Как мы построили жилой район ДОКаГородская жизнь, 12 февраля 2018 12:24, источник: Читатель
Жители Озёрска, проживающие в районе, который с чьей-то лёгкой руки назван ДОКом, даже представить не могут, какими героическими усилиями строились жилые кварталы. Одних только свай под дома было забито несколько десятков тысяч. Своими воспоминаниями делится монтажник МСУ-28 Алексей Петрович Федорин. О начале своей биографии рассказывает кратко: «Родился 21 июня 1941г. под Москвой. Мама умерла в 1947 г., оставив отцу четверых детей. Я был младшим. С 1957г. по 1959г. работал токарем по дереву. В 1959 г. поступил в Москве в ж/д училище. Окончив его, распределился в Донбасс электрофицировать ж/д для электровозов. Протянули контактную сеть от Харькова, через все города Донбасса, и вышли в Россию, к реке Северный Донец г. Каменск-Шахтинский. Перед этим работал в Донбассе, Новочеркасске. 2 июня 1962 г. был свидетелем трехдневной забастовки в городе, где расстреляли людей. Жили в вагончиках, в тупиках стояли. Работал в Ростове-на-Дон, в Калинине, Спирове, Торжке, Обнинске, Калуге, Туле… В Калуге женился, родилась дочь. Поругавшись по молодости с женой, уехал на целину в Сальские степи. Приехав, поступил в депо г. Калуга кочегаром на паровозы. Оклад 110 руб. Уволился, перешел на Машзавод слесарем по сборке тепловозов...»
* * *
В 1970 г. переехал с семьей в Московскую область, пос. Селятино, прописался. Поступил на работу в «Гидромонтаж». В 1971 г., получив квартиру, уехал на месяц в Челябинск-65 в командировку. Летом 1971 г., работая в МСУ-28 «Гидромонтаж», я был откомандирован на 30 дней в Челябинск-65. Там работали водолазы (станция 3 человека и 2 монтажника из МСУ-28). Они занимались очисткой протоков между озерами, соединяющими озеро Иртяш. Когда я приехал, водолазы работали на возведении насосной станции, находящейся около профилактория у Иртяша. В вырытом котловане надо было строить здание для насосов, а котлован полный воды. Наши ребята занимались водопонижением в котловане, а также от улицы Трудовой вели трубопровод к насосной станции. Город строился, расширялся, и надо было осваивать район ДОКа. Шёл большой набор рабочих и служащих, а жилья не хватало. Многие жители ютились в коммуналках и бараках. В городе было все для строительства жилья: мощные ДСК, ДОК, УМР, автобазы, полные техники, деньги и главное – у всех было огромное желание строить. Но где? Город с трех сторон ограничен озерами, кругом слабый грунт, который для строительства не пригоден. В руководстве города и управлении строительства решили отсыпать места под стройку скальным грунтом и освоить забивку свай. Но встал вопрос «как?», ведь свайных работ в городе не проводилось. В Челябинске были самодельные сваебойки, но они были слабомощные, а здесь требовалось агрегатам тысячи свай забивать. Начальником строительства был Геннадий Максимович Середа, инициативный, грамотный и болеющий за строительство города. Он предложил построить копровую (сваебойную) установку своими силами. Согласовали с «Гидромонтаж», оттуда прислали трубоукладчик пятнадцатитонный, металлоформы для изготовления свай, дизель-молот (они у нас были, мы забивали на море шпунты для укрепления пирсов). Заказали в проектном восемнадцатиметровую стрелу и распорку к ней. На УМР все изготовили. Геннадий Максимович решил начать забивку свай в Каслях. Там на машиностроительном заводе челябинцы забили сваи под строительство проходной и уехали. Мы создали звено в 3 человека и на трубоукладчике установили восемнадцатиметровую стрелу, закрепив ее на контрогрузах распоркой. И вот на этой неповоротной установке, кстати без кабины, мы решили забивать сваи.
