Приключения таблетки, или Как выжить в эпоху реформ?Здоровье, 27 августа 2013 12:38, Александр Волынцев
В череде реформ, потрясающих нашу многострадальную Родину в последние годы, особое место занимает монетизация. Изначальная идея реформы, как всегда, была благой. Система льгот возникла в советское время, где льготы являлись поощрением определённых (сравнительно немногочисленных) категорий граждан, имеющих особые заслуги перед страной. В 1980-1990-е годы количество льгот было резко расширено, а сами льготы превратилась в систему социальной поддержки населения в условиях инфляции и отсутствия денег в госбюджете. Тоже идея вроде бы благая. Но многие льготы так и не были реально обеспечены, а количество формальных льготников превысило половину населения страны. Существовавшая система льгот способствовала откровенному хищению госсредств и росту коррупции в государстве. Кроме того, сложившаяся в советское время система льгот была несправедлива к тем, кто льготами не пользуется, например, жителям деревень. Монетизация была призвана устранить несправедливость неравномерного доступа к льготам, а льготники, как предполагалось, получат возможность потратить деньги по своему усмотрению. Вот в рамках борьбы с этими негативными проявлениями было принято решение провести в 2005 году замену натуральных льгот денежными компенсациями (монетизацию). Результат был достаточно характерен для большинства российских реформ: вместе с водой выплеснули и младенца. Среди телефонных звонков в редакцию обращения с вопросами по проблеме лекарственного обеспечения тех, ради кого эти реформы затевались, занимают особое место. И не только потому, что их немало. Просто за каждым таким звонком – непростая судьба реального человека… И нередко люди, сталкиваясь с задержкой получения необходимых лекарств (или иных положенных по закону медицинских сопутствующих товаров), в запале обвиняют наших врачей. Зурабов-то нынче далеко, не укусишь… Прокомментировать сегодняшнюю ситуацию с так называемыми «льготными» лекарствами мы попросили заместителя начальника ЦМСЧ-71 ФМБА России по поликлинической работе Олега Евгеньевича ХАРИТОНОВА.
СУММА СОЦПАКЕТА - Олег Евгеньевич, монетизация началась в 2005 году. Казалось бы, все проблемы должны быть уже решены. Тем не менее, жалоб от населения меньше не становится. С чем это связано в первую очередь, на ваш взгляд? - Причин несколько. Одна из первых, как вы сами прекрасно понимаете, - недостаточное финансирование программы. Есть Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 274-ФЗ, который подписан президентом Российской Федерации Путиным «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь или социальные услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а так же специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов на 2013 год». Этот закон принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации. Статья 1 устанавливает в 2013 году норматив финансовых затрат на одного гражданина, который взял соцпакет по федеральной льготе в размере 638 рублей. Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Таким образом, Москва на каждого федерального льготника выделяет сумму 638 рублей в месяц. Кстати, когда закон №122-ФЗ был принят впервые, эта сумма была 450 рублей. То есть, с момента принятия этого закона в 2004 году сумма увеличилась с 450 рублей до 638 рублей. На 188 рублей. - И это при текущей инфляции… - Да. И вы сами представляете, насколько выросли цены за это время. На сегодня у нас федеральных льготников в городе 11 119 человек. Из них взяли соцпакет – 2 031 человек. И они должны быть обеспечены лекарствами. Остальные получают деньгами. То есть, те из льготников, кто более-менее здоров, и укладываются в 638 рублей (или даже чуть больше), они, чтобы не ходить в поликлинику, не ждать рецепты и лекарства и покупать именно то лекарство, которое они хотят, берут деньгами. С ними все понятно. А вот те, кто глубоко болен, кому на лекарства требуются тысячи, а некоторым и миллионы, они, конечно, берут соцпакет.
