Новости   |   Работа   |   АВТОзерск  |  Недвижимость  |  Погода   |   Справочник предприятий   |   Знакомства   |   Форум   |   Бюро находок   |   Барахолка
16+
Почётные граждане Озёрска   |   Показания водосчётчиков  |   Показания электросчетчиков  |   Оплатить объявления

Озерск попал в «Безрогий якорь»

Общество
27 июня 2012 12:47, Александр Волынцев
 

1.jpg


В Челябинске вышел сборник прозы южноуральских авторов «Безрогий якорь».

Есть среди авторов и жители Озерского городского округа.

Сегодня мы предлагаем вниманию читателей, интересующихся не только интернетом, но и литературой интервью с составителем и редактором нового сборника – Николаем Ивановичем Годиной.


2.jpg


Рядом и «генерал» и «рядовой»…

- Мне давно хотелось издать прозу наших литераторов не просто как какой-то альманах или ежегодник, а именной как отдельную книгу. В этот сборник вошли не только так называемые любители, тут есть работы и профессиональных писателей.

По такому же принципу выходит в последние годы альманах «Графоман». Там и профессионалы и непрофессионалы.

- А в чем смысл?

- Во-первых, от этого сам сборник делается интересней, во-вторых, непрофессионалы учатся у профессионалов, когда их тексты рядом. Прочитал текст другого автора, сравнил со своим. И уже есть возможность поучиться.

А вот этот сборник, «Безрогий якорь», я вынашивал года два, наверное. Издавать-то надо за свой счет. Никто же нам денег не дает. А издавать за свой счет – это тяжкая штука, потому что собирать деньги – труд неблагодарный. Вот, может быть, у человека денег нет, а ты должен с него взять. А во-вторых, живут – кто где, передать тоже не так просто… Долго я собирал.

- Как появилось у сборника такое название?

- Название «Безрогий якорь» я взял из рассказа молодого карталинского прозаика. Сейчас он служит в армии, а когда он писал этот рассказ - был еще десятиклассником. Потом он поступил в магнитогорский институт и оттуда его забрали в армию. Очень способный парень. Я его книжку издавал. Там повести его, фантастика. Поэтому я назвал книгу по его рассказу.

Неожиданно она получилась довольно толстенькая.

- Упитанная…

- Упитанная. Да. Неожиданно она получилась дороговата. Но в целом, я думаю, она удалась. Откровенно слабых произведений там нет, но уровень от высокого, до среднего.

- Профессионалы, чьи произведения опубликованы в «Безрогом якоре» или в «Графомане» рядом с непрофессионалами, не чувствуют себя обиженными, что их гениальные строки находятся рядом с, на их взгляд, не очень достойными вещами?

- Чувствуют некоторые. И они ушли. Альманах «Графоман» некоторых обидел своим названием. Что интересно – не самых лучших авторов. Кое-кто сказал: «Ты издеваешься таким названием над авторами!» Но почему? Я и сам там печатаюсь. Это, во-первых. А во-вторых, до революции в России выходил журнал «Графоман». А недавно я прочитал в «Новом литературном обозрении», что в Праге начал выходить «Пражский графоман». А почему нет? Графоман – хорошее слово. С одной стороны. А с другой – а кто мы, в конце концов? Да – графоманы, да – больные. Есть театроманы, есть меломаны, есть битломаны, киноманы… Если кого-то оскорбляет, то надо подумать что мы по уровню. Все-таки не Пушкины. Меня это не обижает.

- Да и своеобразная самоирония здесь присутствует. Чтобы не воспринимать себя слишком серьезно.

- Конечно! А кроме того, это и определенная защита: если кому-то не понравилось мое произведение, то что с меня, графомана, взять? Но отзывы очень хорошие. Это не журнал, это альманах, самый настоящий. И думаю, лучшего и более интересного сегодня нет. Это без ложной скромности.


3.jpg


Уральская школа: миф или нет?

- Как-то буквально на днях зашла дискуссия о том, существует ли как таковая уральская литературная школа или нет? Как вы думаете?

- Смотря, что ты имеешь в виду под понятием «уральская». Весь Урал или только Южный?

