История под нашими ногамиГородская жизнь, 22 апреля 2019 14:15, источник: Собинформ
История важнейших археологических (и исторических вообще) открытий часто начинается со словосочетания «случайная находка». Его величество случай тут не самое важное. Важно, что случай подвернулся «неслучайному» человеку и нашедший оказался неравнодушным человеком как минимум. И если остаться неравнодушным к «сокровищу Панагуриште» (гуглим) весьма затруднительно, то сколько не менее ценных в научном плане находок не нашли своего неравнодушного первооткрывателя? У нас в стране первая попытка «систематизировать» и поставить под контроль деятельность «любителей древностей» была предпринята ещё Петром I в 1718 году изданием указов, предписывающих всё найденное золото из древних курганов сдавать в государственные учреждения. С началом новой эры после Октябрьской революции пробудилось активное краеведческое движение, краеведческие кружки появились едва ли не в каждом населённом пункте. И как результат – многие значимые археологические находки советского времени были сделаны непрофессиональными исследователями. Хотя в научный оборот их всё же вводили профессионалы. Например, знаменитая палеолитическая стоянка Мальта была «открыта» обычным сибирским крестьянином Савельевым, решившим углубить подвал. Повезло, что рядом оказался образованный деревенский библиотекарь, сообщивший о находке бивня мамонта легендарному Михаилу Герасимову – будущему автору методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков. Современный человек зачастую не представляет, что предшествовало окружающему его, привычному для него миру. А этот мир был не менее густонаселённым, и под нашими ногами лежит самая настоящая живая история. Уже в недолгой истории городского музея были несколько случаев, когда неравнодушные местные жители обращались с просьбой идентифицировать их находки. Самый известный пример – находка в 2007 году лодки-долблёнки на озере Улагач. К сожалению, по объективным причинам, принять этот ценный дар в свои фонды мы не могли – не было ни помещений, ни средств на консервацию и реставрацию. Такую находку, конечно, трудно не заметить. А вот не заметить бронзовое зеркало или кремнёвый скребок – запросто. Если вы не профессионал. Именно по этой причине родилась идея данной статьи. Мы решили представить самые характерные для наших мест археологические артефакты (что-либо, созданное людьми и передающее информацию о культуре). Начнём в хронологическом порядке – с каменного века. В данном контексте речь идёт скорее о технологиях каменного века, которыми люди продолжали пользоваться и в веке металла. Самые многочисленные находки – это кремнёвые отщепы, отходы производства. Большой ценности сами по себе они, как правило, не представляют. Но их наличие – важнейший маркер, который свидетельствует о существовании на этом месте древней мастерской по обработке камня. Устраивали такие мастерские либо на месторождении рабочего камня, либо на месте жилища (поселения). В последнем случае вы можете стать первооткрывателем новой Мальты. Но подобную каменную мелочь очень легко пропустить, а вот законченные изделия или заготовки уже гораздо легче идентифицировать. На иллюстрациях самые часто встречающиеся изделия из камня. Уже задолго до нынешнего времени стандартизации всего люди нашли удобные формы, и они с завидной постоянностью тиражировались древними ремесленниками. Это касается не только изделий из камня. А отличия формы, технологии, материалов, иногда незначительные, могут много сказать специалисту о культурной принадлежности их создателей.
Иллюстрация №1. Изделия из камня, вверху скребки, ниже – ножи (ножевидные пластины)
Иллюстрация №2. Кремневые наконечники стрел.
