Новости   |   Работа   |   АВТОзерск  |  Недвижимость  |  Погода   |   Справочник предприятий   |   Знакомства   |   Форум   |   Бюро находок   |   Барахолка
16+
Почётные граждане Озёрска   |   Показания водосчётчиков  |   Показания электросчетчиков  |   Оплатить объявления

Десять блистательных партий Галины Вишневской

Общество
12 декабря 2012 10:55
источник: weekend.ria.ru
 

11 декабря умерла Галина Вишневская - гордость российской и мировой оперной сцены, певица, которой Анна Ахматова когда-то посвятила строки:

"И такая могучая сила

Зачарованный голос влечет,

Будто там впереди не могила,

А таинственный лестницы взлет".

РИА Новости вспоминает десять бессмертных партий Галины Вишневской.

Татьяна в опере Чайковского "Евгений Онегин"

В 1952 году Галина Вишневская поступила в стажерскую группу Большого театра, а уже через год ей была доверена первая большая работа – партия Татьяны в опере Чайковского "Евгений Онегин". Сначала Вишневская сомневалась, считая, что у нее недостаточно опыта для такой вокально и психологически сложной партии. Тем не менее, эта роль стала ее триумфом, сделала солисткой главного театра страны и, как выразился Борис Покровский, "козырной картой в колоде Большого театра".

В своих мемуарах Вишневская вспоминала, как в 1959 году выступала с этой партией в США: "Когда я вышла в своем первом концерте в Карнеги-Холл петь с оркестром письмо Татьяны из "Евгения Онегина", публика встретила мое появление овацией, еще не зная, чего можно ждать от меня, но чувствовалось, что они все хотят поддержать меня, и эта доброжелательность зала дала мне такое душевное ликование и восторг! Когда же я закончила, зал заревел, затопал ногами и... засвистел! От неожиданности у меня потемнело в глазах, но тут же я увидела, как ко мне тянутся руки вскочивших со своих мест американцев, что-то кричащих. Тогда я вспомнила, что в Америке свист - проявление высшего восторга".

Тридцать лет спустя оперная дива попрощалась с большой сценой в Парижском Гранд-Опера, исполнив эту же партию.

© РИА Новости. Е.Стоналов
Сцена из оперы Чайковского "Евгений Онегин". Татьяна - Галина Вишневская


Купава в опере Римского-Корсакова "Снегурочка"

Галина Вишневская в роли Купавы (опера Римского-Корсакова "Снегурочка")

Партию Купавы в опере Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка" в исполнении Вишневской называют уникальным открытием в русской опере. Дело в том, что певица никогда не видела ее на сцене и поэтому фактически создавала эту роль с нуля, в итоге полностью изменив концепцию образа. До нее партию пели крупные женщины - драматические сопрано.

Работа над второй ролью молодой певицы в главном театре страны не всегда шла гладко - Вишневская долго не могла уловить нужного внутреннего градуса партии. По словам певицы, образ Купавы стал для нее ясен благодаря режиссеру Борису Покровскому. Она вспоминала о разговоре с Покровским:

"После Татьяны в "Онегине" и "Фиделио" Бетховена он мне поручил Купаву в "Снегурочке". Это был мой второй сезон в Большом театре. Партия напряженная, крикливая, я никак не могла почувствовать эту героиню.

- Ну что вы как матрона ходите?

- Да что-то никак не могу почувствовать, как себя вести.

- А сколько, по-вашему, лет Купаве?

- Ну, может быть, 20...

- Да вы что, смеетесь? В деревне у нее к 20 годам уже куча детей была бы. Снегурочке по тексту лет 15, значит, Купаве - 16. Только у Снегурочки в жилах вода, а у Купавы что? Кровь!

Мне таких указаний было достаточно. Все сразу становилось на свои места, и я могла делать на сцене что угодно".

Впоследствии режиссер, не раз работавший с Вишневской и ставший для нее учителем, подчеркивал, что роли Купавы, Катарины, Полины, Наташи Ростовой - "уникальные для самой Вишневской и для нас".


Катарина в опере Шебалина "Укрощение строптивой"

В 1957 году на сцене Большого театра состоялась премьера оперы Виссариона Шебалина "Укрощение строптивой". Галина Вишневская исполнила партию Катарины, а в роли Петруччио выступил Владимир Отделенов. По признанию критиков, "Укрощение строптивой" - одна из лучших лирико-комических опер XX века. Катарина Вишневской – гордая и в то же время чувствительная героиня, болезненно переживающая свое положение "невесты на выданье". Чтобы скрыть обиду от окружающих, она прячет ее под маской строптивости. Так в арии второго акта "Меня ославили строптивой" неожиданно раскрывается все богатство ее внутреннего мира, а к пятому акту музыка уже полностью следует за внутренними переживаниями героини, гармонирует с ее настроением. В этот момент Вишневская исполняла арию "Я день и ночь терплю терзанья", передающую и мелодически, и вокально чувство неразделенной любви, а развязка приходилась на финальный дуэт Катарины и Петруччио с хором – торжественный гимн любви и ее всепобеждающей силы.