СОРОКАПРОЦЕНТНАЯ… ЗАЯВКА - И каков дальнейший механизм предоставления положенной льготы? - Нам на город раз в полгода выделяется сумма, рассчитанная следующим образом: положенные на одного льготника 638 рублей умножаются на количество федеральных льготников, которые взяли соцпакет… - То есть не на всех 11 119 человек, а на 2 031? - Да. И далее – выделяются, но каким образом? На бумаге декларируется цифра, которая на сегодняшний день выделяется Озерскому городскому округу на обеспечение льготников. Соответствующим образом ЦМСЧ-71 обязана составить заявку на те препараты, которые необходимы на первое полугодие, например, 2013 года. Мы это сделали в конце 2012 года, как и полагается. Исходя из той суммы денег, которую нам выделили. Мы составляем в первую очередь список тех препаратов, которые являются жизненно важными и необходимыми. То есть невведение которых приведет к летальному исходу. Это – больные сахарным диабетом; это – больные бронхиальной астмой; это – больные, принимающие противосудорожные препараты; это – онкологические больные; это – больные с заболеваниями крови; это – дети до 3 лет, имеющие инвалидность – вот это сегодня та основная группа, которую мы обеспечиваем. Затем в заявку входят все остальные льготники, которые так же должны быть обеспечены своими лекарствами. Но, когда после того, как заявка составлена, мы сверяем наши потребности с тем, сколько нам дано реально денег, то видим, что этих денег нам в среднем хватает только процентов на сорок от необходимого. То есть, образно говоря, нам нужно 100 рублей, а нам дают только 40. И мы слышим один ответ: «А денег – нет!» Поэтому на все остальные препараты, такие как глазные капли, постгипертонические, холестериновые и т.д. у нас просто не хватает денег. - Этих 40 % хватает на жизненно необходимые лекарства? - С большой, большой натяжкой. Например, по тем же инсулиновым мы в 2012 году были обеспечены на 96 % (по федеральным льготникам), в первом полугодии 2013 года на 96,3 %; а на второе полугодие – на 90 %.
ВДАЛИ ОТ КАРАВАННЫХ ПУТЕЙ - ЦМСЧ-71 имеет хоть какой-то доступ к выделяемым средствам? - Никакого. Эти деньги получает министерство здравоохранения Челябинской области, которое сейчас отвечает в субъекте Федерации (то есть в Челябинской области) за обеспечение лекарственными препаратами. Далее министерство делает необходимые расчеты и говорит: на такую-то сумму составьте заявку. Мы составляем две заявки: одну по нашим потребностям (с учетом тех 100 %, которые необходимы нашим льготникам), а вторую – по их возможностям (под те деньги, которыми министерство располагает, то есть те самые 40 %, о которых мы уже говорили). Обе заявки подаем в министерство. Нам сразу говорят про «100 %-ную» заявку: «Вот это нам не надо, дайте нам заявку под те деньги, которые вам выделены». Мы тогда подаем «40 %-ную» заявку. Кроме того, мы и эту «40 %-ную» заявку должные еще защитить. Затем минздравом Челябинской области проводится конкурс на закупку данных лекарственных препаратов. Мы – ЦМСЧ – никаких конкурсов не проводим. И «живых» денег – не видим. Мы только на бумаге передали эту заявку. Всё. Далее – поставка. Раньше это была наша муниципальная аптека, сейчас это – аптека «Областной аптечный склад». Теперь нас «прикрепили» к этой аптеке.
