Инженерный подвиг КоролёваНаука и образование, 12 апреля 2014 04:00, источник: Собинформ
Всякая война ломает любые представления о системе и логике. Мы уже привычно говорим «холодная война», но совершенно не задумываемся о ней, когда нужно чётко разделить: здесь она началась, а здесь закончилась, здесь она велась, а здесь стояли резервные силы. Скорее всего, это, действительно, непосильная задача для опыта одного человека или коллектива. И всё же, ради истины, необходимо описать примерные рубежи, фронты и силы для ведения этой Cold War. Несомненно, 50-е годы двадцатого века стали важным периодом пробы мускулов в мировом противостоянии. В это время США активно наращивали свою военную мощь, совершенствовали ядерное оружие, создавали новые средства его доставки в виде ракет и бомбардировщиков. В свою очередь, и наша страна провела серию испытаний различных видов ядерного оружия, создала новые виды бомбардировщиков, освоила ракетостроение, запустила в космос первый искусственный спутник Земли. Но обычные средства вооружений Второй Мировой войны показали предельные возможности армий и уже не соответствовали поставленным задачам. Политики искали другие способы обеспечения превосходства в мире. А обстановка накалялась. Советское руководство было обеспокоено в связи с размещением военных баз НАТО вокруг территорий СССР и стран социалистического лагеря и угрозой применения против них ядерного оружия.
Надо признать, что мы отставали от Соединённых Штатов в средствах доставки и, в первую очередь, в ракетах большой дальности. В 1959 году мы имели не более 3-х пусковых установок для межконтинентальных баллистических ракет (МБР), а всё остальное – ракеты малой и средней дальности. Бомбардировщики – не могли дать серьёзных козырей в холодной, а тем более в «горячей» войне. Срочно нужны были надёжные и точные ракеты, способные летать на дальности, сопоставимые с расстоянием до территории США.
Решения в 1959 году принимались быстро. Одно из них инициировал лично С. П. Королёв: нам нужен полигон на дальность полёта ракеты 12-14 тыс. км, т.е. значительно дальше Камчатки. Нам нужны океанские всепогодные корабли, способные быстро и правильно отследить точность и надёжность наших МБР. Его гениальные помощники уточнили задачу: времени нет, все недоработки устраняем по ходу дела. Промышленность и научно-исследовательские институты очень быстро выработали технические решения. А Военно-морской флот СССР ответил кадровым предложением: мы даём в руководители соединения одного из самых незаурядных офицеров, прошедшего всю войну от начала и до конца и принимаем к себе в кадровый состав офицеров и солдат всех видов Вооружённых сил. Поразительно, но менее чем через год после принятого решения, 55 лет назад, на Камчатке появилось соединение из 4-х кораблей, каких до этого не видели моря и океаны. Впервые в мире на их надстройках располагалось невиданное ранее количество разного рода антенн и устройств. Никто, даже в штабе Камчатской флотилии, не знал ни об их предназначении, ни о поставленных перед ними задачах. Необычный вид кораблей дополнялся наличием на их палубах вертолётов. Не сказать, что эти четыре корабля («Сибирь», «Сучан», «Сахалин» и «Чукотка») появились скрытно. Да, все антенны перед уходом из Ленинграда были сняты, всё, что могло раскрыть их примерное использование, укрыто, вертолёты ожидали посадки где-то вдали от европейских глаз. Тем не менее, переход этих кораблей Северным морским путём должен был создать интригу – таковы негласные условия холодной войны.
Командовал соединением под совершенно нейтральным и мирным названием Тихоокеанская океанографическая экспедиция (ТОГЭ-4) капитан 1-го ранга Юрий Иванович Максюта – твёрдый командир, моряк и вместе с тем – психолог, учёный и романтик. Именно под его руководством эти, срочно купленные у Польши, рудовозы становятся симбиозом военных кораблей, наземных измерительных пунктов и даже научных лабораторий. Чуть позже Юрий Иванович станет адмиралом, возглавит научно-исследовательский институт, вырастит целую плеяду учёных, встанет у истоков отечественной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Получит Ленинскую премию. А корабли на протяжении 35 лет будут не только работать по межконтинентальным баллистическим ракетам, но и сопровождать над Тихим океаном все, без исключения, космические аппараты с космонавтами на борту, включая Ю. А. Гагарина.
Но в 1959 году перед Ю. И. Максютой стояла задача создать именно первый рубеж обороны в холодной войне, показать вероятному противнику реальную угрозу в полном цвете и красках, ничего не скрывая. Надо было сделать это, иначе народ потратил бы впустую и годы, и миллионы рублей. Надо было показать нашу предельную силу и возможности!
В качестве полигона был избран участок в центральной части Тихого океана, удалённый от путей интенсивного судоходства, воздушных трасс и мест рыбного промысла, названный позднее «Акваторией», что соответствовало названию научно-исследовательской работы. Не было ни времени, ни методик, ни опытных людей – самый старший из опытных был в звании инженер-майора. Через четыре месяца эти корабли должны были выйти в море, имея на борту всё необходимое. Значит из рудовозов нужно было сделать боевые корабли, из сухопутных офицеров – настоящих моряков (отметим, что флотские офицеры делились своими науками очень охотно). Конечно, все офицеры и матросы знали, или догадывались, для чего их готовят – для испытаний «мощной ракеты». Ну, а то, что район будет закрыт для плавания и пролёта всех иностранных судов и самолётов, сообщили все центральные газеты. Всё прочее – тайна за семью печатями. Это так и будет тайной до конца жизни этой Экспедиции, до самого распада СССР и даже чуть дольше.