- Пожалуй, Южный…

- Нет. Нет такой школы на Южном Урале. На мой взгляд. И вообще, у нас, я тебе скажу, единственным таким маяком стоит Борис Ручьев. Наиболее выдающийся автор. А так… Большие авторы не вырастают. Конечно, мы можем вспомнить Михаила Львова. У него несколько… Татьяничева – это нет. Сегодня наши ребята пишут намного интересней, чем Татьяничева. А остальных я даже не знаю, кого назвать… Можно десятки имен назвать. Но… Школы как таковой – нет. В Екатеринбурге тоже нет особой-то школы. Там просто как-то посильней духовная жизнь, она более интересная. Что еще на Урале? Ну, Пермь. Но тоже таких, выдающихся-то, я не вижу. Из советских времен – ну, Леша Решетов, еще можно несколько имен назвать. Но это уровень уже не ручьевский. Ручьевский уровень – все-таки всероссийского масштаба. Это настоящий… Хотя я не большой поклонник его творчества, но… Это, безусловно, поэт с большой буквы. Так что весь Урал… На этом железе ничего большого не растет.

- А почему так? Оттого, что юные таланты куда-то уезжают учиться в другие города и там оседают или специфика края такова, что не располагает к литературному творчеству?

- Специфика края. Вот взять, например, Рязань, где появился Есенин. Или север наш, Вологодчина: Рубцов, Клюев… Во-первых, там земля исторически русская. Во-вторых, язык. Наш уральский русский неспецифичен, отличий особых нет. Язык влияет, сама историческая почва влияет. И потом, народ на Урале довольно таки молодой по историческим меркам. Здесь же всё сплошь переселенцы. Поэтому здесь не сложилось чего-то исконно своего. А возьми Тарусу или ту же Рязань. Или возьми Сибирь, где есть Томск, где духовная жизнь совсем другая. У нас на Урале более-менее духовная жизнь все-таки в Перми сосредоточена. Или в Оренбурге. На мой взгляд. Хотя там тоже особо выдающихся нет, но духовная жизнь там интереснее. Тоже, наверное, исторически, потому что там казачество, особый уклад жизни. Большая степь недалеко. Тюрки постоянно подходили…. А у нас? То, что мы выдумали Аркаим? Я не спорю, что там кто-то жил, но то, что там чуть ли не индоевропейский пуп Земли и чуть ли не Заратустра там родился, это, конечно, «происки» Бориса Здановича. Понятно, что всем жить надо, надо как-то зарабатывать…

- Ну да, бренд раскручивают. Как в Великом Устюге, который объявили родиной Деда Мороза…

- Ну, пусть раскручивают. Кто хочет верить – пускай верит, во что хочет. Но всё это не совсем то… Поэтому я и думаю, что школы, как таковой, на Урале – нет. А на Южном Урале – тем более. Это касается и прозы. Отдельные прозаики как-то «выскакивали»… Да и то, на приличном уровне были, а выдающихся – пожалуй, нет.

- Сейчас нас молодежь почитает и скажет: зачем тогда пытаться что-то делать-то? Если всё кончено? Пойдем в кабак!

- Так ведь пытаются не для того, чтобы что-то здесь утвердить или вырасти в какого-то гения. Это наша необходимость. Как воздух. Как кислород. Духовная жизнь – такая же, как физическая. Без нее человек засыхает. Я на своем примере могу объяснить. С детства, чуть ли не с рождения у меня было раздвоение. Один пошел по крестьянской (потом по рабочей) линии, на хлеб зарабатывал в карьере, а второй – по духовной. Я без нее не мог жить. И вот два этих человека так и жили. Вроде рядышком, как близнецы. Один не мешал другому. Может быть, даже помогали друг другу. Рабочий человек давал темы, а духовный – это как-то реализовывал, преломлял и воплощал… Без этого жить нельзя. Пусть это даже Тмутаракань какая-то. Там тоже есть какая-то своя духовная жизнь. Поэтому – писать надо. Если есть такая потребность – пиши! Пиши! Не ставь задачу, добиться бессмертной славы. А если твое творчество нравится твоему соседу или приятелю, и они от этого получают какое-то удовольствие, и не становятся в культурном отношении меньше, чем они есть, то уже хорошо. Для этого всё и делается.

