Сентябрь в Семиречье. Часть 5. Талгарский перевалСпорт и отдых, 15 марта 2019 08:44, источник: Собинформ
Продолжение. Начало см. ссылки: 1 - http://www.ozersk74.ru/news/sport/390852/ 2 - http://www.ozersk74.ru/news/sport/391922/
3 - http://www.ozersk74.ru/news/sport/393314/ 4 - http://www.ozersk74.ru/news/sport/396435/
А вы уже готовы провести сентябрь в Алма-Ате? Большой Талгарский перевал ждет. Для настоящих походников и альпинистов много полезной информации на сайте Федерации альпинизма и скалолазания Республики Казахстан: http://mountain.kz/ru/ Наши туристические заметки предназначены скорее для любителей простых горных прогулок. Большой Талгарский перевал – маршрут легкий, однако следует принимать во внимание не только сложность, но и высоту. Пострадавшие от горной болезни начинают встречаться уже на средней станции. Впрочем, обо всем по порядку. Коротко о погоде в начале сентября в разгар дня. Город: +26, Шымбулак: +20, Талгарский перевал: +12. Утром и вечером, конечно, везде прохладнее, на перевале может быть менее 10 градусов и сильный ветер, поэтому из дома выходим в футболочке, но с рюкзаком теплых вещей: шапка, шарф, варежки, теплая кофта, куртка, теплые штаны и носки – обязательно. Одеваться будем по мере подъема и продолжительности нахождения на перевале. Берем с собой термос и еду для самостоятельного пикника или много денег на посещение горных кафе. Мы экономим. Нас Матроскин научил. Напомним дорогу на Талгар (облегченный вариант – полностью транспортом). На пр.Достык (угол Абая, около геологического музея) садимся на автобус №12 (оплата по карте 80 тенге, наличными – 150 тенге, это 14 и 26 рублей соответственно) и едем до предпоследней остановки – до станции фуникулера (последняя остановка – каток «Медеу», через 700 метров). Покупаем в кассе полный билет на перевал. Будет две пересадки: на Шымбулаке и средней станции. Время пересадки не ограничивается, т.е. можно погулять, а потом ехать дальше. Необходимо учитывать время работы подъемника, если совсем не хотите ходить пешком по горам. При покупке билетов на нижней станции изучите расписание и обратите внимание на то, что станции закрываются последовательно, а не одновременно: перевал закрывают на полтора часа раньше, чем нижний участок. Если не успеете спуститься «последней лошадью», то дойти вниз на своих двоих вполне по силам, главное – засветло; освещение на склонах работает только в период горнолыжного сезона, а в кромешной темноте по камням легко кости переломать. В общем, не загуливайтесь, даже в «окультуренных» горах необходимо соблюдать технику безопасности. Фуникулер вниз (с теми же пересадками) довезет до конечной, около станции есть остановка автобуса в город. Туалеты есть на всех станциях (бесплатные). На перевале построена отдельная трасса для горнолыжников, так что туалет там тоже имеется. Можно совместить посещение Талгара и катка «Медеу» (в сентябре еще идет летний сезон, вход на каток бесплатный), но фуникулер проходит без захода на каток, до катка от нижней станции можно дойти пешком, а в город уехать с остановки, что около катка. Можно на каток спуститься от Шымбулака на экобасе (300 тенге). В летний период на «Медеу» катаются на роликах, в октябре каток готовят к зимнему сезону (зимнее открытие – 20-25 октября, следите за новостями на их сайте). Зимой вход на каток платный. Мы подробно о посещении катка и горнолыжной базы рассказывали: см.выпуск «Летняя поездка в столицу Семиречья. Часть 4» http://www.ozersk74.ru/news/politic/344478/. Фотография графика работы фуникулера там выложена. Стоимость полного билета на фуникулер Медеу (нижняя станция) – Шымбулак – комби1 (средняя станция) – комби2 (перевал): 3500 тенге (610 руб.) – взрослый, 2000 тенге (350 руб.) – школьный/молодежный. При покупке билетов льготникам необходимо предъявить документы, например, паспорт, чтоб подтвердить возраст по молодежному билету. Это стоимость проезда вверх-вниз, сохраняйте билеты до конца, т.к. вход на посадку осуществляется через терминал по штрих-коду на билете. Спуск, по сути, бесплатный, так что, возможно, в случае утери билета на перевале, вниз вы уедете, пешком не заставят идти. Если позволяет время, погода и физическое состояние, то часть подъема можно осилить пешком, проезд на фуникулере тогда обойдется дешевле, т.к. можно перечисленные выше отрезки трассы оплатить по отдельности. На среднюю станцию от Шымбулака мы пешком ходили летом (об этом рассказ здесь http://www.ozersk74.ru/news/politic/344478/) и по сугробам в конце октября (когда-нибудь обязательно об этом безумии тоже расскажем и покажем). Поехали! За 30 минут автобус поднимает нас из центра города до начальной станции канатной дороги, ведущей на перевал. На станции есть сувенирные магазины, кафе, туалеты (в большом здании надо по указателям по лестнице спуститься в подвальное помещение на подземную парковку, можно к ним подойти снизу от автобусной остановки через парковку). На нижней станции располагаются и билетные кассы.