Первый стратегический бой холодной войны соединение адмирала Ю. И. Максюты дало в конце января 1960 года. Об этой победе несколько дней писали все газеты Советского Союза и стран Варшавского Договора: «Для исследования космоса Советский Союз запустил мощную ракету!». А как же, улыбнёмся мы – конечно, для космоса! Даже американская сторона вынуждена была подтвердить дальность полёта и точность попадания в «цель» советской Р-7А, что, конечно, прибавило уверенности руководству СССР в противостоянии с Соединёнными Штатами. Вся остальная политика превратилась после этого в отдельные эпизоды холодной войны. Стало ясно: отныне территория Соединённых Штатов стала досягаемой для СССР. Это была победа С. П. Королёва на стратегическом фронте и там, в полигоне «Акватория», был «забит колышек»: здесь будет первый рубеж холодной войны, а точнее – обороны.
Конечно, затем холодная война распадается на тысячу своих составляющих. На многие сотни тысяч случаев и эпизодов. Все соединения Военно-морского флота и других видов Вооружённых сил находились в состоянии постоянной боевой готовности. Очень важно было дать понять вероятному противнику, что у нас несётся боевое дежурство, наша ракетная триада готова в любую секунду дать залп. Каждый солдат, матрос и офицер с 60-х по 80-е годы ощущал присутствие противника в холодной войне. Тем не менее, большинство просто ждали, охраняли, несли боевое дежурство. Корабли же адмирала Максюты провоцировали и показывали – да, мы готовы! Да, мы демонстрировали предельную силу Советского Союза, возможности его экономики, науки и производства! Сомневающийся, заходи в океанский район, закрытый для плавания. В этом районе всё предельно просто, и никто не будет жаловаться, если что-то случится с противником. Мы не были ангелами, но и не ждали благородных поступков от кораблей и самолётов США в этом полигоне. Всякое бывало. И пикировали на нас американские «Нептуны» и «Орионы», и грозили орудиями их эсминцы и корветы, но мы делали свое дело, будучи уверенными, что за нами мощь нашей страны. А иногда «сомневающиеся» получали осколками боевой части ракеты по своим надстройкам. Именно так было с американским «Генералом Арнольдом», с корветами и эсминцами флота США. Режим открытого моря не подразумевает какого-то приоритета для того или другого государства. Американская сторона всегда выдвигала в район падения головных частей наших ракет корабли военно-морских сил, авиацию. Часто мастерство наших и американских лётчиков предотвращало инциденты и аварии в море. Очень ярким был подвиг вертолётчиков нашего КА-25 при приводнении в 1983 году советского БОРа (Беспилотного орбитального ракетоплана) в Индийском океане. Вертолёт просто завис над аппаратом и не давал самолётам НАТО ликвидировать его.
Все, без исключения, баллистические ракеты – от Р-7 до «Сатаны», «Скальпеля» и «Булавы» прошли через этот полигон Максюты. Так и держали этот рубеж обороны моряки ТОГЭ-4. В 1963 году пришли новые корабли «Чажма» и «Чумикан» - ТОГЭ-5. Сменилось несколько поколений моряков. А в 80-х годах страна построила элегантные красавцы «Маршал Неделин» и «Маршал Крылов». Так развивалась 35-я бригада кораблей измерительного комплекса под совершенно секретным названием из простых русских слов – Плавучий измерительный комплекс Министерства обороны.
А потом, в новые времена, о них забыли. То ли предельную мощь страны стало стыдно показывать, то ли стали мы со всеми друзьями. Рубеж-то остался, всего и дел-то – нарисовать на морской карте границы этого района, закрытого для плавания. А вот кораблей тех, кроме «Маршала Крылова», уже давно нет. Продали. И всё чаще случаются катастрофы космических аппаратов над огромным Тихим океаном. И не придумали ещё потомки Королёва и Гагарина других способов обуздания и контроля ракетной энергии.
Поэт, капитан 1-го ранга Н. Н. Гульнев замечательно написал об этом: В обычай русская морока: И мирный день, и не война - Вас засекретят, и до срока, О вашей доле - тишина! Вас нет, и не было! Простите За не учёт душевных ран, А судеб памятные нити Вели вас в Тихий Океан! Туда, до дня, до поворота, Где всякий раз опасен миг, Где нет спасателей и Флота, Где рёв «широт сороковых»!
А Китай, Франция, Соединённые Штаты продолжают строить подобные корабли и используют их для испытаний ракет и контроля за полётами космических аппаратов. Ну, а наши отцы и деды этот первый стратегический бой провели блестяще!
В нашем городе проживает несколько ветеранов, служивших в разные годы на кораблях этого соединения: А. Цаплин («Спасск»), С. Сергеев («Спасск»), А. Герасименко («Сибирь»), С. Савенков («Чажма»). Двое из них, А. Цаплин и С. Сергеев, работают на производственном объединении «Маяк».
С. Сергеев («Союз ветеранов кораблей измерительного комплекса имени адмирала Ю. И. Максюты»)Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на любой мессенджер (viber, whatsAppp, telegram) - +7 902 896 51 63 или почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | Продавец консультант |
• | Слесарь по сборке металлоконструкций |
• | Уборщица |
• | Уборщица |
• | Уборщица, продавец |
• | Не указано |