© РИА Новости. Ю.Абрамочкин
Галина Вишневская в роли Катарины и Евгений Кибкало в роли Петруччо


Баттерфляй в опере Пуччини "Чио-Чио-сан"

"Мадам Баттерфляй - одна из моих любимых партий, это одновременно самая нежная и самая страстная опера", - говорила в одном из интервью Галина Вишневская. Для Вишневской эта роль стала одной из знаковых в карьере. Она пела эту партию уже будучи беременной старшей дочерью Ольгой. Кстати, кимоно, скрывавшее фигуру певицы сохранилось до сих пор в музее Большого театра.

В русском варианте опера Пуччини называется не "Мадам Баттерфляй", а "Чио-Чио-сан". Вишневская позже сравнивала разницу советских и западных постановок: "в классических операх режиссеры выдумывают ложные сценические ситуации, чтобы они отвечали идеологическим установкам. К примеру, в "Мадам Баттерфляй" Пуччини, в постановке времен "холодной войны", американский консул — по замыслу композитора, благородный, добрый человек — по воле режиссера превратился в циничного, жестокого "дядю Сэма". Вместо того, чтобы во втором акте, ласково погладив по голове ребенка, восхищенно воскликнуть: "Ну что за волосенки! Милый, как же зовут тебя?" - он брезгливо, двумя пальцами, как к заразе, прикасался к нему, словно боясь испачкаться, хотя и слова, и музыка были те же. Подобных режиссерских "находок" в спектакле было много, ими нужно было вызвать у публики неприязнь к американцам".

© РИА Новости. Леон Дубильт
Галина Вишневская в роли Баттерфляй


Аида в одноименной опере Верди

Партию Аиды в одноименной опере Верди Вишневская впервые исполнила на сцене Большого театра в 1958 году. История о несчастной любви предводителя египетских войск Радамеса и рабыни, дочери эфиопского царя, Аиды неоднократно ставили в оперных и музыкальных театрах по всему миру, а главную женскую партию, помимо, Вишневской исполняли Мария Калласс и Монсерат Кабалье. В 1962 году именно с "Аидой" Вишневская дебютировала на сцене лондонского театра "Ковен-Гарден, а позднее в нью-йоркском "Метрополитер-Опера".

Вишневская вспоминала: "Партия Аиды занимает особое место в моем оперном творчестве. С нею я была принята в Большой театр, с нею я впервые появилась на оперной сцене за границей. Постановку "Аиды" в Большом театре я считаю лучшей из всех, в которых участвовала, включая нью-йоркский "Метрополитен", парижскую "Гранд-Опера" и лондонский "Ковент-Гарден". "Аида" в Большом театре сочетала в себе все самое лучшее, что было в нем: избранный состав солистов, великолепные декорации и костюмы художника Старженецкой, блестящую режиссуру Покровского, непревзойденную дирижерскую интерпретацию Мелик-Пашаева".

© РИА Новости. А.Воротынский
Галина Вишневская в опере Верди "Аида"


Лиза в опере Чайковского "Пиковая дама"

В 1959 году в репертуаре Вишневской появилась партия Лизы из оперы "Пиковая дама". Работая в то время с дирижером Александром Шамильевичем Мелик-Пашаевым, Галина Павловна сама попросила у него эту партию. Но в первый момент он отказал: "И думать не смейте! Попойте несколько лет итальянский репертуар". Эту партию Вишневская позже исполняла не только на сцене Большого театра, но и во время гастролей по миру.

А записывала эту арию уже после эмиграции из СССР: "С "Пиковой дамой" случилась примечательная история. В записи должен был принимать участие хор из Болгарии. Наши власти прознали об этом. ЦК КПСС немедленно связался с братской компартией - и хору запретили выезд в Париж. До записи оставалось две недели. Можете представить, чего стоило найти новый хор, который бы за такой срок сумел выучить оперу - по-русски! Собирали хористов из всех церквей. И они пели".

© РИА Новости. Е.Стоналов
Галина Вишневская в партии Лизы в опере "Пиковая дама".


