Новости   |   Работа   |   АВТОзерск  |  Недвижимость  |  Погода   |   Справочник предприятий   |   Знакомства   |   Форум   |   Бюро находок   |   Барахолка
16+
Почётные граждане Озёрска   |   Расписание автобусов (межгород)  |   Показания водосчётчиков  |   Показания электросчетчиков

Озерск попал в «Безрогий якорь»

Общество
27 июня 2012 12:47, Александр Волынцев
 

1.jpg


В Челябинске вышел сборник прозы южноуральских авторов «Безрогий якорь».

Есть среди авторов и жители Озерского городского округа.

Сегодня мы предлагаем вниманию читателей, интересующихся не только интернетом, но и литературой интервью с составителем и редактором нового сборника – Николаем Ивановичем Годиной.


2.jpg


Рядом и «генерал» и «рядовой»…

- Мне давно хотелось издать прозу наших литераторов не просто как какой-то альманах или ежегодник, а именной как отдельную книгу. В этот сборник вошли не только так называемые любители, тут есть работы и профессиональных писателей.

По такому же принципу выходит в последние годы альманах «Графоман». Там и профессионалы и непрофессионалы.

- А в чем смысл?

- Во-первых, от этого сам сборник делается интересней, во-вторых, непрофессионалы учатся у профессионалов, когда их тексты рядом. Прочитал текст другого автора, сравнил со своим. И уже есть возможность поучиться.

А вот этот сборник, «Безрогий якорь», я вынашивал года два, наверное. Издавать-то надо за свой счет. Никто же нам денег не дает. А издавать за свой счет – это тяжкая штука, потому что собирать деньги – труд неблагодарный. Вот, может быть, у человека денег нет, а ты должен с него взять. А во-вторых, живут – кто где, передать тоже не так просто… Долго я собирал.

- Как появилось у сборника такое название?

- Название «Безрогий якорь» я взял из рассказа молодого карталинского прозаика. Сейчас он служит в армии, а когда он писал этот рассказ - был еще десятиклассником. Потом он поступил в магнитогорский институт и оттуда его забрали в армию. Очень способный парень. Я его книжку издавал. Там повести его, фантастика. Поэтому я назвал книгу по его рассказу.

Неожиданно она получилась довольно толстенькая.

- Упитанная…

- Упитанная. Да. Неожиданно она получилась дороговата. Но в целом, я думаю, она удалась. Откровенно слабых произведений там нет, но уровень от высокого, до среднего.

- Профессионалы, чьи произведения опубликованы в «Безрогом якоре» или в «Графомане» рядом с непрофессионалами, не чувствуют себя обиженными, что их гениальные строки находятся рядом с, на их взгляд, не очень достойными вещами?

- Чувствуют некоторые. И они ушли. Альманах «Графоман» некоторых обидел своим названием. Что интересно – не самых лучших авторов. Кое-кто сказал: «Ты издеваешься таким названием над авторами!» Но почему? Я и сам там печатаюсь. Это, во-первых. А во-вторых, до революции в России выходил журнал «Графоман». А недавно я прочитал в «Новом литературном обозрении», что в Праге начал выходить «Пражский графоман». А почему нет? Графоман – хорошее слово. С одной стороны. А с другой – а кто мы, в конце концов? Да – графоманы, да – больные. Есть театроманы, есть меломаны, есть битломаны, киноманы… Если кого-то оскорбляет, то надо подумать что мы по уровню. Все-таки не Пушкины. Меня это не обижает.

- Да и своеобразная самоирония здесь присутствует. Чтобы не воспринимать себя слишком серьезно.

- Конечно! А кроме того, это и определенная защита: если кому-то не понравилось мое произведение, то что с меня, графомана, взять? Но отзывы очень хорошие. Это не журнал, это альманах, самый настоящий. И думаю, лучшего и более интересного сегодня нет. Это без ложной скромности.


3.jpg


Уральская школа: миф или нет?

- Как-то буквально на днях зашла дискуссия о том, существует ли как таковая уральская литературная школа или нет? Как вы думаете?

