Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Деньги нужно вкладывать в повышение квалификации педагогов: интервью с министром образования Челябинской области

Наука и образование, 25 февраля 2011 09:29, источник: regnum.ru
Деньги нужно вкладывать в повышение квалификации педагогов: интервью с министром образования Челябинской области

Школам нужно научиться грамотно расходовать деньги, педагогам - повышать квалификацию, для дошкольников открывать детские сады, а старшеклассникам создать комплексную систему профильного обучения. О сегодняшних приоритетах, задачах и планах в системе образования Челябинской области рассказал министр образования региона АЛЕКСАНДР КУЗНЕЦОВ.

Не подкосила ли в этом году эпидемия гриппа и ОРВИ образовательный процесс?

У нас, к сожалению, грипп и респираторные заболевания уже стали достаточно регулярным явлением, поэтому мы к ним готовы. В прошлом году из-за морозов и карантина вылетело гораздо больше учебного времени, чем в текущем. Сейчас школы каких-то особых проблем не испытывают. Кроме того, значительная часть школ оснащена средствами доступа к интернету, а ученики имеют доступ в сеть дома (по Челябинску эта цифра составляет около 75%). Поэтому возможно дистанционное обучение, когда учителя выкладывают домашние задания на сайтах школ или на других электронных ресурсах, а дети их выполняют. Это конечно эрзац замещения нормального обучения, но, тем не менее, это позволяет нам отставать не сильно от освоения учебной программы.

Будут ли в связи с эпидемией какие-то корректировки каникул у школьников региона или изменения в учебных программах?

Там, где отставание неизбежно, происходит корректировка учебных планов, потому что в них изначально заложены допуски в объеме примерно 5% времени на форс-мажорные обстоятельства. Этот допуск можно использовать, чтобы нагнать какие-либо темы. В этом году у нас к счастью нет таких ситуаций, когда потребуется увеличивать четверть или сокращать каникулы.

Общественность бурно обсуждает проект введения новых государственных образовательных стандартов для старшей школы. Какое мнение об изменениях в системе образования и обсуждаемом законопроекте сложилось у вас?

Нужно всем понимать, что процесс смены стандартов неизбежен. Во-первых, по формальным причинам, потому что в законе у нас прописана смена стандартов каждые десять лет. Во-вторых, жизнь меняется, и естественно те изменения, которые происходят в жизни, должны находить свое отражение и в образовательных стандартах. Бессмысленно сегодня учить детей тому, что было заложено в стандартах 10, 15, 20 лет назад.

Что касается качества стандартов, которые сейчас обсуждаются, то в целом его я оцениваю достаточно высоко. Но это качество, к сожалению, (и разработчики это признали) было изложено достаточно наукообразным языком, и, конечно же, для общественности многие вещи были непонятны. Я надеюсь, что сейчас после соответствующей доработки все-таки отношение к новым стандартам будет иное.

По сути дела, в новых стандартах старшей школы закрепляются те достижения, которые были продемонстрированы на протяжении последний четырех-пяти лет экспериментальными школами Российской Федерации (в том числе Челябинской области), которые отрабатывали вопросы профильного обучения. Мы сейчас уже привыкли к тому, что у нас в половине школ Челябинска есть так называемые профильные классы, и к этому все спокойно относятся. По сути дела, сейчас предлагается в законе закрепить, примерно, то же самое - то есть старшая школа должна стать профильной, и ребенок должен иметь возможность выбирать те дисциплины, к которым у него душа лежит. Поэтому, во-первых, разработчики стандартов опираются на экспериментальный опыт российских же школ. Во-вторых, они просто идут навстречу пожеланиям общественности.

Здесь еще такой момент очень важен. Думаю, никто из педагогов не будет спорить, что от множества предметов, которые преподаются по одному-два часа в неделю, никакого толка нет. Поэтому и ведется речь об укрупнении этих предметных областей. Ведь одна из главных задач школы, о которой мы забываем, не отбить у ребенка интерес к познанию. У нас немало примеров, когда мы, нагружая ребенка нужным и ненужным предметным материалом, просто отбиваем у него все желание учиться на последующие годы. Поэтому один из важных моментов, который достигается новыми стандартами, не отбивать у старшеклассника желание дальше учиться.

