Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Хождение озерчан за два моря. Часть 1

Спорт и отдых, 26 мая 2019 08:00, источник: Собинформ

До масштабов путешествия Афанасия Никитина, описавшего свои приключения в знаменитом «Хождении за три моря», мы, конечно, опять не дотянули, но прошлогоднюю географию значительно расширили и посетили еще несколько мест, в которых бывал наш знаменитый соотечественник. Мы вновь приглашаем вас на «большую прогулку» и постараемся во всех технических подробностях описать особенности нынешней поездки. В первой части, по традиции, «очень много букоф» (да простит нас достопочтенный модератор!), а в этот раз еще и много цифр для тех, кто изучает наши заметки с практической точки зрения. Мы рады, если помогаем вам в организации путешествий.

Напомним, что у нас есть «пунктик», «слизанный» с одного известного советского лозунга: «Экономика должна быть экономной». Мы стараемся все расходы на путешествие свести к минимуму. Такой подход приемлем не для каждого. Мы останавливаемся в дешевых гостиницах и выбираем не самый легкий и быстрый путь до места назначения, но зато строим обширную интересную программу путешествия, в котором сложная логистика и отсутствие дорогих отелей и ресторанов приводят, в итоге, ко многим интересным знакомствам и впечатлениям.

Когда пришла пора задуматься об очередном отпуске, то мы, ни минуты не колеблясь, решили снова ехать в Иран. Страна очень большая по площади, и носиться по ней галопом, чтобы в короткий период утрамбовать все основные достопримечательности – не самая хорошая идея. Кроме всего прочего, на этот раз мы решили непременно посетить Хормозган – провинцию на юго-востоке Ирана, в состав которой входит часть побережья Персидского залива в окрестностях Бандар Аббаса и несколько островов. Причем мы сознательно исключили из программы фешенебельный курортный остров Киш и посвятили время путешествию по Кешму и Ормузу с их девственной природой и аутентичностью (модное словечко). Абсолютное большинство туристов до Хормозгана так и не доезжает, поскольку этот район значительно удален от центральной части страны, где сосредоточены основные и наиболее известные за пределами Ирана «цивилизованные» достопримечательности.

Но не будем забегать вперед. Пока скажу лишь, что в Иран мы…пошли пешком, а денег на все (визы, страховки, транспортные расходы, жилье, вся еда, походы и экскурсии, входные билеты на достопримечательности) за месяц потратили столько же, сколько стоит 10-дневная путевка с питанием, но без единой экскурсии в безвизовую Турцию, считающуюся дешевым вариантом для большинства российских туристов. Мы за самостоятельные путешествия. Экономика должна быть экономной! Но при таком подходе надо быть готовым к разному, быть немножко авантюристом и иметь в высшей степени стрессоустойчивое отношение к жизни.

Поскольку мы решили, что в Иран пойдем пешком, необходимо было получить визы заранее, т.к. по прибытию выдается виза только в международном аэропорту Тегерана. В прошлый раз мы ее так и получали безо всяких проволочек. Из Казани летели в Тегеран с пересадкой в Баку. Теперь же мы решили в Баку остановиться на несколько дней, а дальше перемещаться по земле. Через наземный погранпереход пропустят только при наличии заранее оформленной визы. Для этих целей существует форма на сайте Министерства иностранных дел Исламской республики Иран, через которую подается электронная заявка на получение визы. В заявке нужно указать город, в котором намерен получить визовый штампик в паспорт. Необязательно получать визу именно в своей стране, это можно сделать в третьем государстве. Мы планировали получить визу в посольстве Ирана в Баку за то время, что будем находиться там проездом. Заявки отправили. Ждем-пождем. Должен прийти либо отказ, либо согласование. Отказы приходят часто, в таком случае надо просто отправлять повторную заявку. Причины отказа не объясняются. Некоторые получают подтверждение со второго-третьего раза. Отказ не влечет за собой никаких негативных последствий. Проблема состоит в другом – время! На повторную заявку может не оказаться времени. Наши заявки провисели в статусе рассмотрения два месяца, и…пришел отказ! Причина скорее всего состояла именно в том, что мы хотели получить визы в посольстве на территории третьего государства, хотя это не является нарушением, но, когда ты приходишь в посольство лично, то отпадают многие вопросы, а при заочном электронном способе подачи заявления возможны подозрения – почему же мы не желаем получить визу, находясь в своей стране. А действительно – почему? Элементарно, Ватсон! Мы забыли! Забыли про Новруз!!! Начало путешествия происходило по старой схеме: поезд в Казань. В Казани есть консульство Ирана, а у нас был целый день между поездом и самолетом, чтобы это консульство посетить и получить визы. Мы так и хотели сделать. Оплатили билеты. И тут пришла одна светлая мысль. Поздновато, но что ж поделать. Мы ж окажемся в Казани на начало Новруза! А это государственный выходной в Иране, а значит и во всех иранских посольствах и консульствах. Позвонила в консульство, убедилась, что так все и есть. В консульстве посоветовали сделать заявку на Баку. Заявку отправили, два месяца потеряли в ожидании, получили отказ. Без паники. В консульстве в Казани нас уже знают, как родных: за два месяца мы успели несколько раз по телефону задушевно пообщаться и с господином консулом лично и с его сотрудниками. Нам велели ждать резолюции по заявке, и в случае отказа немедленно звонить им. Звоним. С вопросом из Чернышевского: «Что делать?» А поезд в Казань через ТРИ дня! И нас спасли! Оказалось, что нам страшно повезло: как раз недавно отменили необходимость постановки визового штампа непосредственно в паспорт, теперь визу можно получить в электронном виде, а на границе достаточно предъявить распечатку со штрих-кодом, который пограничник проверит в базе через терминал. Раньше надо было переправлять оригинал паспорта в консульство (привозить лично или отсылать с курьером, а потом так же забирать – очень неудобно для иногородних, живущих вообще в другом регионе). Сейчас все намного проще: мы отправили в консульство по электронной почте фотки паспортов и фотки себя, сотрудники сделали на нас заявку, заявка была одобрена, и по электронной же почте нам незамедлительно выслали визы. Деньги за визовый сбор перевели на банковскую карту начальнику отдела, он их обналичил и внес в кассу (визовый сбор нельзя оплатить в банке – только наличными в консульстве, но т.к. мы иногородние и оказались в экстремальной ситуации, то и для нашего случая нашелся выход). Ура! Иран, встречай!

В экономическом плане это было единственное наше большое упущение: визу пришлось оформлять срочно по цене визового сбора в аэропорту – 80 долларов с человека (несрочный сбор – 40 долларов). Но тут уж главным было вообще получить визу и вовремя уехать.

Взбодрились, настроились на позитивный лад и в один прекрасный день строго по расписанию и на большом (!) автобусе выдвинулись из Озерска в Екатеринбург.

Предполагалось, что в Иран мы поедем налегке с маленькими рюкзачками, которые в аэропорту на время полета сложим в большую сумку и сдадим как одно багажное место (именно так мы поступили в прошлом году, когда точно так же летели азербайджанским лоукостером Buta, мы об этом подробно рассказывали), а по прилету снова разберем на рюкзачки, и каждый самостоятельно понесет свои 7 кг (поверьте, 7 кг вещей на человека на месяц нам хватило). Однако в процессе упаковывания вещей вечером накануне отъезда выяснилось, что мы набрали такое количество подарков нашим иранским друзьям, что ни о каком единственном багажном месте можно не мечтать. Срочно на сайте авиакомпании оплатили второй багаж.

В Екатеринбург мы поехали автобусом на 10-00, а поезд в Казань был вечером. У нас было достаточно времени погулять по Екатеринбургу. Нам нравится бывать в Екатеринбурге, но, к сожалению, не получается приезжать туда так часто, как хотелось бы, а потому мы решили воспользоваться нашим транзитом не только для пересадки с автобуса на поезд. Вещи сдали в камеру хранения на железнодорожном вокзале, т.к. выбились из нормативного легкоподъемного веса, который можно было бы носить при себе.

Несколько фотографий из Екатеринбурга. Храм-на-Крови.


1-001.jpg


Вид на Храм-на-Крови и Вознесенскую горку.


2-002.jpg


«На фоне Пушкина снимается семейство…» До каникул еще день-два, но город уже наводнили экскурсионные школьные группы.


3-003.jpg


Памятник Владимиру Мулявину около «Космоса». Владимир Мулявин – тот самый знаменитый усатый дядька из «Песняров». Вы, конечно, помните? А вы знаете, что связывает художественного руководителя «Песняров», известнейшего артиста советской и белорусской эстрады Владимира Мулявина с Екатеринбургом? Мы не знали. Оказывается, это город его детства, где он родился, учился в музыкальном училище и жил первые 17 лет своей жизни.