- Смотря, что ты имеешь в виду под понятием «уральская». Весь Урал или только Южный?

- Пожалуй, Южный…

- Нет. Нет такой школы на Южном Урале. На мой взгляд. И вообще, у нас, я тебе скажу, единственным таким маяком стоит Борис Ручьев. Наиболее выдающийся автор. А так… Большие авторы не вырастают. Конечно, мы можем вспомнить Михаила Львова. У него несколько… Татьяничева – это нет. Сегодня наши ребята пишут намного интересней, чем Татьяничева. А остальных я даже не знаю, кого назвать… Можно десятки имен назвать. Но… Школы как таковой – нет. В Екатеринбурге тоже нет особой-то школы. Там просто как-то посильней духовная жизнь, она более интересная. Что еще на Урале? Ну, Пермь. Но тоже таких, выдающихся-то, я не вижу. Из советских времен – ну, Леша Решетов, еще можно несколько имен назвать. Но это уровень уже не ручьевский. Ручьевский уровень – все-таки всероссийского масштаба. Это настоящий… Хотя я не большой поклонник его творчества, но… Это, безусловно, поэт с большой буквы. Так что весь Урал… На этом железе ничего большого не растет.

- А почему так? Оттого, что юные таланты куда-то уезжают учиться в другие города и там оседают или специфика края такова, что не располагает к литературному творчеству?

- Специфика края. Вот взять, например, Рязань, где появился Есенин. Или север наш, Вологодчина: Рубцов, Клюев… Во-первых, там земля исторически русская. Во-вторых, язык. Наш уральский русский неспецифичен, отличий особых нет. Язык влияет, сама историческая почва влияет. И потом, народ на Урале довольно таки молодой по историческим меркам. Здесь же всё сплошь переселенцы. Поэтому здесь не сложилось чего-то исконно своего. А возьми Тарусу или ту же Рязань. Или возьми Сибирь, где есть Томск, где духовная жизнь совсем другая. У нас на Урале более-менее духовная жизнь все-таки в Перми сосредоточена. Или в Оренбурге. На мой взгляд. Хотя там тоже особо выдающихся нет, но духовная жизнь там интереснее. Тоже, наверное, исторически, потому что там казачество, особый уклад жизни. Большая степь недалеко. Тюрки постоянно подходили…. А у нас? То, что мы выдумали Аркаим? Я не спорю, что там кто-то жил, но то, что там чуть ли не индоевропейский пуп Земли и чуть ли не Заратустра там родился, это, конечно, «происки» Бориса Здановича. Понятно, что всем жить надо, надо как-то зарабатывать…

- Ну да, бренд раскручивают. Как в Великом Устюге, который объявили родиной Деда Мороза…

- Ну, пусть раскручивают. Кто хочет верить – пускай верит, во что хочет. Но всё это не совсем то… Поэтому я и думаю, что школы, как таковой, на Урале – нет. А на Южном Урале – тем более. Это касается и прозы. Отдельные прозаики как-то «выскакивали»… Да и то, на приличном уровне были, а выдающихся – пожалуй, нет.

- Сейчас нас молодежь почитает и скажет: зачем тогда пытаться что-то делать-то? Если всё кончено? Пойдем в кабак!

- Так ведь пытаются не для того, чтобы что-то здесь утвердить или вырасти в какого-то гения. Это наша необходимость. Как воздух. Как кислород. Духовная жизнь – такая же, как физическая. Без нее человек засыхает. Я на своем примере могу объяснить. С детства, чуть ли не с рождения у меня было раздвоение. Один пошел по крестьянской (потом по рабочей) линии, на хлеб зарабатывал в карьере, а второй – по духовной. Я без нее не мог жить. И вот два этих человека так и жили. Вроде рядышком, как близнецы. Один не мешал другому. Может быть, даже помогали друг другу. Рабочий человек давал темы, а духовный – это как-то реализовывал, преломлял и воплощал… Без этого жить нельзя. Пусть это даже Тмутаракань какая-то. Там тоже есть какая-то своя духовная жизнь. Поэтому – писать надо. Если есть такая потребность – пиши! Пиши! Не ставь задачу, добиться бессмертной славы. А если твое творчество нравится твоему соседу или приятелю, и они от этого получают какое-то удовольствие, и не становятся в культурном отношении меньше, чем они есть, то уже хорошо. Для этого всё и делается.

