Новости   |   Работа   |   АВТОзерск  |  Недвижимость  |  Погода   |   Справочник предприятий   |   Знакомства   |   Форум   |   Бюро находок   |   Барахолка
16+
Почётные граждане Озёрска   |   Расписание автобусов (межгород)  |   Показания водосчётчиков  |   Показания электросчетчиков

Святитель Николай: «Угодник» — это как?

Общество
19 декабря 2012 15:27, Собинформ
 

Девятнадцатого декабря мы празднуем память Святителя Николая Чудотворца.

Храм во имя Святителя Николая Мир Ликийского Чудотворца в поселке №2 (Татыш) сегодня отмечает свой престольный праздник. И неслучайно он сегодня полон, несмотря на рабочий день (кто-то из прихожан – в отпуске, кто-то специально взял отгул, кто-то подменился на работе, а уж пенсионерам, как говорится, Сам Бог велел…).


11.jpg


В народе Святителя Николая Чудотворца еще называют Николаем Угодником. Вообще слово «угодник» в нашем современном лексиконе звучит скорее как отрицательная характеристика. Что-то типа «подлиза» или «подхалим». То есть человек, который более всего заботится, чтобы понравиться кому-то другому, обычно тому, от кого зависит. Здесь же это слово — прибавка к имени самого любимого из святых. А то, что святитель Николай — самый любимый святой, не вызывает сомнения.

Святителя Николая знают и любят все православные. И при этом, удивительно, о нем самом знают очень мало. Любят его не за те подвиги и добрые дела, которые он совершал при жизни, а за то, что обращенная к нему просьба никогда не бывает не услышана и что помощь приходит очень скоро. За то, что к нему не стыдно обращаться даже с самыми мелкими просьбами, как обращаются дети к родителям, как просим мы порой близких, задушевных друзей. И так много случаев, когда эти просьбы бывают очень быстро услышаны и исполнены.

Почему же так полюбил народ православный Николая Чудотворца? Почему почти в каждом православном доме есть его икона? Почему такое множество храмов ему посвящено? Почему к его мощам, почивающим в итальянском городе Бари, непрестанно устремляются потоки богомольцев со всех концов мира?

Дело в том, что степень популярности или даже прославленности того или иного человека в миру зависит от людей, от их вкусов и предпочтений, от рекламы, от умения человека, будь то артист, политик или кто-то еще, «подать себя», от всего того, что сегодня называют «пиар».

В Церкви иначе. Здесь не люди выбирают, здесь Сам Господь указывает сердцам православных, кто особенно близок и дорог ему. Если в Церкви кого-то любят особенной любовью, и с годами эта любовь не только не угасает, а возрастает, значит, Сам Господь особенно полюбил этого человека и приблизил его к Себе. Значит, его молитва будет услышана в первую очередь и даже в просьбе такого последнего грешника, каким ощущает себя каждый из нас, не будет отказа.

И тут снова вспоминается слово — УГОДНИК. Все человеческие движения правильны или неправильны не сами по себе, а в зависимости от того, на что или на кого они направлены. Например, «любовь» и «ненависть». Что из них хорошо или что плохо? Не подумав, можно сказать: первое — хорошо, второе — плохо. Но, вдумавшись, видишь: все сложнее. Смотря что любить и что ненавидеть. Если более всего люблю себя, люблю грех — что хорошего в такой любви! И если, напротив, ненавижу грех, ненавижу все то, что отделяет меня от добра, от правды, от Бога, то эта ненависть благословенна.

Угождать людям — дело сомнительное и противоречивое. Иногда и это бывает нужно. В конце концов, делая другому добро, разве мы не угождаем ему? Но так часто это переходит в тот грех, который так и называется — человекоугодие. Когда главным становится не то, что я делаю, а то, как это будет воспринято окружающими, понравится ли им, оценят ли они это должным образом.

Угождение людям порой ведет к предательству самого себя, отказу от того, что совесть считает правильным и достойным. Человекоугодие — это когда я выбираю не тот путь, которым зовет меня идти совесть, а тот, на который подталкивают окружающие. Совсем иное — Угождение Богу. Для верующего человека голос Божий тождественен голосу совести. Угождать Богу — делать то, что одобряет совесть. И напротив, ни за какие блага не идти на то, чему совесть противится.

Угождение Богу — самое главное дело нашей жизни. А точнее, любое дело может стать либо угодно Богу, либо мерзко Ему. Как узнать, что угодно, а что — нет? Не так уж и трудно. Афонский старец Кириак советовал своим ученикам перед началом любого дела осенить себя крестным знамением и сказать простые и короткие слова: «Господи, благослови». Сразу все станет ясно. Ведь нелепо звучит: «Господи, благослови посплетничать… соврать… изменить жене… закурить… и т. д.»

Праздники же, подобные этому, должны помочь понять не столько то, кто угоден Богу, сколько то, что угодно ему. И ответ в этот день мы получаем ясный и однозначный: МИЛОСЕРДИЕ. Святитель Николай прославился среди современников тем, что творил множество добрых дел и творил их тайно. Но, как сказал Господь, все тайное станет явным. Не только плохое, но и хорошее. Николай старался делать добро так, чтобы ни одна душа о нем не узнала. Теперь о нем знают все. Знают, любят, благодарят и просят о помощи. И получают эту помощь!

Протоиерей Игорь Гагарин


5.jpg


Когда мы говорим о святителе Николае Мирликийском, вспоминаем в первую очередь о чудесах. А на что было бы разумнее обратить внимание? Размышляет протоиерей Андрей Ткачев.