Наташа Ростова в опере Прокофьева "Война и мир"

Постановкой оперы "Война и мир" в Большом театре в 1958 году занимался тот же Мелик-Пашаев, который в самом начале работы с Вишневской был покорен ее голосом, о котором он говорил "чистый, девственный звук". Сама Вишневская вспоминала, что этот "серебристый оттенок тембра помог мне в будущем создавать образы молодых героинь, особенно таких, как Наташа Ростова <...>". Кстати, об этой партии Вишневская мечтала почти десять лет.

В своей книге она вспоминала: "Единственный раз я видела Прокофьева на премьере его Шестой симфонии в Ленинградской филармонии в 1947 году. Прокофьева в Ленинграде любили, успех был большой, и он много раз выходил на сцену раскланиваться. В сером костюме с лауреатскими значками Сталинских премий и почему-то в светлых валенках до колен. Я сидела далеко и не разглядела его лица. Но навсегда осталась в памяти его музыка - острая, звенящая, как весенняя капель. Была я и на премьере его оперы "Война и мир" в Ленинградском Малом оперном театре. Тогда мне и в голову не приходило, что через несколько лет я буду петь партию Наташи Ростовой. Да, опера была поставлена в Большом театре в 1958 году, я пела Наташу, но Сергея Сергеевича тогда уже не было в живых".

© РИА Новости
Галина Вишневская в роли Наташи Ростовой в опере Прокофьева "Война и мир"


Виолетта в опере Верди "Травиата"

Исполнять партию Виолетты в знаменитой опере Джузеппе Верди "Травиата" почитает за честь любая певица. В разное время ее исполняли Мария Каллас, Рената Тебальди, Елизавета Шумская, Монтсеррат Кабалье, и, конечно, Галина Вишневская (в 1964 году). "Травиата" стала последней работой певицы с дирижером Александром Мелик-Пашаевым, который, по словам Вишневской, как никто чувствовал ее творческую индивидуальность.

"Пожалуй, это была первая роль, не державшая меня в плену возраста, как роли моих юных героинь Наташи Ростовой, Татьяны, Лизы, или специфики характеров восточных женщин с их врожденной покорностью, как Аида или Баттерфляй", - писала она в своих воспоминаниях.

Возможно, Вишневская никогда и не спела бы Виолетту, если бы не знаменитый тенор Сергей Лемешев, который однажды попросил певицу записать с ним на пластинку сцены и дуэты из "Травиаты" и "Вертера". "Партия Виолетты как-то удивительно легко и естественно легла на мой голос, и я буквально купалась в звуках, получая удовольствие просто от самого процесса пения", - вспоминала Вишневская. Запись на пластинке оказалась настоящим подарком для слушателей, и, заметив этот огромный интерес, Лемешев, к тому времени уже ушедший на пенсию, предложил Галине Вишневской исполнить с ним "Травиату" на сцене "Большого театра".

Галина Вишневская тотчас же взялась за работу над ролью и, пользуясь советами Мелик-Пашаева и своего любимого учителя Бориса Покровского довела партию до совершенства.

Из книги "Галина. История жизни": "Прежде чем начать сценические репетиции, я спросила Покровского, что он думает об образе Виолетты.

- Играйте весь первый акт так, чтобы никому в голову не пришло, что вы опасно больны и в последнем акте вам суждено умереть. Для всех окружающих Виолетта - обольстительная любовница, и она хочет, чтобы только такого ее видели… Чахоточные куртизанки не в большой цене.

Он мог мне больше ничего не говорить - весь образ Виолетты сразу четко вырисовывался в моем воображении".

© РИА Новости. Леон Дубильт
Галина Вишневская в роли Виолетты в сцене из оперы Джузеппе Вреди "Травиата"


Флория Тоска в опере Пуччини

Галина Вишневская в роли Флории Тоски в опере Пуччини "Тоска"

В 1971-м Галина Вишневская выступила в партии певицы Флории в опере "Тоска", чья история развивается в Риме на фоне схваток между итальянцами с наполеоновской армией.

По признанию певицы, долгое время она не видела себя в этой партии из-за преувеличенного, как ей казалось, нагромождения страстей и неправдоподобного сюжета. Переменить свое мнение ее заставил Борис Покровский, прямо заявивший, что будет ставить оперу только под Вишневскую.

Из книги "Галина. История жизни":

- Я буду ставить оперу только с вами, в противном случае я не включу ее в репертуарный план.

- Знаете, Борис Александрович, я скажу вам честно: я не вижу себя в роли Тоски.

- Галя, вы просто дура…

- Почему?

- Потому что вы родились певицей для того, чтобы спеть Тоску.

Не знаю, так ли это, но Тоска стала одной из самых моих любимых партий".

