Новости   |   Работа   |   АВТОзерск  |  Недвижимость  |  Погода   |   Справочник предприятий   |   Знакомства   |   Форум   |   Бюро находок   |   Барахолка
16+
Почётные граждане Озёрска   |   Показания водосчётчиков  |   Показания электросчетчиков  |   Оплатить объявления

Инженерный подвиг Королёва

Наука и образование
12 апреля 2014 04:00
источник: Собинформ
 

Всякая война ломает любые представления о системе и логике. Мы уже привычно говорим «холодная война», но совершенно не задумываемся о ней, когда нужно чётко разделить: здесь она началась, а здесь закончилась, здесь она велась, а здесь стояли резервные силы. Скорее всего, это, действительно, непосильная задача для опыта одного человека или коллектива. И всё же, ради истины, необходимо описать примерные рубежи, фронты и силы для ведения этой Cold War.


Инженерный подвиг Королёва_html_51d3a71.jpg

Несомненно, 50-е годы двадцатого века стали важным периодом пробы мускулов в мировом противостоянии. В это время США активно наращивали свою военную мощь, совершенствовали ядерное оружие, создавали новые средства его доставки в виде ракет и бомбардировщиков. В свою очередь, и наша страна провела серию испытаний различных видов ядерного оружия, создала новые виды бомбардировщиков, освоила ракетостроение, запустила в космос первый искусственный спутник Земли. Но обычные средства вооружений Второй Мировой войны показали предельные возможности армий и уже не соответствовали поставленным задачам. Политики искали другие способы обеспечения превосходства в мире. А обстановка накалялась. Советское руководство было обеспокоено в связи с размещением военных баз НАТО вокруг территорий СССР и стран социалистического лагеря и угрозой применения против них ядерного оружия.


Надо признать, что мы отставали от Соединённых Штатов в средствах доставки и, в первую очередь, в ракетах большой дальности. В 1959 году мы имели не более 3-х пусковых установок для межконтинентальных баллистических ракет (МБР), а всё остальное – ракеты малой и средней дальности. Бомбардировщики – не могли дать серьёзных козырей в холодной, а тем более в «горячей» войне. Срочно нужны были надёжные и точные ракеты, способные летать на дальности, сопоставимые с расстоянием до территории США.


Решения в 1959 году принимались быстро. Одно из них инициировал лично С. П. Королёв: нам нужен полигон на дальность полёта ракеты 12-14 тыс. км, т.е. значительно дальше Камчатки. Нам нужны океанские всепогодные корабли, способные быстро и правильно отследить точность и надёжность наших МБР. Его гениальные помощники уточнили задачу: времени нет, все недоработки устраняем по ходу дела. Промышленность и научно-исследовательские институты очень быстро выработали технические решения. А Военно-морской флот СССР ответил кадровым предложением: мы даём в руководители соединения одного из самых незаурядных офицеров, прошедшего всю войну от начала и до конца и принимаем к себе в кадровый состав офицеров и солдат всех видов Вооружённых сил.


Поразительно, но менее чем через год после принятого решения, 55 лет назад, на Камчатке появилось соединение из 4-х кораблей, каких до этого не видели моря и океаны. Впервые в мире на их надстройках располагалось невиданное ранее количество разного рода антенн и устройств. Никто, даже в штабе Камчатской флотилии, не знал ни об их предназначении, ни о поставленных перед ними задачах. Необычный вид кораблей дополнялся наличием на их палубах вертолётов. Не сказать, что эти четыре корабля («Сибирь», «Сучан», «Сахалин» и «Чукотка») появились скрытно. Да, все антенны перед уходом из Ленинграда были сняты, всё, что могло раскрыть их примерное использование, укрыто, вертолёты ожидали посадки где-то вдали от европейских глаз. Тем не менее, переход этих кораблей Северным морским путём должен был создать интригу – таковы негласные условия холодной войны.


