Новости   |   Работа   |   АВТОзерск  |  Недвижимость  |  Погода   |   Справочник предприятий   |   Знакомства   |   Форум   |   Бюро находок   |   Барахолка
16+
Почётные граждане Озёрска   |   Показания водосчётчиков  |   Показания электросчетчиков  |   Оплатить объявления

Александр Филиппенко в Озерске: «Голову береги, мой друг!»

Общество
3 сентября 2014 11:01, Александр Волынцев
 

Он — русский актёр театра, кино, эстрады. Народный артист России (2000). Лауреат Государственной премии РФ (1999).

Родился в 1944 г. в Москве. О своём детстве говорит: «Я, малинковско-хрущёвский пионер, прошёл все этапы: отличник, председатель совета дружины, Дворец пионеров обязательно, кружок кораблестроительный, спортивный (я играл в баскетбол) и, конечно, драмкружок. И заметьте: все шестидесятники, все, кто добился чего-то, кому сейчас 60 и 70 — все прошли кружок в своём родном Дворце пионеров».

В 1967 году окончил Московский физико-технический институт, в 1974 — заочное отделение Театрального училища им. Б.В.Щукина.

С1967 по 1969 работал инженером, в 1964-1969 был актёром и режиссёром эстрадной студии МГУ, которая, кстати, тоже называлась «Наш Дом», с 1969 по 1975 — актёром Театра драмы и комедии на Таганке, в 1975-1994 — актёром Театра им. Евг. Вахтангова.

Снимается много. Ставшие событием кинороли театральны, даже эстрадны: Смерть в ленте «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и Кащей Бессмертный в сказке «Там, на неведомых дорожках...». Тут главенствуют маска, полное перевоплощение, пластика близка к пантомиме.

Это — актёр условного материала, у него замечательное чувство юмора и ощущение стиля всей вещи, незаменимые для игры в детских фильмах-сказках. То же органичное чувство стиля он продемонстрировал в картинах, тонко разработанных психологически (в лентах «Торпедоносцы», «Мой друг Иван Лапшин», «О возвращении забыть»), где «общественный психоанализ», воссоздание эпохи, а порой и стилистика режиссуры делают актёра трагической марионеткой.

Выступления на эстраде дали актёру возможность самому подбирать репертуар («Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя, разыгранные как маленькие драмы рассказы М.Зощенко, фельетоны М.Кольцова и др.). В последнее время он занят в основном театральными работами. В 1995 году организовал собственный театр, в репертуаре которого литературно-музыкальное шоу «Поезд на Чаттанугу, или Когда и мы были молодые» (ещё один вариант пьесы Славкина «Взрослая дочь молодого человека»), «За вашу и нашу свободу» (по В.Гавелу) и моноспектакль «Мёртвые души» (по заключительным главам гоголевской поэмы). Вы уже, конечно, догадались, о ком идёт речь?

Совершенно верно! Это народный артист России Александр Георгиевич ФИЛИППЕНКО.

У Актера – юбилей. Самое время вспомнить разговор с ним здесь, в нашем городе, когда он выступал с единственным концертом в Озёрске в театре «Наш дом».

В двухчасовом спектакле звучала проза Михаила Жванецкого, Василия Аксёнова, Сергея Довлатова, стихи Юрия Левитанского, Евгения Евтушенко и песни Владимира Высоцкого. И как всегда, с одной стороны спектакль был жизнеутверждающим, а с другой стороны, не лишенным ярко выраженной ностальгии...


1.jpg


– Я готовился к этой встрече, поверьте... Правда, в таком виде, с этими авторами, с этими дополнениями — это у нас премьера. Было много стихов, было много джаза. Это было вообще в первый раз. Но всякий раз интересно что-то проверить на такой умной, интеллигентной, требовательной и в то же время благорасположенной публике. Вот, что важно было.

На ваш взгляд, русский театр сегодня существует или мы в начале третьего тысячелетия постепенно приходим к всемирной унификации, когда стираются грани между понятиями культур?

– Так оно и есть. Я согласен. Просто mы находимся в переходном периоде. И тот русский театр Эфроса, Любимова, Товстоногова и Ефремова остался (как и я — представитель этого театра) в пантеоне XX века. Об этом я бы и хотел сказать с эстрады. Это всё ушло. Теперь новый, другой театр. Театр из идеологического инструмента перешёл в сферу обслуживания, он отвлекать, развлекать, переключать людей должен. На 200 человек, как в этом маленьком зале, можно играть другие какие-то произведения, может быть... Вот и всё... Другое дело — успею ли я в тот театр? И, как я читал Кушнера: «С парохода сойти современности Хорошо самому. До того, как по глупости или из ревности Тебя мальчики сбросят с него».