Представляет ли внедрение новых образовательных стандартов для старшей и младшей школы какие-либо трудности для региона?

Начальная школа в Челябинской области уже три года работает по новым стандартам. Другое дело, что это было в экспериментальном режиме: для всей страны в штатном режиме это будет только с 1 сентября 2011 года. Естественно, зная об этих сроках, мы предприняли соответствующие усилия по обеспечению образовательного процесса учебной литературой и подготовке и переподготовке учителей. И здесь мы особых проблем не испытываем, потому что уже три года совершенствуем квалификацию учителей.

Есть ли необходимость дополнительного финансирования школ при переходе на новые стандарты?

Есть вопрос, связанный с финансовым обеспечением, так называемой, внеурочной деятельности школьников, потому что одним из принципиальных моментов новых стандартов является создание школы продленного дня, когда помимо 20-36 часов учебной нагрузки предполагается еще и десятичасовая обязательная внеаудиторная нагрузка школьника. И очень важно, что и учебная, и внеучебная нагрузка ребенка объединяются таким общим понятием, как образовательная программа, включающая в себя учебный план (уроки) и эту внеучебную составляющую. Задача администраций образовательных учреждений так выстроить взаимоотношения между педагогами, которые занимаются учебной и внеучебной деятельностью, чтобы переход был плавным и согласованным.

По поводу финансирования дополнительных занятий государство, к сожалению, пока, на мой взгляд, заняло выжидательную позицию, немножко размытую. Мы, честно говоря, надеялись на то, что в федеральных требованиях к организации образовательного процесса по новым стандартам будет черным по белому написано, что ребенок должен столько-то часов заниматься вот этим, столько вот этим, что давало бы нам возможность обращаться к финансовым органам с просьбой об увеличении финансирования. Потому что там, где занятия с ребенком организуются на базе школы и силами педагогов школы, естественно потребуются дополнительные ассигнования. Вопрос такой поставлен и посчитан - нам потребуется на 2011 год около 180 млн рублей.

А какова ситуация в регионе с переходом на новую систему оплаты труда?

В целом ситуация развивается предсказуемо. Я изначально предполагал определенное недовольство со стороны ряда учителей и непедагогических сотрудников образовательных учреждений, потому что отраслевая система предполагает дифференциацию в оплате в зависимости от количественного и качественного вклада педагога в общее дело. Единая тарифная сетка, которая была введена в стране с 1992 года, позволяла унифицировать зарплату бюджетников. Сейчас же идет отход от своеобразной уравниловки, которая была в эпоху ЕТС. Это переживается болезненно. У кого-то зарплата выросла (таких немного), у большинства осталась на прежнем уровне, а у кого-то может даже и упала. Ситуацию усугубляет то, что на местах не очень грамотно порой сработали и специалисты органов управления образования, и директора образовательных учреждений, не обсудив новую систему оплаты труда с людьми. Министерство недаром инициировало съезд директоров школ Челябинской области. Я предполагал, что вопрос будет очень острым, потому что зарплата - всегда очень острый вопрос. Мы посчитали, что нужно это с людьми обсудить: обрисовать ситуацию, которая складывается в тех территориях, которые перешли на отраслевую систему, для того, чтобы те, кто только переходит, могли избежать ошибок.

По итогам предварительного мониторинга мы увидели, что есть территории, которые грамотно сработали, а есть территории, которые не очень хорошо себя показали, и усугубили ситуацию тем, что подняли зарплаты достаточно существенно администраторам. К счастью, таких немного, но они есть. Мы рассчитываем на поддержку муниципальных органов управления образования, которые должны более внимательно подходить к тому, что они утверждают и подписывают. Потому что когда мы слышим от педагогов, что у них зарплата не изменилась, а у директоров выросла в разы, это неправильно. Один из принципов отраслевой системы - зарплата руководителя зависит от зарплаты педагогов. Здесь надо внимательно действовать муниципалитетам, и не манкировать своим правом регулировать зарплату руководителей.