Инженерный подвиг Королёва_html_m2db7a095.jpg


Инженерный подвиг Королёва_html_5df9dfc4.jpg


Инженерный подвиг Королёва_html_6f5b3951.jpg


Инженерный подвиг Королёва_html_mdcebe18.jpg


Командовал соединением под совершенно нейтральным и мирным названием Тихоокеанская океанографическая экспедиция (ТОГЭ-4) капитан 1-го ранга Юрий Иванович Максюта – твёрдый командир, моряк и вместе с тем – психолог, учёный и романтик. Именно под его руководством эти, срочно купленные у Польши, рудовозы становятся симбиозом военных кораблей, наземных измерительных пунктов и даже научных лабораторий. Чуть позже Юрий Иванович станет адмиралом, возглавит научно-исследовательский институт, вырастит целую плеяду учёных, встанет у истоков отечественной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Получит Ленинскую премию. А корабли на протяжении 35 лет будут не только работать по межконтинентальным баллистическим ракетам, но и сопровождать над Тихим океаном все, без исключения, космические аппараты с космонавтами на борту, включая Ю. А. Гагарина.


Инженерный подвиг Королёва_html_16dee90d.jpg


Но в 1959 году перед Ю. И. Максютой стояла задача создать именно первый рубеж обороны в холодной войне, показать вероятному противнику реальную угрозу в полном цвете и красках, ничего не скрывая. Надо было сделать это, иначе народ потратил бы впустую и годы, и миллионы рублей. Надо было показать нашу предельную силу и возможности!


В качестве полигона был избран участок в центральной части Тихого океана, удалённый от путей интенсивного судоходства, воздушных трасс и мест рыбного промысла, названный позднее «Акваторией», что соответствовало названию научно-исследовательской работы. Не было ни времени, ни методик, ни опытных людей – самый старший из опытных был в звании инженер-майора. Через четыре месяца эти корабли должны были выйти в море, имея на борту всё необходимое. Значит из рудовозов нужно было сделать боевые корабли, из сухопутных офицеров – настоящих моряков (отметим, что флотские офицеры делились своими науками очень охотно). Конечно, все офицеры и матросы знали, или догадывались, для чего их готовят – для испытаний «мощной ракеты». Ну, а то, что район будет закрыт для плавания и пролёта всех иностранных судов и самолётов, сообщили все центральные газеты. Всё прочее – тайна за семью печатями. Это так и будет тайной до конца жизни этой Экспедиции, до самого распада СССР и даже чуть дольше.


Первый стратегический бой холодной войны соединение адмирала Ю. И. Максюты дало в конце января 1960 года. Об этой победе несколько дней писали все газеты Советского Союза и стран Варшавского Договора: «Для исследования космоса Советский Союз запустил мощную ракету!». А как же, улыбнёмся мы – конечно, для космоса! Даже американская сторона вынуждена была подтвердить дальность полёта и точность попадания в «цель» советской Р-7А, что, конечно, прибавило уверенности руководству СССР в противостоянии с Соединёнными Штатами. Вся остальная политика превратилась после этого в отдельные эпизоды холодной войны. Стало ясно: отныне территория Соединённых Штатов стала досягаемой для СССР. Это была победа С. П. Королёва на стратегическом фронте и там, в полигоне «Акватория», был «забит колышек»: здесь будет первый рубеж холодной войны, а точнее – обороны.


Конечно, затем холодная война распадается на тысячу своих составляющих. На многие сотни тысяч случаев и эпизодов. Все соединения Военно-морского флота и других видов Вооружённых сил находились в состоянии постоянной боевой готовности. Очень важно было дать понять вероятному противнику, что у нас несётся боевое дежурство, наша ракетная триада готова в любую секунду дать залп. Каждый солдат, матрос и офицер с 60-х по 80-е годы ощущал присутствие противника в холодной войне. Тем не менее, большинство просто ждали, охраняли, несли боевое дежурство. Корабли же адмирала Максюты провоцировали и показывали – да, мы готовы! Да, мы демонстрировали предельную силу Советского Союза, возможности его экономики, науки и производства! Сомневающийся, заходи в океанский район, закрытый для плавания. В этом районе всё предельно просто, и никто не будет жаловаться, если что-то случится с противником. Мы не были ангелами, но и не ждали благородных поступков от кораблей и самолётов США в этом полигоне. Всякое бывало. И пикировали на нас американские «Нептуны» и «Орионы», и грозили орудиями их эсминцы и корветы, но мы делали свое дело, будучи уверенными, что за нами мощь нашей страны. А иногда «сомневающиеся» получали осколками боевой части ракеты по своим надстройкам. Именно так было с американским «Генералом Арнольдом», с корветами и эсминцами флота США.


