Заговори, чтоб я тебя увидел…Общество, 10 декабря 2010 14:27
О культуре взаимоотношений вообще и о культуре речи писано-переписано, но заметных подвижек в положительную сторону не видно. Напротив, социологи фиксируют усиление позиций ненормативной лексики, психологи с тревогой говорят о нарастании конфликтности в общении, педагоги – о неразвитости речи детей, и все вместе признают, что русская речь стала заметно «грязнее». Если раньше матерщина считалась преимущественно мужским выразительным средством (язык воинов, выражение силы), а для женщин она была запретной (могла вызвать непогоду, неурожай), то теперь мы наблюдаем не только «равенство» в этом вопросе, но даже перевес на стороне слабого пола. Ещё один огорчительный факт: специалисты считают самыми распространёнными очагами сквернословия Урал и Сибирь. С другой стороны, у нас прибавилось праздников и памятных дней, которые побуждают всех нас стать добрее, внимательнее, уважительнее друг к другу. Совсем недавно отметили уже становящийся традиционным в нашей стране День матери, и во многих семьях с благодарностью вспомнили стихи поэта С.Острового: «Первое слово ребёнок сказал: мама…». Но не все помнят, что тот же поэт с горечью признал: «Это только потом, через годы я стал понимать, как казнят матерей безучастьем и чёрствостью дети…». Откуда они - эти чёрствость равнодушие, даже грубость и в семье, и в обществе? Тема, конечно, глобальная, но сегодня мы попросили ответить на самые актуальные вопросы в этой сфере педагога-психолога высшей категории (лицей №23) Надежду Владимировну САВУШКИНУ.
«Вдруг» заняться воспитанием нельзя Так считает, исходя из своего собственного, житейского и профессионального опыта, Н.В.Савушкина. -Надежда Владимировна, какая атмосфера должна быть создана в семье для нравственного воспитания ребёнка? -Не открою никаких «Америк»: конечно, душевная близость. Душевность в отношении к близким – вот что самое главное. Можно говорить «мамочка» или «бабуля» безразличным тоном, а можно просто называть «мама», но по-доброму, с искренней заинтересованностью, а не формально спрашивать о здоровье, быть в курсе забот и огорчений. Сказать добрые слова, обнять, поцеловать - в таком случае и родители будут счастливы, и ребёнок, чуткий к любой фальши, будет расти в атмосфере истинной душевности и уважительности. Специалисты в области детской психологии говорят: «Чтобы ребёнку чувствовать себя хорошо, ему необходимы четыре «психологических поглаживания» в день, а чтобы он был счастлив, - восемь». Это не заласканность или избалованность, во всём должна быть мера. Вспомните, как вели себя наши дети, когда были маленькими. Они отрывали нас от любых, самых важных дел, забирались на колени, прижимались так, чтобы чувствовать наше тепло и ласку, и сидели столько, сколько им было необходимо. «Забраться на колени»- такую потребность испытывают и подростки, и сами родители. Нам всем так важно, чтобы нас понимали. Поэтому, повторю, в семье должна быть атмосфера доброго, уважительного общения. -Вы давно работаете. Что заставляет прощать наших непосед, своенравных и не всегда хорошо воспитанных деток? -Как правило, дети, даже из самых неблагополучных семей, очень болезненно относятся к негативной оценке своих родителей. «Не говори о моей маме плохо, какая бы она ни была» - это обычная, я бы сказала, типичная их реакция. Я люблю их именно за это! -Как Вы считаете, почему меняются отношения, когда дети становятся подростками? -Причин, конечно, много, остановлюсь только на тех, которые чаще всего встречаются в нашей практике. В подростковом возрасте дети начинают критически относиться к родителям - они видят противоречие между словами и поступками и с юношеским максимализмом не прощают этого. Многие родители позволяют себе обсуждать с друзьями то, что ребёнок им доверил. А ведь тот же ребёнок, особенно когда был младше, испытывал острую потребность поделиться своим «секретом», как правило, с мамой, и при этом приговаривал: «Только никому не говори!». Теперь поведение родителей или учителей, которые не оправдали доверия, вызывает глубокую обиду, и подросток перестаёт им доверять. Ещё одна типичная, к сожалению, ситуация во многих семьях, - у родителей нет запрета ВСЁ говорить при детях. -Очевидно, они считают, что при нынешней информированности дети всё равно всё знают или узнают. -Возможно, но жизнь показывает, что за такую вседозволенность часто приходится расплачиваться. Подростки ставят себя «на равной ноге» с родителями и, конечно, ни о каком уважении и тем более почтительности уже нет и речи. -Вы присутствуете при собеседовании с будущими первоклассниками. Каковы Ваши наблюдения? -Мы видим, что главная проблема детей, готовящихся к школе, - низкий уровень развития устной речи. Основная причина в том, на каком языке и как разговаривают дома с ребёнком до трёх лет. Родителям некогда, ребёнок говорит ещё плохо – «что с ним разговаривать!». Здесь хочется подчеркнуть, какую огромную роль могут сыграть бабушки и дедушки, если их не отстраняют от воспитания внуков. «Третье» поколение часто со старшим поколением на одной волне, они лучше понимают друг друга. К тому же, чем больше бабушки и дедушки «загружены» внуками, тем лучше для них, они получают от них такую необходимую «подпитку». Но вернёмся к первоклассникам. У ребёнка, с которым мало разговаривали в семье, речь слабо развита, а его ещё, чуть подрос, сажают за компьютер - там вообще разговаривать не надо. Игры агрессивные, фильмы тоже. К тому же в семье часто общаются на повышенных тонах: кричат, стоит ор (причём, без всякой необходимости). А уж если есть необходимость, то нередко возникает желание отхлестать словами побольнее. Понаблюдайте, как дети из таких семей «срисовывают» поведение родителей, они даже не замечают, что общаются на крике. -Что же, всё так мрачно? -К счастью, нет. Сейчас мы видим всё больше родителей, которые заинтересованы в том, чтобы дети развивались. Нередко родители сами просят нас, психологов, позаниматься с ребёнком, если есть проблемы, явно заметен перелом в этой сфере. Если раньше была тишина, то теперь мы наблюдаем растущее доверие к нам, специалистам, и желание совместными усилиями помогать растить полноценную личность. -Это хорошая тенденция. Но, к сожалению, употребление ненормативной лексики не уменьшается. Как с этим бороться? -Да, мат становится для многих как бы вторым родным языком. Думаю, что наша задача не в глобальном масштабе бороться с ним – это нам не под силу, – а выработать правильное отношение к нему в семье. -Что значит правильное отношение? -Ребёнок должен знать эти слова, но он должен знать, что говорить их нельзя. При этом надо помнить, что внешняя атрибутика для подростка очень важна, в этом возрасте он начинает говорить и поступать так, как принято среди сверстников. Но если авторитет семьи для него много значит, он будет контролировать себя. Конечно, это требует от родителей огромных усилий, но без труда ничего не достигается. «Вдруг» заняться воспитанием нельзя.
Подготовила Л.Давыдова Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на любой мессенджер (viber, whatsAppp, telegram) - +7 902 896 51 63 или почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | Комплексный рабочий по зданию |
• | Грузчик |
• | Продавец-консультант |
• | Ищу подработку |
• | делопроизводитель, помощник руководителя |
• | Аналитик |