- Бродский, по-моему, в Нобелевской речи своей сказал, что работа со словом сродни наркомании. То есть когда почувствовал удовольствие от этого – всё. Подсел…

- Абсолютно верно. Иногда найдешь какое-то слово или выражение и болеешь… Болеешь, пока из этого слова или выражения не вырастишь какое-то стихотворение. Чтобы оно осталось. Потому что слово само по себе упадет за шкаф и будет валяться. А вот, чтобы оно было воплощено куда-то, как-то пристроено, для этого и пишешь эти стихи…


0007.jpg


Литературный процесс: вчера и сегодня

- Кроме самого творческого акта необходимо и общение с читающей или слушающей аудиторией…

- Нам повезло, старшему поколению, что в советское время мы чуть-чуть вкусили вот это удовольствие от выступлений перед аудиторией. Я с Евтушенко ездил в Магнитогорск, вместе вели поэтический вечер… В основном-то он, конечно, люди пришли на него. Но и я читал, что-то и мое понравилось… Потом мы ездили много. И по России ездили. Были и семинары различные. Ездил я и в Красноярский край. Много заявок было. Был я и в Железногорске, и в Зеленогорске – в закрытых городах.

- То есть был контакт именно с аудиторией, когда видишь, как люди реагируют.

- Да. Я был на астафьевских литературных встречах шесть раз. Туда приезжали и зав. отделом культуры, и писатели, и библиотекари, которые высматривали, что им нравится, а потом приглашали к себе. А вот сегодня – куда податься? Все тусуются в каком-то своем кружке, друг друга хвалят, друг друга издают, награждают на всероссийском уровне… За счет спонсоров, у которых деньги есть. И выдумывают разные премии… Десятки. Но они не являются показателем уровня литературы. Увы. Не являются. Потому часто у нас есть немало хороших прозаиков и поэтов, которых мало знают. Взять , к примеру, Владимира Салимона, прекрасный поэт, Сергей Гандлевский – хороший поэт, мне нравится, а кому-то не нравится, Цветков – мне нравится половина, половина – тоже… Чухонцев, Кушнер – я уже о них не говорю… И прозаики тоже, тот же Андрей Битов – и сегодня он интересен. А другие… Один пишет про двух стариков, которые заманили двух девчушек восемнадцатилетних… Смешно же…

- Пытаются идти в ногу со временем.

- Да. Пытаются. А не надо пытаться. Не надо пытаться угождать. Для меня очень важен язык. Язык поэзии. Я не приемлю, например, англицизмы разные, особенно компьютерные выражения. «Кайфы», все эти, «нирваны» – на дух не переношу. Есть много хороших русских слов. Поэтому часто у меня встречаются анахронизмы, но я не считаю, что они пропали безвозвратно, просто их надо вспомнить людям. Есть великолепные слова. Я вчера строчку написал, но стихов пока нет: «Да, от «теперича» до «давеча»…» Вот такая строчка появилась… Я напишу когда-то стихотворение. Тут и ирония, тут и старина… Мне нравятся такие слова. Много интересных русских слов. Просто Даля надо читать. Или просто вспоминать… Я в деревне вырос… Потом я употребляю иногда даже хохлятские слова. Вот, например, в «Графомане» я печатал стихи из новой книги – стихов двадцать… «В липовых сорочинцах сороки / Ярмаркуют суетны и едки…» Вот слово «ярмаркуют» – хорошее слово, такое украинское… «Балачка» у меня там встречается. Оно и наше, и южное, есть в русских городах ближе к Белгороду. А если поразбирать, то «липовые» – двойной смысл, «в сорочинцах сороки» – тоже игра такая начинается… В этом-то и заключается поэзия. Работа со словом. Надо работать со словом обязательно. Я до сих пор веду картотеку, у меня много записей, карточек, на которых я записываю понравившиеся мне слова. Пригодится, не пригодится – второй вопрос. А вот молодые этого не делают… И те, которые вышли из деревень, казалось бы из народа, поначалу интересные, а потом смотришь, про минет пишет… Это уже скучно, ребята.