Но, каждый выбирает для себя... Вот сейчас — вот эта программа. Есть и Гоголь, и Солженицына читаю. И может быть, к вам еще привезу «Один день Ивана Денисовича». И детская программа Юрия Коваля «Недопёсок».

Опыты литературного театра Александра Филиппенко продолжаются. Сложно, трудно, поскольку есть ещё и предложения в больших городах от таких элитных клубов, которым тоже надоела синтетическая музыка, «кислота» эта, и вот они раз в неделю, раз в месяц хотят какое-то слово хорошее услышать. Надо это понимать. Готовить специальные программы. Тоже современный театр и в этом.

То есть вот то кризисное состояние, которое начиналось в 90-е годы, когда все кинулись торговать сникерсами и колготками, на ваш взгляд проходит?

– Проходит. Но много уронов разных есть в актёрской школе. И одна из таких причин — это многочисленные сериалы. Но ведь это специальная актёрская манера игры, и нужно умение работать в этих сериалах. Она не требует больших затрат. Это такое — «я в предлагаемых», в основном, никакого образа создавать там не надо серьёзного. Но это всё пройдёт и потом к правде человеческого духа, по Станиславскому, мы вернёмся. Обязательно.


2.jpg


Мы привыкли видеть вас в образе таких несколько демонических личностей...

– Как я называю: Филиппенко это яркий представитель «тёмных» сил. Но «тёмные» беру в кавычки. Последние работы и Азазелло, и Асирис Нуна... Это Его Величество Случай в кино играет огромную роль, много предложений. Я отказываюсь. Часто. И выбираю. И поэтому я занимаюсь эстрадой, вот тем, что видели вы сегодня. Это возможность показать Филиппенко с другой стороны.

Как раз хотелось спросить: те маски, те образы, то что вы делали в «Вепре» или в «Мастере и Маргарите», какой-то в душе отпечаток оставляют?

– Знаете, по нашей Вахтанговской школе, в актёре живёт два человека: актёр-образ и актёр-гражданин. И актёр-гражданин, конечно, контролирует все поступки актёра-образа. Иначе Отелло задушил бы Дездемону. Этому учат, ремеслу, чтобы не заигрываться. Это вот актёры любительского театра — иногда у них происходят смещения разные. И приходит третий — «черный человек» внутри, и начинает вести разговоры: «Как ты на сцену вышел? Такой бездарный, ужасно всё...». Вот важно выгнать этого «чёрного человека» и заниматься делом.


3.jpg


В принципе сегодня в вашем спектакле было много сказано о тех годах, которые принято называть тоталитарными, тем не менее тогда существовала некая идея. Потом, спустя время, Борис Николаевич Ельцин сказал: «Ищите новую национальную идею». Все бросились искать, но пока что-то результатов не видно. На ваш взгляд, существует сегодня какая-то национальная идея или это определенный миф?

– Нет, этим занимаются все и думают, и ищут, правильно, болеют... И это надо всё время быть нацеленным на это дело, надо очень захотеть, как у Жванецкого: «Если не очень хочешь — не очень получается». И уверен, что будет она найдена, в муках родится и что-то произойдёт. Это важно. Для этого есть умные люди, которых, к сожалению, вот я читал, опять же из Евтушенко: «Что сволочей хватает — не беда, Нет гениев, вот это жалко». И у Самойлова есть: «Вот и всё, смежили очи гении, И теперь, когда разверзлись небеса, Словно в опустевшем помещении, Стали слышны наши голоса...»

Нету их и всё разрешено...

Критерии оценки — смещены все. Где точки отсчёта? В какой системе координат мы будем считать? Это важно: кто это будет задавать? У меня много вопросов к разным людям... Понимаете, как-то физтех меня научил распознавать идеи сразу, через двадцать секунд: живородящая это идея или поролон. Сейчас оч-чень много расплодилось поролоновых говорунов. Безответственных. А так, в общем, не работает система во многом....Уже нет автори­тетов. Вот... «Нет гениев, вот это очень тяжко...». И всё разрешено... Не только молодёжь, но и вот эти все старшие.. Ничему научить нас не могут, как я из Жванецкого читал: «Не воспитать не могут, передать нечего. Кроме торговых связей, приписок, подлогов и краткого содержания частного определения...». Это — всё, что они могут.