Шумные группы иностранных туристов, как правило, не поднимаются выше Шымбулака, а местные жители выезжают массово в горы по выходным, так что в будни на перевале спокойно и малолюдно.
Проходим на посадку. Билетики штрих-кодом нужно приложить к светящимся зеленым меткам на турникетах. Рядом стоят дежурные, подскажут.
Медленно проплываем над ущельем, над извилистым серпантином горной дороги. Любуемся красотами сентябрьского Алатау. Любуемся! А не пытаемся вывалиться из кабинки!
Наконец приближаемся к пункту первой пересадки – горнолыжному комплексу «Шымбулак».
На «Шымбулаке» предстоит сделать первую пересадку и утеплиться. Здесь уже значительно холоднее, чем внизу: +18. При такой температуре еще можно обойтись без ватных штанов и шапки, но мы надеваем все теплые вещи, чтобы не терять время и сразу подниматься на перевал. Когда вы будете стоять здесь на центральной площадке лицом к перевалу, то слева увидите лестницу вниз: в подвальном помещении находятся туалеты, прокат и раздевалки. Там и можно переодеться. Отметим высоту – 2260 м.
Поднимаемся выше. Горнолыжный комплекс остается позади, а мы делаем следующую пересадку - на средней станции. Высота – 2850 м. Здесь заканчивается линия леса. Выше – только скалы и ледники. Нам как раз туда.
Прибыли. Высота Талгарского перевала – 3200 м.
Да, не пешком, а на воздушном трамвайчике, но мы ж в этих горах уже не впервые, да и «горняшка» по мне бьет при пешем подъеме на высоту более 3000 м. По статистике, при подъеме выше 2500 м, каждый третий (!) ощущает на себе проявления горной болезни. Чем выше, тем больше процент «пострадавших» и тяжелее симптомы. Могут случиться такие «приятности» как расстройства ЖКТ (разные, в т.ч. те, о которых вы сейчас подумали), головокружение вплоть до потери сознания, учащение сердцебиения до критических отметок, атрофия мышц. Хорошо, если не все сразу. У меня случалось, что пульс подскакивал почти до 200 ударов и ноги отнимались. Может произойти воздействие высоты и на психику: возникает неконтролируемая беспричинная истерика, галлюцинации, паника, апатия, когда просто сидишь в сугробе, ревешь и не хочешь больше никуда идти. Если б мне, человеку, неоднократно ходившему в многокилометровые крестные ходы (на 13, 21 и 32 км) со скоростью марш-броска и бывавшему в молодости на ледниках Кавказа, сказали, что я на ровном месте слезу пущу и начну причитать, что больше не могу, я б не поверила. Но именно это произошло на перевале Джусалы Кезень (мы о нем рассказывали вот здесь http://www.ozersk74.ru/news/sport/377970/). Дочка, хотя и выглядит как «шкелетина», которую от порывов ветра спасает только рюкзак, на самом деле способна выдержать достаточно сложный поход: она с 6-летнего возраста участвует в ежегодном 13-километровом крестном ходе вокруг Кыштыма, бежит всю дорогу вприпрыжку в первых рядах след в след за батюшками, и в 12-летнем возрасте ходила в горный поход на Джабель Харун в Иордании (10 часов пешком и верхом на осле по горам при температуре выше +40, об этом мы тоже рассказывали). И вот мы с ней, две не самые хлипкие барышни, сидим в снегу на высоте всего лишь 3300 м и «сопли на кулак наматываем». Папанечка, конечно, испугался тогда: «Как мы их попрем до машины без подручных средств по снегу и камням?» На что наш гид, опытный альпинист, сказал: «Засекай время, через 10 минут встанут как ни в чем не бывало, это «горняшка»». Все так и случилось: наш «психоз» прошел так же внезапно, как и нахлынул. Не поверишь, пока сам не испытаешь, как головушка «съезжает» в горах. С галлюцинациями на 3800-4000 м иногда сталкиваются даже опытные альпинисты. Высота «3000+» - это не шутки, особенно для нас – равнинных жителей, не обольщайтесь тем, что находитесь в людном, «обжитом» месте, в которое местные ездят на увеселительные прогулки. Реакция на высоту индивидуальна, нетренированный организм может отреагировать неожиданным образом. Встречались нам в этих местах туристы, которым нехорошо становилось и на средней станции, причем при подъеме не пешком, а на канатке, т.е. некоторым людям и физическое напряжение не требуется – достаточно просто небольшого набора высоты, чтоб проявилась горная болезнь. Фуникулер, кстати, движется медленно, плюс пересадки, так что подъем происходит постепенно. И, тем не менее, в походе на Талгар прислушивайтесь к своим ощущениям, даже при небольшом ухудшении самочувствия или появлении каких-то несвойственных вам мыслей и чувств остановитесь на средней станции. Пейте воду, соблюдайте ТБ. Ну, а если вам хорошо, и даже замечательно, то добро пожаловать на перевал)))
Здесь есть горное кафе, подзорная труба, метеостанция, лавинные заграждения, кресельная канатка для лыжников, красивые камушки и ледник.