Остались ли претензии у снежинских учителей?

Наверняка какие-то возмущения остались, хотя там очень грамотный руководитель муниципального управления образования, и ему удалось добиться той ситуации, что зарплата педагогов Снежинска сейчас примерно сопоставима со средней зарплатой по области - около 17 тысяч рублей. Волнения были вызваны тем, что на градообразующем предприятии достаточно серьезно подняли зарплату работникам. И мало ли, что у бюджетников в запретках зарплата существенно выше, чем в соседнем муниципалитете - плохо, что она ниже, чем на градообразующем заводе. Вообще Снежинск и Озерск у нас сейчас самые высокооплачиваемые территории в системе образования области.

Кстати для повышения зарплаты педагогам некоторые территории, в том числе Магнитогорск, провели очень грамотные оптимизационные мероприятия. У нас в системе образования много работников, а когда сюда еще добавляется армия технических сотрудников, которая съедает половину фонда оплаты труда, без оптимизации не обойтись. Оптимизация - это не только сокращение кадров, что в последнюю очередь нужно делать, оптимизация - это, скажем, аутсорсинг. Например, в Магнитогрске все учреждения в централизованной бухгалтерии, и фонд оплаты труда, который поступает в школу, на бухгалтеров не тратится, а тратится на педагогов. А Челябинск сейчас апробирует систему аутсорсинга по обслуживанию инженерных сетей зданий школ и детсадов. Там произошло сокращение совместителей от ЖЭКов, функции которых были переданы управляющим компаниям. Это тоже высвобождает фонд оплаты труда учреждения, и способствует тому, чтобы зарплата педагогов росла.

Как идет работа по оснащению школ новым оборудованием и современными системами обучения?

По оборудованию работа ведется в плановом режиме. Каких-то сумасшедших вливаний, которые были в рамках нацпроекта "Образование", уже не будет. Наверное, это и не страшно, потому что я всегда был убежденным сторонником того, что в первую очередь деньги надо вкладывать не в парты, стулья, компьютеры и так далее, а в повышение квалификации педагогов. И вот здесь нам конечно нужны деньги, и достаточно много, это один из приоритетов, которые мы перед собой ставим в ближайшей перспективе. У нас никогда не будет качественных сдвигов в системе образования, если мы не будем тратиться на повышение квалификации. Оборудование, конечно, важно тоже, но его обновление будет делаться в плановом режиме. Все-таки мы будем акцентировать ресурсы на повышение квалификации педагогов, потому что и новая система аттестации педкадров нас тоже к этому стимулирует.

Как сейчас обстоит ситуация с переходом на новые операционные системы? Насколько мы знаем, регион отказывается от операционной системы Windows и переходит на Linux?

Microsoft вышел с инициативой взимать с лицензии программного обеспечения каждого компьютера по 8 долларов в год, а у нас в области около 30 тысяч машин. Сумма не критическая, но не надо подсаживаться на эту иглу: в этом году 8 долларов, но в 2012 году может быть 18 долларов, поэтому мы должны переходить на свободно распространяемое программное обеспечение. Это конечно вызовет определенные организационные трудности, потому что ряд продуктов совместимы только с Windows, но большинство вполне нормально работает и под Linux. И у нас была задача в этом году иметь около 30% школ, в которых половина машин уже на Linux, мы с этой задачей справились, и каких-то особых проблем по дальнейшему переходу не видим. Выбрасывать на это деньги, когда у нас есть проблемы с зарплатами и повышением квалификации педагогов, было бы неправильно.

Вызывает ли у педагогов какие-либо трудности переход на Linux?

В области в 2005 году была создана сеть межшкольных методических центров (ММЦ) и региональный координационный центр (РКЦ). Мы тогда вошли в проект информатизации системы образования. Эта сеть нам достаточно дорого тогда обошлась, и мы считаем своим достижением, что ее удалось сохранить, когда федеральное и коммерческое финансирование прекратилось. Там происходит обучение педагогов новым информационным технологиям. Все технические новинки, которые появляются в системе образования, появляется у нас в ММЦ, и мы обучаем педагогов.