Так что пока — нет. Ищем. Будем ждать. Это есть всё. Процесс идёт, вы знаете... Уверен. И вот эти умники и умницы, молодые ребятки. И вот приходят ко мне на концерт, пусть из ста человек пять, три, десять задумаются... Мне больше не надо. И уже что-то в них западёт, будут книжки читать, думать о чём-то. Вот к этому побуждает моя программа. Ещё, может быть, не всё выстроено.

Но по мысли... Я бы хотел, чтобы они учились критически мыслить, анализировать ситуацию, а не доверять на слово. Потому что сейчас слова потеряли своё значение. Ритм имеет: бум-бум-бум... Задаётся ритм и всё. Ну? Это для массы, но мы же не все...

И традиционный «контрольный» вопрос: ваша любимая роль?

– Да все роли любимые! Ну что вы! Мне не стыдно ни за одну из ролей. Больше семидесяти ролей в кино, и маленькие роли, и большие и всё замечательно. И в театре... Нет. Судьба счастливая. Я доволен. Благо, что есть возможность выбора. Вот, что сейчас трудно молодёжи. Выбор важен. И как у Левитанского, опять цитата: «И дивная свобода в том выборе, Где голову сложить...» Вот это важно.

Я пожелал бы всем:


Береги свою голову, друг мой!

Голову береги, мой друг!

Голова, как известно, круглая,

голова, как известно, крутится,

Ты и сам не заметишь,

как её потеряешь вдруг.

Теряли голову многие.

Теряют даже такие,

Которым по их положению

очень нужна голова.

Она же у них закружилась,

она, как шар, покатилась

И вот её потеряли или вот-вот потеряют

И только те, с нем случилась

подобная неприятность,

Как это ни странно, случившегося не видят.

Не замечают. И, о ужас! Они по жизни

без головы шагают.

И только потому, что у них

денег немножко больше,

Удачи немножко больше

и таланту немножко больше

За душой обнаружилось вдруг...

И потому мой совет:

Береги свою голову, друг мой!

Голову береги, мой друг! 


Изображение 1062.jpg


Что ж, действительно, будем ждать новых встреч с незаурядным Актером. С нетерпением... 

Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14.







Отклики читателей
Гость, 4 Сентября 2014 09:20
И как всегда все прошло втихаря, ни рекламы тебе, ни билетов.. Малинина вон, аж за три месяца разрекламировали, а тут(((( Обидно! С удовольствием бы сходили. Лет десять назад "совершенно случайно" были на концерте Фелиппенко, были в полном восторге!
Час с Александром Филиппенко, 4 Сентября 2014 12:07
Час с Александром Филиппенко

Юбилей артиста – это повод и возможность воздать ему не только аплодисментами. Те, кто никогда не бывали на концертах Александра Филиппенко, не знают всех возможностей заслуженного народного артиста и всех возможностей мастера, которые остались и остаются недовыявленными.........
1).http://www.svoboda.org/content/article/26561088.html
2)http://www.svoboda.org/audio/26538874.html
Гость, 4 Сентября 2014 15:00
жаль не знал.сходили бы всей семьей
Гость, 4 Сентября 2014 15:13
И как всегда все прошло втихаря, ни рекламы тебе, ни билетов.. Малинина вон, аж за три месяца разрекламировали, а тут(((( Обидно! С удовольствием бы сходили. Лет десять назад "совершенно случайно" были на концерте Фелиппенко, были в полном восторге.
   Так это интервью А.Г.Филлипенко из прошлого приезда в Озёрск, в этом году его не было в Озёрске!!! А то, что афиши на выступление А.Н. Малинина повесили за 1, 5 месяца до приезда, чтобы больше зрителей приобрели не дешевые билеты от 1000 до 2400 руб.
Гость, 22 Апреля 2016 06:22
Подскажите, пожалуйста, кто автор стихотворения "Береги свою голову, друг мой!". Буду очень благодарна!
Перейти к обсуждению на форуме >>
По требованию российского законодательства комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Добавьте Ваше мнение:*
:) ;) :D 8-) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 


Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором.



Доставка еды на дом
Сообщи новость
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.



Погода в Озерске

29 мая 2020 - вечер

19oC, Ветер Северо-западный 2 м/с, Ясно Без осадков

Подробнее









Дополнительно
Архив
Карта сайта
Редакция
Реклама


К началу страницы    
На главную  
Новости за сегодня  
Архив  
Редакция  
Размещение рекламы