Летчик из ОзёрскаОбщество, 20 августа 2017 08:07, Редакция
В третье воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают пилоты воздушного флота и работники авиационной инфраструктуры России. В канун Дня Воздушного Флота мы встретились с Геннадием Васильевичем Завгородним, военным летчиком, подполковником в отставке.
- Геннадий Васильевич, как вы попали в авиацию? - Еще мальчишкой мечтал стать летчиком. Сначала, правда, хотел быть пожарником, потом шофером. В школе, у моего друга, дядя был военным летчиком, я его видел, когда тот приезжал из Кыштыма… А потом увидел летчика, он стоял на улице, такой дядька, в форме, с планшетом в руках, мне было лет 8-9. - Где вы учились летать? - Три раза поступал в летное училище. Первый раз после школы я поехал в Качинское училище в Волгоград, не прошел по конкурсу, не хватило двух баллов. Второй раз поехал поступать, но «завалил» медкомиссию. После второго раза я поступил на работу на химкомбинат, на 35-ый завод. Потом в 70-ом году, слышу, открылось Борисоглебское училище, вновь открылось. Оно было закрыто в 1961 году, когда стали армию разгонять. Когда уезжал поступать, предупредил директора завода Гладышева, что могу не вернуться из отпуска, еду поступать. А он – если не поступишь, я тебя и так не возьму обратно, уволю!
- Как прошел первый самостоятельный полет? Какие были ощущения? - Было « ах», что сзади никого нет, инструктора нет, и я свободен! Полет проходил на чешском учебно-тренировочном самолете Л-39. Все прошло хорошо. - Коленки не тряслись от волнения? - Нет, не тряслись! Вот говорят, страшно летать, да не страшно! На машине страшнее ездить! - Вы водите автомобиль? Руль на себя, как штурвал, по привычке не тянете? - Да, автомобиль вожу. Было раз, потянул, но жена вовремя одернула. (Смеется.)
- А скорость какую развиваете на автомобиле? Как на самолете? - Нет, я не хулиганю! И вообще, не люблю, когда гоняют! - Геннадий Васильевич, где проходила ваша служба? - Служил я в Северо-Кавказском военном округе, сначала недалеко от Сальска, станция называлась Верблюд, потом перевелся в Таганрог. С 1977 по 1990 годы служил в Таганроге. В 1989 году Горбачев издал Указ о сокращении вооруженных сил, ну и, как всегда, начали опять с авиации. Тех офицеров, кто в полку у нас имел выслугу лет, собрали в одну эскадрилью и потом сократили. Предлагали,конечно, ехать в Забайкальский военный округ, но там степь, туда мне не хотелось. В командировку летал в Комсомольск-на-Амуре, как говорится, это край заключенных, частные дома, не очень комфортное проживание. Поэтому после отставки работал в ДОСААФ, в 1995 году заболел отец, и мы вернулись с семьей на родину, в Озерск. - Вы участвовали в боевых операциях? - Нет, не участвовал. Только в 1981-82 годах с Таганрога перегоняли самолеты в Афганистан, и все. Садились в Кабуле, там эти самолеты сдавали. Ночью сели, утром нас транспортник назад отвозил, не задерживались. - Были во время службы какие-то опасные ситуации, отказ двигателей? - Бог миловал, никакого отказа ни разу не было - Вы счастливый человек! - Курсантом раз я промахнулся, зазевался. Это парой когда летают, инструктор на первом самолете, а я следом за ним. Когда стали делать разворот, я так отвлекся на земельку, а самолета инструктора уже нет, потерял. Потом на скорость глянул, а скорость упала. Тут я немножко трухнул, но потом вывел самолет в нужное положение. Обычно боятся сразу доложить командованию о внештатных ситуациях, но вспомнил, как говорил инструктор – главное, правду сказать. Поэтому доложил по рации, что не наблюдаю инструктора. - Ругали? - Нет, не ругали, даже похвалили за честность. - А было экстренное катапультирование? - Нет, была только наземная катапульта. Раз в год, весной, проходили наземное катапультирование. Садишься, кабина, как обычно, тебя выбрасывает на 12-13 метров. - А вы «мертвую» петлю выполняли? - Конечно! Фигуры высшего пилотажа делали, практически, каждый день, это входило в обязательные упражнения. - Раньше в парке была «петля», вы успели застать ее? - Да, успел, хотя ни разу на ней не пробовал, а жена моя будущая на ней крутилась. Меня же все время преследовала мысль, что она оторвется. - А в самолете такой мысли не было? - Нет, там же есть парашют! - Кто-нибудь из родственников пошел по вашим стопам? - Пока нет, внуку еще 11 лет, Ездили с ним в Челябинское штурманское училище. Первый раз ему не понравилось, а второй раз он сказал, что вот поступил бы сюда. - То есть ваши гены заговорили в нем? - Может быть! Если он «созреет», то неплохо будет! - У нас в городе есть летчики-ветераны? - Есть, мы общаемся. В 2012 году проводили 100-летие авиации. Тогда людей, связанных с воздушным флотом было 37 человек, не только летчики, но и техники, и кто служил, рядовой состав.
- Существуют у летчиков какие-нибудь приметы? - Да, конечно. Пилоты стараются не фотографироваться на летном поле. Еще ни в одном полку не было самолета номер 13. Хотя лично претензий у меня к этому числу нет. Геннадий Васильевич показал нам настоящий раритет – НПЛ, наколенный планшет летчика, который прикреплялся на ногу. В нем записывались позывные запасных аэродромов, расчеты по маршруту полетов. Записи делались карандашом, который был прикреплен резинкой. Было очень интересно посмотреть на этот рукописный «компьютер», почитать названия позывных – Кисточка, Былина, Квартет, Метелица.
Показал нам Геннадий Васильевич фотографии из домашнего архива.
Геннадий Васильевич: На этой фотографии космонавт Владимир Александрович Джанибеков, он приезжал к нам на 60-летие полка. Был в нашем полку курсантом. Только я пришел в 1977 году, а он ушел в отряд космонавтов в 1972.
В настоящее время Геннадий Васильевич возглавляет Совет ветеранов ПО «Маяк», ведет активную общественную деятельность, участвует в городских мероприятиях.
- Вас тянет в небо? Снятся сны? - Да, часто снится сон, что меня призывают, и только доеду до части, раз, и просыпаюсь! - А если Родине потребуется ваша военная подготовка и помощь, вы встанете на ее защиту? - Конечно, встану! Ведь это мой долг! Не зря говорят, что бывших летчиков не бывает…
* * *
Поздравляем Геннадия Васильевича и всех озерчан, причастных к авиации, с профессиональным праздником! Желаем крепкого здоровья и мирного неба над головой! А. Лешкин, Д. Рябова
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость29 апреля 2024 - ночь
4oC, Ветер Северо-восточный 0 м/с, Облачно Без осадков
подробнее• | Продавец |
• | мерчендайзер |
• | Подсобный рабочий |
• | Рассмотрю подходящие варианты |
• | водитель |
• | Специалист технической поддержки,системный администратор |