За несколько часов, что мы провели на Талгарском перевале, температура опустилась с +14 до +9 – проследили за показаниями на табло метеостанции. К вечеру поднялся сильный ледяной ветер. Однако многие алматинцы и гости южной столицы легкомысленно поднимаются на перевал в той же одежде, в которой из города выехали, забывая, что температурная разница достигает 17-ти градусов (+26 – город, +9 – перевал). А потом бегают по перевалу вот такие девчушки с красными носами, отчаянно пытающиеся сделать героическое селфи.
Для отдыхающих на седловине перевала установлены несколько столиков со скамейками, где можно отдохнуть, перекусить, подкрепить силы и попытаться подняться пешком на одну из окрестных горочек.
Солнце, прорываясь сквозь тучки, играло на горных склонах. В ложбине за высокой каменной грядой отдыхало большое облако. Выше неба в радостном ожидании близкой зимы искрился ледник. А далеко внизу, у подножия Заилийского Алатау, раскинулся город.
Нам очень хотелось задержаться в горах подольше. Солнце перекатывалось с одной скалы на другую, красиво опускались сумерки. Наблюдать вечернюю игру света, стоя на горном перевале, мы готовы часами, но представление быстро заканчивается, природный театр теней на ночь закрывается, и на последний рейс фуникулера надо успеть. В горах темнеет стремительно и гораздо раньше, чем внизу: ушло солнце за гору, и все – ночь, хотя под горой еще совсем светло. Выходим погулять на средней станции. Здесь есть отель, кафе, смотровая площадка. Правила обязывают надевать парашют. Ой, а мы свой дома забыли :(
Чем ниже, тем теплее. Начинаем постепенно разоблачаться и спускаемся к горнолыжному комплексу «Шымбулак». Вот он во всей красе, вид сверху солнечным сентябрьским днем.
Про Шымбулак мы уже много рассказывали в наших алматинских выпусках. Горнолыжная школа, отель, рестораны, прокат и прочая инфраструктура – все к услугам туристов.
На высоте Шымбулака вечером вполне летняя температура. Справа на фото женщина в синей маечке – одета полностью по погоде. Такой перепад! На этом же снимке хорошо виден стенд с графиком работы канатной дороги по станциям.
Сейчас около 6 часов вечера, и мы едва успеваем на последний рейс. Экотакси ходят между Шымбулаком и Медеу до 21-00, но у нас уже оплачен проезд в оба конца на фуникулере, надо торопиться вниз. Автобусная остановка и наш автобус. Без паники! Он, к счастью, не последний. Автобусы ходят до позднего вечера и с небольшими временными интервалами.
На сегодня это все. Ходите в горы! Сальма
P.S. Напоминаем, что очень дешево стоит проезд на поезде Челябинск-Петропавловск-Алматы (при условии покупки билетов на сайте Казахстанских железных дорог). Желающим организовать перелет в Алматы из Кустаная по нашему прошлогоднему примеру (см. репортаж «Сентябрь в Семиречье. Часть 1») советуем быть начеку: «Scat» скоро начнет продажи на лето (июнь-сентябрь), мы в прошлом сентябре слетали Костанай – Алматы туда-обратно за 5500 рублей, но билеты такие разбирают быстро, надо покупать сразу в начале продаж. Сейчас есть в продаже билеты на период до конца мая. Для сравнения посмотрим цены по этому маршруту, если покупать сейчас, т.е. не в начале сезонных продаж: самые дешевые билеты – 57000 тг (более 10 тыс.руб.), акционного тарифа в наличии уже нет вообще. Акции у «Ската» бывают на открытие очередного сезона. Новый лоукостер «Fly Arystan» пока не впечатляет ценами: 30-35 тысяч тенге Астана-Алматы туда-обратно - это дорого для лоукостера, да плюс дорога от нас до Астаны и обратно. Выгоды для нас нет совсем никакой при их нынешней карте полетов и цен. «Скат» из Костаная лучше. Так что, если хотите в Алма-Ату в июне-сентябре, пора на старт. В этом году очень удачно выпадают майские праздничные выходные. В начале мая в Алма-Ате невероятно красиво, а кроме того, алматинцы с большим размахом отмечают День Победы. Чтобы не тратить драгоценные дни на поезд, поищите варианты полетов из Кустаная: летает не только «Скат», есть еще «Казак Эйр» и «Бек Эйр», к майским праздникам вдруг да будут распродажи у кого-нибудь из них. Конечно, самый простой вариант перелета: из Екатеринбурга или Челябинска со стыковкой в Астане, но это и самый дорогой вариант.
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость28 апреля 2024 - ночь
10oC, Ветер Северо-западный 0 м/с, Малооблачно Без осадков
подробнее• | Уборщик торгового зала |
• | Водитель С |
• | Пекарь с обучением |
• | Рассмотрю подходящие варианты |
• | водитель |
• | Специалист технической поддержки,системный администратор |