- То есть эта сеть победила в конкурсе? - Да. Дальше минздрав Челябинской области, проведя этот конкурс, заключает договор и фирма-поставщик поставляет эти препараты «Областному аптечному складу». В соответствии с законом есть регламент, утвержденный губернатором, который говорит, каким образом должна проводиться выписка этих лекарственных препаратов. У нас эта выписка должна проводиться централизованно. На сегодня у нас во всех поликлиниках созданы специальные компьютеризированные центры, где происходит выписка этих рецептов для федеральных и региональных льготников. Чтобы ни врач не тратил время на выписку рецептов, ни пациенты – на ожидание. Врач назначает, оформляет в амбулаторную карту, медсестра берет карту, идет в этот кабинет, и оператор оформляет рецепт. Эти центры связаны сегодня с «Областным аптечным складом» и министерством здравоохранения Челябинской области. Приходит некий больной и говорит: «Выпишите мне аспирин». Но пока этот аспирин не поступит из Челябинска в нашу озерскую аптеку сети «Областной аптечный склад», врач этот рецепт выписать не может. Просто даже технически компьютер этого сделать не может: нет препарата – заблокирована выписка рецепта. И ситуация сейчас – парадоксальная. С одной стороны мы нарушаем права пациентов, не выписывая ему рецепт. Наша задача сегодня – только выписать рецепт. Но, с другой стороны, выписать рецепт не можем из-за централизованной выписки. Какой смысл выписывать пациенту лекарство, которого нет в аптеке? Здоровее больной оттого, что у него есть рецепт на руках не станет. - А как быть, если нет жизненно важного препарата? - Такому больному, пока ожидается поступление препарата в аптеку, мы предлагаем госпитализироваться к нам в стационар и обеспечить его за счет тех препаратов, которыми должны лечиться больные. В случае угрозы жизни. То есть уже не за счет государства, а за счет медсанчасти.
Дополнительные хлопоты дополнительных заявок _ А как быть, если человек стал льготником, например, получив инвалидность, в середине года и потому не учтен никакими заявками? - Тогда мы делаем на него дополнительную заявку. И это – довольно часто. Мы завалили наш организационно-методический отдел дополнительными заявками на дополнительные лекарственные препараты. Мы идем на это. Хотя министерство здравоохранения возмущалось, что дополнительных заявок должно быть как можно меньше. Но мы вынуждены на это идти. - Хлопотно? - Да. Это надо оформить все документы в амбулаторную карту, провести его через врачебную комиссию, иметь заключение узкого специалиста (из Челябинска, из Москвы либо нашего – неважно) на тот или иной препарат, подготовить пакет документов, потом все это уходит в министерство здравоохранения. Но эта дополнительная заявка персонифицирована. Она идет на конкретную фамилию. И если препарат поступает к нам, он приходит для конкретного пациента. И мы только ему можем этот препарат выписать. Мы делаем дополнительные заявки на один и тот же препарат, например, на 10 человек, а приходит только на трех. Трое получают, а остальные пишут жалобы: «Иванов, Петров получили, а мы – нет!». Кто виноват? ЦМСЧ! Но мы-то не выбираем Иванову дать лекарство или Петрову. Министерство здравоохранения выделяет лекарства, и оно определяет – Иванову дать или Петрову. Вот в чем дело. Наши дополнительные заявки рассматриваются главными специалистами минздрава Челябинской области. И если вдруг их что-то не устроит, - все эта заявка может быть забракована. Но мы об этом узнаем только тогда, когда приходит письмо на имя начальника ЦМСЧ-71 из управления лекарственного обеспечения, сообщающее, что по дополнительным заявкам будут обеспечены такие-то люди. Тогда он передает это письмо в поликлинику, мы видим, что на Иванова, Петрова, Сидорова препарат пришел (или придет в ближайшее время), доктор начинает их вызывать и выписывать рецепты.