Какова ситуация с обеспеченностью дошкольников местами в детских садах? Успевает ли регион за рождаемостью?

За рождаемостью не успеваем к сожалению. Сейчас у нас мест в системе дошкольного образования достаточно, но проблема в том, что места есть там, где нет детей, а дети там, где нет мест. Потому что у нас сейчас набирают силу внутри областные и внутрирегиональные миграционные процессы, и у нас очень много муниципалитетов, где с одной стороны охват дошкольным образованием не очень высокий, и при этом укомплектованность местами меньше 100%. Сельский муниципалитет - это райцентр с дефицитом мест и окружающие деревни, где детские сады стоят, а детей нет.

Тем не менее, нам удалось в 2010 году план перевыполнить. Планировалось ввести 1300 мест, плюс был долг с 2009 года в 1500 мест. Но в итоге ввели 3200 мест, план перевыполнили, причем без каких либо существенных вливаний из областного бюджета, в основном за счет организационных мероприятий и распространения новых форм развития дошкольных образований. Например, дошкольные отделения при школах. За счет этих мер нам удалось ситуацию отчасти сдержать. И мы планировали падение процента охвата дошкольным образованием в области до 76%, но нам все-таки удалось удержать на уровне 77,6%.

Была замечательная идея строительства переносных модульных детсадов, она будет реализована?

Я почему с этого года начал поднимать тему модульных детсадов, потому что они позволяют мобильный дошкольный комплекс снять и перенести в другое место. Помимо этого, одно дошкольное место в таком детском саду стоит дешевле - около 300 тысяч рублей. С местом для строительства в регионе такого детсада мы определились, и уже готова проектно-сметная документация. Модульный детский садик мы поставим в одном из поселков под Миассом.

Как еще планируется улучшать ситуацию с местами в детских садах?

Сейчас мы активно работаем с правительством по выделению дополнительных ассигнований, и я надеюсь, что нам удастся в ближайшие месяц-полтора около четверти миллиарда рублей найти для того, чтобы профинансировать хотя бы те объекты, которые были начаты в предшествующий период, но не окончены. Механизмы мы видим, дело за относительно небольшими деньгами.

Но нельзя допускать ситуации, когда у нас будут простаивать основные фонды. Потому строить надо, но осмотрительно, и не вкладывать лишние деньги. Сейчас желательно изыскивать такие проекты, которые позволяли бы получить дошкольное место за 300 тысяч рублей.

Перечень объектов, в которые мы вкладываемся, уже готов. То есть это незавершенные объекты, есть объекты капитального строительства, и есть так называемые малозатратные формы: переоборудование школьных помещений, использование, где это возможно, зданий бывших детских садов.


Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14.