У самодельной сваебойки
Освоили принцип работы за три дня. В итоге, мы втроем забили на машзаводе 1002 свай под цех художественного литья. Когда не было свай, мы срубали забитые сваи первобытным способом: кувалдой били по углам сваи, добираясь до арматуры, потом я срезал автогеном арматуру и мы подручными средствами сбивали их. Сдали Новосибирскому проектному объект и уехали в Челябинск-65 и там столкнулись с большими трудностями. Приехав на строящийся ПТУ-16, что около дамбы, мы попали на заболоченный участок. Чтобы выставить стрелу вертикально для забивки свай, приходилось подкладывать под гусеницы бревна, камни, шпалы, отъезжая туда-сюда. Бурильная установка, делая пробы грунта, не обнаружила на глубине 12 метров твердого грунта. Мы решили забить 12-метровую сваю (максимальную для нашей установки). Свая вся провалилась, не дав проектного отказа. Мы встали. Я ушел работать на линию, а ребята уехали в Селятино домой. В проектном решили наращивать сваи, ставя их одна на другую. На нижнюю 12-метровую сваю залили металлическую закладную пластину, а на верхнюю 8-метровую залили такую же пластину. Забив нижнюю, поставили на нее следующую, я сварил пластины и мы продолжили забивку. Где-то метрах на 17-ти сваи дали проектный отказ. На эти сваи погрузили определенный груз и оставили на время выдержки. Приехав после разрешения проектантов, мы продолжили забивку. Сваи остались в проектном отказе. В Новосибирском институте, курирующим нас, утвердили такой проект. После сварки свай, обливать швы цинком и обмазывать потом битумом с каболкой. Работы нам прибавилось. Мы втроем успешно справились с этой работой. Работали весь светлый день, не смотря на часы. Мастер Лобода Анатолий Иванович почти всегда был при нас, волновался. Он находился в городе с 1969 г. руководил водолазными работами. Геннадий Максимович Середа тоже часто был у нас. Все спрашивал, что надо. Это очень помогло нам в успешной работе. Нам все привозили сразу. А.И. Лобода организовал участок, набирал специалистов. Теперь на копровой были местные: машинист Осипов Анатолий и копровщик Чернышев Виктор, третий был я, опять продлив командировку. И вот звеном три человека за короткий срок мы забили все сваи под два корпуса ПТУ-16. После сдачи ПТУ я был награжден дипломом госкомитета РСФР.
Мы переехали в район ДОКа осваивать будущий пр-кт Карла-Маркса. Начали от 4-го полка стройбата. Забили сваи под 9-этажный дом. Все получилось, сдали объект без брака. Машинисты копровой менялись: Трофимов Геннадий, Юшков Павел, Кременев Иван. Копровщики тоже менялись. Только я, опять продлив командировку, остался. Работа была налажена. Мы за световой день забивали до 30 свай, а по СНИП штук 8. В 1978 г. я был вынужден оставить работу. Дело в том, что в 1961г. я работал в Донбассе электромонтажником контактной сети на ж/д. Тянули сеть для электровозов. Влезая на металлическую опору и неся штангу с изоляторами, я зацепил ею за провода освещения станции, меня сбило электрическим током - на станции не отключили ночное освещение. Упав на бетонную платформу, я сильно разбился, но, будучи молодым (20 лет), быстро восстановился. Остался двухлодыжечный закрытый перелом левого голеностопного сустава. И в 1978 г. я уже не смог ходить. Врачи поставили диагноз - стерлись суставы, надо закрыть голеностоп. Сделали операцию, но попутно занесли инфекцию. Проболел год. Дали 3 группу инвалидности пожизненно. Шов и сейчас гниет. После болезни я вышел на прежнюю работу копровщиком, не сказав никому и нигде на работе про инвалидность. Забив почти под все объекты сваи на К.Маркса, мы двинулись на улицу Дзержинского. Впоследствии, за магазин «Мебельный» я тоже был награжден дипломом Госкомитета РСФСР. Строители работали на ДОКе смены, наступая нам на пятки. Они даже согласились за нас сваи забитые срубать под отметку. Все тем же варварским методом. Это сейчас машинист, сидя в кабине, нажав кнопку, срезает сваю гидравликой. На объектах не обходилось и без казусов, особенно летом. Приезжали городские власти, мол, жители жалуются, что сильно гремите, и начинаете работать рано утром и заканчиваете поздно вечером. Объясняю им: «Д дизель-молот у нас без охлаждения, при работе быстро нагревается, вот и приходится пораньше начинать и под вечерзаканчивать, когда жара спадет. Ведь не все ещё получили квартиры. А кому шумно, то пусть перебираются на Цветочную, там не разобрали последний барак, там тихо. А насчет «потише», то нет у нас кнопки звук убавить. А стройка ждет, видите, уже миксеры с бетоном ждут нас. Пусть жители потерпят. Вот так, до свидания!»