ШАГ НАВСТРЕЧУ ЧРЕВАТ СУДОМ - Наши читатели жалуются, что им в аптеке, порой, выдают совсем не то лекарство к которому они привыкли. Например, вместо кавинтона – винпоцетин или наоборот и т.д. Почему это происходит? - Дело в том, что заявка составляется в международных непатентованных наименованиях, а не под тем названием, под которым препарат выпускается в России, Германии, Индии или еще где-то. Объясню на примере аспирина. В заявке пишется «ацетилсалициловая кислота». Всё. А фармацевты выпускают «Аспирин», «Аспирин-С», «Тромбо АСС», «Аспирин Кардио» и т.д. И, например, больному нужен «Аспирин Кардио», но мы можем выписать только рецепт на «ацетилсалициловую кислоту». И для федеральных и для региональных льготников составлен перечень медикаментов, которые можно выписывать. Да, иногда у нас приходят люди и говорят: «Я всю жизнь пользовался вот таким препаратом». Но если его нет в перечне, мы не можем на него ни заявку подать, ни выписать рецепт. Ну нет его в базе данных…
- А если все-таки пойти навстречу пациенту? - Бывали случаи, когда, идя навстречу пациенту, выписывали рецепт не как положено – через компьютер, а ручкой, как раньше. (Это, кстати, нам уже запрещено. Должен быть бланк со штрих-кодом). Пациент приходит в аптеку: «Вот мне выписали лекарство. Дайте». В аптеке смотрят рецепт и отвечают: «А где штрих-код? Мы такой рецепт взять не можем». Тогда пациент идет, за свой счет покупает лекарство, после этого он идет в прокуратуру или в суд: «Я – федеральный льготник. Мне врач выписал аспирин, в аптеке его мне не дали, я купил за свой счет, пусть теперь ЦМСЧ компенсирует мне за счет своих средств». И такие случаи уже были…
ПАЦИЕНТ НА МИЛЛИОН - Льготники, выбирая соцпакет, а не деньги, наверняка, рассчитывали, что получат лекарств на гораздо большую сумму, чем если бы покупали сами. Как обстоит ситуация с такими пациентами? - Да, у нас есть так называемые топ-пациенты, среди которых есть люди, получающие в год лекарства более чем за 2 миллиона рублей. На одного пациента. Более чем 2 миллиона рублей. Более миллиона в полгода. А нам минздрав на полгода дает всего 5 миллионов. И из них 1 миллион уже на одного человека ушел… У нас есть люди, которые получают препараты, стоимость одной упаковки которого в среднем по 80 тысяч. И они получают не одну такую упаковку… Вот, например, человеку выписано 17 рецептов на 17 упаковок на 296 тысяч рублей. Другому пациенту выписано 23 рецепта на 23 упаковки на 408 тысяч рублей. Это все за первое полугодие. За год получится уже иная сумма. Следующему пациенту выписан рецепт на 1 упаковку препарата стоимостью 53 тысячи 371 рубль. Следующему – на 52 514 рублей. Таких более тридцати человек. И выделенные минздравом миллионы уходят на эту группу.
«ФЕДЕРАЛЬНЫЕ»… «РЕГИОНАЛЬНЫЕ»… НАШИ! - Что ЦМСЧ-71 предпринимала, чтобы решить проблему очередного дефицита? - Как известно льготники делятся на «федеральных» (инвалиды, военнослужащие, участники Великой Отечественной войны и др.) и «региональных» (ветераны труда, пенсионеры и др.). Принцип разделения льготников на «федеральных» и «региональных» был прост: тот, кто выдаёт гражданам право на льготы, тот и оплачивает их из своего бюджета. Особо сложная ситуация складывалась с региональными льготниками. Мы обращались к руководству Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), говоря о том, что у нас складывается критическая ситуация по обеспечению медикаментами региональных льготников. И тогда ФМБА пошло нам навстречу. До 2011 года ФМБА уже оказывало немалую финансовую поддержку региональных льготников г.Озерска, а в 2011 году была выделена сумма более 50 миллионов рублей, которую мы передали в нашу муниципальную аптеку, которая уже проводила конкурсы и котировку на закупку этих препаратов и обеспечивала этими препаратами региональных льготников. От 47 до 50 и более миллионов каждый год давало ФМБА на региональных льготников, в то время как Челябинская область на «своих» региональных льготников нам в год давала 9, максимум – 10, миллионов. Таким образом, добавка из ФМБА этих 50-ти миллионов до 2011 года снимала напряженность по региональной льготе. Затем министерство финансов, министерство экономического развития и минздрав запретили ФМБА выделять деньги на обеспечение федеральных и региональных льготников. В