- Бродский, по-моему, в Нобелевской речи своей сказал, что работа со словом сродни наркомании. То есть когда почувствовал удовольствие от этого – всё. Подсел…

- Абсолютно верно. Иногда найдешь какое-то слово или выражение и болеешь… Болеешь, пока из этого слова или выражения не вырастишь какое-то стихотворение. Чтобы оно осталось. Потому что слово само по себе упадет за шкаф и будет валяться. А вот, чтобы оно было воплощено куда-то, как-то пристроено, для этого и пишешь эти стихи…


0007.jpg


Литературный процесс: вчера и сегодня

- Кроме самого творческого акта необходимо и общение с читающей или слушающей аудиторией…

- Нам повезло, старшему поколению, что в советское время мы чуть-чуть вкусили вот это удовольствие от выступлений перед аудиторией. Я с Евтушенко ездил в Магнитогорск, вместе вели поэтический вечер… В основном-то он, конечно, люди пришли на него. Но и я читал, что-то и мое понравилось… Потом мы ездили много. И по России ездили. Были и семинары различные. Ездил я и в Красноярский край. Много заявок было. Был я и в Железногорске, и в Зеленогорске – в закрытых городах.

- То есть был контакт именно с аудиторией, когда видишь, как люди реагируют.

- Да. Я был на астафьевских литературных встречах шесть раз. Туда приезжали и зав. отделом культуры, и писатели, и библиотекари, которые высматривали, что им нравится, а потом приглашали к себе. А вот сегодня – куда податься? Все тусуются в каком-то своем кружке, друг друга хвалят, друг друга издают, награждают на всероссийском уровне… За счет спонсоров, у которых деньги есть. И выдумывают разные премии… Десятки. Но они не являются показателем уровня литературы. Увы. Не являются. Потому часто у нас есть немало хороших прозаиков и поэтов, которых мало знают. Взять , к примеру, Владимира Салимона, прекрасный поэт, Сергей Гандлевский – хороший поэт, мне нравится, а кому-то не нравится, Цветков – мне нравится половина, половина – тоже… Чухонцев, Кушнер – я уже о них не говорю… И прозаики тоже, тот же Андрей Битов – и сегодня он интересен. А другие… Один пишет про двух стариков, которые заманили двух девчушек восемнадцатилетних… Смешно же…

- Пытаются идти в ногу со временем.

- Да. Пытаются. А не надо пытаться. Не надо пытаться угождать. Для меня очень важен язык. Язык поэзии. Я не приемлю, например, англицизмы разные, особенно компьютерные выражения. «Кайфы», все эти, «нирваны» – на дух не переношу. Есть много хороших русских слов. Поэтому часто у меня встречаются анахронизмы, но я не считаю, что они пропали безвозвратно, просто их надо вспомнить людям. Есть великолепные слова. Я вчера строчку написал, но стихов пока нет: «Да, от «теперича» до «давеча»…» Вот такая строчка появилась… Я напишу когда-то стихотворение. Тут и ирония, тут и старина… Мне нравятся такие слова. Много интересных русских слов. Просто Даля надо читать. Или просто вспоминать… Я в деревне вырос… Потом я употребляю иногда даже хохлятские слова. Вот, например, в «Графомане» я печатал стихи из новой книги – стихов двадцать… «В липовых сорочинцах сороки / Ярмаркуют суетны и едки…» Вот слово «ярмаркуют» – хорошее слово, такое украинское… «Балачка» у меня там встречается. Оно и наше, и южное, есть в русских городах ближе к Белгороду. А если поразбирать, то «липовые» – двойной смысл, «в сорочинцах сороки» – тоже игра такая начинается… В этом-то и заключается поэзия. Работа со словом. Надо работать со словом обязательно. Я до сих пор веду картотеку, у меня много записей, карточек, на которых я записываю понравившиеся мне слова. Пригодится, не пригодится – второй вопрос. А вот молодые этого не делают… И те, которые вышли из деревень, казалось бы из народа, поначалу интересные, а потом смотришь, про минет пишет… Это уже скучно, ребята.