4-004.jpg


Перед дальнейшей дорогой зашли в сетевую столовую «Ложка-вилка». На вокзале такая столовая есть, но в интернете о ней были не самые лестные отзывы, поэтому мы зашли в проверенную – напротив «Океана». Екатеринбургские дешевые столовые оказались самыми дорогими точками общепита в нашей поездке, так что, если сложить все расходы в Екатеринбурге, понесенные за время ожидания поезда (камера хранения, еда, метро), и прибавить их к дорогущим билетам на наш озерский автобус, то вывод приходит сам собой: когда едете втроем и с багажом и не собираетесь гулять по Екатеринбургу ради удовольствия, то есть смысл хорошо поесть дома, взять такси и прибыть прямо к поезду; автобус даст экономию на билетах только в том случае, если вы все время в ожидании поезда безвылазно проведете на вокзале, и в дорогу отправитесь со своей едой. Мы плотно поели в столовой горячей пищи, в поезд брать еду не было необходимости, потому что ночью жрать вредно, а в шесть утра мы уже прибыли в Казань и поели в нормальной столовой в спокойной обстановке. Еда в Казани в «Доброй столовой» в три раза дешевле, чем в столовых Екатеринбурга. «Добрая столовая» - это сеть по типу екатеринбургской «Ложки-вилки». Одна из «Добрых» столовых находится прямо напротив железнодорожного вокзала «Казань-Пассажирская» (есть еще второй вокзал, мы рассказывали) и работает с 7-00 до 21-00 без выходных.

Автомат с газировкой на вокзале в Екатеринбурге, стилизованный под «советскую старину». Еще б газировка была такой же качественной как в те давние времена, а не продуктом современной нефтехимической промышленности.


5-005.jpg


Ранним утром мы благополучно прибыли на поезде Барнаул-Адлер в следующий пункт нашего маршрута.


6-006.jpg


Каникулы еще не начались, но непрерывным потоком со всей страны едут группы школьников, которые принимают участие в многочисленных соревнованиях, конкурсах и фестивалях, проводимых в Казани. В разгар каникул поезда переполнены, в столовых очереди, в хостелах не найти свободного места.


7-007.jpg

8-008.jpg


Столовая прямо через дорогу от вокзала.


9-009.jpg


В Казани у нас был целый день на осмотр очередной серии достопримечательностей. Каждый раз мы оказываемся в Казани проездом, имея в запасе световой день, а этого времени достаточно, чтобы посетить какие-то интересные места. Это был наш третий заход, во время которого мы посетили несколько святынь, поднялись на 74-метровую колокольню Богоявленского собора, просто погуляли по красивому и чистому городу, по пути накупили сувениров на память о России для новых иранских знакомых. О сувенирах мы тоже уже рассказывали: в Екатеринбурге и Казани мы покупаем большое количество сувениров и в путешествии по Ирану дарим их людям, с которыми нас сводит дорога, в Иране люди очень гостеприимные и открытые, очень часто к нам подходят пообщаться или предложить помощь, дарят иранские сувениры.


10-010.jpg

11-011.jpg

12-012.jpg

13-013.jpg

14-014.jpg

15-015.jpg

16-016.jpg


Посетили богослужение в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре. Монастырь был основан в середине 16 века святителем Германом. Первоначальные деревянные постройки уничтожил пожар, случившийся через 100 лет после открытия монастыря, и заново отстраивали монастырь уже каменным. Казань горела не раз. В 19 веке на восстановление после очередного пожара монастырю жертвовал из личных средств государь-император Александр I. Украшением всего города на протяжении трех веков служил величественный монастырский собор, освященный во имя св.Иоанна Предтечи. В 1930-е годы собор невероятной красоты постигла участь по обычной для большевиков схеме – «до основанья». Собор был уничтожен. В настоящее время сохранилась и действует вторая монастырская церковь – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, колокольня, братский и архимандритский корпуса. Все постройки являются объектами культурного наследия.


17-017.jpg

18-018.jpg


Вновь побывали в Казанском Богородицком монастыре, где хранится чудотворная Казанская икона Пресвятой Богородицы.


19-019.jpg

20-020.jpg

21-021.jpg


Поразились и обрадовались, как быстро возвели Казанский собор.


22-022.jpg

23-023.jpg


Собор был взорван в 1931 году. В 2015 году президентом Татарстана был подписан указ о возрождении собора. Вначале шли подготовительные археологические работы. Собор возведен на месте взорванного, поэтому были необходимы раскопки, которые позволили по остаткам фундамента точно установить границы будущего строительства. В ходе раскопок расчистили остатки фундамента, обнаружили фрагменты взорванного собора, но главное – нашли монастырские захоронения. Раскопками и последующими исследовательскими работами занималась Академия наук Татарстана. Собственно, строительные работы начались в конце 2016 года, т.е. столь величественный собор возвели менее чем за три года. Кстати, как раз с 2015 года татарстанскую митрополичью кафедру возглавляет владыка Феофан, который до этого служил во главе Челябинской епархии. В Казани в возрождении главного собора принимают активное совместное участие глава республики, глава города, митрополит, республиканский институт археологии; конечно, горожане и жертвователи со всей России. Народ, духовенство, светская власть, наука действуют сообща. При таком подходе результат оказался впечатляющим.

Некогда Казань имела славу криминального центра почище «бандитского Петербурга» и Свердловска с Тагилом вместе взятых. Сейчас город процветает и привлекает массу туристов.


24-024.jpg

25-025.jpg

26-026.jpg

27-027.jpg

28-028.jpg


Кремль.


29-029.jpg

30-030.jpg


Пассаж.


31-031.jpg

32-032.jpg

33-033.jpg


Институт физики.


34-034.jpg


Госбанкъ.


35-035.jpg


Люди в желтом: производственное совещание.


36-036.jpg


Консульство Республики Казахстан.


37-037.jpg


Мурал на улице Баумана.


38-038.jpg


Гуляя по историческому центру, мы дошли до знаменитой колокольни Богоявленского собора.


39-039.jpg

40-040.jpg


Деревянная Богоявленская церковь была построена еще в 17 веке, но она не сохранилась: после пожара, в котором пострадали деревянные постройки, в 18 веке был возведен каменный собор. В конце 19 века построили колокольню, которая до недавнего времени, пока не появилось несколько современных высоток из стекла и бетона, оставалась самым высоким зданием в городе. В богоборческие годы Богоявленский собор был закрыт, а часть комплекса – Андреевская церковь – уничтожена. В Казани, как вы знаете, родился Федор Шаляпин. Федор Иванович очень любил Богоявленский собор, в котором его крестили, и где он с детства пел в церковном хоре.


41-041.jpg


На смотровую площадку колокольни разрешен подъем всем желающим. Виды с высоты птичьего полета красивые, но наверху очень ветрено.


42-042.jpg

43-043.jpg

44-044.jpg

45-045.jpg

46-046.jpg

47-047.jpg

48-048.jpg

49-049.jpg


Недалеко от Богоявленского собора находится площадь Габдуллы Тукая, где расположена начальная остановка городского экскурсионного автобуса. Казань, наряду с Москвой и Петербургом, входит в сеть CitySightSeeing. На одноименном сайте в интернете вы найдете карту маршрута и расписание, по которому ходят городские экскурсионные автобусы. Сесть в автобус можно на любой станции по пути следования, билеты приобретаются у водителя. Станции обозначены красными указателями, такими как на следующем снимке, сделанном у стен кремля. В этот раз покататься на экскурсионном автобусе не удалось, пока лишь примем к сведению найденную информацию, а в будущем непременно ею воспользуемся.


50-050.jpg


День в Казани прошел незаметно, пора на электричку, которая отвезет нас к самолету. Подробно об этой необычайно удобной электричке мы тоже уже рассказывали, не будем повторяться. Стоимость проезда за год не изменилась. Электричка прибывает прямо в аэропорт, по улице никуда идти не надо, и багаж на своем горбу тащить тоже не придется: даже если на перроне не окажется свободных тележек, за ними можно сходить в здание терминала. Если некому присмотреть в это время за вещами, то пару метров можно дотащить сумку до движущейся ленты, спокойно заехать в терминал и там загрузиться на тележку.


51-051.jpg

52-052.jpg


Мы готовы к перелету «Бутой»: в клетчатую сумку поставили три рюкзачка со своими вещами, туда же частично упаковали лишние теплые вещи, благо вес позволял, и особую дамскую сумочку для обратного перелета – ту, в которой ведро картошки незаметно помещается; а в черной пленке – рюкзак с подарками.