Наравне с партией Виолетты роль ревнивой красавицы Флории Тоски, писала Вишневская в своих мемуарах, требовала "полнокровного проявления темперамента и голоса, откровенности и смелости чувств, красоты и женского обаяния, элегантности и умения носить костюм".


Катерина Измайлова в одноменной опере Шостаковича

В 1966 году Вишневская снялась в роли Катерины Измайловой в экранизации одноименной оперы Шостаковича на сюжет повести Лескова "Леди Макбет Мценского уезда".

Из книги "Галина. История жизни": "Однажды летом 1965 года Дмитрий Дмитриевич мне сказал, что на киностудии "Ленфильм" планируют снимать фильм-оперу "Катерина Измайлова" ("Леди Макбет Мценского уезда") и что он будет счастлив, если я соглашусь сниматься в главной роли. Моему ликованию не было границ: я столько лет мечтала создать образ Катерины, что это стало смыслом, целью моей жизни. И если бы в то время мне сказали, что она будет моей последней партией и после нее я перестану петь, я бы на это пошла. Я тогда переживала трудный период моей жизни: умер в 1964 году А. Мелик-Пашаев, и я на долгое время потеряла всякий интерес к Большому театру".

В 1974 году Галина Вишневская и Мстислав Ростропович покинули Советский Союз, проживали в США, затем во Франции и Великобритании и в 1976 году Вишневская исполнила роль Леди Макбет в постановке в рамках Эдинбургского фестиваля.

Вишневская вспоминала, что в конце 1970-х театр уже не приносил ей прежней радости: "Единственной интересной новой оперной партией была Леди Макбет в опере Верди в Эдинбурге. И в 1982 году я решила оставить оперную сцену…"

© РИА Новости. М.Блинов
Галина Вишневская в фильме "Катерина Измайлова"
Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14.







Отклики читателей

Гость Ладо, 12 декабря 2012 12:50
Грустно, очень грустно. В 1971 слушал в большом "Тоску" в исполнении Вишневской. Только сейчас понимаю - какое счастье мне выпало в жизни.
Гость, 12 декабря 2012 13:59
Сегодня утром в новостях Елена Образцова, оперная дива, ученица Вишневской, выражала свои соболезнования по поводу её кончины. Почему-то вспомнилось, как в советские времена она же поливала грязью пару Ростроповича и Вишневской, когда их из страны выпроваживали. Талантливая пара, истинные патриоты, теперь они в России и опять будут вместе.
Гость, 12 декабря 2012 14:20
Уходят Великие....Жаль...Светлая память.
Гость, 12 декабря 2012 17:51
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ВЕЛИКОЙ ПЕВИЦЕ, ЖЕНЩИНЕ, МАТЕРИ!
Гость, 12 декабря 2012 19:50
Вам не кажется, что сейчас природа не щедра на таланты? Такую певицу, человека, женщину, как Галина Вишневская, уже не увидеть, не услышать. Рядом с ней "гламур"- "моськи" рядом со "слоном". Уходят ВЕЛИКИЕ. Похоже, скудеют "закрома"... А Оразцова всем показала, что поклонение таланту выше дрязг . ЕЕ поступок справедлив.
Ярославна, 12 декабря 2012 21:10
Очень жаль, такая "огненная" женщина!!Сложная судьба, чудный голос, взрывной характер,внешность и стать - царские!!Вот именно такими гордится Россия, но сначала потопчет, испытает по-всякому.Я обожаю её!
Галина, 13 декабря 2012 10:46
Я обожаю Галину Павловну. Хоть и не пришлось увидеть её при жизни, но её книги, интервью,замечательные роли и волшебный ГОЛОС заставляют преклоняться перед этой ВЕЛИКОЙ женщиной. Счастье,что она наш современник!!!
алла, 13 декабря 2012 16:30
Она блистательна!!! Такой талант и такой характер, такая женщина, такая актриса, жена и мать, а ГОЛОС!!! От БОГА!!! Царство ей Небесное! Будет жить в нашей памяти! Мы её современники, можем этим гордиться.
Перейти к обсуждению на форуме >>
По требованию российского законодательства комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Добавьте Ваше мнение:*
:) ;) :D 8-) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 


Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором.



Доставка еды на дом
Сообщи новость
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.



Погода в Озерске

29 октября 2020 - день

5oC, Ветер Западный 5 м/с, Малооблачно Без осадков

Подробнее







Последние резюме в Озерске
любая
любая
Любая


Дополнительно
Архив
Карта сайта
Редакция
Реклама
К началу страницы    
На главную  
Новости за сегодня  
Архив  
Редакция  
Размещение рекламы