Режим открытого моря не подразумевает какого-то приоритета для того или другого государства. Американская сторона всегда выдвигала в район падения головных частей наших ракет корабли военно-морских сил, авиацию. Часто мастерство наших и американских лётчиков предотвращало инциденты и аварии в море. Очень ярким был подвиг вертолётчиков нашего КА-25 при приводнении в 1983 году советского БОРа (Беспилотного орбитального ракетоплана) в Индийском океане. Вертолёт просто завис над аппаратом и не давал самолётам НАТО ликвидировать его.


Все, без исключения, баллистические ракеты – от Р-7 до «Сатаны», «Скальпеля» и «Булавы» прошли через этот полигон Максюты. Так и держали этот рубеж обороны моряки ТОГЭ-4. В 1963 году пришли новые корабли «Чажма» и «Чумикан» - ТОГЭ-5. Сменилось несколько поколений моряков. А в 80-х годах страна построила элегантные красавцы «Маршал Неделин» и «Маршал Крылов». Так развивалась 35-я бригада кораблей измерительного комплекса под совершенно секретным названием из простых русских слов – Плавучий измерительный комплекс Министерства обороны.


Инженерный подвиг Королёва_html_m4fa21ac3.jpg


Инженерный подвиг Королёва_html_5861e707.jpg


А потом, в новые времена, о них забыли. То ли предельную мощь страны стало стыдно показывать, то ли стали мы со всеми друзьями. Рубеж-то остался, всего и дел-то – нарисовать на морской карте границы этого района, закрытого для плавания. А вот кораблей тех, кроме «Маршала Крылова», уже давно нет. Продали. И всё чаще случаются катастрофы космических аппаратов над огромным Тихим океаном. И не придумали ещё потомки Королёва и Гагарина других способов обуздания и контроля ракетной энергии.


Поэт, капитан 1-го ранга Н. Н. Гульнев замечательно написал об этом:


В обычай русская морока:

И мирный день, и не война -

Вас засекретят, и до срока,

О вашей доле - тишина!

Вас нет, и не было! Простите

За не учёт душевных ран,

А судеб памятные нити

Вели вас в Тихий Океан!

Туда, до дня, до поворота,

Где всякий раз опасен миг,

Где нет спасателей и Флота,

Где рёв «широт сороковых»!


А Китай, Франция, Соединённые Штаты продолжают строить подобные корабли и используют их для испытаний ракет и контроля за полётами космических аппаратов.

Ну, а наши отцы и деды этот первый стратегический бой провели блестяще!


Инженерный подвиг Королёва_html_m290be4ea.jpg


В нашем городе проживает несколько ветеранов, служивших в разные годы на кораблях этого соединения: А. Цаплин («Спасск»), С. Сергеев («Спасск»), А. Герасименко («Сибирь»), С. Савенков («Чажма»). Двое из них, А. Цаплин и С. Сергеев, работают на производственном объединении «Маяк».

С. Сергеев

(«Союз ветеранов кораблей измерительного комплекса

имени адмирала Ю. И. Максюты»)

Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14.







Отклики читателей
., 12 Апреля 2014 05:52
Гость, 12 Апреля 2014 08:33
Очень интересно узнать обо всем этом из воспоминаний ветеранов служивших на этом соединении.
. Здоровья им и долголетия.
Александр, 16 Апреля 2014 18:14
Проходил срочную военную службу на НК ВМФ  СПАССК  весна 86-89. В команде управления В данный момент работаю слесарем на МАЯКЕ.Спасибо огромное за воспоминания..
С. Сергеев, 4 Мая 2014 19:41
Александр, можете сообщить мне  свои координаты?
Перейти к обсуждению на форуме >>
По требованию российского законодательства комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Добавьте Ваше мнение:*
:) ;) :D 8-) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 


Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором.



Доставка еды на дом
Сообщи новость
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.



Погода в Озерске

2 июля 2020 - вечер

17oC, Ветер Южный 1 м/с, Облачно Без осадков

Подробнее









Дополнительно
Архив
Карта сайта
Редакция
Реклама


Опрос посетителей
  1. Какой социальной сетью я пользуюсь чаще всего
архив опросов
К началу страницы    
На главную  
Новости за сегодня  
Архив  
Редакция  
Размещение рекламы