53-053.jpg


Без подарков уложились бы в один багаж на троих, но как же без подарков-то! Семьи у друзей большие, а порадовать хотелось всех. Один подарок везли в ручной клади - волейбольный мяч с российской символикой. Мяч был в накачанном состоянии - у «Буты» претензий не возникло. Накачанный футбольный мяч с чемпионатовской символикой мы в прошлом году возили в подарок ребенку в Алма-Ату также в ручной клади – «Scat Air» не возражала, но правильнее мячи перевозить «блинчиком» - в сдутом виде в багаже, у каждой компании свои требования. Опасность представляет не сам мяч (он не лопнет, как раз наоборот – он немного сдуется от перепада давления), а гипотетическая вероятность перевозки внутри мяча запрещенных веществ. Сотрудники службы безопасности десять раз просветили наш мяч на рентгене и даже постучали им об пол.

Две пары зимней обуви мы выбросили в аэропорту – избавились от лишнего веса, из дома специально поехали в дырявых столетних башмаках, которые давно просились на помойку - лайфхак (противное модное словечко) для путешествий в межсезонье. На обратной дороге зимняя обувь уже не пригодилась. Еще попутно из полезных советов, которыми несколько раз довелось воспользоваться на практике: вместо тяжелого зонта берите легкий полиэтиленовый дождевик, от него гораздо больше проку, дождевик еще и согреет в ветреную погоду, а в кармане держите полиэтиленовые бахилы! Мы несколько раз попали в дороге под ливень, причем однажды пришлось ехать несколько часов в мокрой обуви. От воспаления легких спасли бахилы, надетые внутрь обуви, защитившие от намокания носки и согревшие ноги парниковым эффектом.

Об особенностях перелета авиакомпанией «Buta» добавить нечего, за исключением одной приятной новости: если на нескольких пассажиров билеты куплены в одну бронь, при регистрации на рейс система теперь автоматически выдаст места рядом. Раньше места выдавались вразброс, а за выбор места надо было платить вне зависимости от того по одному билету вы летите или по разным. Теперь выбор места   подлежит оплате, если билеты куплены на каждого отдельно. Мы за выбор места и раньше не платили, и система нас рассаживала в разных концах салона, в этом году все стало намного удобнее. Строже стали следить за бесплатной ручной кладью. По-прежнему можно пронести дамскую сумку и мужской портфель бесплатно без ограничения веса, чем мы всегда пользуемся на обратном пути, когда возвращаемся с покупками, но мы всегда умудрялись к одному бесплатному месту добавить еще несколько «нелегальных» авосек. Теперь следят строго: один пассажир – одно бесплатное место. Фотоаппараты и верхняя одежда, разумеется, не в счет, как и раньше. Большие карманы никто не отменял, мы обувь в них, например, возим, если бывает перевес в багаже. Все, что не является дамской сумочкой или мужским портфелем и идет как второй предмет в одни руки, вне зависимости от габаритов, даже простой пакетик, подлежит оплате, стоит как багаж и имеет ограничение по весу. Если летите вдвоем-втроем, то сдавайте общий багаж, это дешевле, чем оплачивать на каждого ручную кладь. Все подробности – на сайте компании.

Еще одна новость от Буты: в апреле появился рейс Баку-Уфа. В Уфу удобно добираться поездом из Кыштыма – ближе и дешевле, чем до Казани. Выбирайте. Тему проезда от ж/д вокзала Уфы до аэропорта, из которого осуществляется вылет в Баку, мы не изучали, но предполагаем, что аэроэкспресс какой-то имеется. И нужно смотреть, совпадают ли поезд и самолет. Возможно, что Казань по удобству стыковки – единственный вариант. Мы улетали в марте, рейса через Уфу еще не существовало.

Сегодня мы сведем бухгалтерию, а в следующем выпуске расскажем о прекрасном Баку.

Расходы приведем в полном виде, туда и обратно в расчете на одного человека, а далее по ходу повествования будем добавлять некоторые полезные для путешественника частности, отдельно по каждому городу. Цифр будет много. Крепитесь!

Период путешествия: март-апрель 2019 года.

Самая низкая цена на перелет в один конец (вне зависимости от направления) у «Буты» – 29 евро (но на самом деле расчет происходит в азербайджанских манатах, и при конвертации евро в рубли через манат у нас каждый раз получается экономия: при официальном курсе евро, например, в 76 рублей, с карты снимают сумму, которая соответствует курсу 72 рубля за евро). Для того, чтобы по такой цене улететь из Казани в Баку, билеты на март надо начинать ловить в августе предыдущего года. Остатки на весну по 29 евро могут еще быть в продаже и в октябре, если повезет. В обратном направлении – из Баку в Казань – билеты на апрель по 29 евро появились в ноябре.

У авиакомпании Buta больше не существует единого рейса Казань-Тегеран со стыковкой в Баку, как в прошлом году. Теперь надо покупать два отдельных билета Казань-Баку и Баку-Тегеран и самостоятельно строить стыковку. Таким образом, перелет из Казани в Тегеран «Бутой» стал обходиться в два раза дороже. А если имеется багаж, то придется оплачивать его отдельно на каждый рейс, и багаж, разумеется, невозможно теперь отправить сразу из Казани в Тегеран, его придется получить в Баку и переоформить на другой рейс. Но нам такой вариант был на этот раз вообще без надобности, поскольку мы в программу достопримечательностей включили Баку, где провели несколько дней, а дальше поехали по земле. Проживание в Баку пошло не в транспортные расходы, а в общую культурную программу. В транспортные расходы считаем только чистую дорогу. Мы давно хотели посетить Баку, но ехать туда специально на какой-то более или менее длительный срок слишком накладно (жить в столице Азербайджана дорого), а тут была возможность включить город в путешествие, а не просто сделать пересадку в транзитной зоне аэропорта. Если нет планов посетить Баку ради достопримечательностей, то заезд туда не даст большой экономии в стоимости дороги в Иран, т.к. придется переночевать в городе между прилетом и дальнейшей дорогой по земле, вот тут уже необходимо считать ночевку и питание в Баку именно в стоимость дорожных расходов, это уже, как говорится, совсем другой коленкор. Тогда уж лучше лететь в Тегеран из Баку, не выходя из аэропорта. Самолет из Казани прилетает в Баку поздно вечером, уехать сразу дальше в Иран по земле вы уже ни на чем не сможете – придется ночевать. Экономия, конечно, будет, но несущественная, разъезды на ночевку перекроют морально своим неудобством всю материальную экономию. Если для вас не проблема провести несколько суток в поезде, то мы уже рассказывали о том, что из Кыштыма есть прямой тюменский поезд в Махачкалу, а оттуда уже нетрудно добраться по земле до Баку. Если есть багаж, то по зимним ценам РЖД получится дешевле, чем на самолете из Казани, да и в саму Казань ехать не придется. Но это будет стоить почти трех суток в поезде только до Махачкалы. И хорошо, если не придется ночевать в дорогой Махачкале в ожидании дальнейшего транспорта! Решать вам. Мы опишем тот вариант, который выбрали как наиболее оптимальный для себя в одном конкретном случае.

Добавлю еще по поводу возможной пересадки в Баку без ночевки: может быть, что со временем и появится удобный вариант. Сейчас самолет из Казани прилетает слишком поздно, с него не успеть на ночной поезд на иранскую границу, который уходит около 12 часов ночи. Но если время прибытия самолета сдвинется на более раннее хотя б немного, то такой вариант будет идеальным! Аэроэкспресс приходит из аэропорта как раз на ж/д вокзал! Следите за изменениями на сайте Буты. Все в жизни бывает.

Переходим к описанию расходов на путешествие, которое длилось 33 дня (Екатеринбург, Казань, Баку, Иран и обратно тем же маршрутом; в Баку – 5 дней, в Иране – 24 дня, в Казани по одному дню по дороге туда и обратно, в Екатеринбурге считаем один день, плюс ночные переезды).

В самолет Казань-Баку на троих было оплачено 2 багажных места, а обратно – 4 (Сальма книжек накупила тонну в самом большом в мире книжном магазине в Тегеране, а ребенок камней и ракушек опять насобирал, тоже тонну, да подарков нам надарили, да по мелочи незаметно за месяц набралось всякого - не получилось налегке вернуться), итого – шесть мест, т.е. в среднем три туда и три обратно, по одному на каждого. Багаж у Буты при оплате на сайте стоит 20 евро, регистрация на рейс через сайт – бесплатно. В прошлом году мы вернулись практически без покупок, не было и необходимости оплачивать багаж на каждого. Так что смотрите индивидуально, но даже с учетом нашей оплаты полноценного багажа (у Буты это 23 кг) туда-обратно, итог впечатляет, а если вы сминусуете багаж и сможете-таки вернуться из Ирана налегке (ха-ха-ха), баланс будет еще приятнее.

Манат стоил 38 рублей. Манат=100 копеек.

В Иране за один доллар мы меняли в среднем 135 тысяч риалов (в прошлом году курс в обменниках был 44 тысячи риалов за доллар; теперь вам понятно наше ехидство насчет «вернуться из Ирана налегке», цены-то в риалах за год там почти не выросли!). О конкретных ценах мы еще поговорим, а пока – общие расходы по различным статьям.