Отклики читателей

Гость, 25 февраля 2011 11:11
Ситуация с зарплатами стала чудовищно несправедливой: директор получает по 60-70 тысяч,  простой учитель - 15 тысяч, это в лучшем случае.
Гость, 25 февраля 2011 17:46
15 тысяч - это хорошо! А если 10000?! Как жить, одеваться, содержать студента в крупном городе. Пусть Кузнецов сам работает в образовании, а освободившиеся работники УВД ( по словам губернатора) пусть охраняют школы. Успехов им в деле образования!
Гость, 25 февраля 2011 21:52
Не забудьте добавить, что 10000 - это вместе с классным руководством, замещением или в одной из "продвинутых" школ (на 15-20%выше). А в обычной начальной школе - 8000+1000(за классное руководство). Получается, что снова сложили зарплаты директоров, разных завучей, учителей на 1,5-2 ставки в старшей школе и зарплату учителя начальных классов (которая и без того ниже, так ещё и подработать негде), разделили на количество человек, вот и получились гигантские деньги - аж 17000!        
Хоть бы раз в этом году такую зарплату увидеть!      
Вся страна слышит про повышение зарплаты учителей то на 10%, то ещё на сколько-нибудь, а где оно реальное-то?    
И смех, как говорится, и грех!!!  
Одна радость - скоро пенсия! ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ!!!    И, школа, прощай!  Вот только кто останется?   Кто внуков учить будет при такой-то зарплате?            
P.S.: Обратите внимание. что "вообще Снежинск и Озерск у нас сейчас самые высокооплачиваемые территории в системе образования области."   Это сколько же тогда учителя на "большой замле-то" реально получают? (7000-8000, точно знаю!) Нуи где эти  17000?
Гость, 25 февраля 2011 23:25
Я, конечно, люблю детей и преподавать -это мое, но своего ребенка я люблю больше!!! Не хотим мы жить на такую зп. И не живем!!!!
я, 26 февраля 2011 02:38
насколько я понимаю, не только меня расстраивают эти яйцеголовые.. откуда цифры-то такие берутся??? 17 тысяч - средняя зарплата по области?????? а главное, ОЗЁРСК И СНЕЖИНСК - самые высокооплачиваемые??? да и простой учитель в среднем десятку имеет - не больше! александр кузнецов, похоже, попал в информационную блокаду :-( слишком далеки они от народа...
Гость, 26 февраля 2011 09:59
Работникам образования давно пора устроить забастовку. Может, после этого прислушиваться будут к педагогам?! Иначе скоро педагоги вымрут как класс.
Гость, 27 февраля 2011 09:42
Если сложить 90 тысяч директора, 60 тысяч у замов и 10 тысяч у простых учителей, то получается оооочень хорошая зарплата учителя и бодрые рапорты чиновников! До каких пор будут учителя терпеть это!
Гость, 28 февраля 2011 13:45
Учителей уже в городе нет. Знаю многих, кто уходит после окончания учебного года... Что творится с точными науками.... Докатились. Кто будет учить? Что ж, Касли и Кыштым недалеко... Будут учителя к нам ездить (у нас жк огромная зарплата по словам Кузнецова). Мир перевернулся.
Гость, 28 февраля 2011 15:09
Сколько можно писать неправду. Либо действительно, министр не в курсе, либо не хочет смотреть правде "в глаза". Я ничем не могу помочь своей дочери (в этом году надо поступать в университет). Повернитесь, господин министр, к своим работникам (пока есть ещё в образовании творческие, инициативные, умные учителя). Сберегите то, что ещё осталось!!! :idea:
Гость, 28 февраля 2011 18:40
Спасибо заинтересованным родителям! С учителями в городе, действительно, катастрофа.
Гость, 28 февраля 2011 20:11
а повышать  квалификацию вскоре будет некому!
педагоги предпенсионного возраста  "дорабатывают", молодые педагоги в школу не спешат, а если и оказываются у доски, так только в ожидании "нормальной" работы.
кто станет наших  детей учить?
Гость, 3 марта 2011 23:03
Аплодирую  каждому учителю нашедшему себя за стенами школы! Искренне рада за каждого, потому что унизительная зарплата, чиновничий беспредел и бумаготворчество достали. У нас за полгода уволилось из школы 7 человек!!! Комментарии  излишни. А очереди в центре занятости не наблюдается. Мечтаю дожить до того дня, когда учить будет некому!
    Хотя дети не виноваты, и работа мне нравится.
Гость, 31 марта 2011 19:07
Господин, Министр !
Работаю в школе с 1991 г. (прослужив в армии 20 лет) и такого преступного равнодушия со стороны власти (всех уровней, особенно школьной администрации) с введением НСОТ ожидал. Страшная пропасть в зарплатах учителей и администрации школы. Директор не афиширует зарплату свою и своих замов, боясь возмущения учителей.
Перейти к обсуждению на форуме >>
По требованию российского законодательства комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Добавьте Ваше мнение:*
:) ;) :D 8-) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 


Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором.

Сообщи новость

Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.

Добавить новость

Погода в Озерске

4 марта 2021 - день

-4oC, Ветер Западный 5 м/с, Ясно Без осадков

подробнее




Самые читаемые новости




Самые обсуждаемые новости




Последние вакансии в Озерске

Кассир
Продавец-кассир
оператор АЗС

Последние резюме в Озерске

Продавец.
Любую
Разнорабочий

Дополнительно

Архив Карта сайта Редакция Размещение рекламы на сайте Ozersk74.RU