Зимой работалось хуже. В ватных брюках, в валенках, таскаешь бревна, камни, шпалы, подкладывая под гусеницы трактора, чтобы выставить стрелу вертикально. Бурильная установка делала отверстия, иногда приходилось проливать их горячей водой, иначе сваи, не пробив мерзлоту, рушились. Все равно мы не останавливались. Машинист с сиденья сметёет снег, положит ватник и вперед. Стройка ждет. За 10 лет (1971 - 1981гг) мы звеном в три человека забили несколько десятков тысяч свай для зданий города. Однако мы еще ездили и по области, забивая сваи. Бурино, Кыштым, Щербаковка, Потанино, Первоуральск... Надо отдать должное водителю 1-го автогаража: он на панелевозе умудрялся возить 18-метровую стрелу по улицам города. Также мы внесли большую лепту в помощи горожанам. На отсыпках заболоченных мест, на окраинах города, за десять лет мы забили тысячи свай под 2-этажные гаражи. Где бы сейчас ставили такое количество машин? За зоной? Мы считаем, что внесли большой вклад в строительство города. Очень жаль, что многих теперь нет с нами. Из машинистов остался только Павел Юшков. В 1981 г. в УМР поступила современная установка по забивке свай, выполненная на базе дизельэлектрокрана ДЭК. Эта установка отвечает всем требованиям сваебойных работ. Не надо бревен под гусеницы, не надо автокрана, подкладывающего сваи перед копром. Теплая кабина, кнопки управления. Мечта! Башня со стрелой поворачивается на 360 градусов. Бери сваю откуда хочешь. Начальник управления строительства передал в аренду эту установку в наше управление, теперь уже МСУ-105. Я выучился в Глазове на машиниста копровой установки. Мы с товарищем Осиповым отказались от второго копровщика, хорошо сработались вдвоем. В 1982 году в УМР поступили шесть таких установок, открылось строительство 15-го микрорайона. Своебойни почти все уехали туда, ведь в городе осталось мало работы. Товарищ Трепалин все сваебойные работы передал в УМР. Мы свое чудо порезали вместе с трактором на металлолом, дизель-молот подарили в УМР. Вся семья моя в городе. Я, давно получив квартиру, при поддержке Г.М. Середы, перевез семью. Сейчас у меня четверо внуков, один из них родился 2 февраля 2018, а ещё есть трое правнуков, старшему 12 лет. Старшая дочь работает в администрации начальником финансово-экономического отдела. В квартире я живу один. Если кто хочет связаться со мной, вот мой номер телефона: 4-02-35. Алексей Петрович Федорин
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость28 апреля 2024 - утро
18oC, Ветер Юго-западный 4 м/с, Облачно Без осадков
подробнее• | Уборщик торгового зала |
• | Водитель С |
• | Пекарь с обучением |
• | Рассмотрю подходящие варианты |
• | водитель |
• | Специалист технической поддержки,системный администратор |