Разумеется, питание – статья индивидуальная, выбор транспорта тоже осуществляется индивидуально, носильщики и камеры хранения – снова индивидуально, но мы делимся информацией, а дальше каждый строит свою схему, мы же все честно и точно посчитаем в дорожные расходы, чтобы посмотреть, в какую же сумму в среднем на человека может обойтись поэтапно дорога в Иран и обратно. При таком тщательном расчете будет сразу ясно, на чем можно экономить конкретно ВАМ, есть ли смысл заменять виды транспорта конкретно в ВАШЕЙ поездке и т.д. Сегодня мы разложим по полочкам путь до Баку, поскольку наверняка потенциальных путешественников в Казань и Баку намного больше, чем в Иран, и для кого-то эта информация окажется своевременной. Другие этапы приведем в общих цифрах, чтобы показать, в какую сумму обошлось месячное путешествие. Для тех, кто будет планировать поездку не в Иран, а в Казань или Баку, будет удобно отбросить лишние статьи и сориентироваться в расходах.

Расходы в гроссбух записывали ежедневно и тщательно. Не пренебрегайте этим в путешествиях.

Деньги возили наличностью в долларах, евро и рублях. Немного денег было на карте, пригодились в Азербайджане.

Поехали!

1.  Дорога Озерск-Екатеринбург + Екатеринбург-Озерск

Билеты на автобус - по 425 рублей + 100 рублей за багаж (водитель был непреклонен) = 1375 рублей;

камера хранения на ж/д вокзале – 250 рублей за одну сумку вне зависимости от веса (у нас было два багажных места, таскать полдня с собой три рюкзачка и огромную сумку с подарками не хотелось) = 500 рублей;

проезд в метро – по 28 рублей (втроем туда-обратно, идти пешком от ж/д вокзала до Ленина было честно лень, и не слишком много свободного времени было на «погулянки») = 168 рублей;

обед в столовой на троих – 938 рублей (салат, первое, второе. «А компот?» Ах, да – и компот. С пироженкой).

Всего: 2981 руб.

А такси Озерск-Екатеринбург (ж/д) стоит 2500 рублей. О чем мы и говорили выше: если ехать втроем и не иметь цели попутно посетить в Екатеринбурге какие-то достопримечательности, то лучше ехать на такси сразу к поезду.

На обратном пути структура расходов была такой:

пришлось платить носильщику, т.к. от инвалида с радикулитом в моем лице мало помощи в переноске тяжестей; бесплатные тележки РЖД не предоставляет ни на одном вокзале, а что из себя представляют переходы с перронов в здание вокзалов в крупных городах, думаю, многим известно; у носильщиков есть установленный прейскурант, платить надо отдельно за каждый предмет багажа, который они перевозят на своей тележке (по 150 рублей), поэтому, если хотите экономить, то грузите на тележку только ту сумку, которую вы действительно не в состоянии самостоятельно поднять и пронести какое-то расстояние. Нам услуги носильщика в Екатеринбурге обошлись в 300 рублей;

домой из Екатеринбурга нас привез сын на своей машине, но бензин таки надо посчитать – пусть будет ок.1000 рублей;

обед в кафе на трассе на четверых (борщ, шашлык и компот) – 1000 рублей.

Всего: 2300 руб.

Итого: 5281 руб. на троих.

Екатеринбургские цены кому-нибудь да пригодятся, но все-таки данный пункт очень индивидуален по сумме расходов. Можно и бесплатно или очень дешево уехать с кем-то по пути. Предлагаем, для чистоты расчетов, стоимость дороги в Иран и обратно начать считать не от Озерска, а от Екатеринбурга.

2. Дорога Екатеринбург-Казань + Казань-Екатеринбург (с питанием и сопутствующими расходами)

Билеты на поезд начинают продавать за 90 дней до даты отправления. На некоторых поездах нет дифференцированной стоимости на «удобные» и «неудобные» места. Здесь ваш выбор: опираться на время, расположение мест, наличие дифференцированной стоимости и скидок, вид вагона и т.д. У нас в приоритете было время, и на подходящем для нас поезде все места шли по единой цене. Экономию дал только школьный тариф на ребенка (справка из школы при посадке в вагон обязательна!). Обращаем также ваше внимание, что мы ездили по зимним тарифам! Белье входит в указанную стоимость. Места выбрали хорошие. Вагон убирался своевременно и качественно. Туалеты вакуумные, т.е. на стоянках открыты. Казань – популярное направление, билеты разбирают быстро. Если вы едете группой, семьей и хотите получить места рядом, либо при наличии дифференцированной стоимости желаете получить билет по низкой цене, то покупайте билеты в начале продаж.

Взрослый билет в одну сторону – 1500 рублей, школьный – 800 рублей. Считаем туда-обратно на троих: (1500*2 + 800)*2=7600 рублей

В Казани в начале путешествия мы провели целый день, пришлось снова воспользоваться камерой хранения, обошлась она значительно дешевле, чем в Екатеринбурге – 300 рублей.

Полный обед в «Доброй столовой» выходит ок.100 рублей на человека. Другие столовые намного дороже. В «Добрых» кормят разнообразно и вкусно, порции значительно больше, чем в екатеринбургской «Ложке-вилке».

За целый день мы поели в столовой два раза. На обратном пути – один раз, т.к. меньше времени находились в городе. Три обеда на троих: 100*3*3=900 рублей.

Еда в поезд на обратной дороге (на обратном пути в поезде пришлось больше времени провести днем, чем ночью) = 500 рублей.

На обратном пути пришлось воспользоваться услугами носильщика при переходе из здания вокзала на перрон: 150*2=300 рублей

Итого: 9600 руб. на троих, или 3200 рублей с человека (с учетом школьного билета; а если бы поехали трое взрослых, то общий расход составил бы 11 000 руб., или 3 640 руб.с человека).

3. Дорога Казань-Баку + Баку-Казань.

Свидетельство о рождении для несовершеннолетних при выезде за границу ОБЯЗАТЕЛЬНО, даже если ребенок едет по собственному загранпаспорту и в сопровождении обоих родителей. На паспортном контроле при выезде из страны свидетельство о рождении потребуют.

Электричка в Казани в аэропорт и из аэропорта на обратном пути (школьникам скидка 50%, предоставляется только при предъявлении справки из школы) – 40 руб. взрослый билет, 20 руб. школьный: (40*2+20)*2=200 рублей на троих туда-обратно.

Билеты на самолет Казань-Баку + Баку-Казань: 29 евро*3*2*72=12528 рублей на троих туда-обратно по курсу 72 рубля за евро, цена без учета багажа.

Багаж: 20 евро*3*2*72=8640 рублей на троих туда-обратно по курсу 72 рубля за евро.

Автобус-аэроэкспресс в Баку аэропорт-ж/д вокзал: 1,3 маната*3*2*38=296 рублей на троих туда-обратно по курсу 38 рублей за манат.

В Баку мы жили в хостеле в самом центре, в двух кварталах от ж/д вокзала и метро «28 Мая», но на обратном пути были тяжелые сумки, которые мы не решились тащить пешком, поэтому доехали до остановки аэроэкспресса на такси; посчитаем это тоже в общие дорожные расходы. В Баку такси надо вызывать по телефону, если не хотите переплачивать втридорога. 2 маната*38=76 рублей.

Итого: 21740 руб. на троих, или 7247 рублей с человека.

В здании железнодорожного вокзала есть обменник на втором этаже. Курс отличный!

В аэропорту мы меняли немного – только на проезд до города.

4. Проживание в Баку

Отдельный трехместный номер в хостеле в самом центре города. Про хостел расскажем в следующий раз, пока – цены: 50 манат за ночь за номер=1900 рублей.

Поздний заезд нам посчитали за половину ночи. Четыре с половиной ночи. Курс – 38 рублей за манат. Баку – дорогой город. Бакинский хостел обошелся нам по цене 4* отеля в Тегеране!

50*4,5*38=8550 рублей

Итого: 8550 руб., или 630 рублей с человека в сутки.

В Баку можно найти жилье дешевле. Все зависит от района, качества жилья. Можно снимать койкоместо в хостеле: например, три койкоместа будут стоить меньше, чем 3-хместный номер в том же хостеле (практически в любом хостеле есть и отдельные семейные номера). Лучше всего селиться вблизи станций метро, тогда все главные достопримечательности будут легко доступны. Метро в Баку – очень удобно и дешево.

5. Питание в Баку

Через дорогу от нашего хостела было чудесное кафе в подвальчике, где подавали борщ, довгу, долму и много еще всего вкусного и сытного. Обед на троих укладывался в 16 манат=608 рублей, т.е. примерно по 200 рублей с человека.

