Педагоги, которых принято считать самой терпеливой, безропотной частью общества, в весьма резких выражениях рассказывают о своем положении, которое называют «рабским». Послания адресованы не только местным начальникам, но и руководству повыше – министру образования РФ Андрею Фурсенко и президенту Дмитрию Медведеву.
Учитель бьет в колокола
Волну подняла инициативная группа из снежинской школы № 135. Сложившуюся в стране систему оплаты их труда учителя считают «разрушительной». И приводят аж восемь пунктов доводов: существующие ставки унижают человеческое достоинство педагогов, повышенные нагрузки приводят к их эмоциональному выгоранию, внедрение новых педагогических стандартов зачастую превращается в банальную кампанейщину и т.д. Объясняя причину своего выступления, авторы пишут: «Главная цель нашего обращения состоит в том, чтобы донести тревогу за положение в общеобразовательных школах до руководителей страны, региона (…), чтобы добиться (…) принятия срочных мер, адекватных серьезнешему кризису».
Судя по всему, снежинцы попали в болевую точку. Коллег поддержали учителя Озерска, которые в свою очередь заявили: «Нам пора не только рассказывать ученикам о гражданских правах, но и научиться их отстаивать». А на Интернет-форумах появились записи: «Только учителя Снежинска решились написать о том, что происходит повсюду», «Благодарю за гражданское мужество», «Остальные учителя знают, что их обкрадывают, но молчат, как овцы»…
Ни президент Медведев, ни губернатор Юревич к учителям закрытых городов, конечно, не поехали. Зато довольно оперативно отреагировал областной министр образования Александр Кузнецов. Упрекнув авторов в излишней эмоциональности, некомпетентности и даже политической ангажированности, министр, по сути, так и не ответил на поставленные в письме вопросы. Зато в очередной раз напомнил о том, что Челябинская область переходит к отраслевой системе оплаты труда, смысл которой как раз и заключается в «ускоренном росте заработной платы учителей на 15-20 процентов».
«Собираемся писать заявления»
Что же это за такая волшебная система, способная в кратчайшие сроки подтянуть зарплату южноуральского педагога хотя бы до уровня среднего сантехника? Постановление о переходе на новый порядок оплаты труда работников образования датировано ноябрем 2007 года.
Согласно изобилующей формулами методике, фонд заработной платы каждой школы теперь делится на две части: базовую и стимулирующую. Из первого «кармана» педагог получает некий гарантированный минимум, адекватный его нагрузке. Второй же суммой распоряжается директор образовательного учреждения, который волен поощрить рублем особо отличившегося подчиненного.
Минуло три года – и Южный Урал вслед за другими регионами примеряет на себя новую схему. В декабре педагоги большинства школ областного центра, а также их коллеги из некоторых городов области, получили первую зарплату, рассчитанную уже по-новому. Реакция учителей противоречивая – от глубокого разочарования до сдержанного оптимизма. Например, в лицее № 11 Челябинска сообщили, что никакого повышения своей зарплаты не ощутили. Правда, при этом оговорились, что стимулирующий фонд в лицее существует давно, и учителя привыкли к тому, что цифры в их ведомостях напрямую зависят от результатов работы. Значительных «зарплатных» колебаний не заметили и в другом лицее – 77-м.
Чего не скажешь о преподавателях еманжелинских школ. Когда они получили свои кровные за ноябрь, многие были просто шокированы. Рассказывает педагог с тридцатилетним стажем
Елена Старикова:
- Все мои знакомые получили меньше, чем месяц назад, когда зарплату начисляли еще по тарифной сетке. Кто-то пятисот рублей недосчитался, кто-то тысячи. Я в общей сложности потеряла около 2,5 тысяч. Самое главное – мы даже не знали, что зарплату нам по новой схеме выдавать собираются, никто нам ничего не объяснял. Так что настроение у нас в Еманжелинске сейчас… Сами понимаете… Знаю, что кое-кто уже собирался подавать заявление об увольнении.
Как поделить пирог?
Несмотря на то, что на форумах призывы к всеобщей учительской забастовке – не редкость, до подобных форм протеста, думается, дело не дойдет. И дело тут не только в долготерпении и благоразумии наших педагогов. Те, кто постарше (а их в современной российской школе большинство), опасаясь за свои рабочие места, на крайние меры не пойдут. Вот как выразил общее настроение некий блогер:
«У нас в школе одни старички. Подписи под письмом ставить не хотят, говорят, что сразу окажутся в числе уволенных. А молодых нет, как нет и вакансий для них».
Подавляющая часть учителей хоть и ворчит, но предпочитает ждать и наблюдать, чем в конечном итоге аукнется новая система. Они понимают, что реформаторами двигала благая цель, выраженная тремя словами: «уйти от уравниловки». Но стимул хорош лишь тогда, когда он весом, ощутим. В Москве, к примеру, после принятия новой схемы учительские зарплаты достигли планки в 40, 50 и даже 80 тысяч рублей.
У нас же при нынешней мизерной базовой части зарплаты педагога (она целиком и полностью зависит от щедрости местных властей), стимулирующая составляющая теряет свою привлекательность. Сегодня южноуральская школа на все про все получает ровно такую сумму, которой располагала до «революционных» преобразований. Директорам школ приходится изрядно поломать голову, чтобы из существующих крох выкроить еще и некие суммы для «ударников педагогического фронта». Поэтому самые совестливые из них поступают привычным образом: пилят пирог на равные части. Так, по крайней, никому не обидно.
Или, точнее, обидно всем в равной степени.
Марс ВАХИДОВ, учитель химии лицея № 77, Челябинск:
- Поскольку школьный фонд оплаты труда не увеличился, то произошло простое перераспределение имеющихся средств. Изменения будут заметными, если сделать достойной базовую часть. Сейчас же она сопоставима с пособием для нищих, а чтобы учителю получить чуть больше, ему нужно совершать подвиги.
Вера ПОЛЕТАЕВА, заместитель министра образования и науки Челябинской области:
- Приходится признать, что внедрение новой системы оплаты труда проходит тяжело. И главную причину я вижу в том, что на местах плохо разъясняют ее суть. Что же касается письма снежинских педагогов, то их понять можно. Когда на градообразующем предприятии молодой инженер зарабатывает 40 тысяч, то сравнивать есть с чем. И это несмотря на то, что учителя в Снежинске получают в полтора раза больше, чем их коллеги в среднем по области.
Иван ИОГОЛЕВИЧ, директор челябинского Дворца пионеров им. Крупской, лауреат премии «Учитель года-2005»:
- Идея сама по себе прогрессивная – заинтересовать педагога результатом его труда. Но чтобы схема заработала по-настоящему, нужна хорошая финансовая подпитка. Пока же от преобразований выиграла лишь одна категория – молодые специалисты. Их зарплата действительно выросла, а значит, есть надежда, что многие из них закрепятся в школе.