Следующая эпоха, эпоха металла – бронзовый и ранний железный века мы условно объединяем здесь ввиду типологической схожести многих предметов. Скажем, каменные и костяные наконечники стрел, которые продолжали использовать, мало отличаются внутри этого огромного промежутка времени. Куда более важным маркером является керамика – обломки сосудов, особенно, если на них нанесён орнамент. Тут простор для исследователя огромный, и информация может быть очень важной. Стало быть, непрофессионал должен знать – если на обломке горшка есть орнамент – находка ценная. Особенно ценная, если это обломок венчика или придонный фрагмент. Тогда можно ещё больше сказать о конструкции и технологии, а значит, и о культурной принадлежности. Керамика – наиболее многочисленная категория артефактов, встречающаяся на поселениях эпохи металла. Примеры орнаментированных фрагментов керамики местных археологических культур вы можете видеть на иллюстрациях. Важно заметить, что древняя керамика, как правило, грубая, без лощения и глазури. Особенно отличают её характер теста (глиняной смеси, из которой изготавливалась керамика) – с примесями песка, талька, слюды, что придаёт ей «искристость». По цвету – тёмно-серому, черноватому, обломки керамики похожи на слоистый камень, но они легче и могут быть слегка изогнуты. Часто керамика несёт следы пребывания в огне. Будьте внимательнее и не ошибётесь. Из обломков керамики древние мастера делали ещё одну часто попадающуюся категорию артефактов – так называемые пряслица. Иногда их изготавливали из глины, талька, найдено даже уникальное металлическое. Пряслице (от слова прясть) – это маховичок, надевавшийся на веретено, но каково истинное назначение этих предметов было в древности - можно только догадываться. Часто они орнаментированы и несут солярную (солнечную) символику. Вероятно, это указывает на их связь с культом огня и Солнца.
Иллюстрация №3. Керамика. Орнаментированные венчики сосудов.
Иллюстрация №4. Пряслица.
Ещё одной категорией предметов, которые могут встретиться, являются вещи, похожие на современные, но деталями указывающие на свою древность. Например, обычный железный топор, изготовленный путём ковки из цельной полосы. Часто ковка в древности заменяла современное сложное литьё. Поэтому если вы нашли кованый гвоздь, то это железный аргумент в пользу его старины, как минимум, принадлежности к доиндустриальной эпохе. Ещё одна говорящая деталь – качество металла, современное промышленное железо куда лучше сохраняется и степень коррозии, ржавчина прямо говорит о древности. Если же металлический предмет имеет зелёноватую поверхность – это медь или бронза, которые даже чаще использовали в древности, нежели железо.
Иллюстрация №5. Металлические изделия. Наконечник стрелы «скифского» типа.
Иллюстрация №6. Металлические изделия. Бронзовый нож.
Предвижу назревший вопрос о «цветных металлах» - термин, которым именуют в первую очередь золото и серебро. Наши ближайшие предки были не менее заинтересованы в них. Поэтому до нашего времени не извлечённых на дневную поверхность изделий из драгметаллов осталось крайне мало. Особенно пострадали наши места, ещё в XVII-XVIII веках ставшие своеобразным Клондайком для «бугровщиков», т.е. грабителей курганов («бугров»). Тонны высокохудожественных изделий древних мастеров были просто уничтожены, превращены в лом и переплавлены на продажу. Поэтому современные идейные наследники «бугровщиков» прошлого могут успокоиться. Всё уже «зачищено» до нас. Заметьте, что кочевники, контролировавшие Зауралье и Южную Сибирь, с большим уважением и меньшей меркантильностью относились к наследию предков, и курганы простояли неграблеными тысячелетия! В заключение ещё раз хочу особо обратить внимание садоводов – места облюбованные «садовыми некоммерческими товариществами» особенно богаты артефактами прошлого. И поскольку орудие труда садовода и археолога одно и то же – лопата, призываю внимательнее смотреть под эту самую лопату, повредить, и что ещё хуже – не заметить уникальный предмет, возможно единственный сохранившийся из прошлых времён, легко. Любопытство, перерастающее в любознательность – важный фактор развития личности. Жить становится интереснее. А если находки станут достоянием общества, частью культурного наследия нации, т.е. будут согласно законодательству переданы в музей, то ещё и появится законная гордость первооткрывателя. Поэтому, если вам случайно попалась древняя находка, сотрудники муниципального учреждения «Городской музей» всегда готовы встретится с вами и выехать на место находки древних артефактов. Адрес музея проспект Победы, д. 2, контактный телефон 2-80-90. Вместо послесловия. Противодействие расхищению археологических ценностей России в настоящее время обозначилось как одна из наиболее актуальных задач в сфере сохранения историко-культурного наследия нашей страны. 23 июля 2013 года в Российской Федерации принят Федеральный закон № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», который дополнил Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 243.3, предусматривающей уголовную ответственность за уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ от обязательной передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере. Андрей Николаевич Теличко, методист МКУ «Городской музей»
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | Разносчик газет |
• | Разносчик газет |
• | Разносчик газет |
• | Эл. монтажник. Энергетик |
• | Экономист, Юрист, Юрисконсульт, помощник |
• | Ищу подработку |