Кроме этого, покупали продукты в соседнем супермаркете и готовили в хостеле завтрак, угощались невероятной бакинской пахлавой, блинами и кутабами. В расходы на питание посчитано все вплоть до сока, мороженого – все, что мы пили и ели во время путешествия, все продукты, которые мы покупали в магазинах и на рынках, а не только питание в кафе!

Расчет на троих за пять дней в Баку и в дороге до Ирана и в обратном направлении по территории Азербайджана, т.е. по сути, за шесть дней.

Итого: 7200 руб., или 400 рублей в день на человека.

Напоминаем, что в Баку в стоимость проживания завтраки НЕ входили, т.е. эти 400 рублей с человека – это полное питание в течение дня.

6. Экскурсионные расходы в Баку

Мы посетили за деньги два музея, многие достопримечательности удалось осмотреть бесплатно. Эта статья расходов, конечно, для каждого будет индивидуальной. В интернете достаточно информации о достопримечательностях Баку и стоимости входных билетов, все музеи имеют свои сайты.

Посещение государственного музея искусств обошлось нам в 30 манат: 10 манат взрослый билет, 5 – школьный, 5 – фотосъемка.

Музей современного искусства: 5 манат – взрослый билет, вход до 18 лет бесплатно. Всего 10 манат.

Итого: 40 манат=1520 рублей на троих.

Здесь же упомянем уличные общественные туалеты. Туалетов много, вход обычно платный: 30-40 азербайджанских копеек, т.е. 11-15 рублей.

7. Транспортные расходы в Баку

Мы купили транспортную карту, о которой расскажем подробнее в следующий раз, и пользовались ею в поездках на метро и в автобусах.

Проезд в городском общественном транспорте стоит 30 азербайджанских копеек=11 рублей.

На метро и автобусах мы ездили много – в среднем три поездки в день. Безусловно, дома мы так активно общественным транспортом не пользуемся, и расходы кажутся значительными, но в большом городе, перемещаясь между достопримечательностями, от этой статьи расходов не уйти, и отправляясь в отпуск, всегда бываешь к ней готов.

Пару раз между удаленными друг от друга достопримечательностями пришлось прокатиться на такси (шел дождь, метро было далеко). Такси стоит 2 маната, а о наглости таксистов мы еще поговорим. Не позволяйте себя обманывать! Такси лучше вызывать по телефону, а не ловить на улице. Нам в музее заказали такси, и мы уехали в другой музей по реальной цене, а не придуманной нечестным водителем с буйной фантазией.

Итого: 600 рублей на троих прокатали за пять дней в Баку на метро, автобусах и такси, или 200 рублей с человека. Это 40 рублей в день.

Подведем первый итог для тех, кто не собирается ехать дальше Баку:

- дорога из Екатеринбурга в Баку и обратно с возможностью по пути осмотреть Казань округленно составит 10 900 рублей на взрослого человека (с учетом школьных скидок – меньше);

- проживание в сутки в приличном хостеле в семейном номере – 630 рублей с человека;

- питание – 400 рублей в сутки с человека;

- транспортные расходы – 40 рублей в сутки с человека;

- платные достопримечательности – индивидуально.

*Для сравнения: перелет Екатеринбург-Баку туда-обратно стоит от 19 000 рублей. Разница очевидна, если часть пути преодолевать на поезде.

8. Медицинская страховка в Иран

Страховку оформляли только на Иран, в Баку мы провели 5 дней и надеялись на авось: мол, до нашей границы, в случае чего, близко – поедем лечиться на родину, а груз 200 уж как-нибудь тоже до границы переправить хватит денег и без страховки. Это не черный юмор. Мементо мори. Но с элементами нашего разгильдяйства и оптимизма: все будет хорошо!

А в Иран без медстраховки не пустят! Тут без вариантов. Сделали.

В страховке на Иран должна быть обязательная запись «Исламская республика Иран». Страховой полис можно оформить любым удобным для вас способом на родине, а можно - на границе. Мы оформляли в Озерске стандартную страховку по 1 доллару за день с покрытием в 40 000 долларов.

Мы сделали страховку с небольшим запасом (на 26 дней, т.е. за 26 долларов), поскольку не знали заранее, сколько дней проведем в Баку, ориентировались на месте по погоде и обстоятельствам. В случае очень плохой погоды мы бы уехали из Баку раньше на 1-2 дня.

Итого: 5000 рублей на троих, или 1670 рублей с человека за 26 дней пребывания в Иране.

9. Виза в Иран

Как мы уже выше описывали, срочные визы нам обошлись в 80 долларов на человека.

Итого: 15600 рублей на троих по курсу 65 рублей за доллар, или 5200 рублей с человека.

Если вы позаботитесь о визах заранее, и вам одобрят визу с первого раза, то заплатите в два раза меньше.

Виза дает право гражданам России находиться на территории Ирана до 30 дней. Визу можно продлить, находясь в Иране.

10. Дорога от Баку до Ирана и обратно

Один из наземных погранпереходов находится в городе Астара на юге Азербайджана. Город фактически поделен границей надвое: есть азербайджанская Астара и иранская Астара.

Из Баку в азербайджанскую Астару мы поехали ночным поездом, за счет чего сэкономили на гостинице. Поезд выходит из Баку ок.12 часов ночи, прибывает в Астару примерно в 8 утра. Погранпереход работает круглосуточно, но, по факту, все же есть перерыв-пересменка в ночное время и рано утром.

Вагон чистый, удобный. Плацкарт стоит 9 манат (верхняя полка) и 11 манат (нижняя полка). 342 руб. и 418 руб. соответственно. За троих заплатили: 11*2+9=31 манат.

В Астаре вокзалы находятся далеко от границы, с багажом пешком не дойти – только такси. Лучше найти местного попутчика, иначе таксисты вас обдерут как липку. Реальная стоимость проезда – 5-7 манат, с туристов берут 10-15 манат. Мы доехали бесплатно).

На дорогу от Баку до Ирана мы потратили всего 1178 рублей на троих.

Между КПП на азербайджанской стороне и КПП в Иране протекает река. С трудом избавляемся от назойливых и дорогостоящих «помогаек» и по автомобильному мосту бодро идем пешком пару километров из Азербайджана в Иран!

На обратном пути в иранской Астаре от автовокзала до КПП доехали на такси за 150 тысяч риалов=75 рублей. Затем пришлось заплатить пошлину за груз – 164 тысячи риалов=82 рубля, а еще грузчику, который помог на границе с багажом – 200 тысяч риалов=100 рублей.

В азербайджанской Астаре от КПП поехали на такси на автовокзал за 7 манат=266 рублей.

Из Астары уехали в Баку автобусом, заплатив за троих водителю на руки 28 манат=1060 рублей (автобусы частные, оплата мимо кассы там в порядке вещей). Причем мы заплатили не манатами, а евро (15 евро), потому что возвращались из другой страны, не имея на руках азербайджанской валюты. В приграничных населенных пунктах Азербайджана многие берут плату в долларах, евро, иранских риалах. Обменников на границе с обеих сторон полно, курс нормальный.

На дорогу от Ирана до Баку мы потратили всего 1583 рубля на троих.

Итого: 2761 рубль на троих, или 920 рублей с человека дорога туда-обратно.

11. Транспортные расходы на территории Ирана

В эту статью расходов включены переезды между городами внутри Ирана, включая проезд из Астары в Тегеран и обратно, паромные переправы между материком и островами, метро и такси в крупных городах, а также один авиаперелет – из Тегерана на остров Кешм.

Между удаленными друг от друга городами перемещались ночными автобусами. Поездки были комфортными, за время пути нормально успевали выспаться. Зато экономили на ночевках в отелях, а также экономили дневное время, которое посвящали не многочасовой дороге, а культурной программе.

О стоимости отдельных билетов: автобусы повышенной комфортности на дальние расстояния – 250-600 рублей. Дальнее расстояние – это 8-15 часов пути!

Авиабилет стоил 30 долларов с питанием и багажом. Решили потратиться на перелет, чтобы сэкономить время на более полезные вещи, а вообще-то можно было и поездом поехать – очень дешево и очень долго (больше суток пути).

Билет на паром с острова Кешм на остров Ормуз - 300 тысяч риалов=150 рублей.

Билет на паром с острова Ормуз на материк в порт Бандар Аббас – 300 тысяч риалов=150 рублей.

Рекомендуем в междугородных перемещениях по Ирану пользоваться транспортным сайтом www.alibaba.ir. Сайт очень полезен не только для бронирования билетов, но хотя бы просто для того, чтобы познакомиться с расписанием и ценами на билеты. Сайт на фарси, англоязычного контента нет. К нынешней поездке я научилась читать на фарси. В комментариях приведу рекомендации на эту тему.