связи с тем, что это не полномочия ФМБА. - То есть усмотрели в этом нецелевое использование средств? - Да. Тогда мы договорились с руководителем агентства Владимиром Викторовичем Уйбой о том, что он эти деньги перечислит не в ЦМСЧ, а в министерство здравоохранения Челябинской области. Для того, чтобы уже Челябинская область, как отвечающая за региональных льготников, закупила лекарства для наших льготников. Как целевой транш. Было заключено соглашение от 25 декабря 2012 года между минздравом Челябинской области и ФМБА о представлении в 2012 году из федерального бюджета Челябинской области и иных межбюджетных трансфертов на реализацию отельных полномочий в области лекарственного обеспечения населения ЗАТО области, обслуживаемых лечебными учреждениями, находящимися в ведении ФМБА, в соответствии с перечнем, утвержденным правительством Российской Федерации (а не перечнем, утвержденным Челябинской областью). Вот такое соглашение было заключено. И в апреле 2013 года для нашего ЗАТО было переведено 25 миллионов рублей на лекарственное обеспечение региональных льготников ЗАТО г.Озерск. - Победа? - Минуточку. На сегодняшний день конкурс на закупку лекарств министерством здравоохранения Челябинской области по этому поводу еще не проведен, ближайший срок, когда это произойдет – через два месяца. То есть результатов финансирования ФМБА мы не увидим еще два месяца. Препаратов нет, соответственно – выписать мы их не можем. - А какова ситуация с региональными льготниками в области в целом? - Вообще на сегодня в области региональных льготников 247 733 человека. Из них на лекарства областью выделена сумма 301 199 530 рублей (сюда входят не только лекарственные препараты, но и все «сопутствующие» товары типа тест-полосок и т.д.). Если это разделить на 12 месяцев и разделить на количество людей – то получается в разы меньшая сумма, чем сумма, выделенная на 1 федерального льготника. (101 р 31 коп. – прим авт.) Вот сегодняшняя ситуация. Когда деньги мы получали из ФМБА, у региональных льготников никаких проблем не было. Ни одной жалобы не было. Люди даже спрашивали – не могут ли они из категории федеральных льготников перейти в категорию льготников региональных. Этого, конечно, сделать нельзя. Тогда региональные льготники находились в лучшей ситуации, чем федеральные. А сейчас – одинаково. - Что еще предпринимало руководство ЦМСЧ? - Мы со своей стороны написали письма: главе Озерского городского округа; прокурору ЗАТО Озерск; губернатору Челябинской области; министру здравоохранения Челябинской области; руководителю управления Росздравнадзора по Челябинской области; начальнику управления лекарственного обеспечения минздрава Челябинской области; начальнику управления организации медицинской помощи ФМБА России; и т.д. и т.п. Со своей стороны мы сделали всё возможное. Но этот вопрос не может быть решен даже на областном уровне, не говоря уж об уровне Озерска. Ответ-то на все письма один: «При наличии финансовых средств…»
***
Более половины жалоб на приеме по личным вопросам у начальника ЦМСЧ-71 – это жалобы по обеспечению льготников положенными лекарствами. Но дело в том, что в сложившейся сегодня системе обязанность (и возможность) ЦМСЧ-71 – выписать рецепт. А выдать «таблетку» – обязанность минздрава Челябинской области. У медсанчасти нет ни денег, ни аптек. И по существующему законодательству у ЦМСЧ нет такой функции, и нет такой задачи. Но проблема с лекарственным обеспечением сказывается на общей неудовлетворенности качеством медицинской помощи. И по сложившейся традиции – кто ближе, тот и виноват, тот и «крайний». Но, так или иначе, озерчане в лучшем положении, чем, скажем, кыштымцы или каслинцы, которые не находятся под эгидой ФМБА. У пациентов ЦМСЧ-71 есть хотя бы надежда, что 25 миллионов от ФМБА через областной минздрав когда-то в течение года до Озерска дойдут (в виде лекарств). А у пациентов с «большой земли» нет и такого … Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на любой мессенджер (viber, whatsAppp, telegram) - +7 902 896 51 63 или почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость10 мая 2025 - утро
8oC, Ветер Северо-западный 3 м/с, Пасмурно Без осадков
подробнее• | Продавец |
• | Менеджер маркетплэйса |
• | охранник |
• | Водитель В,С |
• | электробезопасность |
• | охранник |