- Наверное, если уж мы занимаемся, рискуем заниматься и называть то, чем мы занимаемся – литературой, то не надо забывать, что литература это искусство. А искусство в первую очередь – воздействие на эмоциональную сферу. А воздействовать на нее можно по-разному. Можно дать оплеуху, как это делают эпатажники последних времен. Да. Но в нашей жизни столько оплеух, что уже поднадоело. Когда и так летят оплеухи со всех сторон, а ты открываешь книгу, чтобы получить какое-то удовольствие, а тебе опять серия оплеух. Многие забыли, а многие и не знали, что на самом деле целью искусства является исследование красоты. Если искусство не занимается исследованием красоты, воспеванием красоты и дарением этой красоты, то возникает вопрос: а зачем тогда оно нужно вообще? Наплевать кому-то в душу? Здорово, конечно, но для этого есть бульварная пресса. Причем тут искусство?

- Да. Бульварная пресса и конный двор, я обычно говорю. На конном дворе можно делать что угодно. Анекдоты какие-то допустимы, мат… Как-то достала меня Пугачева со своими проблемами, я написал стихи, в которых есть такие строчки:


Вместо зари кумачовой

Серые тучи видны.

Кроме проблем Пугачевой

Нету проблем у страны.


Включаешь телевизор – первой новостью в программе рассказывают о том, что у нее внук родился. Или дочка с кем-то судится. Или у Киркорова дочка родилась где-то… События, что ты… По-моему это уже нездоровое что-то.

- Да были перегибы и раньше в программе «Время». Но все-таки раньше, так или иначе, пелась слава человеку труда. А сейчас – слава человеку попсы.

- А вдобавок ко всему – криминальной попсы…


О дне завтрашнем

- Каковы думы о будущем?

- Уже не первый год хочу издать антологию одного стихотворения. Долго думал-думал-думал… Хочется издать ее в твердой обложке. Но по одному стихотворению… А чтобы издать в твердой обложке 100-150 экземпляров - это надо минимум 50 тысяч. Минимум. Если сто авторов, то это по 500 рублей с каждого. А если автор дает стихотворение в восемь строчек, то для него 500 рублей за публикацию - дороговато. Меня это задевает… Но мысль эту не бросаю. Может быть, издадим в мягкой обложке. Тоже вариант.

Каждый автор будет представлен одним стихотворением. Лучшим, на его взгляд. Авторов будет много. Есть авторы, которых знаешь по одному стихотворению и при этом понимаешь, что это уже поэт. А остальные может быть не так удачны… Да и у профессионалов-то – пять-десять стихов хороших, а остальные такие, просто нормальные стихи. Но ведь, порой, и по одной строчке считается – поэт…

Почему я и говорю, что там отбор должен быть более жестким.

Пугает, конечно, и то, что захотят в этот сборник попасть многие, в том числе и те, у кого откровенно слабые стихи. Как быть? А я отказывать как-то не очень люблю, поэтому тоже сложный момент…

***


4_133.jpg

Для справки:

Година Николай Иванович – писатель, поэт, автор более 20 книг и многочисленных публикаций в журналах. Заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин города Миасса, обладатель памятной медали энциклопедии «Лучшие люди России». Его стихи переведены на украинский, татарский, туркменский, башкирский, сербо-хорватский языки. 

Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14.







Отклики читателей
По требованию российского законодательства комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Добавьте Ваше мнение:*
:) ;) :D 8-) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 


Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором.



Доставка еды на дом
Сообщи новость
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.



Погода в Озерске

8 августа 2020 - день

27oC, Ветер Северный 4 м/с, Ясно Без осадков

Подробнее







Последние вакансии в Озерске
Автострахование ОСАГО
менеджер
Автострахование ОСАГО


Дополнительно
Архив
Карта сайта
Редакция
Реклама
К началу страницы    
На главную  
Новости за сегодня  
Архив  
Редакция  
Размещение рекламы