Итого: 11 000 рублей на троих, или 3670 рублей с человека.

12. Проживание в Иране

Жилье было разное, на островах приходилось спать по-деревенски – на матрасах на полу и обедать, сидя на ковре, свернув ноги калачиком)) В Тегеране друзья заселили нас по дружественной цене в очень хороший отель (за 4* платили как за 2*). В Ширазе друзья заселили нас по обычной цене, но в лучший номер в отеле (свежий ремонт и т.д.). Цены в Ширазе значительно ниже тегеранских. За время путешествия по Ирану мы сменили 7 гостиниц и гостевых домов, которые обходились нам от 9 до 30 долларов за троих (600-1950 рублей за трехместную комнату). Завтраки везде входили в стоимость, все гостиницы и даже один постоялый двор на острове предоставили нам номера с санузлом и душем). Только однажды, в деревне на Ормузе, жили в доме, где благоустроенные душевые и туалеты находились в отдельном пристрое во дворе.

За исключением ночных перемещений по стране, было оплачено 22 ночи в гостиницах и гостевых домах.

Итого: 29 000 рублей за 22 ночи за троих, т.е. в среднем – 440 рублей с человека в сутки с завтраками (от 200 до 650 рублей в зависимости от места размещения).

В прошлых репортажах мы уже говорили о том, что на жилье в Иране можно экономить еще больше, если селиться в комнаты без собственного санузла. В Иране все хостелы очень опрятные, санузлы и душевые содержатся в чистоте. Общим санузлом в иранской гостинице не очень удобно пользоваться женщинам, т.к. необходимо выходить из комнаты в закрытой одежде и платке, как на улицу. В одной из деревень мы с дочерью испробовали на себе такой поход в полном облачении в общую душевую во дворе дома – в принципе, нормально. Для мужчин общий душ и туалет – вообще не проблема.

Однако не всегда жилье, которое стоит меньше, хуже, чем то, которое стоит больше: в Ширазе мы жили в благоустроенном отеле в центре в номере с туалетом, душевой, балконом за 1 200 000 риалов за комнату, это 600 рублей за номер, или 200 рублей с человека. А в одной деревне в гостевом доме платили по 350 рублей с человека.

13. Питание в Иране

Мы обедали в кафе, столовых, забегаловках, пили свежевыжатый гранатовый сок, ели мороженое, орехи, фрукты, покупали конфеты и выпечку, воду, дуг и другие напитки. Завтраки входили в стоимость проживания в гостиницах.

Мясные блюда с рисом (порции очень большие) стоят от 80 рублей (с курицей) до 150-200 рублей (с бараниной, рыбой, креветками). Шашлычок из бараньей печенки стоит 20 рублей. Огромная порция плова с целой бараньей шеей стоит 400 рублей. Литр молока – 20 рублей, 1,5 литра воды – 10 рублей, мороженое – 20 рублей.

На большой обед мы ни разу не потратили на троих больше полутора миллионов риалов, а это 750 рублей, или 250 рублей на человека (обед с креветками, жареной акулой и еще какими-то морскими гадами на островах). Но чаще всего мы обедали на 150-180 рублей с человека, потому что заказывали на троих две порции. В обед, разумеется, входят помимо основных блюд еще овощи, хлеб и напитки.

Итого: 21 000 рублей на троих за 24 дня потрачено на все напитки и продукты питания - все обеды, ужины, полдники и перекусы, или 290 рублей с человека в сутки.

14. Экскурсионные расходы в Иране.

В данную статью расходов включены входные билеты в многочисленные музеи и прочие достопримечательности, экскурсии на катерах, мотоциклах и автомобилях по островам и водам Персидского залива, вход и въезд в заповедники и прочие подобные траты.

По мере сил будем рассказывать обо всех удивительных местах, которые мы посетили в Иране за время последнего путешествия, а их было очень много.

Стоимость входных билетов в музеи и сады за год не изменилась: 100-200 тысяч риалов для иностранцев, 30 тысяч риалов – для иранцев. Изменилось другое! Валютный курс риала к рублю! Билеты для нас с прошлого года подешевели в два с половиной раза: вход на любую достопримечательность обходится теперь в 50-100 рублей с человека. Многое можно посетить бесплатно.

Сафари на целый день с посещением нескольких заповедников стоит 15-20 долларов с машины, т.е. нам это обходилось в 5-7 долларов с человека.

Итого: 11 500 рублей на троих за 24 дня битком набитых впечатлениями, или 3830 рублей с человека.

А теперь - потрясающий воображение итог.

Дорога из Екатеринбурга в Иран и обратно обошлась в 11 370 рублей с человека.

Однако в Иран невозможно попасть без визы и страховки, поэтому к обязательным расходам прибавим еще и эти статьи, получим итоговую сумму 18 230 рублей на человека. И эту сумму можно индивидуально уменьшить, если ехать на более короткий период времени (стоимость страховки считается по дням) и оформлять несрочную визу.

Где жить, чем питаться, что смотреть, на сколько дней ехать – тем более решать только индивидуально.

· Наше большое путешествие (24 дня в Иране + 5 дней в Баку + 2 дня в Казани) обошлось нам в 48 000 рублей с человека, включая абсолютно все расходы: виза, дорога, страховка, жилье, еда, экскурсии, транспорт.

Если б мы поехали на более короткий период, то съездили б гораздо дешевле, чем в Турцию. Турция стала неким мерилом стоимости турпоездок, потому что принимает многомиллионную армию российских туристов ежегодно. В сознании большинства людей Турция – это дешевый отдых. Ничего не имею против Турции, сами хотим посетить когда-нибудь Стамбул и кое-какие другие, исторически значимые, города, но с Ираном не сравнится ничто!

Впервые я настолько подробно описала расходы на поездку. Каждый раз находятся ехидные товарищи, требующие ответа на вопрос: «Ну, и сколько ж вы потратили? И сколько ж это надо зарабатывать? Да не может такая поездка столько стоить! Скрываете нетрудовые доходы! Деньги по ночам печатаете!» и т.п. Все разложено по полочкам. Наш финансовый анализ предназначен для того, чтобы в принципе показать структуру расходов. Дальше каждый планирует индивидуально. Билеты, визы, страховка оплачивались постепенно, параллельно копились те деньги, что мы взяли с собой на жилье, еду и экскурсии. Причем в тот период, когда мы копили на это путешествие, мы еще и старшего ребенка содержали, т.к. он еще не был трудоустроен. Так что смысл не в количестве денег, а в подходе. Из очень дешевых и интересных вариантов мы уже не первый год пропагандируем любимую Алма-Ату, в которую на 10 дней можно съездить за 10 000 рублей (дорога на поезде туда-обратно при покупке билетов на казахстанском сайте ж/д – 3000 рублей, жилье в хостеле – 200 рублей за ночь, питание – 300 рублей в день, музеи на любой вкус со стоимостью билетов от нуля рублей и абсолютно бесплатный бесконечный Тянь-Шань, про красоту самого города и не говорю). Да, и у нас никто не курит и не пьет, в школу и на работу пешком ходим. Наш маленький город задыхается в транспортном дыму (хожу по городу пешком ежедневно, знаю, о чем говорю, перемещаться по тротуарам вдоль дорог НЕВОЗМОЖНО, ходим только дворами). Посчитайте, сколько вы тратите на семью денег в месяц на поездки по городу. Вы удивитесь. Чай, не в замученном санкциями Тегеране живем. Это у них, несчастных, билет в метро стоит…два с половиной рубля. У нас проезд обходится немножко дороже)) Транспортные траты незаметны в день, но посчитайте, сколько это будет в год. У нас расстояние от дома до работы и до школы примерно по 2 км, 25 минут ходу. Ребенок еще и домой пешком прибегает между уроками в основной школе и художкой. До художки тоже 2 км. Старший ребенок в начальных классах тоже учился в 2-х километрах от дома и всегда ходил пешком. А младшую я в то время устроила в ясли поближе к работе, чтоб вечером поскорее забирать. Таскала ее в ясли с 10-ти месяцев круглый год, и в дождь, и по снегу, пешком (младенец, разумеется, в коляске) в течение нескольких лет, пока не перевелись перед школой в детский сад ближе к дому. Автобусы в то благословенное время еще ходили часто и регулярно, и, кажется, даже почти бесплатно. Но мы предпочитали передвигаться по городу пешком. Пешком водили подросших детей в ДК «Маяк» в кружки, в ту же художку. Пешком ходили из старого города на ДОК и обратно. Безусловно, когда ребенок с б-ра Гайдара учится, например, в школе в старом районе, 4 км с тяжелым портфелем по два раза в день преодолевать тяжело. Но чаще всего транспорт используется лишь потому, что лень пройти пешком расстояние в пределах полутора-двух километров. У нас старшенький настолько привык бегать на своих двоих по городу, что в Екатеринбурге легко мог сходить пешком от УПИ до «Геологической» и обратно – он считает это расстояние маленьким! А зачем, например, ездить на личном транспорте на завод, когда предприятие предоставляет бесплатный автобус? Не понятно. Комфорт? Весьма сомнительно при таком количестве транспорта. Пробки, проблема парковки, аварийность. Может, просто не хочется идти до остановки, когда машина у подъезда стоит? Мы ездим, в основном, только в сад и за город, да еще зверушек своих стареньких к доктору на машине катаем. В наших путешествиях мы тоже, разумеется, очень много ходим пешком - ежедневно 15 км и более. Впрочем, эту неоднозначную тему можно развивать до бесконечности, общего рецепта экономии тут, естественно, не будет, потому что кто-то действительно не может, по объективным причинам, обходиться без транспорта в перемещениях по городу.

