расположенных по адресам: <адрес>; оборудовании системой водоотведения баков с водой, на кладбищах по адресам: <адрес>; оборудовании системой водоснабжения и водоотведения кладбища в <адрес>; обеспечении электроснабжением кладбищ, расположенных по адресам: <адрес> Вместе с тем, срок в один месяц для проведения работ по обваловке кладбищ, является недостаточным, поскольку подразумевают под собой комплекс мероприятий по проектированию и проведению земляных работ с учетом сезонности. В связи с чем, суд устанавливает срок для проведения данного вида работ в 10 месяцев. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Прокурора ЗАТО г. Озёрск Челябинской области удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Управления капитального строительства и благоустройства администрации Озерского городского округа Челябинской области, выразившееся в несоблюдении пунктов 3,17,53,64 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемеологичесчких требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» при содержании мест захоронений - кладбищ по адресам: <адрес>. Возложить на Управления капитального строительства администрации Озерского городского округа Челябинской области обязанность в соответствии с требованиями, установленными СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемеологичесчких требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 3, в течение одного месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: - оборудовать контейнерную площадку на кладбище, расположенном по адресу: <адрес>, уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод; - ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, находящиеся на территории кладбищ, расположенных по адресам: <адрес>, - оборудовать системой водоотведения баки с водой, расположенные на кладбищах по адресам: <адрес>, - оборудовать системой водоснабжения и водоотведения кладбище, расположенное по адресу: <адрес>; - обеспечить электроснабжение кладбищ, расположенных по адресам: <адрес> <адрес>; в течение десяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести обваловку территорий кладбищ, расположенных по адресам: <адрес>. В удовлетворении остальной части требований, а так же в удовлетворении требований к администрации Озерского городского округа Челябинской области отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Озерский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Председательствующий: - Н.Л.Селина Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2022
ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.) Дата поступления 09.09.2022 13.09.2022 Вид жалобы (представления) Апелляционная жалоба Апелляционное представление Заявитель ОТВЕТЧИК ИСТЕЦ Дата решения по поступившей жалобе 12.09.2022 13.09.2022 Решение по поступившей жалобе Жалоба (предст.) ПРИНЯТА К РАССМОТРЕНИЮ Жалоба (предст.) ПРИНЯТА К РАССМОТРЕНИЮ Срок для представления возражений 29.09.2022 Вышестоящий суд Апелляционная инстанция Челябинского Областного суда Апелляционная инстанция Челябинского Областного суда Дата направления дела в вышест. суд 30.09.2022 30.09.2022 Назначено в вышестоящий суд на дату 31.10.2022 31.10.2022 Назначено в вышестоящий суд на время 09:10 09:10 Дата рассмотрения жалобы 31.10.2022 31.10.2022 Результат обжалования Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения Дата возврата в нижестоящий суд 28.11.2022 28.11.2022
|