- Все, кто чтит Николая Чудотворца, кто собирается в день его памяти подарки дарить, песни петь, в храм идти, посмотрите, прошу вас, на то, что на иконах находится в руках у святителя. У него в левой руке — Книга, и не думаю, что нужно быть телевизионным «знатоком», чтобы при помощи мозгового «штурма» в течении минуты угадывать, что же это за книга. Это — Четвероевангелие Господа Иисуса Христа, которое Николай, как епископ Церкви, должен был проповедовать словом и делом.

Если бы нам пришлось, удалось, посчастливилось жить во времена Николая и быть в числе его паствы, то он нам проповедовал бы именно эти живые слова. Он говорил бы нам о том, что нельзя делать другим того, чего себе не желаешь; что нельзя бояться убивающих тело и потом не могущих более ничего сотворить; что нельзя смотреть на женщину с вожделением. Одним словом, он был бы для нас учителем Небесных истин. Чудеса были бы следствием Евангельского учения. Они были бы «прилагательными» к святости, а «существительным» была бы жизнь, согласная с учением Господа.

А что же мы? Мы бы, конечно, обращались к нему с просьбами о помощи, потому что это понятнее и легче. Мы жаждали бы молитв святого, прикасались бы к краю риз его в конце Литургии с надеждой освятиться, и он бы не лишал нас чудотворного своего заступления. Но раз за разом он все равно бы возвращал наш ум к слушанию Божественных слов и к питанию души ими.

Есть почитание, вмещающееся целиком в восхваление и воспевание. Зачем оно святому, который не тщеславен? Но есть почитание как подражание, когда почитатели стремятся научиться именно тому, что было дорого для святого. Вот это — то, что надо.

Ну, каким образом можно почтить святителя, пренебрегая, скажем, Книгой, которую он проповедовал? Если свят он в наших глазах, то свято должно быть вдвойне и то, что для него было свято. Для него же была свята Нагорная проповедь в изложении Матфея, и стремительная краткость Маркового благовествования, и притчи, переданные Лукой, и небесные созерцания Иоанна. Мы же хотим почтить святого, выпрашивая чудес для себя, помощи для себя, подарков для себя, а на дела Господни не взираем.

Посмотрите, редко в каком храме на Николая будет столько же народу, сколько в рядовое воскресенье. Как правило, в рядовое воскресенье народу будет меньше, а на Николая — больше. И как это назвать? Какое имя подобрать этому хождению на голове и перевертыванию жизни вверх тормашками? Хотим чтить святых — должны в первых почтить Господа, освятившего Своих избранников. Должны почтить Того, перед Кем меркнет всякая святость, ибо Он един Свят! Перед Ним «падают двадцать четыре старца и поклоняются, и полагают венцы свои перед Престолом, говоря: «Достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:10–11)

Николай может спросить всех своих неразумных чтителей: «Почему это ты в мой день в храм идешь, а в день Воскресения Господа — нет? Почему ты чтишь меня, а не чтишь достойно Того, кому я служу и делом, и словом, и мыслью? Почему ты умеешь читать, но не усердствуешь в чтении Евангелия?» И так далее.

Нужно в день памяти Николая взять у него из рук святую Книгу. Как только мы у него ее возьмем, тотчас в руках у него появится другая такая же, так что всем желающим хватит. Взяв Книгу, возьмем за правило читать ее ежедневно: утром главу до работы, вечером главу перед сном. Читаемое, хоть и не сразу, хоть и не без труда, будет цепляться за память и станет предметом размышления среди дневной суеты и повседневных занятий.

Со временем совершится даже такое чудо, что встретившись, два христианина будут спрашивать друг друга о смысле евангельских слов и об их возможном толковании. Не скажет один другому: «Как вчера Спартак сыграл?», или «За кого ты голосовать будешь?», зато спросит: «Как ты понимаешь притчу о закваске и трех мерах муки?»

Это будет означать, что Евангельские слова Спасителя заняли в сознании людей подобающее, то есть главное место, и потеснили с первых мест всякую чепуху. Это будет верным признаком выравнивания искривленной прежде жизни, поскольку, как только Бог займет в жизни человека главное место, все остальное поспешит занять свои подобающие места.

Все в мире указует на Господа и к Господу возводит окрыленную верой мысль. Достигнув святости в чине архиерейском, Николай напоминает нам о Небесном Первосвященнике, Который «всегда жив» (Евр. 7:25) Он — Христос — есть подлинный Архиерей. Живущий вовеки, «святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный превыше небес» (Евр. 7:26)

К нему должна взойти мысль христианина и в день памяти Николая. И сами персты правой Николаевой руки сложены так, чтобы благословить нас именем Христовым, а в левой руке у святителя — Евангелие Господа. То самое Евангелие, о котором мы условились, что начнем вдумчиво читать его не далее, как с сегодняшнего дня.

Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 6-32-14.







Отклики читателей
Гость, 19 Декабря 2012 19:13
Мне нравится0
Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
Прихожан Храма во имя Святителя Николая Мир Ликийских  Чудотворца поздравляем с престольным праздником!
Гость, 19 Декабря 2012 20:54
Мне нравится0
А кто это на Татыше протоиерей Игорь Гагарин?
Гость, 20 Декабря 2012 02:00
Мне нравится0
Гость, 19 Декабря 2012 20:54
А кто это на Татыше протоиерей Игорь Гагарин?
:D
Заходи, узнаешь... ;)  :D  :D  :D
Перейти к обсуждению на форуме >>
По требованию российского законодательства комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Добавьте Ваше мнение:*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 


Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором.

Сообщи новость
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.



Погода в Озерске

23 сентября 2019 - утро

3oC, Ветер Юго-восточный 4 м/с, Пасмурно Без осадков

Подробнее











Дополнительно
Архив
Карта сайта
Редакция
Реклама




К началу страницы    
На главную  
Новости за сегодня  
Архив  
Редакция  
Размещение рекламы