Приведем другой пример! Меня особенно умиляют жалобами на то, что денег семье не хватает, курильщики)) С ними-то, болезными, уж все предельно ясно)) Гроссбух в руки и вперед - счетами щелкать! Курильщик прокуривает от 3 000 рублей в месяц только по самым скромным подсчетам. В год это 36 000 рублей. Отпуск на троих в Алма-Ате.

Безусловно, многие люди живут в стесненных материальных условиях, но изредка организовывать себе маленькие интересные выезды за пределы Озерска можно научиться. У нас есть знакомая одинокая бабушка, которая живет на мизерную пенсию, но, пока позволяло здоровье, она ездила раз в год в паломнические поездки, которые организуют церковные приходы, например, в Верхотурье, Далматово, Чимеево. Можно очень интересно съездить в какие-то города по нашей и соседним областям. Можно на пару дней выехать поездом из Кыштыма в Уфу. Там есть что посмотреть. Много достопримечательностей и мероприятий в любом городе можно посетить бесплатно. Стоит только поискать.

Недавно попалась на глаза интересная заметка о том, что в одной из европейских стран провели опрос школьных учителей, который выявил прямую связь между успеваемостью детей и их выездами за пределы места проживания: дети, которых возят в путешествия, даже самые микроскопические по расстояниям и продолжительности, намного лучше учатся и интеллектуально развиваются, чем их «невыездные» сверстники. Если европейским родителям для этого требовалось научное подтверждение и опрос учителей, то нам это давно подсказал здравый смысл. Во время любой поездки или экскурсии в мозг неизбежно поступает некое количество новой информации об окружающем мире, которую мозг волей-неволей начинает обрабатывать. Мозговая деятельность становится более интенсивной, чем в привычной обыденной обстановке. Поездка и экскурсия, даже просто в соседний город, но на какое-то свежее мероприятие, выставку тренирует мозг, заставляя его работать над усвоением незнакомой ранее информации. Не любите тренировать мозги устным счетом, заучиванием стихов и иностранной лексики? Отправляйтесь в путешествие или хотя бы просто на экскурсию! Даже если через пару часов вы забудете фамилию художника, чьи работы ходили смотреть, вы пройдете умственную тренировку, которая оставит свой след. Главное, выбирать качественный контент. Если в сосуд налить чистой воды, а потом ее вылить, то сосуд вроде бы и останется пустым, ничего в нем не задержалось, но он будет чистым, и это принесет свой плод в будущем. А если вы нальете в сосуд помои, а потом выльете? Вроде бы он тоже пуст, ничего плохого, но помойный налет никуда не денется без остатка и вскоре взрастит внутри толстый слой плесени. Точно так же «осадочек» остается у каждого человека в зависимости от того, что человек «наливал в свой мозг».

Еще раз повторим: дело не в деньгах, а в подходе к организации путешествия. На примере нашей поездки мы подробно показываем, что дает экономию, и каким образом среднестатистическая озерская семья может позволить себе путешествие в такую необычную страну как Иран, куда цены на краткосрочные путевки выражаются в тысячах долларов на человека.

В нашем хостеле в Баку мы познакомились с парнем из Подмосковья. Он получил образование в одном из университетов Москвы, имел отличную работу и зарплату. Но ему было скучно и тоскливо от того, что он вот так «загубит» свою молодость – в Москве на скучной работе с хорошей зарплатой, и вся жизнь сведется к карьеризму и попечению о материальном. Что вы думаете? Он УВОЛИЛСЯ и пошел, и пошел, и пошел. В КРУГОСВЕТКУ!!! С маленьким рюкзачком, из которого по ходу дела выкидывает лишнее))) И с небольшим количеством денег на неопределенный срок. В пути он уже несколько месяцев, а кругосветку планирует совершить за два года. До Баку он обошел весь Кавказ и Закавказье, потом двинулся в Иран, затем - в Турцию через Армению. Где койкоместо в хостеле снимет, где местные приютят. Где автобусом доедет, где автостопом, где пешком. Имея широкое общение, находит людей, которые рады помочь в пути, в любой стране. Так что есть у нас один настоящий знакомый блогер-путешественник)) Молимся о путешествующем Никите и заочно путешествуем вместе с ним по тем местам, куда сами никогда не доедем. Мы спрашивали Никиту, как его родители отнеслись к такому решению. Мама переживала, но недолго, потому что ее вразумил папа, который полностью сына поддержал. Папа у нашего путешественника много лет работал в Африке, а дедушка был полярником!!! Разве может сын и внук таких людей усидеть на месте, пусть даже это очень теплое и комфортное место в московском офисе! Никита с иронией называет себя «поехавший». «Поехавший в большое путешествие»)))

Но вернемся к нашему, более стандартному и приземленному, путешествию. Не каждому дано в кругосветки ходить))) Наша последняя поездка очень показательна относительно того, что тщательная подготовительная работа приводит к отличным результатам в экономии средств. Но главное, нам очень хочется привлечь внимание к Ирану, чтобы в эту замечательную интереснейшую страну увеличился поток российских туристов. К нашей стране в Иране относятся с невероятным уважением и любовью, а в материальном плане поездка в Иран по карману среднестатистическим небогатым туристам.  

Расскажу об одной встрече в Ширазе. Услыхали мы в каком-то музее русскую речь и подошли пообщаться с соотечественниками. Группа из шести человек из Москвы прибыла на 10 дней в Иран по путевке. Каждый турист заплатил за путевку…ДВЕ ТЫСЯЧИ ДОЛЛАРОВ!!! Сто тридцать тысяч рублей! В стоимость этой путевки входит проживание с завтраками, медицинская страховка, входные билеты в несколько музеев и гид с автобусом. Перелет дорогим регулярным рейсом, визы, питание в течение дня они оплачивали дополнительно!!! И всего десять дней. Для сведения, стоимость перелета Москва-Тегеран туда-обратно начинается от 21 000 рублей. Но самое поразительное, что эти люди плохо представляли программу поездки, за которую выложили баснословные деньги…

На этой ноте позвольте откланяться. Путешествуйте самостоятельно! Не пренебрегайте тщательной подготовительной работой! Бросайте курить и ходите пешком! =)

В следующем выпуске – Баку.

Сальма




 

Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14.





Отклики читателей

ГостьИ.М., 26 мая 2019 10:08
Уважаемая Сальма! Спасибо ВАМ, огромное ,за ваш репортаж! Фото-классные, текст интересный! Здорово! Вам здоровья, удачных путешествий!
Сальма, 26 мая 2019 12:50
Тем, кто хочет, если и не выучить фарси, то хотя бы научиться читать, рекомендую учебные программы на ютуб-канале ЯТВ. Уроки ведет преподаватель Института востоковедения РАН Сотова О.М. https://www.youtube.com/

Это ссылка на вводный урок, а всего их на сегодня выложено двадцать.
Настолько ясно и понятно, а главное - в системе , подается материал, что у меня фарси пошел очень быстро, хотя до этого я уже не раз начинала его учить с помощью самоучителей, учебников и видеоканалов. Как только я начала смотреть уроки Сотовой О.М., сразу в голове уложились все самоучители. В персидском языке простая грамматика, алфавит - арабский, но есть и собственные буквы для передачи звуков, которых нет в арабском языке. Научиться читать на фарси очень легко! Умение читать  не раз пригодится в путешествии по Ирану.