- Наверное, если уж мы занимаемся, рискуем заниматься и называть то, чем мы занимаемся – литературой, то не надо забывать, что литература это искусство. А искусство в первую очередь – воздействие на эмоциональную сферу. А воздействовать на нее можно по-разному. Можно дать оплеуху, как это делают эпатажники последних времен. Да. Но в нашей жизни столько оплеух, что уже поднадоело. Когда и так летят оплеухи со всех сторон, а ты открываешь книгу, чтобы получить какое-то удовольствие, а тебе опять серия оплеух. Многие забыли, а многие и не знали, что на самом деле целью искусства является исследование красоты. Если искусство не занимается исследованием красоты, воспеванием красоты и дарением этой красоты, то возникает вопрос: а зачем тогда оно нужно вообще? Наплевать кому-то в душу? Здорово, конечно, но для этого есть бульварная пресса. Причем тут искусство?

- Да. Бульварная пресса и конный двор, я обычно говорю. На конном дворе можно делать что угодно. Анекдоты какие-то допустимы, мат… Как-то достала меня Пугачева со своими проблемами, я написал стихи, в которых есть такие строчки:


Вместо зари кумачовой

Серые тучи видны.

Кроме проблем Пугачевой

Нету проблем у страны.


Включаешь телевизор – первой новостью в программе рассказывают о том, что у нее внук родился. Или дочка с кем-то судится. Или у Киркорова дочка родилась где-то… События, что ты… По-моему это уже нездоровое что-то.

- Да были перегибы и раньше в программе «Время». Но все-таки раньше, так или иначе, пелась слава человеку труда. А сейчас – слава человеку попсы.

- А вдобавок ко всему – криминальной попсы…


О дне завтрашнем

- Каковы думы о будущем?

- Уже не первый год хочу издать антологию одного стихотворения. Долго думал-думал-думал… Хочется издать ее в твердой обложке. Но по одному стихотворению… А чтобы издать в твердой обложке 100-150 экземпляров - это надо минимум 50 тысяч. Минимум. Если сто авторов, то это по 500 рублей с каждого. А если автор дает стихотворение в восемь строчек, то для него 500 рублей за публикацию - дороговато. Меня это задевает… Но мысль эту не бросаю. Может быть, издадим в мягкой обложке. Тоже вариант.

Каждый автор будет представлен одним стихотворением. Лучшим, на его взгляд. Авторов будет много. Есть авторы, которых знаешь по одному стихотворению и при этом понимаешь, что это уже поэт. А остальные может быть не так удачны… Да и у профессионалов-то – пять-десять стихов хороших, а остальные такие, просто нормальные стихи. Но ведь, порой, и по одной строчке считается – поэт…

Почему я и говорю, что там отбор должен быть более жестким.

Пугает, конечно, и то, что захотят в этот сборник попасть многие, в том числе и те, у кого откровенно слабые стихи. Как быть? А я отказывать как-то не очень люблю, поэтому тоже сложный момент…

***


4_133.jpg

Для справки:

Година Николай Иванович – писатель, поэт, автор более 20 книг и многочисленных публикаций в журналах. Заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин города Миасса, обладатель памятной медали энциклопедии «Лучшие люди России». Его стихи переведены на украинский, татарский, туркменский, башкирский, сербо-хорватский языки. 



Отклики читателей
По требованию российского законодательства комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Добавьте Ваше мнение:*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 


Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором.

Сообщи новость
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.



Погода в Озерске

19 сентября 2018 - ночь

9oC, Ветер Западный 3 м/с, Пасмурно Без осадков

Подробнее













Дополнительно
Архив
Карта сайта
Редакция
Реклама






К началу страницы    
На главную  
Новости за сегодня  
Архив  
Редакция  
Размещение рекламы