На канале ЯТВ много интересного материала о культуре Ирана.
Гость города Озерска, 26 мая 2019 17:23
очень хорошо, но много информации за один пост. уф, осилил!
Сальма, 26 мая 2019 18:57
Спасибо за отзывы :)

В данном случае удобнее  было объединить в одном посте сразу все оргвопросы,  а не "размазывать" их по последующим выпускам вперемежку с описанием достопримечательностей. До последнего выпуска не знаю, когда доберемся, практическая полезная информация  к тому времени "прокиснет" :D
Точно знаю, что мы поспособствовали росту туристической активности из Озерска в АлмаАту и Иорданию.  А вдруг вот прям сейчас кто-то из озерчан чемодан в Иран собирает, и именно этой информации ему  срочно не хватает :D Только кажется, что в бескрайнем интернете  можно найти все! Как начинаешь собираться, так выясняется, что очень многие вопросы остаются без ответов, потому что на форумах этих ответов нет вообще, либо представлены  крайне противоречивые или устаревшие сведения. Всегда есть люди, которым пригодится хотя бы какая-то часть  вашей информации. Делитесь! Съездили куда-то, расскажите  другим  не просто о своих впечатлениях (ах, как там было здорово), но и о технических деталях - как доехать, сколько стоит, в какую дверь зайти, со скольки работает вот та самая классная столовка и т.д. и т.п. Вы даже не представляете, какие смешные и наивные вопросы могут возникать у людей, которые собираются в какое-то место впервые. Это я по себе знаю :D И на туристических форумах такое спрашивают иногда, что без слёз не прочитаешь :D Так и хочется написать: "Милай, куда ж ты собралси-та? Ой, горюшко... "
Инна, 26 мая 2019 20:41
Замечательный репортаж. Большое спасибо за все подробности,  вы, Сальма, очень организованный человек. С нетерпением жду вторую часть репортажа. Удачи вам в ваших будущих путешествиях!
Гость, 26 мая 2019 21:46
Как- то зацепило взглядом 33 дня отпуска при обычных 28, остальные за работу во вредных условиях?
Информация, конечно, полезна дозированно, что нам даст сумма проживания в Иране, если у нас там нет друзей?
Никита так может путешествовать всю жизнь, главное- было бы на что кушать и визы в другие страны оплачивать.
море), 1 июня 2019 14:49
Это, действительно, бесподобно! )
Благодарю за очередной замечательный ваш "квест" ...
), 1 июня 2019 14:58
Гость, 26 Мая 2019 21:46
Как- то зацепило взглядом 33 дня отпуска при обычных 28, остальные за работу во вредных условиях?
Информация, конечно, полезна дозированно, что нам даст сумма проживания в Иране, если у нас там нет друзей?
________________________
больше зацепила ваша любопытность )
кстати, у меня отпуск 56 дней, но все их вместе работодатель отгулять их не даёт, только пополам )
море), 1 июня 2019 15:36
До Ирана вряд ли доберемся (всё-таки виза напрягает)), но вот Баку уже актуально по вашему принципу "проверено на себе" хотим узнать сколько стоит не только такси, но и общественный транспорт ( где карту покупать?) и т.д..
P.S.: неужели к чёрной икре не прикоснулись? ;)
Сальма, 2 июня 2019 09:43
море), спасибо) про Баку расскажу подробно, направление может быть для многих интересным. О, а черную икру мы ходили есть в самый криминальный район Баку, которым пугают иностранных туристов))) На такси мы ездили очень мало, освоили общественный транспорт, в Баку им пользоваться удобно и дешево, расскажу в ближайшем выпуске.


про отпуск - действительно, у нас в городе очень много людей, имеющих отпуск больше 28 дней: медицинские работники, школьные учителя, преподаватели колледжей и института, воспитатели, силовики и заводчане (а многие из них, между прочим, вполне выездные), госслужащие, сотрудники колонии (а там работают и гражданские). Согласна, что не всегда большой отпуск означает большие отпускные для поездки за рубеж, но для того, чтоб поехать за границу, например. в чудесную Алма-Ату , не нужна не только виза, но и даже загранпаспорт. Расходов - минимум. Заграница загранице рознь, по интересам и по средствам направление найти можно. Ну, и приоритеты, конечно, имеют значение))) Например, нам интереснее поехать в отпуск, чем вкладывать силы и деньги в ремонт квартиры, а кто-то  будет каждый свой отпуск вместе с отпускными тратить именно на это - отремонтировать квартиру, купить в нее новую обстановку, построить дачу. Все это очень хорошие и наверное нужные вещи, но если надо выбирать, то каждый выбирает свое. Мы всегда сделаем выбор в пользу путешествия, а не материальных благ.


кстати, есть очень удобный поезд Кустанай - Алматы. Поезд казахстанский, внутренний, не проходящий. Билеты на сайте КТЖ. 1000 рублей в один конец! В пути ночь, день, ночь. Нам таким образом очень понравилось ехать в Казань в этом году - садиться не ночью или утром, а вечером. В дороге получается только ночь. Ночь в поезде проходит незаметно, так что две ночи и день в пути, это гораздо лучше, чем ночь и два дня.

До Кустаная - такси из Челябинска, про которое мы рассказывали в прошлом  году. Идет быстро, границу проходит быстро. Вся дорога через Кустанай в АлмаАту такси-поезд туда-обратно выйдет в 4000 рублей. В АлмаАте жить, питаться, перемещаться очень дешево. Общественный транспорт очень хорошо развит.  Горы, розы, солнце, фрукты, фонтаны и вообще очень красивый город и природа вокруг него :{}

Кстати, Белка таки будет жить)))) Решили ее не демонтировать. Снимут солому, а на каркас установят  другое покрытие. Атакент  и рощу Баума реконструировали. Сейчас идет реконструкция ботанического сада. В парке Горького  отремонтировали велодром! Открыт для всех желающих, не только для тренировок спортсменов.

В следующий раз, когда поедем снова в АлмаАту, освоим кустанайский поезд. Дешевые билеты на самолет надо покупать задолго до поездки, т.е. точно планировать отпуск, но если собираться внезапно, то  поезд - дешево и не так уж напряжно.
Сальма, 2 июня 2019 10:24
Гость, 26 Мая 2019 21:46
Как- то зацепило
________________
про отпуск уже ответила. А есть еще такая категория людей, неограниченная временем, - пенсионеры. Не будем говорить про особенных в материальном плане заводских пенсионеров, скажем про обычных. У нас есть знакомые пенсионерки с обычной для большинства пенсионеров пенсией  в 15 тысяч рублей. Они каждый год по "путинским" билетам летают в бархатный сезон в Крым и живут там где-нибудь в поселке почти месяц, оздоравливаются. Крым уже весь изъездили и посмотрели. Сами готовят, снимают комнатку на двоих. Расходы не больше, чем дома.  И болячек у них хватает, если скажете, что наверное здоровые как кони и не тратят деньги на лекарства. Тратят. Но в Крым ездят - именно поправлять здоровье в хорошем климате на море. Живут только за счет своих пенсий и садоводства.

А про друзей в Иране вот совсем не поняла. Уж вроде бы все  так подробно "разжевываем" в каждом выпуске. Еще раз: в Тегеране друзья нас поселили в 4* по цене 2*, только поэтому мы поселились в 4*. Мы этого никогда не делаем, и, если б не дружеское предложение, то мы  намеревались жить в 2* гостинице, как делали это в прошлом году. В Ширазе друзья поселили нас в лучший номер отеля (2* отеля!), но не сделали скидки. В прошлый раз мы жили в этом же отеле, но в стареньком номере за ту же, обычную для данного отеля, цену. Все расходы приведены реальные для любого путешественника, вне зависимости от того, есть у него друзья в Иране или нет.

Никита в Иране кое-где ночевал вообще бесплатно по вписке с коуча, точно так же он делает и в других странах, где появляется такая возможность. Никита  себя прекрасно чувствует в путешествии и вряд ли оглядывается на мнение окружающих , проявляющих беспокойство о его деньгах :D После Ирана он уже проехал Армению, Турцию, Болгарию, Сербию, Косово, Черногорию. Мы за его перемещениями следить едва успеваем))
Сальма, 2 июня 2019 11:02
Хочется добавить, что  пенсионеры в нашей стране путешествуют очень активно: в поездах нет свободных мест, и пенсионеров среди пассажиров очень много. В гости или просто в путешествие  - не суть. Люди куда-то едут, одни, с товарищами, с подружками, с внуками. Изыскать возможности реально, было бы желание, и здоровье бы позволяло отправиться в поездку. Активных пенсионеров у нас много. Надо только самому из дома себя вынести и вокруг посмотреть.
Перейти к обсуждению на форуме >>
По требованию российского законодательства комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Добавьте Ваше мнение:*
:) ;) :D 8-) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 


Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором.

Сообщи новость

Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.

Добавить новость

Погода в Озерске

24 июня 2021 - вечер

21oC, Ветер Западный 3 м/с, Ясно Без осадков

подробнее




Самые читаемые новости




Самые обсуждаемые новости




Последние вакансии в Озерске

Грузчик, разнорабочий
Грузчик
разнорабочий

Последние резюме в Озерске

Водитель
Рассмотрю Ваши предложения по трудоустройству.
Рассмотрю Ваши предложения по трудоустройству.

Дополнительно

Архив Карта сайта Редакция Размещение рекламы на сайте Ozersk74.RU